г. Тула |
|
19 мая 2020 г. |
Дело N А09-1932/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.05.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.05.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Егураевой Н.В., судей Селивончика А.Г. и Бычковой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Е.А., при участии в судебном заседании от государственного унитарного предприятия Брянской области "Брянсккоммунэнерго" (далее - ГУП "Брянсккоммунэнерго", г. Брянск, ИНН 3250054100, ОГРН 1043244003582) - представителя Фининой Л.А. (доверенность от 02.04.2020), в отсутствие общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный и коммунальный сервис" (далее - ООО "ЖЭК Сервис", Брянская область, г. Трубчевск, ИНН 3252502124, ОГРН 1133256011646), рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием видеоконференц-связи с Арбитражным судом Брянской области, апелляционную жалобу ООО "ЖЭК Сервис" на решение Арбитражного суда Брянской области от 25.11.2019 по делу N А09-1932/2019 (судья Матвеева Н.И.),
УСТАНОВИЛ:
ГУП "Брянсккоммунэнерго" обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, АПК РФ), к ООО "ЖЭК Сервис" о взыскании 490 576 руб. 43 коп. долга за отпущенную тепловую энергию по договору теплоснабжения от 01.07.2014 N 13Т-10100250 за период с апреля 2016 года по декабрь 2018 года и 24 375 руб. 38 коп. неустойки за период с 26.01.2019 по 30.03.2019.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 25.11.2019 исковые требования удовлетворены, распределены расходы по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение Арбитражного суда Брянской отменить и принять новый судебный акт. Мотивирует свою позицию тем, что в решении Арбитражного суда Брянской области присутствует недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, а также неправильно применены нормы материального права. Заявитель полагает, что ГУП "Брянсккоммунэнерго" проигнорировало установленное пунктом 25.1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), требование о том, что в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года объем коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется при поставке коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям ОДПУ за предыдущий год, а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета, определенной в порядке, установленном пунктом 22 Правил N 124, а в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом, не оборудованный индивидуальным прибором учета - исходя из норматива потребления коммунальной услуги, в том числе с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию.
От истца в суд поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела на основании ст.ст. 262, 268 Кодекса.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителя не обеспечил, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие ответчика на основании ст.ст. 156 и 266 АПК РФ.
Определением от 02.03.2020 суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 9, 41, 156, 158 АПК РФ, откладывал судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы в связи с дополнительными доводами, приведенными непосредственно в судебном заседании представителем ответчика, для изложения их в письменном виде с правовым обоснованием и направления в адрес суда и истца для подготовки последним правовой позиции.
При непредставлении апеллянтом указанных возражений с правовым обоснованием до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции проверяет судебный акт по приведенным в жалобе доводам и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в ч. 4 ст. 270 АПК РФ.
Вместе с тем, следует принимать во внимание, что при наличии в пояснениях к жалобе либо в возражениях на нее доводов, касающихся обжалования судебного акта в иной части, чем та, которая указана в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебного акта в пределах, определяемых апелляционной жалобой и доводами, содержащимися в пояснениях и возражениях на жалобу. При этом, суд апелляционной инстанции оценивает данные доводы наряду с доводами, приведенными в апелляционной жалобе ранее, соблюдая процессуальные гарантии лиц, участвующих в деле, для чего предоставляет лицам, участвующим в деле, необходимое время для подготовки возражений на новые доводы, а при наличии ходатайства вправе объявить перерыв или отложить рассмотрение апелляционной жалобы на требуемое время.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 Кодекса в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.07.2014 между ГУП "Брянсккоммунэнерго" (ресурсоснабжающей организацией) и ООО "ЖЭК Сервис" (потребителем) заключен договор теплоснабжения N 13Т-10100250, согласно которому ресурсоснабжающая организация обязуется подавать в многоквартирные дома, перечисленные в приложениях NN 1, 6, 7, согласованное количество тепловой энергии в течение срока действия договора с целью обеспечения указанных многоквартирных домов тепловой энергией, а потребитель оплачивает ресурсоснабжающей организации поданную тепловую энергию по ценам и в порядке, определенными договором (пункт 1.1 договора).
Расчеты за фактически поданную тепловую энергию производятся по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством, органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов. Цена договора определяется исходя из объема теплопотребления потребителя (приложение N 1) или тарифа, установленного уполномоченным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов на тепловую энергию (пункт 4.1 договора).
Согласно пункту 4.2 договора расчетный период по договору - один календарный месяц.
При наличии прибора учета количество приобретенной тепловой энергии определяется на основании показаний расчетного прибора учета (приложение N 3), установленного на границе балансовой принадлежности сетей и оборудования ресурсоснабжающей организации и потребителя, контрольных замеров параметров теплоносителя (пункт 4.3 договора).
В соответствии с пунктом 4.4 договора при отсутствии приборов учета тепловой энергии и теплоносителя у потребителя или выходе его из строя количество фактически отпущенной (потребленной) тепловой энергии определяется по нормативам отопления, утвержденным уполномоченными органами государственной власти.
Согласно пункту 4.7 договора расчеты за тепловую энергию производятся в следующем порядке: размер ежемесячного платежа равен 1/12 годового потребления и соответствующей ориентировочной стоимости, указанной в пункте 4.1 договора. Расчеты производятся путем перечисления денежных средств потребителем за поставленную тепловую энергию на расчетный счет ресурсоснабжающей организации не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным.
Договор вступает в силу с 01.07.2014, действует по 30.06.2015 и считается ежегодно продленным, если за 30 дней до окончания срока не последует заявления одной из сторон об отказе от исполнения договора на следующий год или о заключении договора на иных условиях, или о внесении изменений (дополнений) в договор (пункт 7.2 договора).
Судом первой инстанции установлено, что в спорный период договор являлся действующим, что не оспаривается сторонами.
В период действия договора теплоснабжения N 13Т-10100250 количество многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, увеличилось, в связи с чем сторонами были заключены дополнительные соглашения от 01.02.2015, от 29.04.2015, от 01.05.2015 об увеличении объема отпуска тепловой энергии.
В приложениях N N 1, 6, 7 к договору, дополнительных соглашениях определен перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "ЖЭК Сервис".
Во исполнение принятых на себя обязательств истцом с апреля 2016 года по декабрь 2018 года произведен отпуск тепловой энергии в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, в связи с чем предъявлено к оплате 35 970 730 руб. 54 коп.
Ответчик потребленную в спорный период тепловую энергию оплатил не в полном объеме, претензию истца об оплате задолженности оставил без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании долга и неустойки.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно частям 1, 2 и 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Собственники помещений в многоквартирных домах, выбрав способ управления домом, в силу закона передают весь комплекс полномочий по управлению домами управляющей организации.
Таким образом, на ответчике, как исполнителе коммунальных услуг, приобретающем у истца коммунальный ресурс для нужд обслуживаемых им жилых домов, лежит обязанность по оплате истцу фактически оказанных услуг.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Таким образом, исходя из специфики предмета спора, о взыскании задолженности по которому заявлен настоящий иск, содержания совокупности прав и обязанностей его сторон, их объема, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что возникшие между сторонами правоотношения регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (параграфа 6 главы 30 "Энергоснабжение") (далее - ГК РФ) и Закона о теплоснабжении.
Пунктом 1 ст. 539 ГК РФ установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст. 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст. 544 ГК РФ).
Правоотношения сторон, связанные с поставкой коммунальных ресурсов в многоквартирный жилой дом, подлежат регулированию положениями гражданского и жилищного законодательства, а также Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N354).
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 38 Правил N 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Согласно пункту 42(1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Судом установлено, что тепловая энергия отпускалась на обслуживаемые ответчиком жилые многоквартирные дома, как оборудованные, так и не оборудованные прибором учета тепловой энергии.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению многоквартирных домов, не оборудованных прибором учета тепловой энергии, за период с апреля 2016 года по декабрь 2018 года произведен истцом исходя из общей площади жилых домов, установленных тарифов на тепловую энергию, утвержденных приказами управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 18.12.2015 N 41/28-т, от 20.12.2016 N 38/4-т и от 20.12.2017 N 40/2-т, а также норматива потребления, установленного постановлением администрации Трубчевского муниципального района от 10.01.2006 N 2, в размере 0,015 Гкал.
Согласно расчету истца за коммунальную услугу по отоплению многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении у ответчика, за период с апреля 2016 года по декабрь 2018 года начислено 35 970 730 руб. 54 коп., произведена оплата 33 409 228 руб. 31 коп., задолженность на момент подачи иска в суд составляла 2 561 502 руб. 23 коп.
В ходе рассмотрения дела ООО "ЖЭК Сервис" направило ГУП "Брянсккоммунэнерго" письмо от 19.08.2019 исх. N 15, в котором просило осуществить перерасчет задолженности управляющей организации за 2018 год, с учетом платежей, поступивших в январе - мае 2019 года.
В связи с чем ГУП "Брянсккоммунэнерго" в порядке ст. 522 ГК РФ были зачтены денежные средства, поступившие в феврале и марте 2019 года, в общей сумме 2 070 925 руб. 80 коп., в счет погашения задолженности за спорный период.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, между сторонами имеются разногласия по начислению за отопление с мая по сентябрь 2018 года по многоквартирному жилому дому, расположенному по адресу: г. Трубчевск, ул. Луначарского, д.45, за который истцом предъявлено ко взысканию 490 576 руб. 43 коп.
Как следует из пояснений истца, расчет производился: с апреля 2016 года по сентябрь 2017 года - по показаниям общедомового прибора учета только в отопительный период. В связи с истечением сроков поверки узла учета, указанного в акте N 01 от 27.09.2013, и на основании двухстороннего акта энергоинспекции N 102а от 11.10.2017 с октября по декабрь 2017 года (три месяца) расчет производился исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления по показаниям ОДПУ за предшествующий отопительный период. С января по сентябрь 2018 года - по истечении трех месяцев, исходя из норматива потребления коммунальной услуги. С октября 2018 года по декабрь 2018 года - по показаниям общедомового прибора учета на основании акта повторного допуска в эксплуатацию узла учета N 017 от 10.10.2018.
В случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, а также в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные данными Правилами или договором, согласно п. 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в таком жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (в ред. постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498).
В силу пункта 60 Правил N 354 начисление исходя из норматива потребления производится только по истечении количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 Правил N 354.
Согласно пункту 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставляемых потребителю в жилом или нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
В соответствии с пунктом 7 статьи 19 Закона о теплоснабжении для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее - Правила N 1034).
Согласно абзацу 2 пункта 14 Правил N 1034 по истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета.
Часть 3 статьи 19 Закона о теплоснабжении и пункт 31 Правил N 1034 определяют случаи осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем и относят к ним: отсутствие в точках учета приборов учета; неисправность прибора учета; нарушение установленных договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Согласно пункту 3 Правил N 1034 "неисправность средств измерений узла учета" - состояние средств измерений, при котором узел учета не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (в том числе в связи с истечением сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета, нарушением установленных пломб, а также с работой в нештатных ситуациях).
При наличии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. В этом случае составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению (пункт 72 Правил N 1034).
В соответствии с пунктом 73 Правил N 1034 перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 настоящих Правил.
Как следует из материалов дела, в многоквартирном доме N 45 по ул. Луначарского был установлен прибор учета тепловой энергии SKU-02 N 811065. Согласно акту N 01 от 27.09.2013 произведен технический осмотр прибора учета, прибор учета допущен в эксплуатацию с 26.09.2013 по 05.06.2017.
В соответствии с актом энергоинспекции от 11.10.2017 N 102а тепловой узел по адресу: г. Трубчевск, ул. Луначарского, д.45, в связи с истечением сроков поверки узла учета считается вышедшим из строя со 02.10.2017.
Письмом от 19.04.2018 N 70 ООО "ЖЭК Сервис" обратилось в Трубчевский СП ГУП "Брянсккоммунэнерго" с просьбой направить представителя для участия в комиссии по проверке готовности узлов учета тепловой энергии МКД N 45 по ул. Луначарского к эксплуатации, а также составления акта периодической проверки, после прочистки и проверки работоспособности расходомеров.
Вместе с тем, средство измерения - ультразвуковой счетчик количества тепла SKU-02, заводской номер 811065 на основании результатов первичной (периодической) поверки - признано несоответствующим установленным в описании типа метрологическим требованиям и непригодным к применению в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений (извещение о непригодности N 01615, дата поверки 26.07.2018, выдано обществом с ограниченной ответственностью "Центр Современной Метрологии "Эталон", номер в реестре аккредитованный лиц RA.RU 312458).
16.08.2018 обществу "ЖЭК Сервис" выдано свидетельство о поверке N 01694 (действительное до 15.08.2022), в соответствии с которым средство измерения - ультразвуковой счетчик количества тепла SKU-02-А2, заводской номер 906017 на основании результатов первичной (периодической) поверки признано соответствующим установленным в описании типа метрологическим требованиям и пригодным к применению в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.
Актом от 10.10.2018 N 017 прибор учета SKU-02, заводской номер 906017 допущен в эксплуатацию с 12.10.2018 до 25.07.2022.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что прибор учета тепловой энергии SKU-02, заводской номер 811065 со 02.10.2017 считается вышедшим из строя ввиду истечения срока поверки, и впоследствии признания непригодным для эксплуатации заменен ответчиком, суд области пришел к обоснованному выводу о правомерности выполнения истцом расчета по оплате потребленной тепловой энергии в отношении МКД по адресу: г. Трубчевск, ул. Луначарского, д.45.
Довод ответчика о том, что при равномерной оплате в течении 12 месяцев по многоквартирным домам, оборудованным общедомовым прибором учета, окончательный расчет за потребленную тепловую энергию должен быть произведен в течении года, следующего за расчетным, отклоняется судебной коллегией, поскольку истец предъявлял к оплате, а ответчик производил оплату, исходя из фактически потребленного объема энергоресурса, а п. 4.7.2 договора предусмотрено, что расчеты производятся до 10 числа месяца, следующего за расчетным.
Довод ответчика, о том, что при расчете за тепловую энергию истец проигнорировал требования, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, установленные пунктом 25.1 Правил N 124, также отклоняется судебной коллегией в силу следующего.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, объем подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса, поставленного с целью предоставления коммунальной услуги по отоплению собственникам и пользователям помещений МКД, оборудованного ОПУ, определяется в соответствии с подпунктом "а" пункта 25.1 Правил N 124.
Данная норма устанавливает, что в указанном случае объем тепловой энергии, подлежащей оплате, исполнителем коммунальных услуг в пользу ресурсоснабжающей организации в рамках договора теплоснабжения определяется "исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета".
По окончании календарного года, в течении которого ответчик был обязан производить оплату за потребленную тепловую энергию исходя из среднемесячного потребления за предыдущий год, а также произведенной корректировки до объема фактически потребленной тепловой энергии, на исполнителе коммунальных услуг лежит обязанность по оплате тепловой энергии, определенной в соответствии с пунктом 21 Правил N 124.
Невыставление счетов-фактур в размере среднемесячного потребления за предыдущий год со стороны ГУП "Брянсккоммунэнерго" в данном случае не может нарушить интересы ответчика, так как истцом не предъявлялись требования по оплате фактического потребления, а также санкций за несоблюдение сроков оплаты, установленных договором до завершения законодательно установленного периода, по истечении которого должна быть произведена корректировка начислений до размера фактически потребленной тепловой энергии.
При таких обстоятельствах, поскольку требования истца подтверждены материалами дела, а доказательств оплаты поставленной тепловой энергии в предъявленном ко взысканию размере ответчиком не представлено, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении иска в размере 490 576 руб. 43 коп.
ГУП "Брянсккоммунэнерго", ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг, начислило последнему пени за несвоевременное внесение платы за отпущенную тепловую энергию за период с 26.01.2019 по 30.03.2019 в размере 24 375 руб. 38 коп.
Согласно ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, в частности, в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии с частью 9.3 статьи 15 Закона о теплоснабжении управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Суд первой инстанции проверил расчет неустойки, выполненный истцом, и признал его обоснованным, арифметически верным, в связи с чем обоснованно удовлетворил требование истца о взыскании с ответчика пени в сумме 24 375 руб. 38 коп., поскольку установлен факт нарушения ответчиком срока оплаты.
Таким образом, доводы заявителя в апелляционной жалобе не опровергают установленные судом первой инстанции обстоятельства и не влияют на существо принятого судебного акта, поэтому не являются основанием для его отмены.
Доводы жалобы по своей сути повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции, которым дана правильная и основанная на материалах дела правовая оценка, ввиду чего не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и обстоятельств дела.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (ч. 4 ст. 270 Кодекса), не установлены.
На основании ст. 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы подлежат отнесению на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 25.11.2019 по делу N А09-1932/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Егураева |
Судьи |
А.Г. Селивончик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-1932/2019
Истец: ГУП "Брянсккоммунэнерго"
Ответчик: ООО "ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЙ СЕРВИС Г.ТРУБЧЕВСК", ООО "Жилищно-эксплуатационный и коммунальынй сервис"