город Омск |
|
19 мая 2020 г. |
Дело N А46-17550/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1820/2020) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 16.01.2020 по делу N А46-17550/2019 (судья Солодкевич И.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Т2Мобайл" (ОГРН 1137746610088, ИНН 7743895280, место нахождения: 108811, г. Москва, км Киевского шоссе 22-й (п. Московский), домовладение 6, строение 1, этаж 5, комната 33) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (ОГРН 1055504019768, ИНН 5503088113) и главному специалисту-эксперту отдела санитарного надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области Решетарю Юрию Юрьевичу о признании предписания N 541 от 06.08.2019 недействительным,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Т2Мобайл" - Метцгер А.Б. по доверенности от 29.08.2019 сроком действия на 24 месяца,
в отсутствие представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области, главного специалиста-эксперта отдела санитарного надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области Решетаря Юрия Юрьевича, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Т2Мобайл" (далее - ООО "Т2Мобайл", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Омской области, заинтересованное лицо, административный орган) о признании предписания от 06.08.2019 N 541 недействительным.
К участию привлечен главный специалист-эксперт отдела санитарного надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области Решетарь Юрий Юрьевич (далее - главный специалист-эксперт отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Омской области, заинтересованное лицо).
Решением Арбитражного суда Омской области от 16.01.2020 по делу N А46-17550/2019 требования общества удовлетворены. Предписание главного специалиста-эксперта отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Омской области Решетаря Ю.Ю. от 06.08.2019 N 541 признано недействительным как не соответствующее положениям Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ). С административного органа в пользу общества взыскано 3 000 руб. судебных расходов.
Возражая против принятого по делу решения, Управление Роспотребнадзора по Омской области в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает на несогласие с выводами суда первой инстанции о нарушении административным органом требований правового регулирования, регламентирующего порядок проведения контрольных мероприятий. Кроме того, по мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к неверным выводам относительно обязанностей общества в сфере профилактики туберкулеза в части организации проведения профилактических осмотров отдельных категорий граждан. Податель жалобы подчеркивает обязательный характер медицинским осмотром, указывая, что соответствующие требований правового регулирования подлежат соблюдению ООО "Т2Мобайл". Согласно доводам жалобы суд первой инстанции не проанализировал обстоятельства, характеризующие рабочие места женщин в ООО "Т2Мобайл", что повлекло неверный вывод о соблюдении обществом требований к защите труда работающих женщин.
В письменном отзыве на жалобу заявитель просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление Роспотребнадзора по Омской области и главный специалист-эксперт отдела санитарного надзора, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем ООО "Т2Мобайл" поддержана позиция, раскрытая в письменном отзыве на жалобу.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителя общества и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что Управлением Роспотребнадзора по Омской области на основании распоряжения от 17.04.2019 N 541 проведена плановая выездная проверка ООО "Т2Мобайл".
По итогам проверки 06.08.2019 составлен акт N 0541, в котором зафиксированы выявленные нарушения, среди которых несоответствие действующим нормативным правовым актам Программы производственного контроля, непроведение контроля воздуха рабочей зоны от копировальной техники, непроведение проектирования и санитарно-эпидемиологической экспертизы БС 68, непроведение контроля при работе БС периодичностью 1 раза в 3 года, не обеспечение флюорографического обследования работников, непредставление в лечебное учреждение списка сотрудников, непредставление заключительного акта по результатам медицинского осмотра, отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения по объектам, которые приводят к увеличению ЭМП, не определены по степени воздействия на здоровье человека классы опасности отходов, не оформлены санитарно-гигиенические паспорта на рабочие места женщин.
На основании результатов проверки административным органом обществу выдано предписание от 06.08.2019 N 541, которым на заявителя возложена обязанность устранить перечисленные нарушения в срок до 25.08.2020.
Считая предписание не основанным на законе, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя судом первой инстанции удовлетворены, что послужило основанием обращения Управления Роспотребнадзора по Омской области в суд апелляционной инстанции с настоящей жалобой.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, согласно пункту 1 которого Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения представляет собой состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами; санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; требований федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1). Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3).
Федеральным законом N 52-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства (абзац второй статьи 11); соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39); за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 55).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ предписания об устранении выявленных нарушений выдаются юридическому лицу только в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований.
Материалы дела свидетельствуют о том, что оспариваемое предписание явилось результатом проверочных мероприятий, проведенных в отношении заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 настоящей статьи. Согласно части 9.3 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ Правительством Российской Федерации может быть установлена иная периодичность проведения плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.
Федеральным законом N 294-ФЗ при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) предусматривается риск-ориентированный подход, определяющий интенсивность (форму, продолжительность, периодичность) мероприятий по контролю с учетом категории риска либо класса опасности, присвоенных деятельности проверяемого лица и (или) используемым ими объектам (статья 8.1 Федерального закона N 294-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 806) утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, которые устанавливают порядок отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, обозначаемому как классы опасности или категории опасности.
Постановлением N 806 также утвержден перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход. В указанный перечень включены федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральным медико-биологическим агентством.
Согласно пункту 10 (1) Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральное медико-биологическое агентство осуществляют государственный надзор с применением риск-ориентированного подхода.
В силу пункта 20 Положения проведение плановых проверок в отношении объектов государственного надзора в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
для категории чрезвычайно высокого риска - один раз в календарном году;
для категории высокого риска - один раз в 2 года;
для категории значительного риска - один раз в 3 года;
для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 4 года;
для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 6 лет.
В отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
Согласно подпункту (а) пункта 18 Положения отнесение объектов государственного надзора к категории чрезвычайно высокого риска осуществляется исключительно решением главного государственного санитарного врача Российской Федерации или главного государственного санитарного врача Федерального медико-биологического агентства.
В силу пункта 21 Положения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральное медико-биологическое агентство ведут перечни объектов государственного надзора, которым присвоены категории риска. Включение объектов государственного надзора в перечни осуществляется на основе решений уполномоченных должностных лиц об отнесении объектов государственного надзора к соответствующим категориям риска.
Пунктом 22 Положения установлено, что перечни содержат следующую информацию: а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, деятельности и (или) производственным объектам которых присвоена категория риска; б) основной государственный регистрационный номер; в) индивидуальный номер налогоплательщика; г) место нахождения объекта государственного надзора; д) реквизиты решения о присвоении объекту государственного надзора категории риска, указание на категорию риска, а также сведения, на основании которых было принято решение об отнесении объекта государственного надзора к категории риска.
Согласно пункту 23 Положения на официальных сайтах Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федерального медико-биологического агентства размещается и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация из перечней об объектах государственного надзора, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного рисков: а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, деятельности и (или) производственным объектам которых присвоены указанные категории риска; б) основной государственный регистрационный номер; в) индивидуальный номер налогоплательщика; г) место осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) место нахождения используемого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем производственного объекта; д) категория риска и дата принятия решения об отнесении объекта государственного надзора к категории риска.
По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральное медико-биологическое агентство предоставляют им информацию о присвоенной их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска (пункт 25 Положения).
Материалы дела свидетельствуют о том, что на основании распоряжения от 09.09.2017 N 1054 в отношении ООО "Т2Мобайл" в октябре 2017 года проводилась плановая выездная проверка с целью проверки соблюдения законодательства об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Проверка, по результатам которой вынесено предписание, назначенная с той же целью, проведена в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, утвержденным Генеральной прокуратурой Российской Федерации, в период с 29.04.2019 по 31.05.2019 на основании распоряжения от 17.04.2019 N 541.
При этом согласно общедоступным сведениям - Перечню объектов государственного надзора, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного рисков на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://risk.rospotrebnadzor.ru/search/index.html), решение о присвоении категории чрезвычайно высокого риска объектам ООО "Т2Мобайл", расположенным на территории Омской области, принято 28.08.2019. Таким образом, по состоянию на дату издания распоряжения о проведении в отношении заявителя проверки с учетом категории чрезвычайно высокого риска объектов и установленной Положением периодичности соответствующее решение принято не было. Доказательств иного материалы дела не содержат.
Суд апелляционной инстанции не принимает в качестве надлежащего доказательства отнесения с 27.08.2018 объектов заявителя к категории чрезвычайно высокого риска письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 27.11.2019 N 02/16631-2019-27, поскольку решение главного государственного санитарного врача Российской Федерации или главного государственного санитарного врача Федерального медико-биологического агентства об отнесении объектов государственного надзора к категории чрезвычайно высокого риска с указанной даты не представлено; приложение к указанному письму, поименованное как перечень объектах государственного надзора, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, по содержанию таковым не является (в частности, не содержит реквизиты решения о присвоении объекту государственного надзора категории риска) и не соответствует информации, размещенной на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Учитывая требования пункта 20 Положения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что периодичность проведения проверки объектов чрезвычайно высокого риска исчисляется с момента принятия решения об установлении такой категории. Следовательно, в 2019 году проверка проведена в нарушение требований Федерального закона N 294-ФЗ о периодичности контрольных мероприятий.
Пунктом 1 части 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ несоблюдение установленной периодичности проведения плановой проверки отнесено к числу грубых нарушений, влекущих признание ее результатов недействительными. Изложенное дает основания для оценки результатов проведенной в отношении общества на основании распоряжения от 17.04.2019 N 541 проверки недействительными, что представляет собой достаточное основание для признания недействительным предписания от 06.08.2019 N 541.
Ввиду изложенного судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение об удовлетворении заявления общества.
Вместе с тем в апелляционной жалобе административным органом приводятся доводы по существу выявленных в деятельности заявителя нарушений, в связи с чем суд апелляционной инстанции оценивает таковые.
Пунктом 5 оспариваемого предписания в связи с нарушением требований пунктов 4.4, 4.18 СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза" на общество возложена обязанность в целях раннего выявления туберкулеза Центру планирования и развития сети Технического управления Обособленного подразделения ООО "Т2Мобайл" в г. Омске обеспечить флюорографическое обследование работников организации не реже 1 раза в год.
Согласно требованиям приведенных пунктов СП 3.1.2.3114-13 медицинскими организациями, обслуживающими взрослое население, обеспечивается проведение профилактических медицинских осмотров населения, прикрепленного к медицинской организации, с целью раннего выявления туберкулеза не реже 1 раза в 2 года. В субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях с показателем заболеваемости населения туберкулезом 60 и более случаев на 100 тысяч населения в год - не реже 1 раза в год. Ответственность за организацию прохождения профилактических медицинских осмотров на туберкулез возлагается на руководство организации по месту работы, учебы лиц, подлежащих профилактическому медицинскому осмотру на туберкулез.
На основании положений статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ Главным государственным санитарным врачом Омской области издано постановление от 15.03.2019 N 112 "О мерах по профилактике туберкулеза в Омской области".
В соответствии с поименованным постановлением в целях охраны здоровья населения, усиления мероприятий по борьбе с туберкулезом в Омской области и в соответствии со статьей 51 Федерального закона N 52-ФЗ, статьей 6.2 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.10.2013 N 60, приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2017 N 124н "Об утверждении порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза" установлены требования для населения Омской области старше 15-тилетнего возраста с профилактической целью обследовать не реже 1 раза в год в связи с высоким уровнем заболеваемости.
Пунктом 5 постановления от 15.03.2019 N 112 руководителям предприятий, организаций всех форм собственности и ведомственной принадлежности поручено обеспечить предоставление информации, необходимой для организации и проведения профилактических обследований сотрудников в целях раннего выявления туберкулеза, по запросам обслуживающей медицинской организации; а также обеспечить организацию ежегодных профилактических осмотров сотрудников в целях раннего выявления туберкулеза и контроль за своевременным прохождением сотрудниками организации профилактических осмотров на туберкулез.
С учетом изложенного предусмотренное пунктом 5 предписания от 06.08.2019 N 541 требование об обеспечении заявителем флюорографического обследования работников ООО "Т2Мобайл" не реже 1 раза в год не противоречит положениям действующего правового регулирования. Из материалов дела следует, что заявитель является работодателем, на которого пунктами 4.4, 4.18 СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза", а также постановлением Главного государственного санитарного врача Омской области от 15.03.2019 N 112 возлагается данная обязанность с учетом эпидемиологической обстановки по субъекту Российской Федерации.
Пунктом 7 предписания от 06.08.2019 N 541 Центру планирования и развития сети Технического управления Обособленного подразделения ООО "Т2Мобайл" г. Омск указано на обязанность представить заключительный акт по результатам периодического медицинского осмотра. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры. Заключительный акт медосмотра по приказу 302н представляет собой итоговый документ, который составляется по завершении медицинского обследования всех сотрудников организации.
Указанная обязанность возложена на общество на основании требований части 1 статьи 34 Федерального закона N 52-ФЗ, пункта 13.1. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы", пункта 2.13. СП 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту".
Условия труда на рабочем месте должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы", в том числе, факторы производственной среды и трудового процесса не должны превышать допустимые значения. Пункт 13.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" содержит отсылочную норму, согласно которой лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ), должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке.
Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (далее - Порядок N 302н).
Согласно подпункту 3.2.2.4 Перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), в качестве основания для проведения предварительных и периодических медосмотров установлен фактор - электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа и режиме диалога в сумме не менее 50% рабочего времени).
Факторы, указанные в поименованном выше Перечне к Порядку N 302н, учитываются как основания для медицинских осмотров только в том случае, когда по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам.
Проведение медицинских осмотров в силу пункта 3.2.2.4 Порядка N 302н для всех категорий работников ООО "Т2Мобайл", осуществляющих трудовые функции на этих рабочих местах, не является обоснованным.
Пунктом 10 предписания от 06.08.2019 N 541 обществу в обязанность вменено оформление санитарно-гигиенических паспортов на постоянные рабочие места женщин на основании требований пункта 1.12 СанПиН 2.2.0.555-96 "Гигиенические требования к условиям труда женщин", статьи 25 Федерального закона N 52-ФЗ.
Статьей 25 Федерального закона N 52-ФЗ предусматривается, что условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
Согласно пункту 1.12. СанПиН 2.2.0.555-96 "Гигиенические требования к условиям труда женщин" постоянные рабочие места на производственных объектах должны иметь санитарно-гигиенические паспорта с общей и количественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесса.
Как усматривается из материалов дела, согласно трудовым договорам, заключенным обществом с работниками ООО "Т2Мобайл", женщинам как сотрудникам ООО "Т2Мобайл" поручается работа с документами, их рабочие места организованы в офисных помещениях ООО "Т2 Мобайл".
Ввиду того, что доказательства организации рабочих мест на производственных объектах в ООО "Т2Мобайл" для работников женского пола в дело не представлены, требование об оформлении паспортов на постоянные рабочие места не распространяется на деятельность заявителя.
Оценив представленные в дело доказательства, исследовав обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для оставления без удовлетворения требований ООО "Т2Мобайл" и отмены решения суда первой инстанции по настоящему делу.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается.
Ввиду того, что административный орган освобожден от обязанности по уплате государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы в связи с подачей апелляционной жалобы распределению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 16.01.2020 по делу N А46-17550/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-17550/2019
Истец: ООО "Т2 Мобайл"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: главный специалист-эксперт отдела санитарного надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области Решетарь Юрий Юрьевич