г. Самара |
|
19 мая 2020 г. |
Дело N А72-13373/2019 |
Резолютивная часть постановления оглашена 12 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 мая 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ястремского Л.Л.,
судей Коршиковой Е.В., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноваловой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ориентир" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.12.2019 по делу N А72-13373/2019 (судья Карсункин С.А.),
принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Ориентир"
к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области
к Муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице администрации города Ульяновска
о взыскании 166 300 руб. 15 коп.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ориентир" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области и к муниципальному образованию город Ульяновск в лице Администрации города Ульяновска о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 166 300 руб. 15 коп.
До принятия решения по делу истец заявил об отказе от исковых требований в части требований к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области, также заявил об увеличении размера иска в части требований к муниципальному образованию город Ульяновск в лице Администрации города Ульяновска до 1 439 290 руб. 22 коп.
Определением от 05.12.2019 отказ истца от исковых требований в части предъявления требований к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области был принят судом, производство по делу в части предъявления требований к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области прекращено; ходатайство представителя истца об уточнении исковых требований было удовлетворено судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
Представитель Администрации города Ульяновска возражал против удовлетворения исковых требований, заявил о пропуске истцом срока исковой давности.
Арбитражный суд Ульяновской области решением от 25 декабря 2019 года в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой прocит отменить обжалуемое решение, принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов суда относительно истечения сроков исковой давности. Полагает, что срок исковой давности следует исчислять с даты вступления в законную силу решения Ульяновского областного суда по делу N Nа-93/2018 от 26.08.2018.
Заявитель также указал, что сумма, взысканная по решению Арбитражного суда Ульяновской области N А72-13065/2015 от 18.02.2016 подтверждает наличие неосновательного обогащения за указанный истцом период.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2020 изменены время и дата судебного разбирательства по рассмотрению апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Ориентир" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.12.2019 по делу N А72-13373/2019 на 12 мая 2020 года.
Стороны явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии со статьей 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных в порядке статьи 123 АПК РФ о месте и времени проведения судебного заседания.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, судебная апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Ориентир", как арендатор, и Администрация (мэрия) г. Ульяновска в лице председателя Комитета по управлению земельными ресурсами и землеустройству Администрации (мэрии) г. Ульяновска, как арендодатель, 31 мая 2006 года заключили договор аренды земельного участка N 24-2- 013064 (далее - договор), в соответствии с которым арендодатель обязался предоставить в аренду земельный участок с кадастровым номером 73:24:021005:126 из земель поселений, площадью 5916 кв. м, находящийся по адресу: г. Ульяновск, пр-кт Дружбы Народов (восточнее жилого дома N 5) в Заволжском районе, под размещение стоянки автомобилей, без права возведения объектов, относимых законодательством к недвижимым вещам, в границах, указанных в плане земельного участка (п. 1.1 договора).
По акту приема-сдачи земельного участка в аренду N 4026 от 31.05.2006 арендодатель передал указанный участок в аренду (т. 1 л.д. 39).
В соответствии с п. 4.1 договора срок аренды участка установлен с 22.05.2006 по 30.06.2011.
Соглашением к договору аренды земельного участка N 24-2-013064 от 31.05.2006 N 621 от 06.09.2011 срок аренды продлен до 07.06.2016.
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии с п. 3.1 договора аренды земельного участка размер арендной платы за земельный участок определяется от кадастровой стоимости земельного участка в процентном отношении.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утверждены постановлением Правительства Ульяновской области от 25.12.2007 N 510 (далее Порядок N 510).
Согласно пункту 3.2 договора арендная плата вносится арендатором ежемесячно до 10-го числа следующего за отчетным, за декабрь до 25 декабря текущего месяца путем перечисления денежных средств на расчетный счет арендодателя.
В соответствии с п. 2.1 Порядка N 510 ежегодная арендная плата за использование земельных участков устанавливается исходя из ставок земельного налога с применением поправочного коэффициента в зависимости от случаев предоставления земельных участков.
В соответствии с п. 2.3 Решения Ульяновской городской Думы от 13.07.2005 N 135 "О земельном налоге на территории муниципального образования "Город Ульяновск", действовавшего в спорный период, ставка земельного налога в отношении прочих земельных участков установлена в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости.
Как следует из искового заявления, кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию па 01.01.2011 была определена исходя из удельного показателя 5-й группы видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (утв. постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области"). При проведении государственной кадастровой оценки земельный участок был ошибочно отнесен к 5-й группе видов разрешенного использования, что повлекло неправильное определение его кадастровой стоимости из расчета удельного показателя 5-й группы видов разрешенного использования вместо определения кадастровой стоимости из удельного показателя 3-ей группы видов разрешенного использования.
Решением от 28.06.2018 по делу N 3а-93/2018 Ульяновский областной суд устранил в сведениях Единого государственного реестра недвижимости кадастровую ошибку путем установления с даты проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области", кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2011 земельного участка с кадастровым номером 73:24:021005:126, исходя из удельного показателя для 3- ей группы видов разрешенного использования.
Обосновывая заявленные требования, истец указал, что с учетом устраненной кадастровой ошибки ООО "Ориентир" должно было уплачивать арендную плату за период с 01.01.2012 по 01.09.2018 в меньшем размере, чем фактически ее уплатило, в связи с чем истец обратился в суд с исковым заявлением о взыскании с ответчиков неосновательного обогащения в сумме 166 300 руб. 15 коп.
Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области в отзыве на исковое заявление указало, что земельный участок истца относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена (указанное обстоятельство подтверждено выпиской из ЕГРН). Также Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области поясняло, что до 01.01.2016 денежные средства следует взыскать с муниципального образования город Ульяновск в лице Администрации города Ульяновска. За период с 01.01.2016 по 31.12.2018 Министерство произвело перерасчет арендных платежей.
В процессе рассмотрения спора истец отказался от исковых требований к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области и уточнил исковые требования. С учетом уточнения просил взыскать с муниципального образования город Ульяновск в лице Администрации города Ульяновска сумму неосновательного обогащения в размере 1 439 290 руб. 22 коп. за период с 01.01.2012 по 31.12.2015 как со стороны по договору, которой были перечислены денежные средства.
Муниципальное образование город Ульяновск в лице Администрации города Ульяновска в доводах отзыва на исковое заявление указало, что срок исковой давности для обращения в суд с требованием о взыскании неосновательного обогащения за период с 01.01.2012 по 14.08.2016 истцом пропущен, ответчик заявил о применении судом срока исковой давности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции дал надлежащую оценку обстоятельствам дела, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Согласно представленной в дело выписке из ЕГРН земельный участок, переданный в аренду, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
В силу п. 4 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно п. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
В целях реализации права по перераспределению полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации 03.07.2015 принят Закон Ульяновской области "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области" N 85-ЗО.
Согласно ст. 2 указанного закона, уполномоченный Правительством Ульяновской области исполнительный орган государственной власти (далее - уполномоченный орган) в течение неограниченного срока осуществляет полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Ульяновской области (далее - органы местного самоуправления) по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
С 01.01.2016 и до 01.01.2019 таким уполномоченным органом являлось Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в соответствии с Положением об Агентстве, действующей в редакции постановления Правительства Ульяновской области от 19.01.2017 N 1/20-П.
Согласно редакции ст. 2 Закона Ульяновской области N 85-ЗО, действующей с 01.01.2019, уполномоченный Правительством Ульяновской области исполнительный орган государственной власти Ульяновской области (далее - уполномоченный орган) в течение неограниченного срока осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования "город Ульяновск" (далее - органы местного самоуправления) по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
С 1 января 2019 года вступило в силу постановление Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N25/557-П, которым было утверждено Положение о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области.
Согласно подпунктам 1, 20 пункта 2.2 раздела 2 Положения о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N25/557-П, Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области управляет и распоряжается земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Ульяновской области; в соответствии с Законом Ульяновской области от 03.07.2015 N85-ЗО распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области" распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Соответствующие изменения внесены и в Положение об Агентстве государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области: Агентство лишено полномочий в сфере земельных правоотношений. Данные изменения вступили в силу также с 01.01.2019.
Материалами дела установлено, что ранее Администрация города Ульяновска обращалась в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ориентир" о взыскании 1 843 026 руб. 24 коп., в том числе основного долга в сумме 1 576 370 руб. 76 коп. за период с 07.02.2012 по 31.07.2015, пени в сумме 266 655 руб. 48 коп. за период с 11.04.2012 по 10.09.2015 (дело N А72-13065/2015).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 18.02.2016 исковые требования Администрации города Ульяновска к обществу с ограниченной ответственностью "Ориентир" удовлетворены частично, суд взыскал с общества с ограниченной ответственностью "Ориентир" в пользу Администрации города Ульяновска 1 173 286 руб. 42 коп. - задолженность по арендной плате за период с 07.02.2012 по 31.07.2015 и 240 766 руб. 54 коп. - пени за период с 11.04.2012 по 10.09.2015.
Общая сумма взысканных средств составила 1 414 052 руб. 96 коп.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд исходил из того, что решением Ульяновского областного суда от 24.09.2015 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 73:24:021005:126 в размере рыночной - 8 285 000 рублей.
Решение Арбитражного суда Ульяновской области было оставлено без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2016 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 08.09.2016.
Во исполнение указанного решения платежными поручениями N 26 от 31.01.2017, N 39943 от 27.01.2017 истец оплатил 1 414 052 руб. 96 коп., которые в силу последующего изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании решения Ульяновского областного суда от 28.06.2018 по делу N 3а-93/2018 считает неосновательным обогащением и просит взыскать в настоящем деле N А72-13373/2019 с муниципального образования город Ульяновск в лице Администрации города Ульяновска.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что исковые требования истца о взыскании с Администрации города Ульяновска суммы 1 414 052 руб. 96 коп. направлены на пересмотр судебных актов по делу N А72- 13065/2015 в порядке, не предусмотренным действующим законодательством.
В связи с изложенным исковые требования к муниципальному образованию город Ульяновск в лице Администрации города Ульяновска о взыскании указанной суммы правомерно были оставлены без удовлетворения.
В требования о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 1 439 290 руб. 22 коп. за период с 01.01.2012 по 31.12.2015 включены также периоды перечисления арендной платы с 01.01.2012 по 06.02.2012 и с 01.08.2015 по 31.12.2015, которые не входят в период, указанный в решении Арбитражного суда Ульяновской области суда от 18.02.2016 по делу N А72-13065/2015.
Отказывая в удовлетворении указанной части требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 196, 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу, что срок исковой давности по этим требованиям пропущен.
Довод истца о том, что срок исковой давности необходимо исчислять с момента вступления в законную силу решения Ульяновского областного суда от 28.06.2018 по заявлению о пересмотре кадастровой стоимости, судом первой инстанции обоснованно отклонен.
По условиям договора аренды земельного участка арендная плата вносится арендатором ежемесячно до 10-го числа следующего за отчетным, за декабрь до 25 декабря текущего месяца путем перечисления денежных средств на расчетный счет арендодателя.
То есть, о нарушении своего права, выразившегося в уплате арендных платежей в большем размере, чем необходимо, истец мог узнать в момент перечисления каждого платежа.
При этом суд первой инстанции отметил, что с целью изменения кадастровой стоимости земельного участка истец обращался в Ульяновский областной суд не только в 2018 г., но и в 2015 г. - с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной - 8 285 000 руб. 00 коп., по результатам которого было принято решение Ульяновского областного суда от 24.09.2015 об удовлетворении исковых требований.
При этом суд первой инстанции обоснованно указал на необходимость различения понятия "нарушение прав", определяющее начало течения исковой давности, с понятием "реализация мер по восстановлению нарушенного права".
Согласно разъяснениям, данным в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Основания для перерыва либо приостановления течения срока исковой давности, предусмотренных ст.ст. 202, 203 ГК РФ, истец не привел.
Таким образом, исковые требования к муниципальному образованию город Ульяновск в лице Администрации города Ульяновска также обоснованно оставлены без удовлетворения.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и иное толкование положений закона не являются основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы возлагаются на заявителя.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.12.2019 по делу N А72-13373/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.Л. Ястремский |
Судьи |
Е.В. Коршикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-13373/2019
Истец: ООО "ОРИЕНТИР"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА, МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МО "город Ульяновск" в лице Администрации города Ульяновска