г. Вологда |
|
19 мая 2020 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 19 мая 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю., Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Левшиной С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Базис" на решение Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа от 29 января 2020 года по делу N А05П-199/2019,
установил:
государственная инспекция строительного и жилищного надзора Ненецкого автономного округа (ОГРН 1088383000023, ИНН 2983006747; адрес: 166000, Ненецкий автономный округ, город Нарьян-Мар, улица им. В.И. Ленина, дом 27, корпус В, офис 50, далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Базис" (ОГРН 1138383000425, ИНН 2983009233; адрес: 166000, Ненецкий автономный округ, город Нарьян-Мар, улица Полярная, дом 25а, далее - ООО "Базимс", общество) о признании незаконным бездействия общества, выраженного в ненаправлении в инспекцию заявления о внесении изменений в реестр лицензий Ненецкого автономного округа об изменении перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет общество, в части управления многоквартирными домами N 6 по ул. им. А.Ф. Титова, N 8 по ул. им. А.Ф. Титова в г. Нарьян-Маре, о возложении на общество обязанности не позднее 10 рабочих дней со дня вступления в силу решения суда направить в инспекцию заявление о внесении изменений в реестр лицензий Ненецкого автономного округа об изменении перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет общество, в части управления многоквартирными домами N 6 по ул. им. А.Ф. Титова, N 8 по ул. им. А.Ф. Титова в г. Нарьян-Маре.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (ОГРН 1028301646779, ИНН 8301020090; адрес: 166000, Ненецкий автономный округ, город Нарьян-Мар, улица В.И. Ленина, дом 12; далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа от 29 января 2020 года по делу N А05П-199/2019 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие общества, выраженное в ненаправлении в инспекцию заявления о внесении изменений в реестр лицензий Ненецкого автономного округа об изменении перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет общество, в части управления многоквартирными домами N 6 по ул. им. А.Ф. Титова, N 8 по ул. им. А.Ф. Титова в г. Нарьян-Маре. На общество возложена обязанность не позднее 10 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего решения направить в инспекцию заявление о внесении изменений в реестр лицензий Ненецкого автономного округа об изменении перечня указанных многоквартирных домов. Кроме того, с общества в доход федерального бюджета взыскано 6 000 руб. государственной пошлины.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что ООО "Базис" включено в перечень организаций по управлению многоквартирными домами под условием управления домами, ввод в эксплуатацию которых осуществлен в 2014 и в последующих годах; постановления администрации вынесены в результате незаконного бездействия по причине несвоевременного рассмотрения заявления общества об исключении из перечня. Считает, что в рассматриваемом случае подлежат применению положения статей 178, 179 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о заключении сделки ввиду существенного заблуждения и обмана. Полагает невозможным исполнение решения суда ввиду незаключения договора управления.
От инспекции поступило ходатайство о замене заявителя на его правопреемника - Департамент внутреннего контроля и надзора Ненецкого автономного округа (ОГРН 1088383000023, ИНН 2983006747; адрес: 166000, Ненецкий автономный округ, город Нарьян-Мар, улица им. В.И. Ленина, дом 27в; далее - департамент) в связи с реорганизацией инспекции путем присоединения к ней Государственной инспекции по ветеринарии Ненецкого автономного округа и переименованием в департамент на основании постановления администрации Ненецкого автономного округа от 12.03.2020 N 45-п "О реорганизации исполнительных органов государственной власти Ненецкого автономного округа".
Департамент в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Коллегия судей считает ходатайство о процессуальном правопреемстве подлежащим удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В силу пункта 2 статьи 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Согласно пункту 4 статьи 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
В связи с реорганизацией инспекции в форме присоединения к ней Государственной инспекции по ветеринарии Ненецкого автономного округа и переименованием в департамент суд апелляционной инстанции считает подлежащим удовлетворению ходатайство заявителя о замене стороны на правопреемника по делу.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 06.04.2015 N 2.
Постановлениями администрации от 12.03.2019 N 264 "Об утверждении организации для управления многоквартирным домом N 8 по ул. им. А.Ф. Титова в г. Нарьян-Маре" (далее - постановление N 264) и от 12.03.2019 N 265 "Об утверждении организации для управления многоквартирным домом N 6 по ул. им. А.Ф. Титова в г. Нарьян-Маре" (далее - постановление N 265) общество определено в качестве управляющей организации для управления многоквартирными домами N 6 по ул. им. А.Ф. Титова, N 8 по ул. им. А.Ф. Титова в г. Нарьян-Маре, однако обязанность по представлению заявления о внесении изменений в реестр лицензий Ненецкого автономного округа не исполнило.
Распоряжением от 21.01.2019 N 7 внесены изменения в реестр лицензий Ненецкого автономного округа, а именно с 01.02.2019 исключены сведения об управлении обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ПОК и ТС" (далее - ООО "УК ПОК и ТС") вышеуказанными многоквартирными домами, внесение изменений в реестр лицензий осуществляется без представления договора управления многоквартирными домами.
Поскольку ООО "Базис" не направило заявление в инспекцию о внесении изменений в реестр лицензий Ненецкого автономного округа об изменении перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет общество, в части управления многоквартирными домами N 6 по ул. им. А.Ф. Титова, N 8 по ул. им. А.Ф. Титова в г. Нарьян-Маре, инспекция обратилась с заявлением в суд.
Суд первой инстанции предъявленные требования удовлетворил.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
В соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 утверждены Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - Правила N 1616).
Согласно пункту 2 Правил N 1616 определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления, органа государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из пункта 5 названных Правил следует, что в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - перечень организаций).
Перечень организаций формируется уполномоченным органом и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Постановлением администрации от 19.02.2019 N 203 в соответствии с требованиями Правил N 1616 утвержден перечень организаций и в него под номером 1 включено ООО "Базис".
Постановлением администрации от 12.03.2019 N 264 общество определено в качестве управляющей организации для управления многоквартирным домом N 8 по ул. им А.Ф. Титова в г. Нарьян-Маре.
Постановлением администрации от 12.03.2019 N 265 общество определено в качестве управляющей организации для управления многоквартирным домом N 6 по ул. им А.Ф. Титова в г. Нарьян-Маре.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 23 августа 2019 года по делу N А05П-245/2019, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07 ноября 2019 года, вышеназванные постановления признаны законным.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Пунктом 15 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), установлено, что лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 21 Закона N 99-ФЗ, с учетом особенностей лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных ЖК РФ. С 01.05.2015 формирование и ведение реестра лицензий субъекта Российской Федерации осуществляется в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В силу части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации. Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Ведение сводного федерального реестра лицензий осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании част 1 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно части 2 статьи 198 настоящего Кодекса в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Следовательно, в соответствии с указанной нормой при изменении перечня многоквартирных домов лицензиат обязан разместить такие сведения в системе, а также направить их в орган жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
В силу пунктов 2, 42 части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 209-ФЗ) в системе должна размещаться информация о лицах, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества, по предоставлению коммунальных услуг; иная информация и документы, подлежащие обязательному размещению в системе в соответствии с данным Законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр утверждены Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок N 938/пр).
Согласно пункту 2 упомянутого Порядка изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего указанные в настоящем пункте сведения, в том числе реквизиты распорядительного документа органов местного самоуправления, органов исполнительной власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, в случае заключения договора управления многоквартирным домом, в соответствии с частью 17 статьи 161 ЖК РФ.
В пункте 3 Порядка N 938/пр установлен перечень документов, представляемых с заявлением о внесении изменений в реестр.
Суд первой инстанции на основании изложенных норм пришел к верному выводу о том, что, поскольку постановлениями администрации общество определено в качестве управляющей организации для управления многоквартирным домом N 6 ул. им. А.Ф. Титова в г. Нарьян-Маре и для управления многоквартирным домом N 8 ул. им. А.Ф. Титова в г. Нарьян-Маре, оно обязано обратится в инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий об изменении перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет, однако данную обязанность не исполнило.
Ссылки общества на отсутствие договоров управления многоквартирными домами отклонены судом первой инстанции, поскольку не могут служить основанием для отказа в удовлетворении предъявленного требования и не свидетельствуют о неисполнимости судебного акта.
При этом судом учтены пояснения инспекции о том, что заключение договоров управления многоквартирными домами зависит от волеизъявления самого общества, а отсутствие интереса в таком заключении не может блокировать исполнение соответствующих постановлений органа местного самоуправлении и повлечь за собой нарушение принципов полноты, достоверности, актуальности информации и своевременности ее размещения в системе (пункт 8 статьи 4 Закона N 209-ФЗ).
Суд первой инстанции учел, что положения части 17 статьи 161 ЖК РФ и ЖК РФ прямо не предусматривают заключение договоров управления многоквартирным домом на основании соответствующих решений органа местного самоуправления, а также то, что на основании пункта 2 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Так, согласно подпункту "е" пункта 3 Порядка N 938/пр с заявлением предоставляется копия договора управления многоквартирным домом, заключенного с управляющей организацией на основании распорядительного документа органа местного самоуправления, органа исполнительной власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в случаях, предусмотренных частью 17 статьи 161 ЖК РФ.
Поскольку заключение договора управления в спорном случае нормами ЖК РФ не предусмотрено, отсутствие договора управления многоквартирными домами не может являться препятствием для внесения изменений в реестр лицензий Ненецкого автономного округа и не является основанием для освобождения общества от исполнения обязанности от представления сведений об изменении перечня многоквартирных домов.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно не нашел оснований полагать, что судебный акт не будет обладать критерием исполнимости.
Доводы апеллянта об отсутствии договоров управления и неисполнимости решения суда коллегией судей отклоняются по тем же основаниям.
Вопреки утверждению общества при рассмотрении дела в суде первой инстанции и в поданной жалобе, именно оно, а не ООО "УК ПОК и ТС" с момента вступления в силу постановлений администрации от 12.03.2019 N 264, 265 является управляющей организацией спорных многоквартирных домов.
Ссылки апеллянта, касающиеся законности вышеназванных постановлений и действий администрации, связанных с их вынесением, являлись предметом спора по делу N А05П-245/2019, где им дана надлежащая правовая оценка, и не подлежат переоценке при рассмотрении настоящего спора в суде.
В силу пункта 4 части 6 статьи 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
При таких обстоятельствах, поскольку судом установлено, что обществом спорная обязанность не исполнена, а инспекция (департамент) имеет право на подачу соответствующего заявления, требования последнего правомерно удовлетворены.
При установлении срока совершения требуемых действий суд обоснованно руководствовался положениями части 1 статьи 174 АПК РФ.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования судом первой инстанции, не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 48, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
произвести процессуальное правопреемство заявителя - государственной инспекции строительного и жилищного надзора Ненецкого автономного округа (ОГРН 1088383000023, ИНН 2983006747; адрес: 166000, Ненецкий автономный округ, город Нарьян-Мар, улица им. В.И. Ленина, дом 27, корпус В, офис 50) на ее правопреемника - Департамент внутреннего контроля и надзора Ненецкого автономного округа (ОГРН 1088383000023, ИНН 2983006747; адрес: 166000, Ненецкий автономный округ, город Нарьян-Мар, улица им. В.И. Ленина, дом 27в).
Решение Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа от 29 января 2020 года по делу N А05П-199/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Базис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05П-199/2019
Истец: Государственная инспекция строительного и жилищного надзора Ненецкого автономного округа
Ответчик: ООО "Базис"
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", НАО Департамент внутреннего контроля и надзора