город Ростов-на-Дону |
|
19 мая 2020 г. |
дело N А32-34979/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.,
судей Ковалевой Н.В., Новик В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Романовой К.А.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования город Армавир в лице Администрации муниципального образования город Армавир
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.02.2020 по делу N А32-34979/2019 по иску муниципального предприятия города Армавир "Троллейбусное управление" к муниципальному образованию город Армавир в лице Администрации муниципального образования город Армавир
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Финансового управления администрации муниципального образования город Армавир, Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования город Армавир о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие г. Армавир "Троллейбусное управление" (далее - истец, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к муниципальному образованию город Армавир в лице Администрации муниципального образования город Армавир (далее - ответчик, администрация) о взыскании убытков, причиненных повреждением принадлежащего на праве хозяйственного ведения имущества и упущенной выгоды в размере 445 044 рублей 43 копеек.
При участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Финансового управления администрации муниципального образования город Армавир, Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования город Армавир.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.02.2020 исковые требования удовлетворены частично. С муниципального образования г. Армавир в лице администрации за счет казны муниципального образования в пользу муниципального предприятия г. Армавир "Троллейбусное управление" взысканы убытки в размере 413 900 рублей 59 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 11 067 рублей 93 копеек. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение арбитражного суда первой инстанции от 17.02.2020 отменить, принять новый судебный акт.
По мнению администрации, суд не принял во внимание те обстоятельства, что администрацией полномочия в рамках статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в 2013 году были переданы управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования город Армавир (Решение Армавирской городской думы от 28.11.2013 N 527 "Об учреждении управления жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования город Армавир в качестве юридического лица и утверждении Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования город Армавир"). Уполномоченным лицом по контролю качества выполненных работ по благоустройству и озеленению городских территорий, охране зеленых насаждений, является управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования город Армавир (далее управление). Так, согласно положению, управление осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Краснодарского края, нормативными правовыми актами администрации муниципального образования город Армавир, Армавирской городской Думы и настоящим Положением.
Внешний управляющий предприятия просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о дате и времени судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, администрацией, а также внешним управляющим предприятия направлены ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, от 25.12.2018 между предприятием и администрацией заключен договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования город Армавир N 1 (далее - договор).
Предметом договора перевозки пассажиров по маршруту регулярных перевозок являются действия сторон договора по организации регулярных пассажирских перевозок городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования город Армавир (пункт 1.1 договора).
В соответствии с пунктом 1.3 договора на осуществление перевозок по маршруту регулярных перевозок перевозчик принимает на себя обязательства по перевозке пассажиров на следующих маршрутах регулярного сообщения: 1) N 1 "Вокзал 1 - Мясокомбинат"; 2) N 27 "Обувная фабрика - Азовская - Обувная фабрика"; 3) N 3 "Мясокомбинат - Азовская". Схемы маршрутов движения троллейбусов согласованы в установленном порядке с администрацией и приобщены к паспортам вышеупомянутых троллейбусных маршрутов.
25.05.2019 в 11 часов 10 минут по улице Новороссийская 58 в городе Армавире Краснодарского края произошло падение аварийно-опасного дерева, следствием чего стало повреждение муниципального имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения перевозчику: участка троллейбусной контактной сети и троллейбуса ЗиУ 682Г, гаражный номер 120, заводской номер 0000158, регистрационный номер 426, следовавшего на момент падения аварийно-опасного дерева под управлением водителя Перевышиной Г.Н. по маршруту N 3 "Мясокомбинат - Азовская" регулярных пассажирских перевозок городским наземным электрическим транспортом муниципального образования город Армавир.
В результате полного прекращения подачи электроэнергии из-за повреждения троллейбусной контактной сети произошел простой движения троллейбусов по маршрутам N N 3 и 27.
Кроме того, с 11 часов 10 минут 25.05.2019 по 12 часов 36 минут 26.05.2019 перевозчик вынужден был изменить схему движения троллейбусов по указанным маршрутам: троллейбусы перевозчика осуществляли движение по маршрутам N N 3 и 27 укороченным рейсом без заезда на предусмотренные паспортами маршрутов остановочные пункты: "к/т Родина - з-д Пластформ - ул. Черноморская - ЗИМ - ПТУ 11 - Интернат - Автомагазин - ст. Азовская".
Вышеизложенные обстоятельства подтверждаются договором на осуществление регулярных пассажирских перевозок городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования город Армавир от 25.12.2018 N 1; договором о взаимоотношениях сторон и закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 11.01.1999 N 9; актом приема-передачи имущества, переданного в хозяйственное ведение муниципальному предприятию г. Армавира "Троллейбусное управление" по состоянию на 01.01.2016; распоряжением управления имущественных отношений администрации муниципального образования город Армавир от 24.03.2010 N 102 "О закреплении в хозяйственное ведение муниципальному предприятию г. Армавира "Троллейбусное управление" муниципального имущества"; паспортом троллейбусного маршрута N 3; паспортом троллейбусного маршрута N 27; паспортом троллейбуса пассажирского ЗиУ 682Г N 682Г-0000016 ПС; актом служебного расследования дорожно-транспортного происшествия от 28.05.2019; определением ОВДПС ГИБДД ОМВД России по г. Армавиру об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 25.05.2019 N 23ДТ036262; рапортом диспетчера по выпуску Шевченко А.А. от 25.05.2019; объяснительной запиской водителя троллейбуса N 120 Перевышиной Г.Н. от 25.05.2019; журналом по учету и анализу ДТИ; материалами фотосъемки места ДТП; актом на возврат в депо с линии трамвайного вагона (троллейбуса) N 120 по технической неисправности от 25.05.2019 N 1; путевыми листами грузового автомобиля (автовышки) за период с 25.05.2019 по 26.05.2019 N N 112521, 112527, 112529, 112523; рапортом диспетчера по выпуску Шевченко А.А. о простоях троллейбусов за 25.05.2019; путевыми листами троллейбусов за 25.05.2019 N N 012752, 012745, 012756, 012748, 012787, 012751, 012744, 012746, 012754, 012747, 012749, 012757, 012741, 012742; рапортом диспетчера по выпуску Шелковой С.Н. о простоях троллейбусов за 26.05.2019; путевыми листами троллейбусов за 26.05.2019 N N 012732, 012727, 012737, 012740, 012726, 012728, 012735, 012729, 012730, 012738; отчетами центрального диспетчера о работе маршрутов троллейбуса с 25.05.2019 по 26.05.2019; станционными ведомостями о движении поездов маршрута N 27,3 с 25.05.2019 по 26.05.2019; журналом учета потерь линейного времени; письмом перевозчика от 03.06.2019 N 264 "О проведении осмотра троллейбуса ЗиУ 682Г, гаражный номер 120, заводской номер 0000158, регистрационный номер 426"; письмом Администрации от 04.06.2019 N 01-80/4404/4300/19-28 "Об участии в проведении осмотра троллейбуса"; актом экспертного исследования от 05.07.2019 N 19-06-03; рапортом начальника службы эксплуатации Такмазян О.С. о потерях по рейсам и машинно-часам от 26.05.2019; актами на списание расходных материалов, использованных на восстановление поврежденного участка контактной сети в результате ДТП от 25.05.2019.
Упавшее на имущество перевозчика аварийно-опасное дерево произрастало на озелененной территории II группы - территории общего пользования, прилегающей к многоквартирному жилому дому по улице Новороссийской 58 в городе Армавире Краснодарского края.
Работы по содержанию озелененной территории II группы, в том числе вырубка аварийно опасных деревьев, на основании подпунктов 2.2.16 и 2.2.17 Правил благоустройства являются обязанностью администрации.
О необходимости произвести вырубку аварийно-опасного дерева перевозчик неоднократно письменно уведомлял администрацию в письмах от 07.02.2019 N 55, от 25.02.2019 N 86, от 28.02.2019 N 96 и 16.04.2019 N 187.
Просьбы, изложенные в указанных письмах, оставлены администрацией без удовлетворения; необходимые работы по вырубке указанного аварийно-опасного дерева произведены не были.
Убытки от повреждения принадлежащего перевозчику на праве хозяйственного ведения муниципального имущества: участка троллейбусной контактной сети и троллейбуса ЗиУ 682Г, гаражный номер 120, заводской номер 0000158, регистрационный номер 426, а также от простоя троллейбусов и вынужденного изменения схемы движения троллейбусов по муниципальным маршрутам регулярного сообщения муниципального образования город Армавир N N и 27 в период с 25.05.2019 по 26.05.2019, составили 445 044 рубля 43 копейки.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Из содержания приведенных норм следует, что для возложения на ответчика материальной ответственности, истец в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, должен доказать факт причинения вреда, вину ответчика, причинно-следственную связь между противоправностью действий (бездействия) ответчика и наступившими негативными последствиями, а также размер причиненного ущерба.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Кодекса).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесен вопрос организации благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Согласно пункту 12.1 статьи 2 Закона Краснодарского края от 23.04.2013 N 2695-КЗ "Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае" (далее - Закон N 2695-КЗ) санитарные рубки - рубки, проводимые с целью улучшения санитарного состояния зеленых насаждений (в том числе удаление аварийно-опасных, сухостойных и больных деревьев и кустарников), производимые по результатам обследования зеленых насаждений органами местного самоуправления поселений, городских округов Краснодарского края.
Органом местного самоуправления муниципального образования г. Армавир является администрация муниципального образования город Армавир.
Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является администрация муниципального образования город Армавир.
Обязанность обследования и удаления аварийно-опасных, сухостойных и больных деревьев администрацией определена приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 15.12.1999 N 153 "Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации" (далее - Правила N 153).
В целях обеспечения безопасности администрация обязана производить обследование зеленых насаждений, расположенных на земельных участках муниципального образования город Армавир, на предмет выявления потенциально опасных (аварийных) зеленых насаждений.
Согласно пункту 5.1 Правил N 153 система оценки состояния озелененных территорий предусматривает комплекс организационных, инженерно-планировочных, агротехнических и других мероприятий, обеспечивающих эффективный контроль, разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, прогноз состояния зеленых насаждений с учетом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зеленых насаждений и уровень благоустройства.
Пунктами 5.3, 5.7, 5.8, 5.9 Правил N 153 предусмотрено, что оценку состояния озелененных территорий осуществляют либо специализированные учреждения (если речь идет о зеленых насаждениях общего пользования), либо организации, предприятия и др., в ведении которых находятся эти территории, с последующим экспертным заключением по материалам обследования квалифицированными специалистами.
Органы местного самоуправления поселения, городского округа ведут реестр зеленых насаждений, который содержит информацию: 1) о расположении земельных участков, занятых зелеными насаждениями; 2) об их площади; 3) о целевом назначении таких земельных участков; 4) о характеристике зеленых насаждений: жизненной форме, видовой принадлежности, возрасте, природоохранном статусе. Форма и порядок ведения реестра зеленых насаждений утверждаются местной администрацией поселения, городского округа (части 3, 3.1, 4 статьи 6 Закона N 2695-КЗ).
Доказательств, подтверждающих проведение мероприятий по санитарной обрезке/спилу деревьев, выполнению работ по контролю за качеством зеленых насаждений, в том числе на территории произрастания спорного дерева, а также доказательств не аварийности упавшего дерева, в материалы дела не представлено.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного кодекса Российской Федерации доказательства того, что ущерб имуществу истца причинен по вине другого лица и администрация не является лицом, ответственным за причиненный ущерб, равно как и доказательств того, что причиненные повреждения явились следствием противоправных действий третьих лиц либо произошли по причинам, не зависящим от администрации, суду не представлены.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеются все элементы имущественного деликта, а именно: факт наличия ущерба, доказанность размера ущерба, вина администрации в возникновении убытков и причинно-следственная связь между бездействиями (действиями) администрации и наступившими последствиями.
С учетом изложенного, ответственность администрации, как собственника земельного участка, в силу Закона N 131-ФЗ, является первичной по отношению к потерпевшему лицу.
Определяя размер убытков, суд первой инстанции пришел к выводу об исключении из состава убытков, подлежащих взысканию с ответчика, оплату простоя водителям и кондукторам троллейбусов в размере 7 291 рублей 12 копеек, оплату ремонтных работ по восстановлению контактной сети в размере 15 524 рублей 88 копеек, начислений на ФОТ 36,5% в размере 8 327 рублей 84 копеек.
Суд первой инстанции, руководствуясь разъяснениями, изложенными в пункте 13 постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", пришел к выводу о взыскании с ответчика расходов истца по оплате услуг эксперта-автотехника по проведению независимой технической экспертизы в размере 15 000 рублей.
Доводы ответчика о необходимости отнесения к форс-мажорным обстоятельствам погодных условий правомерно отклонены судом первой инстанции.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что в силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Ответчик не доказал, что погодные условия в момент причинения ущерба относятся к обстоятельствам непреодолимой силы, в связи с которыми ответчик может быть освобожден от ответственности за возмещение убытков.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с ответчика убытков в размере 413 900 рублей 59 копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В указанной части решение суда первой инстанции истцом не обжалуется.
Администрацией факт наличия убытков, равно как и его размер не оспаривается. Контррасчет убытков не представлен.
Единственным доводом апелляционной жалобы является довод о том, что уполномоченным лицом по контролю качества выполненных работ по благоустройству и озеленению городских территорий, охране зеленых насаждений, является управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования город Армавир, которому администрацией в 2013 году были переданы полномочия в рамках статьи 16 Закона N 131-ФЗ.
Указанный довод подлежит отклонению судом апелляционной инстанции на основании следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств бюджета муниципального образования выступает в суде от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.
Пунктом 10 решения Армавирской городской Думы от 29.11.2018 N 460 "О местном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов" утверждена ведомственная структура расходов местного бюджета на 2019 год согласно приложению N 11 к настоящему решению, на 2020 и 2021 годы согласно приложению N 12 к настоящему решению. В составе ведомственной структуры расходов местного бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов утверждены перечень и коды главных распорядителей средств местного бюджета, перечень разделов, подразделов, целевых статей (муниципальных программ и непрограммных направлений деятельности), групп и подгрупп видов расходов местного бюджета.
Главным распорядителем бюджетных средств по муниципальной программе "Развитие, капитальный ремонт, ремонт и содержание объектов внешнего благоустройства муниципального образования город Армавир", отдельным мероприятиям муниципальной программы "Развитие, капитальный ремонт, ремонт и содержание объектов внешнего благоустройства муниципального образования город Армавир", поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования город Армавир, прочим мероприятиям по благоустройству городских округов и поселений является администрация муниципального образования город Армавир (позиции N N 227-230 раздела N 2 приложения N 11 решения Армавирской городской Думы от 29.11.2018 N 460 "О местном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов").
С учетом изложенного, требования обоснованно удовлетворены за счет муниципального образования город Армавир в лице администрации муниципального образования город Армавир, как исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, главного распорядителя денежных средств, связанных с капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием объектов внешнего благоустройства муниципального образования город Армавир, мероприятиями по благоустройству городских округов и поселений за счет средств казны муниципального образования города Армавир.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.02.2020 по делу N А32-34979/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-34979/2019
Истец: МП АТУ, Муниципальное предприятие г. Армавир "Троллейбусное управление"
Ответчик: Администрация муниципального образования г. Армавир, АМО г.Армавир
Третье лицо: Управление ЖКХ администрации МО Армавир, Финансовое Управление Администрации Муниципального образования города Армавир