г. Саратов |
|
19 мая 2020 г. |
Дело N А06-12925/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 18.05.2020 года.
Полный текст постановления изготовлен - 19.05.2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Смирникова А.В., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алижановой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 05 февраля 2020 года по делу N А06-12925/2019 (судья Плеханова Г.А.),
по заявлению ИП Прокофьева Николая Александровича (ОГРНИП: 312301928500012, ИНН: 301600126848)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Астраханской области (г. Астрахань, ул. Н. Ветошникова, 4Б, ИНН 3018018879, ОГРН 1043007262870)
о признании незаконными действий, выразившихся в начислении налога на имущество, по объекту недвижимости с кадастровым номер 30:03:050101:3880 и обязании произвести перерасчет.
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Прокофьев Николай Александрович (далее - заявитель, ИП Прокофьев Н.А., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Астраханской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Астраханской области (далее - МРИ ФНС России N 5 по Астраханской области, налоговый орган) с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконными действий, выразившихся в начислении налога на имущество физических лиц за 2018 год по объекту недвижимости с кадастровым номер 30:03:050101:3880 и обязании произвести перерасчет.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 05 февраля 2020 года заявленные требования удовлетворены.
МРИ ФНС России N 5 по Астраханской области не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
ИП Прокофьевым Н.А. представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заявитель и заинтересованное лицо, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 19.03.2020, 21.04.2020, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, индивидуальным предпринимателем Прокофьевым Николаем Александровичем было получено (электронно) налоговое уведомление N 27634783 от 15.08.2019, в котором произведен расчет транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц (л.д. 8-10).
Предприниматель, не согласившись с информацией, содержащейся в Уведомлении в части налога на имущество физических лиц в отношении объекта с кадастровым номером 30:03:050101:3880 в размере 6146 руб., обжаловал его в порядке, предусмотренном ст.ст. 101.2, 138 - 139 НК РФ в Управление ФНС России по Астраханской области (л.д. 11-12).
По результатам рассмотрения жалобы Управление ФНС России по Астраханской области направило Предпринимателю решение об оставлении жалобы без рассмотрения от 07.10.2019 N 10-07/16871 (л.д. 13).
Полагая, что он освобожден от уплаты налога на имущество в отношении объекта с кадастровым номером 30:03:050101:3880, ИП Прокофьев Н.А. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о неправомерности начисления предпринимателю налога на имущество, поскольку Распоряжение Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 22.12.2017 N 753, которым утвержден перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости, не подлежит применению с начала нового налогового периода - 01.01.2018.
Изучив доводы апелляционной жалобы и исследовав представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 2 статьи 399 НК РФ, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Исходя из положений статьи 401 НК РФ к объектам налогообложения относятся, в частности, расположенные в пределах муниципального образования иные здания, строения, сооружения, помещения.
Как следует из пункта 1 статьи 402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
В силу пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (подпункт 1); направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации (подпункт 2); размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (подпункт 3).
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год определен Распоряжением Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 22.12.2017 N 753.
Объект недвижимости, расположенный по адресу: Астраханская область, Енотаевский район, с. Енотаевка, ул. Вацека, д. 69, с кадастровым номером 30:03:050101:3880 включен в данный Перечень.
При этом, суд апелляционной инстанции отмечает, что правомерность включения объекта с кадастровым номером 30:03:050101:3880 в Перечень предпринимателем не оспорена.
При вынесении решения суд первой инстанции пришел к выводу о том, что с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, Распоряжение от 22.12.2017 N 753 вступило в законную силу 29.01.2018. Таким образом, поскольку налоговая база определяется как кадастровая стоимость объекта по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и для целей налогообложения она не может изменяться в течение налогового периода, Распоряжение от 22.12.2017 N 753 не подлежит применению в целях налогообложения с начала налогового периода - с 01.01.2018.
Апелляционная коллегия считает данный вывод суда первой инстанции ошибочным.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено в том числе решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
На территории Астраханской области указанный налог введен Законом Астраханской области от 26.11.2009 N 92/2009-03 "О налоге на имущество организаций".
В соответствии со статьей 378.2 НК РФ, Законом Астраханской области от 26.11.2009 N 92/2009-ОЗ "О налоге на имущество организаций", Распоряжением Правительства Астраханской области от 13.03.2017 N 99-Пр "Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Астраханской области", Постановлением Правительства Астраханской области от 29.05.2017 N 199-П "О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений", Распоряжением Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 22.12.2017 N 753 определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, расположенных на территории Астраханской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год".
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Перечень на 2018 год утвержден Распоряжением N 753, пунктом 4 Постановления от 22.12.2017 N 753 установлено, что оно вступает в силу с 01.01.2018 года. Указанное Распоряжение опубликовано в установленном законом порядке, 28.12.2017.
Пунктом 1 статьи 5 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Как следует из пункта 5 этой же статьи, положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
По смыслу пунктов 2, 7 статьи 378.2 НК РФ перечень объектов недвижимости определятся в целях применения закона субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций.
Названный перечень утверждается постановлением, приказом либо распоряжением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не регулирует отношений, связанных с установлением налоговых ставок, налоговых льгот, либо особенностей определения налоговой базы и представляет собой перечисление объектов недвижимости с указанием их кадастровых номеров и адресов (пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Исходя из положений статьи 1, статьи 372 НК РФ по форме и содержанию данный акт не может быть отнесен к законодательству субъекта Российской Федерации о налогах.
С учетом названных норм, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости, формируется исключительно в соответствии с критериями, установленными в законе о налоге на имущество субъекта Российской Федерации, носит информационный характер, так как представляет собой особую форму доведения соответствующих сведений до налогоплательщиков, сам по себе не содержит каких-либо новых условий или изменений порядка налогообложения, установленного законом.
Указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2017 N 32-АПГ16-14.
Апелляционная коллегия отмечает, что Распоряжением от 22.12.2017 N 753 определен Перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на конкретный год, а именно - 2018.
В силу норм налогового законодательства индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы, освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности, только в том случае, если это имущество не включено в Перечень объектов, по которым налоговая база определена как кадастровая стоимость.
В рассматриваемом случае, налоговым органом, при наличии правовых оснований, произведен расчет налога на имущество за 2018 год, исходя из кадастровой стоимости объекта, о чем в установленном порядке было направлено налоговое уведомление на уплату налога.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия апелляционной инстанции считает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, что в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда.
При указанных обстоятельствах требования индивидуального предпринимателя Прокофьева Николая Александровича не подлежат удовлетворению.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
В связи с изложенным решение суда первой инстанции не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 05 февраля 2020 года по делу N А06-12925/2019 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований индивидуальному предпринимателю Прокофьеву Николаю Александровичу отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-12925/2019
Истец: ИП Прокофьев Николай Александрович
Ответчик: МИФНС N 5 по Астраханской области