Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 4 августа 2020 г. N Ф06-63709/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
19 мая 2020 г. |
Дело N А12-43956/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лапкиной К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волгоградспецмонтаж"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 февраля 2020 года по делу N А12-43956/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волгоградспецмонтаж" (404411, Волгоградская область, Суровикинский район, г. Суровикино, ул. Шоссейная, д. 15, ОГРН 1083458000230, ИНН 3430009089)
к (404171, Волгоградская область, р.п. Светлый Яр, ул. Спортивная, д. 16, ОГРН 1043400947017, ИНН 3426010758)
о признании недействительными ненормативных актов,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Волгоградспецмонтаж" (далее - ООО "Волгоградспецмонтаж", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Волгоградской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 8 по Волгоградской области, налоговый орган, инспекция) от 19.09.2019 N 09-20/1831, отмене пунктов 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1.11, 1.12 требования от 19.09.2019 N 09-20/1831.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 26 ноября 2019 года заявление ООО "Волгоградспецмонтаж" принято, возбуждено производство по делу N А12-43956/2019.
ООО "Волгоградспецмонтаж" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной ИФНС России N 8 по Волгоградской области от 23.09.2019 N 09-20/1844, отмене пунктов 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1.11, 1.12 требования от 23.09.2019 N 09-20/1844.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 26 ноября 2019 года заявление ООО "Волгоградспецмонтаж" принято, возбуждено производство по делу N А12-43957/2019.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 28 января 2020 года дела N А12-43956/2019 и N А12-43957/2019 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен номер А12-43956/2019.
Решением суда первой инстанции от 25 февраля 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Волгоградспецмонтаж" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования общества в полном объеме.
Межрайонная ИФНС России N 8 по Волгоградской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 19.09.2019 налоговым органом в адрес ООО "Волгоградспецмонтаж" в порядке статей 93, 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации выставлено требование о предоставлении документов (информации) N 09-20/1831, согласно которому обществу надлежит в течение десяти дней со дня получения требования представить в налоговый орган договор от 14.08.2018 N 210 в отношении ООО "АТЛАНТ" ИНН 7725347370 со всеми приложениями и дополнениями (пункт 1.1.); спецификацию в отношении ООО "АТЛАНТ" ИНН 7725347370 за период с 01.01.2018 по 19.09.2019 (пункт 1.2.); счет-фактуру в отношении ООО "АТЛАНТ" ИНН 7725347370 за период с 01.01.2018 по 19.09.2019 (пункт 1.3.); товарную накладную в отношении ООО "АТЛАНТ" ИНН 7725347370 за период с 01.01.2018 по 19.09.2019 (пункт 1.4.); товарно-транспортную накладную в отношении ООО "АТЛАНТ" ИНН 7725347370 за период с 01.01.2018 по 19.09.2019 (пункт 1.5.); путевые листы в отношении ООО "АТЛАНТ" ИНН 7725347370 за период с 01.01.2018 по 19.09.2019 (пункт 1.6.); сертификаты, паспорта качества в отношении ООО "АТЛАНТ" ИНН 7725347370 за период с 01.01.2018 по 19.09.2019 (пункт 1.7.); акт (иной документ), подтверждающий выполнение работ (оказание услуг), в отношении ООО "АТЛАНТ" ИНН 7725347370 за период с 01.01.2018 по 19.09.2019 (пункт 1.8.); акт о зачете взаимных требований (взаимозачет) в отношении ООО "АТЛАНТ" ИНН 7725347370 за период с 01.01.2018 по 19.09.2019 (пункт 1.9.); акт сверки расчетов с поставщиками (покупателями) в ООО "АТЛАНТ" ИНН 7725347370 за период с 01.01.2018 по 19.09.2019 (пункт 1.10.); карточки бухгалтерского учета по счетам N 10, 20, 41, 60, 62, а также по всем субсчетам в разрезе операций по взаимоотношениям с ООО "АТЛАНТ" ИНН 7725347370 за период с 01.01.2018 по 19.09.2019 (пункт 1.11.); оборотные ведомости по синтетическим счетам 10, 20, 41, 60, 62 в разрезе операций но взаимоотношениям с ООО "АТЛАНТ" ИНН 7725347370 за период 01.01.2018 по 19.09.2019 (пункт 1.12); отчет о расходовании основных материалов в строительстве в сопоставлении с расходом, определенным по производственным нормам по объектам (форма М-29) в отношении ООО "АТЛАНТ" ИНН 7725347370 за период с 01.01.2018 по 19.09.2019 (пункт 1.13.).
23.09.2019 налоговым органом в адрес ООО "Волгоградспецмонтаж" в порядке статей 93, 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации выставлено требование о предоставлении документов (информации) N 09-20/1844, согласно которому обществу надлежит в течение десяти дней со дня получения требования представить в налоговый орган счёт от 20.02.2018 N 150 в отношении ООО "ЮСК" ИНН 9710038238 (пункт 1.1.); счёт от 26.02.2018 N 168 в отношении ООО "ЮСК" ИНН 9710038238 (пункт 1.2.); договор (контракт, соглашение) в отношении ООО "ЮСК" ИНН 9710038238 за период с 01.01.2018 по 19.09.2019 со всеми приложениями и дополнениями (пункт 1.3.); спецификацию в отношении ООО "ЮСК" ИНН 9710038238 за период с 01.01.2018 по 19.09.2019 (пункт 1.4.); счет-фактуру в отношении ООО "ЮСК" ИНН 9710038238 за период с 01.01.2018 по 19.09.2019 (пункт 1.5.); товарную накладную в отношении ООО "ЮСК" ИНН 9710038238 за период с 01.01.2018 по 19.09.2019 (пункт 1.6.); товарно-транспортную накладную в отношении ООО "ЮСК" ИНН 9710038238 за период с 01.01.2018 по 19.09.2019 (пункт 1.7.); путевые листы в отношении ООО "ЮСК" ИНН 9710038238 за период с 01.01.2018 по 19.09.2019 (пункт 1.8.); сертификаты, паспорта качества в отношении ООО "ЮСК" ИНН 9710038238 за период с 01.01.2018 по 19.09.2019 (пункт 1.9.); акт (иной документ), подтверждающий выполнение работ (оказание услуг), в отношении ООО "ЮСК" ИНН 9710038238 за период с 01.01.2018 по 19.09.2019 (пункт 1.10.); акт о зачете взаимных требований (взаимозачет) в отношении ООО "ЮСК" ИНН 9710038238 за период с 01.01.2018 по 19.09.2019 (пункт 1.11.); акт сверки расчетов с поставщиками (покупателями) в ООО "ЮСК" ИНН 9710038238 за период с 01.01.2018 по 19.09.2019 (пункт 1.12.); карточки бухгалтерского учета по счетам N 10, 20, 41, 60, 62, а также по всем субсчетам в разрезе операций по взаимоотношениям с ООО "ЮСК" ИНН 9710038238 за период с 01.01.2018 по 19.09.2019 (пункт 1.13.); оборотные ведомости по синтетическим счетам 10, 20, 41, 60, 62 в разрезе операций но взаимоотношениям с ООО "ЮСК" ИНН 9710038238 за период 01.01.2018 по 19.09.2019 (пункт 1.14); отчет о расходовании основных материалов в строительстве в сопоставлении с расходом, определенным по производственным нормам по объектам (форма М-29) в отношении ООО "ЮСК" ИНН 9710038238 за период с 01.01.2018 по 19.09.2019 (пункт 1.15.).
Не согласившись с выставленными инспекцией требованиями, ООО "Волгоградспецмонтаж" обратилось с жалобами в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (далее - УФНС России по Волгоградской области).
Решениями УФНС России по Волгоградской области от 24.10.2019 N 1118, от 24.10.2019 N 1121 жалобы общества оставлены без удовлетворения.
Полагая, что требования Межрайонной ИФНС России N 8 по Волгоградской области от 19.09.2019 N 09-20/1831, от 23.09.2019 N 09-20/1844 являются незаконными, нарушают права и законные интересы хозяйствующего субъекта, ООО "Волгоградспецмонтаж" обратилось в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции основывался на том, что оспариваемые требования содержат всю необходимую информацию, налоговым органом истребовалась конкретная информация (документы), касающаяся индивидуализированной сделки с контрагентами.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена корреспондирующая обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
При возникновении у налоговых органов обоснованной необходимости получения документов относительно конкретной сделки вне рамок проведения налоговых проверок, пунктом 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право инспекции истребовать эти документы у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами об этой сделке.
В силу пункта 5 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с пунктами 2 и 2.1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, исполняет его в течение десяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанные в пункте 5 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации сроки, налоговый орган при получении от лица, у которого истребованы документы (информация), уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации) и о сроках (при необходимости), в течение которых эти документы (информация) могут быть представлены, вправе продлить срок представления этих документов (информации).
Истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных пунктами 2 и 5 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанное в настоящем пункте уведомление представляется в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 6 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
Форма требования о представлении документов (информации) утверждена Приказом Федеральной налоговой службы России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ "Об утверждении форм документов, предусмотренных НК РФ и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 НК РФ)".
В требовании налогового органа о представлении документов (информации), адресованном налогоплательщику, должны быть указаны: наименование запрашиваемых документов, их реквизиты, иные индивидуализирующие признаки документов, период, к которому они относятся.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что требования Межрайонной ИФНС России N 8 по Волгоградской области от 19.09.2019 N 09-20/1831, от 23.09.2019 N 09-20/1844 соответствую требованиям Налогового кодекса Российской Федерации, приказа Федеральной налоговой службы России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.
Статья 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации не устанавливает обязанности указания реквизитов или иных индивидуализирующих признаков документов (информации) в требовании налогового органа об их представлении. Нормы законодательства о налогах и сборах также не содержат запрета на истребование документов (информации) по нескольким сделкам. Налоговый орган не обязан сообщать контрагенту соответствующего лица, документы (информация) о сделках которого запрошена, причины, по которым он посчитал необходимым направить требование.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истребование у общества документов за период, предшествующий заключению сделок со спорными контрагентами, прав заявителя не нарушает, поскольку в отсутствие соответствующих правоотношений по сделкам, общество может сообщить о данном факте, что будет являться исполнением требования.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ООО "Волгоградспецмонтаж" указывает, что налоговым органом в оспариваемых требованиях не указаны конкретные сделки, по которым инспекцией истребуются документы.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод.
В рассматриваемом случае налоговый орган интересуют все сделки заявителя с указанными в требованиях контрагентами за определенный период, отраженные в книге покупок и выставленных счетах-фактурах, что и является конкретизацией сделок, информация о которых запрашивается.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Доводы общества не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
При подаче апелляционной жалобы ООО "Волгоградспецмонтаж" заявлено ходатайство о предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2020 года обществу предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции.
Учитывая, что решение по делу состоялось не в пользу заявителя, то с общества в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 февраля 2020 года по делу N А12-43956/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Волгоградспецмонтаж" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) руб.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-43956/2019
Истец: ООО "ВОЛГОГРАДСПЕЦМОНТАЖ"
Ответчик: МИФНС N 8 ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ