г. Санкт-Петербург |
|
20 мая 2020 г. |
Дело N А42-9739/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.
судей Будылевой М.В., Горбачевой О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Климцовой Н.А.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9275/2020) Управления образования администрации муниципального образования Кандалакшский район на решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.02.2020 по делу N А42-9739/2019 (судья Копылова Ю.В.), принятое
по заявлению Управления образования администрации муниципального образования Кандалакшский район
к ГУ Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кандалакше Мурманской области (межрайонное)
о признании незаконным решения от 27.06.2019 N 140
установил:
Управление образования Администрации муниципального образования Кандалакшский район (ОГРН 1025100539430; далее - Администрация, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кандалакше Мурманской области (межрайонное) (ОГРН 1025100537923; далее - Управление, ответчик) о признании недействительным решения от 27.06.2019 N 136 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда от 12.02.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе, заявитель, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, согласно которому признать недействительным в полном объеме решение УПФР в г. Кандалакше Мурманской области (межрайонное). В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что отсутствуют правовые основания для привлечения страхователя к ответственности на основании статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), поскольку самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения Управлением, УО Администрации МО Кандалакшский район реализовало свое право на исправление сведений, откорректировав их путем подачи дополняющей формы.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей не направили. Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 07.07.2017 по телекоммуникационным каналам связи заявителем направлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2017 года в отношении 109 застрахованных лиц.
Однако, согласно протоколу проверки от 13.07.2017, представленная форма СЗВ-М за июнь 2017 года не была принята в отношении двух сотрудников учреждения.
14.02.2019 в связи с выявлением ошибок в ранее представленных сведениях заявителем в Пенсионный фонд представлена форма СЗВ-М за июнь 2017 года с типом "дополняющая".
Поскольку указанная дополняющая форма представлена после истечения срока для исправления ошибок, ответчик посчитал, что заявителем допущено нарушение пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Указанное обстоятельство нашло отражение в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования от 29.05.2019 N 136.
Решением от 27.06.2019 N 140 заявитель привлечён к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 1 000 руб.
На основании данного решения в адрес заявителя было направлено требование от 19.07.2019 N 061S01190004357 об уплате финансовых санкций.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не находит оснований для отмены решения. В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган или лицо, которые приняли этот акт, решение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, согласно пункту 2 статьи 14 данного Закона обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 этой статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В абзаце 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 названного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, указанная норма предусматривает два состава правонарушения: несвоевременное представление сведений и представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах СЗВ-М)". При заполнении данной формы указывается ее тип: "исхд", "доп", "отм". При этом код "исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период, а код "доп", если дополняющая форма, подается с целью дополнения ранее принятых сведений о застрахованных лицах за отчетный период.
Как установлено судом и следует из материалов дела, первоначальная отчетность по форме СЗВ-М за июнь 2017 года сдана страхователем 07.07.2017, то есть своевременно.
Вместе с тем, в ходе проведения проверки отчетности были выявлены ошибки в отношении данных застрахованных лиц, в связи с чем форма СЗВ-М за июнь 2017 года не была принята в отношении двух застрахованных лиц.
УПФР в г. Кандалакше Мурманской области (межрайонное) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в адрес страхователя был направлен протокол проверки отчетности от 18.07.2017, который получен последним 01.08.2017.
14.02.2019 в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи страхователем была представлена форма СЗВ-М за июнь 2017 года с типом "дополняющая" на двух застрахованных лиц с исправленными ошибками.
Таким образом, УО Администрации МО Кандалакшский район допущено представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за июнь 2017 года в отчете по форме СЗВ-М с типом "исходная".
Абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлена ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Федерального закона.
За совершение указанного правонарушения предусмотрена ответственность страхователя в виде применения финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, образует нарушение срока представления сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации либо представление неполных (недостоверных) сведений. По смыслу указанной нормы под непредставлением сведений в установленный срок следует понимать непредставление сведений в отношении всех или части застрахованных лиц либо их представление позже установленного пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ срока.
Поскольку после получения уведомления заявителем в течение 5 дней ошибки не были устранены, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в действиях заявителя имеется состав правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Размер санкции определен в соответствии с указанной нормой права.
Доказательств невозможности соблюдения заявителем требований Закона N 27-ФЗ по представлению сведений по форме СЗВ-М в силу чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась, а равно доказательств принятия исчерпывающих мер для соблюдения указанных положений в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении.
Таким образом, в действиях (бездействии) страхователя имеется состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 4 статьи 17 Закон N 27-ФЗ, соответственно, заявитель правомерно привлечен к ответственности.
Правильно применив указанные выше нормы права, исследовав и оценив фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, доводы и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных Учреждением требований.
В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
В корреспонденции с указанными положениями статей 15, 16 Закона N 27-ФЗ пунктом 41 ранее действовавшей Инструкции N 987н, предусматривалось, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
В письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" Пенсионный фонд Российской Федерации (далее также - ПФР) указал, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов виновности и противоправности деяния; формальный подход к наложению штрафа недопустим (пункт 2.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П); если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, можно не применять.
Между тем материалами дела подтверждено, что форма СЗВ-М за июнь 2017 года с типом "дополняющая" представлена на основании протокола проверки отчетности, содержащего информацию об имеющихся ошибках в представленных страхователем сведениях индивидуального (персонифицированного) учета.
Вступившая в силу с 19.02.2017 Инструкция N 766н в пункте 37 нормативно закрепила, что представление страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений освобождает страхователя от применения финансовых санкций.
Из пункта 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, следует, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 11.01.2018 N 3-П утвержден "Порядок и условия направления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи страхователю форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Согласно п. 6 данного Порядка, датой направления страхователю Форм в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи считается дата их отправки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в адрес страхователя, зафиксированная в подтверждении даты отправки.
В рассматриваемом случае Фонд в адрес УО Администрации МО Кандалакшский район 01.08.2017 по телекоммуникационным каналам связи направил протокол ошибок, выявленных при проведении проверки отчетности.
Протокол проверки получен заявителем 01.08.2017.
Вместе с тем от УО Администрации МО Кандалакшский район получена дополняющая форма с исправленными ошибками по истечении полутора лет (14.02.2019).
При таких обстоятельствах довод подателя апелляционной жалобы о самостоятельном выявлении ошибки и отсутствии правовых оснований для привлечения к ответственности, апелляционным судом признается несостоятельным.
Отклоняется апелляционным судом довод УО Администрации МО Кандалакшский район о том, что Уведомление, предусмотренное пунктом 37 Инструкции, в адрес страхователя не направлялось.
В соответствии с рассматриваемым пунктом инструкции при обнаружении ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Материалами дела установлено, что УО Администрации МО Кандалакшский район по телекоммуникационным каналам связи направлен протокол проверки отчетности страхователя, в котором отражены сведения об ошибках, описание ошибок, а также требования о повторном предъявлении сведений на застрахованное лицо. В протоколе также отражено, что данные по застрахованным лицам, в отношении которых в протоколе сформированы ошибки с указанными типами, не будут приняты и учтены на индивидуальных лицевых счетах.
Таким образом, Протокол проверки отчетности страхователя содержит все необходимые сведения, определенные пунктом 37 Инструкции, в связи с чем признается Уведомлением страхователя об устранении имеющихся ошибок в предоставленных сведениях по форме СЗВ-М за июнь 2017 года.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения. Выражая несогласие с решением суда, заявитель не представил доказательства, подтверждающие правомерность и обоснованность его требований.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В связи с этим апелляционная инстанция не находит оснований для иной оценке представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судом, а также сделанных им выводов.
При таком положении апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.02.2020 по делу N А42-9739/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-9739/2019
Истец: Управление образования администрации муниципального образования Кандалакшский район
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. КАНДАЛАКШЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ
Хронология рассмотрения дела:
20.05.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9275/20
12.02.2020 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-9739/19
12.12.2019 Определение Арбитражного суда Мурманской области N А42-9739/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Мурманской области N А42-9739/19