город Омск |
|
19 мая 2020 г. |
Дело N А75-24365/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2168/2020) общества с ограниченной ответственностью "Юганскстрой" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.02.2020 по делу N А75-24365/2019 (судья Голубева Е.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юганскстрой" (ОГРН 1158617001817, ИНН 8604059234, место нахождения: 628305, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нефтеюганск, мкрн. 11, д. 47, кв. 27) к Службе жилищного и строительного надзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче заключения по заявлению от 30.09.2019, и обязании устранить нарушение прав заявителя путем выдачи заключения,
при участии в деле в качестве заинтересованного лица - Комнатовой А.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Юганскстрой" (далее - заявитель, общество, ООО "Юганскстрой") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с уточненным по правилам статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Жилстройнадзор Югры) о признании незаконной невыдачи заключения на основании поданного заявления по постановлению Правительства Российской Федерации от 22.04.2019 N 480 "О критериях, определяющих степень готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства) и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве, при условии соответствия которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 1 июля 2019 г.", а также об обязании выдать заключение на основании поименованного выше постановления Правительства Российской Федерации от 22.04.2019 N 480 (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 480).
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Комнатова Арина Анатольевна (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.02.2020 по делу N А75-13265/2019 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что оспариваемые действия заинтересованного лица, вопреки выводам суда первой инстанции, не основаны на нормах Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) и положениях постановления Правительства Российской Федерации N 480. Ввиду указанного общество полагает уточненные требования, предъявленные ООО "Юганскстрой", подлежащими удовлетворению.
Письменный отзыв на жалобу в суд не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Рассмотрев апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 30.09.2019 ООО "Юганскстрой" направило в Жилстройнадзор Югры пакет документов для определения соответствия многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости критериям, определяющим степень готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и количество заключенных договоров долевого участия в строительстве, при условии соответствия которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона N 214-ФЗ по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 01.07.2019.
К обращению приложено заявление о готовности проекта строительства, расчет степени готовности исходя из размера фактически понесенных затрат на строительство, заключение ООО "Кадастровый центр" от 30.09.2019 N 66, расчет степени готовности проекта, реестр заключенных договоров по жилым и нежилым помещениям по объекту "Многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нефтеюганск, 11 микрорайон, территория 3" по состоянию на 30.09.2019, проектная декларация на объект, копия бухгалтерского баланса на 30.07.2019, регистры бухгалтерского учета застройщика или выписки из них в отношении проекта строительства.
Заявив, что ответ на обращение от 30.09.2019 не направлен административным органом, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя оставлены без удовлетворения, с чем ООО "Юганскстрой" не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Материалы дела свидетельствуют о том, что ООО "Юганскстрой" выступает застройщиком в правоотношениях долевого строительства на основании положений Федерального закона N 214-ФЗ.
На основании положений части 16 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2018 N 478-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" постановлением Правительства Российской Федерации N 480 утвержден перечень документов, представляемых застройщиком для определения соответствия многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства) критериям, определяющим степень готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства) и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве, при условии соответствия которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов эскроу, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона N 214-ФЗ, по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 01.07.2019.
В соответствии с перечнем, в целях получения заключения со стороны ООО "Юганскстрой" в адрес Жилстройнадзора Югры подлежал представлению следующий пакет документов:
1) заявление о выдаче заключения о степени готовности объекта и возможности заключения договоров участия в долевом строительстве без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона N 214-ФЗ;
2) расчет степени готовности проекта строительства, рассчитанной исходя из размера фактически понесенных расходов на строительство;
3) расчет степени готовности проекта строительства, рассчитанной суммарно в соответствии с готовностью конструктивных элементов во всех объектах недвижимости, указанных в разрешении на строительство;
4) выписку из Единого государственного реестра недвижимости о зарегистрированных договорах участия в долевом строительстве;
5) ежеквартальную отчетность застройщика, сформированную не ранее чем за 15 дней до дня подачи заявления, указанного в пункте 1 перечня;
6) регистры бухгалтерского учета застройщика или выписки из них в отношении проекта строительства.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 480 утверждена также Методика определения соответствия многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства) критериям, определяющим степень готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства) и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве, при условии соответствия которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона N 214-ФЗ, по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 01.07.2019 (далее - Методика).
Согласно пунктам 9 и 10 поименованной Методики подписанное застройщиком заявление о выдаче заключения о степени готовности объекта и возможности заключения договоров участия в долевом строительстве без использования счетов эскроу с указанием расчета степени готовности проекта строительства и документы, подтверждающие соответствие проекта строительства критериям, указанным в пункте 1 Методики, подаются в контролирующий орган на бумажных носителях либо в электронной форме через личный кабинет застройщика в единой информационной системе жилищного строительства. Заявление о выдаче заключения и документы, подаваемые в контролирующий орган, заверяются подписью руководителя, главного бухгалтера и печатью организации (при ее наличии). В случае их направления через личный кабинет застройщика в единой информационной системе жилищного строительства подаваемые заявление о выдаче заключения и документы заверяются электронной цифровой подписью указанных лиц.
Согласно пунктам 11 - 13 Методики подготовка заключения осуществляется контролирующим органом в течение 15 рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче заключения и документов. При подготовке заключения контролирующий орган вправе получить от застройщика дополнительные документы, необходимые для оценки степени готовности проекта строительства, рассчитанной исходя из стоимости выполненных работ, в случае если документы, представленные застройщиком на бумажных носителях и (или) размещенные в единой информационной системе жилищного строительства, не позволяют сделать вывод о правильности осуществленных застройщиком расчетов. В случае запроса контролирующим органом указанных дополнительных документов срок подготовки заключения может быть продлен не более чем на 5 рабочих дней.
По итогам анализа представленных документов контролирующий орган формирует и направляет застройщику почтовым отправлением или через личный кабинет застройщика в единой информационной системе жилищного строительства заключение или отказ в выдаче заключения. Заявление застройщика о выдаче заключения и заключение или отказ в выдаче заключения подлежат размещению контролирующим органом в единой информационной системе жилищного строительства не позднее 3 рабочих дней со дня принятия контролирующим органом соответствующего решения.
Материалы дела свидетельствуют о том, что 30.09.2019 заявителем в административный орган направлено заявление о готовности проекта строительства с приложением необходимых документов (расчет степени готовности рассчитанной исходя из размера фактически понесенных затрат на строительство, выполненный застройщиком; расчет степени готовности проекта, рассчитанный суммарно в соответствии с готовностью конструктивных элементов всех объектов недвижимости, указанных в разрешении на строительство, выполненный специализированной организацией; расчет готовности проекта; выписку из Единого государственного реестра недвижимости; реестр заключенных договоров по состоянию на 30.09.2019; проектная декларация N 86-000188 по состоянию на 22.02.2019; ежеквартальная отчетность застройщика, сформированная не ранее чем за 15 дней до дня подачи заявления о готовности проекта строительства в составе: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках на 30.06.2019; регистры бухгалтерского учета застройщика или выписки из них в отношении проекта строительства (обороты по счету 08 за 1 полугодие 2019 года).
Между тем в нарушение пункта 4 установленного нормативно перечня обществом к заявлению не была приложена выписка из Единого государственного реестра недвижимости о зарегистрированных договорах участия в долевом строительстве.
Более того, по состоянию на 10.10.2019 и впоследствии в Едином государственном реестре недвижимости сведения о зарегистрированных договорах участия в долевом строительстве упомянутого многоквартирного дома не содержались, что подателем апелляционной жалобы не оспаривается.
В свою очередь, приложенный к заявлению ООО "Юганскстрой" реестр договоров не является документом, подтверждающим наличие зарегистрированных договоров участия в долевом строительстве в объекте, в отношении которого подаются сведения для получения застройщиком права на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов эскроу.
При этом не находит подтверждения заявление общества о том, что в его адрес Жилстройнадзором Югры не направлен ответ на обращение от 30.09.2019, в том числе об отказе в выдаче заключения.
Из материалов дела следует, что 23.10.2019 в Жилстройнадзор Югры поступило обращение ООО "Юганскстрой" N 101 (вх. N 27-Вх-6720), которым общество уведомило административный орган об ошибочном направлении документов по заявлению о возможности работы по постановлению Правительства Российской Федерации N 480 и просило возвратить поданные документы. Письмом от 25.10.2019 N 27-Исх-7467 заинтересованное лицо возвратило ранее поступившее от застройщика заявление с приложениями к нему. Изложенное не опровергается заявителем.
Как указано выше, основанием для признания действий (бездействий) незаконными является совокупность обстоятельств, а именно - нарушение требований нормативных правовых актов в совокупности с нарушением этими действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
В настоящем случае Жилстройнадзором Югры действительно в установленный в пунктах 11 - 13 Методики срок не был дан ответ об отказе в выдаче заключения по обращению ООО "Юганскстрой" от 30.09.2019. Однако, права и охраняемые законом интересы заявителя не могут быть восстановлены при удовлетворении заявленных им требований, поскольку у заявителя, как установлено выше, отсутствовало право на получение положительного заключения в силу отсутствия среди поступивших от заявителя документов и материалов необходимых для получения такого заключения позиций нормативно установленного перечня.
Таким образом, нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя в результате ненаправления в его адрес отказа в выдаче заключения не произошло, и удовлетворение предъявленных в рамках настоящего дела обществом требований не приведет к восстановлению таковых. Положениями же процессуального законодательства (статьи 4, главы 24 АПК РФ) возможность удовлетворения требований и право на обращение связываются с предполагаемым правовым эффектом от процедуры защиты нарушенного права.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оставив без удовлетворения требования общества, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юганскстрой" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.02.2020 по делу N А75-24365/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-24365/2019
Истец: ООО "ЮГАНСКСТРОЙ"
Ответчик: СЛУЖБА ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Третье лицо: Комнатова Арина Анатольевна