г. Пермь |
|
20 мая 2020 г. |
Дело N А60-65628/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.
судей Риб Л.Х., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,
при участии: от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ЛОКА" - Фомецкий С.А., паспорт, доверенность от 20.11.2019, диплом; Войцеховский Д.В., паспорт, доверенность от 20.11.2019, диплом; от заинтересованного лица Уральского таможенного управления (ИНН 6662023963, ОГРН 1026602320876) - Сорокин С.А., удостоверение, доверенность от 16.12.2019, диплом; от третьего лица ПАО "Аэропорт Кольцово" - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "ЛОКА" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 февраля 2020 года по делу N А60-65628/2019, принятое судьей Н.В. Гнездиловой
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛОКА"
к Уральскому таможенному управлению (ИНН 6662023963, ОГРН 1026602320876)
третье лицо: ПАО "Аэропорт Кольцово"
о признании незаконным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛОКА" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Уральскому таможенному управлению о признании Общества "ЛОКА" в соответствии с подпунктом 8 пункта 5 статьи 331 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, проверяемым лицом по выездной таможенной проверке, проведённой на основании решения Уральского таможенного управления от 17 ноября 2017 года N 10508000/210/171117/Р000038; признать незаконным решение Уральского таможенного управления, выраженное в письме от 23 августа 2019 года N 41-21/10289, об отказе в предоставлении копий документов:
- решения Уральского таможенного управления от 17 ноября 2017 года N 10508000/210/171117/Р000038 о проведении выездной таможенной проверки в отношении ПАО "Аэропорт "Кольцово";
- решения Уральского таможенного управления от 21 марта 2018 года о внесении изменений в решение Уральского таможенного управления от 17 ноября 2017 года N 10508000/210/171117/Р000038 о проведении выездной таможенной проверки в отношении ПАО "Аэропорт "Кольцово";
- решений о приостановлении проведения выездной таможенной проверки на основании п.24 ст.333 ТК ЕАЭС;
- актов таможенного досмотра (таможенного осмотра), составленных Уральским таможенным управлением в отношении груза, отправленного 09 марта 2018 года по маршруту "Бишкек-Екатеринбург-Благовещенск" по авианакладным 262-0836 9966 и 262-0836 9970, получатель Гришина Людмила Афанасьевна;
- актов таможенного досмотра (таможенного осмотра), составленных Уральским таможенным управлением в отношении груза, отправленного 16 марта 2018 года по маршруту "Бишкек-Екатеринбург" по авианакладной 262-0671 8762, получатель Пешков Алексей Анатольевич;
- актов таможенного досмотра (таможенного осмотра), составленных Уральским таможенным управлением в отношении груза, отправленного 16 марта 2018 года по маршруту "Бишкек-Екатеринбург" по авианакладной 262-0671 8773, получатель AVS-LOGISTIC LTD;
- акт выездной таможенной проверки, проведенной в отношении товаров, ввезенных Обществом с ограниченной ответственностью "ЛОКА" по авиационным накладным 262-0836 9756, 262-0671 8762, 262-0671 8773, 262-0817 1505, 262-0836 9970, 262-0836 9966;
Кроме того, заявитель просит обязать (понудить) Уральское таможенное управление, после вступления решения в законную силу, предоставить Обществу с ограниченной ответственностью "ЛОКА", надлежащим образом оформленные копии:
- решения Уральского таможенного управления от 17 ноября 2017 года N 10508000/210/171117/Р000038 о проведении выездной таможенной проверки в отношении ПАО "Аэропорт "Кольцово";
- решения Уральского таможенного управления от 21 марта 2018 года о внесении изменений в решение Уральского таможенного управления от 17 ноября 2017 года N 10508000/210/171117/Р000038 о проведении выездной таможенной проверки в отношении ПАО "Аэропорт "Кольцово";
- решений о приостановлении проведения выездной таможенной проверки на основании п.24 ст.333 ТК ЕАЭС;
- актов таможенного досмотра (таможенного осмотра), составленных Уральским таможенным управлением в отношении груза, отправленного 09 марта 2018 года по маршруту "Бишкек-Екатеринбург-Благовещенск" по авианакладным 262-0836 9966 и 262-0836 9970, получатель Гришина Людмила Афанасьевна;
- актов таможенного досмотра (таможенного осмотра), составленных Уральским таможенным управлением в отношении груза, отправленного 16 марта 2018 года по маршруту "Бишкек-Екатеринбург" по авианакладной 262-0671 8762, получатель Пешков Алексей Анатольевич;
- актов таможенного досмотра (таможенного осмотра), составленных Уральским таможенным управлением в отношении груза, отправленного 16 марта 2018 года по маршруту "Бишкек-Екатеринбург" по авианакладной 262-0671 8773, получатель AVS-LOGISTIC LTD;
- акт выездной таможенной проверки, проведенной в отношении товаров, ввезенных Обществом с ограниченной ответственностью "ЛОКА" по авиационным накладным 262-0836 9756, 262-0671 8762, 262-0671 8773, 262-0817 1505, 262-0836 9970, 262-0836 9966.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06 февраля 2020 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель настаивает на наличии правовых оснований для признания Общества "ЛОКА" в соответствии с подпунктом 8 пункта 5 статьи 331 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, проверяемым лицом по выездной таможенной проверке. Указывает на то, что Общество "ЛОКА" является собственником товаров, поступивших по авиационным накладным N N 262- 06718762, 262-06718773, 262-08369970, 262-08369966, изъятых таможенными органами. Указывает на нарушение в ходе проверки прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации), а также на нарушение права Общества "ЛОКА" свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом (часть 2 статья 35 Конституции Российской Федерации).
Заявитель жалобы указывает на то, что в материалы дела не представлено доказательств того, что в цели проведения проверки, в ходе которой изъят товар, не входила проверка соблюдения заявителем международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании. Кроме того, заинтересованным лицом не доказано, что основанием для назначения внеплановой выездной таможенной проверки, являлась информация, свидетельствующая о возможном нарушении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов; сведения, поступившие из Уральской оперативной таможни, не содержат информацию о том, что заявитель отвечает признакам проверяемого лица, перечисленным в пункте 5 статьи 331 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Отнесение изъятых товаров к объектам таможенного контроля при проведении внеплановой выездной таможенной проверки, не доказано. Не представлено доказательств того, что только Публичное акционерное общество "Аэропорт Кольцово" являлось проверяемым лицом. Заинтересованное лицо не представило доказательства проведения таможенного осмотр помещений и территорий склада внутренних авиалиний грузового терминала ПАО "Аэропорт "Кольцово". Подпункт 6 пункта 2 статьи 335 ТК ЕАЭС и статья 183 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" не содержат указаний на то, что основаниями для изъятия товара может являться отсутствие коммерческих документов, а также документов, подтверждающих таможенное декларирование, товаров иностранного производства. Указанные заинтересованным лицом основания для изъятия товара, принадлежащего заявителю, а также цель изъятия товара, не основаны на положениях таможенного законодательства. Товары, перемещенные по авиационным накладным N N 262-06718762, 262-06718773, 262-08369970, 262-08369966, переданы должностным лицам Уральского таможенного управления, с нарушением требований уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации. Публичное акционерное общество "Аэропорт Кольцово" является хранителем, а не владельцем товаров.
Таможенным органом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ПАО "Аэропорт Кольцово" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель таможенного органа возражал против доводов апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ПАО "Аэропорт Кольцово", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направило, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 06 октября 2017 года между Обществом с ограниченной ответственностью "ЛОКА" и Закрытым акционерным обществом "Манас Эйрвейс" заключен договор об оказании услуг N 6-10/17, в соответствии с условиями которого, закрытое акционерное общество "Манас Эйрвейс" взяло на себя обязательства по выполнению и организации авиаперевозок, экспедированию грузов, принадлежащих обществу с ограниченной ответственностью "ЛОКА", в страны Евразийского экономического союза.
09 марта 2018 года оформлены авианакладные N 262-0836 9966 и N 262-0836 9970, по которым Обществом "ЛОКА" для получателя Гришиной Людмилы Афанасьевны отправлен транзитный груз через город Екатеринбург в город Благовещенск.
15 марта 2018 года, трансфертный груз по авианакладным N 262-0836 9970 и N 262-0836 996, в период его нахождения на грузовом складе Публичного акционерного общества "Аэропорт Кольцово" (город Екатеринбург, улица Бахчиванджи, 63), изъят Кольцовской таможней.
16 марта 2018 года оформлена авианакладная N 262-0671 8762, по которой Обществом "ЛОКА" в город Екатеринбург, для получателя Пешкова Алексея Анатольевича, отправлен груз товаров народного потребления (одежда).
16 марта 2018 года оформлена авианакладная N 262-0671 8773, по которой Обществом "ЛОКА" в город Екатеринбург, для получателя Общества с ограниченной ответственностью "АВС-ЛОГИСТИК" (Нижний Новгород), отправлен груз товаров народного потребления (одежда).
16 марта 2018 года, трансфертный груз по авианакладным N 262-0671 8762 и N 262-0671 8773 в период его нахождения на грузовом складе Публичного акционерного общества "Аэропорт Кольцово" (город Екатеринбург, улица Бахчиванджи, 63), изъят Кольцовской таможней.
21 марта 2018 года Уральским таможенным управлением, при проведении выездной таможенной проверки в отношении ПАО "Аэропорт Кольцово", принадлежащие Обществу "ЛОКА" товары, ввезенные в город Екатеринбург по авианакладным: 262-0836 9756, 262-0671 8762, 262-0671 8773, 262-0817 1505, 262-0836 9970, 262-0836 9966, в количестве 61 грузового места, изъяты.
30 марта 2018 года Обществом "ЛОКА" в адрес генерального директора ОАО АК "Уральские авиалинии", направлено письмо (исх. N 35-3/18) с информацией о недоставке получателям груза по авиационным накладным NN 262-0671 8762, 262-0671 8773, 262-0836 9970, 262-0836 9966, возврате груза, либо в случае утери вышеуказанного груза начать процедуру возмещения причиненного заявителю ущерба.
Письмом ОАО АК "Уральские авиалинии" от 10 апреля 2018 года N 5.3-3283 до сведения Общества "ЛОКА" доведена информация о том, что груз по этим накладным был изъят Кольцовской таможней в период нахождения груза на грузовом складе ПАО "Аэропорт Кольцово".
Письмом Уральского таможенного управления от 04 июня 2018 года N 41-21/5562 Общество проинформировано о том, что Управлением проводится выездная таможенная проверка в отношении товаров, ввезенных по авианакладным NN 262-0671 8762, 262-0671 8773, 262-0836 9966, 262-0836 9970.
Одновременно Обществу было предложено представить, заверенные надлежащим образом копии документов, а также сведения, необходимые для осуществления таможенного контроля после выпуска товаров, касающихся приобретения и таможенного декларирования иностранного товара - женская и мужская одежда иностранного производства (преимущественно Турция) различных торговых марок, поставленного в адрес: Пешкова А.А. (авианакладная N 262-0671 8762), Общества с ограниченной ответственностью "АВС Логистик ЛТД" (авианакладная N 262-0671 8773), Гришиной Л.А. (авианакладные NN 262-0836 9966, 262-0836 9970).
Письмом Свердловской транспортной прокуратуры от 25 июля 2018 года N 465ж-2018 до сведения Общества с ограниченной ответственностью "ЛОКА" доведена информация о том, что торговые партии товаров, принадлежащих Обществу, были включены в объект внеплановой выездной таможенной проверки в отношении Публичного акционерного общества "Аэропорт Кольцово".
Письмом Уральской транспортной прокуратуры от 10 августа 2018 года N 73-144-2018 до сведения Общества с ограниченной ответственностью "ЛОКА" доведена следующая информация:
- Уральским таможенным управлением, на основании решения от 17 ноября 2017 года (с последующими внесениями изменений) проводится выездная таможенная проверка в отношении Публичного акционерного общества "Аэропорт "Кольцово";
- в ходе проведения проверки установлен товар иностранного производства, поступивший, в том числе, по авиационным накладным N N 262-0836 9970, 262-0836 9966 от 09 марта 2018 года, 262-0671 8762, 262-0671 8773 от 16 марта 2018 года, отправителем Обществом "ЛОКА";
- в связи с отсутствием документов, подтверждающих таможенное декларирование указанных товаров, таможенным органом, на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 335 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, статьей 183 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" товар изъят и размещен на складе временного хранения Публичного акционерного общества "Аэропорт "Кольцово".
06 ноября 2018 года Обществом с ограниченной ответственностью "ЛОКА" подготовлено письмо с требованием о предоставлении информации и копий документов, которое направлено уполномоченному должностному лицу Уральского таможенного управления.
Письмом Уральского таможенного управления от 30 ноября 2018 года N 41-21/12479 "О направлении информации" до сведения Общества с ограниченной ответственностью "ЛОКА" доведена следующая информация:
1. Информация о выявленных нарушениях, в том числе и об отсутствии в документах, представленных Обществом с ограниченной ответственностью "ЛОКА", сведений, подтверждающих таможенное декларирование товаров, неоднократно направлялась Уральским таможенным управлением в адрес Общества с ограниченной ответственностью "ЛОКА";
2. Сведения о нарушении права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, а также разъяснения о причинах изъятия товаров, поступивших на территорию Российской Федерации по авианакладным N N 262-08369970, 262-08369966, 262-06718762 и 262-06718773, получены Обществом с ограниченной ответственностью "ЛОКА". Данный факт следует из содержания обращения Общества с ограниченной ответственностью "ЛОКА" от 06 ноября 2018 года без номера, в связи с чем, отсутствуют основания для повторного направления данной информации в адрес Общества с ограниченной ответственностью "ЛОКА".;
3. Документы, представленные Обществом "ЛОКА" в Уральское таможенное управление, не содержит сведений о торговых марках, установленных при проведении таможенных досмотров, и не подтверждают таможенное декларирование товаров, поступивших по авианакладным N N 262-08369970, 262-08369966, 262-06718762 и 262-06718773, о чем Уральское таможенное управление информировало Общество с ограниченной ответственностью "ЛОКА" письмами.
4. В соответствии с пунктом 2 статьи 366 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), учитывая, что Общество "ЛОКА" проверяемым лицом не является, предоставление копий документов, являющихся материалами выездной таможенной проверки, проводимой в отношении иного лица, не представляется возможным".
5. Результаты выездной таможенной проверки в соответствии с пунктом 26 статьи 333 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" будут отражены в акте выездной таможенной проверки.
6. Уральским таможенным управлением в отношении товаров, поступивших по авианакладным N N 262-08369970, 262-08369966, 262-06718762 и 262-06718773, проведены таможенные осмотры и таможенные досмотры, в том числе в присутствии директора Общества с ограниченной ответственностью "ЛОКА", а также с учетом того, что Общество с ограниченной ответственностью "ЛОКА" не является лицом, в отношении которого проводится проверка, основания для проведения повторного осмотра иностранных товаров, поступивших по авианакладным NN 262-08369970, 262-08369966, 262-06718762 и 262-06718773, в настоящее время отсутствуют.
В ходе судебного разбирательства по делу N А60-70664/2018, представителем Уральского таможенного управления предоставлена информация о том, что проведение выездной таможенной проверки, в отношении товаров, ввезенных Обществом с ограниченной ответственностью "ЛОКА" (по авиационным накладным 262-0836 9756, 262-0671 8762, 262-0671 8773, 262-0817 1505, 262-0836 9970, 262-0836 9966), окончено.
31 июля 2019 года, в связи с намерением Общества с ограниченной ответственностью "ЛОКА" обжаловать в судебном порядке решение Уральского таможенного управления, принятое по результатам проведение выездной таможенной проверки, в отношении товаров, ввезенных по авиационным накладным 262-0836 9756, 262-0671 8762, 262-0671 8773, 262-0817 1505, 262-0836 9970, 262-0836 9966, Заявителем, в Уральское таможенное управление подан запрос о предоставлении документов, составленных в ходе и по результатам, упомянутой таможенной проверки.
Указанным письмом у таможенного органа запрашивались копии следующих документов:
- решения Уральского таможенного управления от 17 ноября 2017 года N 10508000/210/171117/Р000038;
- решения Уральского таможенного управления от 21 марта 2018 года о внесении изменений в решение Уральского таможенного управления от 17 ноября 2017 года N 10508000/210/171117/Р000038 о проведении выездной таможенной проверки в отношении ПАО "Аэропорт "Кольцово";
- решений о приостановлении проведения выездной таможенной проверки на основании п.24 ст.333 ТК ЕАЭС;
- актов таможенного досмотра (таможенного осмотра), составленных Уральским таможенным управлением в отношении груза, отправленного 09 марта 2018 года по маршруту "Бишкек-Екатеринбург-Благовещенск" по авианакладным 262-0836 9966 и 262-0836 9970, получатель Гришина Людмила Афанасьевна;
- актов таможенного досмотра (таможенного осмотра), составленных Уральским таможенным управлением в отношении груза, отправленного 16 марта 2018 года по маршруту "Бишкек-Екатеринбург" по авианакладной 262-0671 8762, получатель Пешков Алексей Анатольевич;
- актов таможенного досмотра (таможенного осмотра), составленных Уральским таможенным управлением в отношении груза, отправленного 16 марта 2018 года по маршруту "Бишкек-Екатеринбург" по авианакладной 262-0671 8773, получатель AVS-LOGISTIC LTD;
- акт выездной таможенной проверки, проведенной в отношении товаров, ввезенных Обществом с ограниченной ответственностью "ЛОКА" по авиационным накладным 262-0836 9756, 262-0671 8762, 262-0671 8773, 262-0817 1505, 262-0836 9970, 262-0836 9966.
Письмом Уральского таможенного управления от 23 августа 2019 года N 41-21/10289 Обществу "ЛОКА" в предоставлении документов и информации отказано, в связи с тем, что ОсОО "ЛОКА" проверяемым лицом не является, оснований для предоставления копий материалов выездной таможенной проверки не имеется.
Заявителю сообщено, что информация о невозможности представления материалов выездной таможенной проверки неоднократно направлялось Уральским таможенным управлением в адрес Общества "ЛОКА" письмами: от 04.05.2018 N 41-21/4584, от 16.05.2018 N 41-21/4933, от 15.06.2019 N 41-21/5935, от 30.11.2018 N 41-21/12479.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд Свердловской области.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу о том, оснований для признании Общества "ЛОКА" проверяемым лицом, не имеется; отказ Управления в предоставлении запрашиваемых Обществом "ЛОКА" копий решений и актов, составленных в ходе проведения выездной таможенной проверки, является законным и обоснованным, а основания для предоставления заявителю копий материалов выездной таможенной проверки в отношении ПАО "Аэропорт Кольцово" отсутствуют.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 310 Кодекса таможенный контроль проводится таможенными органами в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных Кодексом мер таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
На основании пункта 12 статьи 310 Кодекса таможенный контроль проводится в зонах таможенного контроля и иных местах, в которых находятся (должны или могут находиться) товары, в том числе транспортные средства международной перевозки и транспортные средства для личного пользования, подлежащие таможенному контролю, документы и (или) информационные системы, содержащие сведения о таких товарах.
В абзаце 4 статьи 311 Кодекса предусмотрено, что объектами таможенного контроля являются товары, находящиеся на таможенной территории Союза, - при наличии у таможенных органов информации о том, что такие товары были ввезены на таможенную территорию Союза и (или) находятся на таможенной территории Союза в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.
В силу пункта 1 статьи 331 Кодекса таможенная проверка является одной из форм таможенного контроля, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333 Кодекса выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место (места) нахождения юридического лица, место (места) осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) место (места) фактического осуществления деятельности такими лицами.
Уральским таможенным управлением в соответствии статьями 331, 333 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) проведена выездная таможенная проверка в отношении ПАО "Аэропорт Кольцово" (ИНН 6608000446) по вопросам соблюдения требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств - членов в отношении товаров народного потребления иностранного производства (женская, мужская, детская одежда, запчасти, аксессуары, оборудование для "майнинга криптовалют"), поступивших на территорию Российской Федерации на склад внутренних авиалиний ПАО "Аэропорт Кольцово", в том числе по авианакладным N N ; 262-06718762, 262-06718773, 262-08369970, 262-08369966.
Выездная таможенная проверка проведена на основании сведений, поступивших в соответствии с приказом ФТС России от 18.12.2017 N 2007 "Об организации взаимодействия подразделений таможенного контроля после выпуска товаров, правоохранительных подразделений и подразделений по противодействию коррупции таможенных органов" письмами Уральской оперативной таможни, содержащих информацию о возможном нарушении требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств - членов.
Объектом проверки являлись товары иностранного производства, поступившие на склад внутренних авиалиний, в том числе по авианакладным N N : 262-06718762, 262-06718773, 262-08369970, 262-08369966, проверяемым лицом являлось ПАО "Аэропорт Кольцово".
Согласно сведениям, указанным в авианакладных N N : 262-06718762, 262-06718773, 262-08369970, 262-08369966, отправителем товаров является ОсОО "ЛОКА" (г. Бишкек), получателями: Пешков А.А., ООО "АВС Логистик ЛТД", Гришина Л.А.
В целях проверки информации, поступившей из Уральской оперативной таможни, Управлением на основании статьи 330 ТК ЕАЭС проведён таможенный осмотр помещений и территорий склада внутренних авиалиний грузового терминала ПАО "Аэропорт Кольцово".
Руководствуясь подпунктом 6 пункта 2 статьи 335 ТК ЕАЭС и статьей 183 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (действовал до 03.09.2018) в связи с отсутствием коммерческих документов, а также документов, подтверждающих таможенное декларирование, товары иностранного производства (в том числе поступившие по авианакладным N N : 262-06718762, 262-06718773, 262-08369970, 262-08369966) с целью обеспечения сохранности 21.03.2018 изъяты Управлением при проведении выездной таможенной проверки и помещены на хранение на склад временного хранения ПАО "Аэропорт Кольцово".
Управлением в соответствии со статьей 328 ТК ЕАЭС проведены таможенные досмотры 27.03.2018, 19.04.2018, 23.04.2018 соответственно в отношении товаров иностранного производства, поступивших по авианакладной: N 262-06718762 в присутствии получателя Пешкова А.А.; N 262-06718773 (получатель ООО "АВС Логистик ЛТД"), без участия получателя по причине неполучения уведомления о проведении таможенного досмотра; N N 262-08369970, 262-08369966 (получатель Гришина Л.А.) без участия получателя по причине неполучения уведомления о проведении таможенного досмотра, в присутствии генерального директора Общества "ЛОКА" Бодошова Т.К.
По результатам проведённых таможенных досмотров установлено наличие иностранного товара.
Управлением в соответствии со статьёй 323 ТК ЕАЭС 06.04.2018 и 11.04.2018 получены объяснения у представителя отправителя - Общества "ЛОКА" Ибраева P.M., действующего на основании доверенности от 01.03.2018, который пояснил, что Общества "ЛОКА" является отправителем товаров иностранного производства по авианакладным N N : 262-06718762, 262-06718773, 262-08369970, 262-08369966 в адрес различных получателей с целью реализации товаров на территории РФ.
В ходе проверки установлено, что сведения о товарах, заявленных в ДТ, не подтверждают таможенное декларирование товаров, установленных при проведении выездной таможенной проверки.
При этом, факт помещения товаров иностранного производства (одежда), поступивших по авианакладным N N : 262-06718762, 262-06718773, 262-08369970, 262-08369966 под таможенную процедуру не подтверждён, требования, установленные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств - членов в отношении товаров иностранного производства, отправителем которых является Общество "ЛОКА", не соблюдены.
Указанная информация доведена до сведения Общества "ЛОКА" письмом Управления от 30.11.2018 N 41-21/12479.
21.12.2018 выездная таможенная проверка в отношении ПАО "Аэропорт Кольцово" завершена.
21.02.2019 Уральским таможенным управлением принято решение о признании иностранных товаров, поступивших по авианакладным N N : 262-06718762, 262-06718773, 262-08369970, 262-08369966, товарами, незаконно перемещёнными через таможенную границу Евразийского экономического союза, выпуск которых не произведён таможенными органами в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.
Доводы заявителя о наличии правовых оснований для признания Общества "ЛОКА" проверяемым лицом по выездной таможенной проверке, исследованы апелляционным судом и подлежат отклонению.
Из апелляционной жалобы заявителя следует, что в обоснование указанного довода заявитель ссылается на нарушение его прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также на нарушение права Общества "ЛОКА" свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.
Между тем, согласно п. 2 ст. 310 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных ТК ЕАЭС форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
При этом объектами таможенного контроля являются товары, находящиеся на таможенной территории Союза, - при наличии у таможенных органов информации о том, что такие товары были ввезены на таможенную территорию Союза и (или) находятся на таможенной территории Союза в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования (абз. 4 ст. 311 ТК ЕАЭС).
Таможенная проверка проводится таможенным органом государства - члена ЕАЭС, на территории которого создано, зарегистрировано и (или) имеет постоянное место жительства проверяемое лицо (п. 4 ст. 331 ТК ЕАЭС)
Управление вправе проводить таможенную проверку только в отношении лиц, созданных и (или) зарегистрированных на территории Российской Федерации.
Выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место (места) нахождения юридического лица, место (места) осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) место (места) фактического осуществления деятельности такими лицами (п. 1 ст. 333 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 5 статьи 331 ТК ЕАЭС под проверяемыми лицами понимаются следующие лица: декларант; перевозчик; лицо, осуществляющее временное хранение товаров в местах, не являющихся складом временного хранения; лицо, осуществляющее деятельность в сфере таможенного дела; лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска; уполномоченный экономический оператор; лицо, напрямую или косвенно участвовавшее в сделках с товарами, помещенными под таможенную процедуру; лицо, в отношении которого имеется информация, свидетельствующая о том, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств-членов, в том числе товары, незаконно перемещенные через таможенную границу Союза.
Учитывая, что в период проверки спорные иностранные товары были размещены на складе внутренних авиалиний ПАО "Аэропорт Кольцово", при этом, Общество "ЛОКА" создано и зарегистрировано в Кыргызской Республике, на момент проведения выездной таможенной проверки Общество не относилось ни к одному из лиц, перечисленных в пункте 5 статьи 331 ТК ЕАЭС, следовательно, Общество "ЛОКА" не может являться проверяемым лицом.
Согласно статье 235 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации", проверяемое лицо вправе с разрешения начальника (заместителя начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, после получения акта таможенной проверки знакомиться с материалами таможенной проверки, не содержащими сведения, составляющие государственную тайну, а также сведения, составляющие коммерческую, налоговую, банковскую тайну третьих лиц и иную охраняемую законом тайну (секреты), а если представление проверяемому лицу указанных сведений предусмотрено федеральными законами, также с материалами таможенной проверки, содержащими такие сведения.
Таким образом, Общество "ЛОКА" не является лицом, которому может быть предоставлена возможность знакомиться с материалами таможенной проверки, следовательно, такие материалы не могли быть предоставлены Таможенным органом.
Объектом выездной таможенной проверки являлись иностранные товары, поступившие, в том числе, по авианакладным N N 262-06718762, 262-06718773, 262-08369970, 262-08369966, на склад внутренних авиалиний грузового терминала ПАО "Аэропорт Кольцово". Проверяемым лицом в рамках рассматриваемой выездной таможенной проверки являлось ПАО "Аэропорт Кольцово".
Требование Общества о признании решения, выраженного в письме Управления, незаконным, а также о понуждении Управления предоставить Обществу копии документов, являющихся материалами таможенной проверки,
противоречит действующему законодательству в сфере таможенного регулирования.
Отказ Управления в предоставлении запрашиваемых Обществом "ЛОКА" копий решений и актов, составленных в ходе проведения выездной таможенной проверки, является законным и обоснованным.
Основания для предоставления Обществу "ЛОКА" копий материалов выездной таможенной проверки в отношении ПАО "Аэропорт Кольцово" отсутствуют.
Также апелляционным судом учтено, что Решением Арбитражного суда Свердловской области 13.02.2019 по делу N А60-70664/2018 отказано в удовлетворении требований Общества "ЛОКА" о признании незаконным решения Кольцовской таможни имени В.А. Сорокина об отказе в предоставлении копий документов (изъятие товаров по авианакладным N N : 262-08369966, 262-08369970).
Кроме того, Уральской транспортной прокуратурой проведена проверка по обращению Общества о нарушении Управлением требований таможенного законодательства при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, по результатам которой, нарушений законодательства должностными лицами Управления не установлено.
Доводы апелляционной жалобы заявителя о том, что судом не установлены цель и основания проведения выездной таможенной проверки; обоснованность отнесения изъятых товаров к объектам таможенного контроля при проведении проверки; что проверяемым лицом является только ПАО "Аэропорт Кольцово"; факт проведения Управлением таможенного осмотра помещений и территорий склада внутренних авиалиний грузового терминала; обоснованность и правомерность изъятия спорного товара, отклоняются, поскольку направлены на оспаривание принятого по результатам проверки решения таможенного органа, следовательно, указанные вопросы не являются предметом настоящего спора, и не подлежат рассмотрению и исследованию в рамках данного дела.
При этом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 февраля 2020 года по делу N А60-65628/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Е.М. Трефилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-65628/2019
Истец: ООО "ЛОКА"
Ответчик: УРАЛЬСКОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Третье лицо: ПАО "АЭРОПОРТ КОЛЬЦОВО"