г. Пермь |
|
19 мая 2020 г. |
Дело N А71-15780/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 мая 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Беляева К. П.,
судей Зелениной Т.Л., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поповой О.С.,
при участии:
от заявителя, Главы крестьянско-фермерского хозяйства Чернышевой Ольги Васильевны - Андриевских И.Н. (паспорт, доверенность от 20.09.2019)
от заинтересованного лица, администрации муниципального образования "Завьяловский район" - не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, администрации муниципального образования "Завьяловский район"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 января 2020 года по делу N А71-15780/2019
по заявлению Главы крестьянского фермерского хозяйства Чернышевой Ольги Васильевны (ОГРНИП 313184134000010, ИНН 180801987706)
к администрации муниципального образования "Завьяловский район"
о признании незаконным решения об отказе в использовании преимущественного права выкупа недвижимого имущества - коровника (птичника),
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского фермерского хозяйства Чернышева Ольга Васильевна (далее - заявитель, Чернышова О.В.) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к администрации муниципального образования "Завьяловский район" (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения Администрации, оформленного письмом от 19.09.2019 N 01-37/7720 об отказе в использовании преимущественного права выкупа недвижимого имущества - коровника (птичника), общей площадью 1702,7 кв.м., с кадастровым номером 18:08:014001:1150, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, с. Юськи.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.01.2019 заявленные требования удовлетворены, решение администрации, оформленное письмом от 19.09.2019 N 01-37/7720 признано незаконным.
Администрация с принятым решением не согласна, обжалует его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В жалобе указывает, что срок, на который был заключен договор безвозмездного пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности N 04-14-БСПИМ от 16.09.2014 не включается в срок, необходимый для реализации преимущественного права выкупа арендуемого имущества, так как положениями федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемом субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N159-ФЗ) предусмотрена необходимость пользования имуществом именно на основании договора аренды. Кроме того, судом не принято во внимание, что недвижимое имущество включено в перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектом малого и среднего предпринимательства постановлением Администрации от 07.08.2016 года N 2669 (далее - Перечень). В соответствии с пунктом 2 части 2.1 статьи 9 Закона N 159-ФЗ арендуемое имущество должно находиться в перечне муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, не менее пяти лет с момента включения в Перечень. Указанный срок истцом не выдержан.
Чернышева О.В. с доводами апелляционной жалобы не согласна, направила письменной отзыв, в котором указывает, что испрашиваемое недвижимое имущество коровник (птичник) включено в Перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства 07.09.2016 т.е. в период пользования объектом заявителем. Ссылаясь на пункт 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" указывает, что в момент включения в перечень недвижимого имущества заинтересованное лицо своими действия препятствовало любому субъекту малого и среднего предпринимательства воспользоваться преимущественным правом приватизации этого имущества, так как условия о сроках владения и пользования имуществом, установленные частью 2.1 статьи 9 Закон N158-ФЗ никем не могли быть исполнены (статьи 1-6 и 9 Закона действовали до 01 июля 2018 года). Считает, что испрашиваемый объект неправомерно включен в Перечень имущества предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Представитель Чернышевой О.В. в судебном заседании просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заинтересованное лицо о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направило, что в силу частей 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 16.09.2014 между Управлением имущества и земельных ресурсов Администрации муниципального образования "Завьяловский район" (ссудодатель) и главой крестьянского фермерского хозяйства Чернышевой О.В. (ссудополучатель) заключен договор безвозмездного пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности N 04-14-БСП-ИМ, по условиям которого ссудодатель передает, а ссудополучатель принимает во временное безвозмездное пользование недвижимое имущество - коровник (птичник) общей площадью 1702,7 кв.м, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, с. Юськи, находящееся в муниципальной собственности муниципального образования "Завьяловский район".
Имущество передано ссудополучателю по акту приема-передачи от 16.09.2014.
07.09.2016 указанное недвижимое имущество включено в Перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), для предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденный постановлением Администрации муниципального образования "Завьяловский район" N 2669.
31.08.2017 между Управлением имущества и земельных ресурсов Администрации муниципального образования "Завьяловский район" и Чернышевой О.В. заключено соглашение о расторжении договора безвозмездного пользования имуществом от 16.09.2014 N 04/14-БСП-ИМ, имущество возвращено по акту приема-передачи муниципального имущества от 31.08.2017.
01.09.2017 между Управлением имущества и земельных ресурсов Администрации муниципального образования "Завьяловский район" (арендодатель) и Чернышевой О.В. (арендатор) заключен договор аренды имущества N 04/17-АР-ИМ, по условиям которого, арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду на льготных условиях недвижимое имущество - коровник (птичник) с кадастровым номером 18:08:014001:1150 общей площадью 1702,7 кв.м, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, с.Юськи.
Имущество передано арендатору по акту приема-передачи от 01.09.2017.
09.09.2019 Чернышева О.В. обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении преимущественного права на приобретение арендуемого имущества-коровника (птичника) с кадастровым номером 18:08:014001:1150 общей площадью 1702,7 кв.м, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, с. Юськи.
Письмом 01-37/7720 от 19.09.2019 администрация отказала Чернышевой О.В. в использовании преимущественного права выкупа недвижимого имущества, со ссылкой на часть 2.1. статьи 9 Закона N 159-ФЗ, указав, что спорный объект недвижимости 07.09.2016 включен в Перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, срок непрерывного пользования арендатором не превышает трех лет, а также срок нахождения имущества в указанном Перечне менее пяти лет.
Полагая, что действия администрации по отказу в использовании преимущественного права выкупа недвижимого имущества являются незаконными, заявитель обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованиями о признании незаконным решения администрации, оформленного письмом от 19.09.2019 N 01-37/7720
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель соответствовал требованиям Закона N 159-ФЗ, имущество находилось в непрерывном пользовании заявителя пять лет, в связи с чем, признал незаконным решение администрации, выраженное в письме от 19.09.2019 N01-37/7720.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В силу статьи 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" определено, что федеральные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства).
Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением администрации муниципального образования "Завьяловский район" от 07.09.2016 N 2669 коровник-птичник кадастровый номер 18:08:014001:1150 включен в перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), для предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства (л.д. 46).
Согласно части 2.1 статьи 9 Закона N 159-ФЗ заявитель по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении имущества, включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, при условии, что:
1) арендуемое имущество на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления находится в его временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) арендуемое имущество включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в течение пяти и более лет до дня подачи этого заявления.
В силу части 3 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ орган, уполномоченный на принятие решения о приватизации имущества, обязан:
1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления;
2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;
3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Судом установлено, что с 16.09.2014 по 31.08.2017 испрашиваемое имущество - коровник (птичник) общей площадью 1702,7 кв.м, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, с. Юськи, находилось в пользовании Чернышевой О.В. на основании договора безвозмездного пользования.
Однако безвозмездное пользование государственным или муниципальным имуществом, осуществляемое субъектом малого или среднего предпринимательства, не порождает у последнего права на приобретение.
С 01.09.2017 (т.е. после включения испрашиваемого имущества в Перечень) указанное недвижимое имущество передано Чернышевой О.В. по договору аренды имущества N 04/17-АР-ИМ на льготных условиях.
С заявлением о предоставлении преимущественного права на приобретение арендуемого имущества Чернышева О.В. обратилась в администрацию 09.09.2019, т. е. через 2 года и 9 дней пользования этим имуществом в соответствии с договором аренды.
Вместе с тем, право на приватизацию испрашиваемого имущества, о чем заявлено в обращении Чернышевой О.В. от 09.09.2019, с учетом требований подпункта 2 части 2.1. статьи 9 Закона N 159-ФЗ о сроке владения и пользования на основании договора аренды, у Чернышевой О.В. возникнет не ранее 01.09.2020.
Кроме того, как указано ранее, обозначенное недвижимое имущество включено в Перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), для предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства который утвержден постановлением администрации от 07.09.2016 N 2669, до возникновения арендных отношений между Чернышевой О.В. и администрацией.
На день обращения Чернышевой О.В. с заявлением прошло менее пяти лет с момента включения арендуемого имущества в Перечень. Следовательно, в конечном итоге, отсутствует совокупность условий, необходимых для возможности направления Чернышевой О.В. заявления о преимущественном праве выкупа арендуемого имущества в порядке части 2.1 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ.
Предоставление Чернышевой О.В. гранта на развитие семейной животноводческой фермы не может служить основанием для предоставления преимущественного права на приобретение испрашиваемого имущества на основании Федерального закона N 159-ФЗ, без соблюдения указанных выше условий в соответствии с положениями части 2.1 статьи 9 данного Закона.
Установив несоответствие заявления Ченышевой О.В. о реализации преимущественного права приобретения недвижимого имущества требованиям условий части 2.1 статьи 9 Закона N 159-ФЗ, администрация правомерно приняла решение об отказе Чернышевой О.В. в его удовлетворении.
Мнение Чернышевой О.В. о том, что включение арендуемого нежилого помещения в Перечень от 07.09.2016 само по себе совершено исключительно в целях создания препятствий для реализации ею преимущественного права на приобретение этого имущества в порядке Закона N 159-ФЗ, является несостоятельным по следующим основаниям.
Часть 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" предусматривает, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства) с ежегодным - до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней государственным имуществом и муниципальным имуществом. Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 2.1 статьи 9 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В установленном законом порядке утвержденный администрацией Перечень от 07.09.2016 полностью или в части не оспаривался. Доказательств иного суду не представлено.
При этих обстоятельствах само по себе включение недвижимого имущества в Перечень от 07.09.2016 не подтверждает совершение таких действий администрацией исключительно в целях создания препятствий для реализации Чернышевой О.В. своего права на его приобретение в порядке Закона N 159-ФЗ при отсутствии в материалах дела доказательств обратного. Право пользования на основании договора аренды Чернышевой О.В. было приобретено после включения испрашиваемого имущества в указанный Перечень. Как следует из условий договора аренды от 01.09.2017, арендатор принимает имущество в долгосрочную аренду на льготных условиях.
С учетом сказанного, вывод суда первой инстанции о том, что действия администрации по включению спорного имущества в Перечень нарушают права и законные интересы заявителя и направлены на воспрепятствование реализации им преимущественного права выкупа этого имущества, что может быть расценено как злоупотребление правом (ст. 10 ГК РФ), является необоснованным.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение администрации соответствует положениям Закона N 159-ФЗ и не нарушает права и законные интересы Чернышевой О.В. в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет за собой отказ в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, апелляционная жалоба администрации муниципального образования "Завьяловский район" подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.01.2020 по делу N А71-15780/2019 подлежит отмене на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине по делу относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражный суд Удмуртской Республики от 17 января 2020 года по делу N А71-15780/2019 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
К.П. Беляев |
Судьи |
Т.Л. Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-15780/2019
Истец: Чернышева Ольга Васильевна
Ответчик: Администрация муниципального образования "Завьяловский район"