г. Красноярск |
|
20 мая 2020 г. |
Дело N А33-7045/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "18" мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "20" мая 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Шелега Д.И.
при ведении протокола судебного заседания Маланчик Д.Г.
при участии:
от истца (Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края): Мерзляковой А.В., представителя по доверенности от 14.01.2020, паспорт, диплом 102424 0683659
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Виктора Петровича Рублева (ИНН 244300168605, ОГРН 304244308900060) на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "26" февраля 2020 года по делу N А33-7045/2019
установил:
Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к индивидуальному предпринимателю Рублеву Виктору Петровичу (далее - ответчик) об обязании исполнить обязательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре в отношении объекта культурного наследия регионального значения "Магазины торговых рядов, кон. XIX в.", расположенного по адресу: г. Ачинск, ул. Дзержинского, 15, в части осуществления следующих мероприятий (работ):
1) разработать проектную документацию для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Магазины торговых рядов, кон. XIX в.", расположенного по адресу: г. Ачинск, ул. Дзержинского, 15;
2) обратиться в орган охраны объектов культурного наследия (службу по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края) для согласования в порядке, предусмотренном ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", проектной документации, разработанной на основании задания на проведение работ по сохранению, включая в обязательном порядке ремонтно-реставрационные работы по сохранению (замена стропильной системы, кровли, замена оконных и дверных заполнений, выполнение монтажа инженерных систем обеспечения, выполнение внутренней отделки помещений, замена (ремонт) чердачного перекрытия, реставрация фасадов) объекта культурного наследия регионального значения "Магазины торговых рядов, кон. XIX в.", г. Ачинск, ул. Дзержинского, 15.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26.02.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Красноярского края, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на отсутствие финансирования по выполнению возложенных на него обязательств.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.03.2020 рассмотрение указанной апелляционной жалобы назначено на 18.05.2020.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы от 26.03.2020, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/) 27.03.2020.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 16.05.2008 N 24-24-02/012/2008-222 и выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 20.02.2019 N КУВИ-001/2019-3797792 Рублев В.П. является собственником здания с кадастровым номером 24:43:0109010:50 по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. Дзержинского, N 15, общей площадью 183.8 кв. м.
Здание, расположенное по адресу: г. Ачинск, ул. Дзержинского, 15, является объектом культурного наследия регионального значения "Магазины торговых рядов, кон. XIX в." (далее - Объект), принятым на государственную охрану решением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 24.12.1986 N 345.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 13.11.2015 N 15977-р объект зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под номером 241420081610005.
В 2010 году ответчик обращался в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Министерству культуры Красноярского края о признании договора охранного обязательства от 08.04.2008 N 481 недействительным (дело N АЗЗ-20113/2009).
Вступившим в законную силу решением суда в удовлетворении иска отказано.
В соответствии с предписанием службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 01.11.2017 N 68/17 (далее - предписание) ответчику в срок до 01.06.2018 надлежало обратиться в орган охраны объектов культурного наследия (службу по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края) для согласования в порядке, предусмотренном ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", проектной документации, разработанной на основании задания на проведение работ по сохранению, включая в обязательном порядке ремонтно-реставрационные работы по сохранению (замена стропильной системы, кровли, замена оконных и дверных заполнений, выполнение монтажа инженерных систем обеспечения, выполнение внутренней отделки помещений, замена (ремонт) чердачного перекрытия, реставрация фасадов) Объекта.
Службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края в период с 26.06.2018 по 09.07.2018 проведена внеплановая документарная проверка (далее - проверка) с целью проверки соблюдения выполнения требований п. 1 предписания от 01.11.2017 N 68/17 об устранении выявленных нарушений в отношении Рублева Виктора Петровича, являющегося собственником объекта культурного наследия регионального значения "Магазины торговых рядов, кон. XIX в.", расположенного по адресу: г. Ачинск, ул. Дзержинского, 15.
В рамках проверки было установлено, что в срок, установленный предписанием, ответчик вышеперечисленные мероприятия, направленные на сохранение объекта, не выполнил.
В отношении ответчика составлен протокол об административном правонарушении от 19.07.2018 N 21/18 по ч. 8 ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществить государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия).
В материалы дела представлен акт от 16.03.2016 N 431 технического состояния части объекта культурного наследия регионального значения, составленный ведущим специалистом отдела государственного надзора, учета и использования объектов культурного наследия службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края в отношении объекта "Магазины торговых рядов" по адресу: г.Ачинск, ул. Дзержинского, 15.
В письме от 10.09.2019 N 102-4720 служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края сообщила Рублеву В.П. об отсутствии оснований для выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в связи с непредставлением Рублевым необходимых документов в полном объеме.
В судебном заседании 26.11.2019 истец представил в материалы дела акт осмотра от 22.10.2019 объекта "Магазины торговых рядов" по адресу: г. Ачинск, ул. Дзержинского, 15.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит основания для его изменения или отмены, исходя из следующего.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее Закон N 73-ФЗ).
В преамбуле Закона N 73-ФЗ указано, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации, в связи с чем в Российской Федерации гарантируется их сохранность в интересах настоящего и будущего поколений.
В соответствии со статьями 47.2 и 47.3 Закона N 73-ФЗ лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 названного Закона, при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия обязаны обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном Законом N 73-ФЗ, а при содержании и использовании объекта культурного наследия - также осуществлять расходы на содержание такого объекта и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения объекта культурного наследия, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, и не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживая ее в благоустроенном состоянии.
В силу пункта 2 статьи 47.2 Федерального закона N 73-ФЗ состав (перечень) видов работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.
Обязанности лиц, указанных в пункте 11 статьи 47.6 Федерального закона N 73-Ф по содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия предусмотрены частью 1 статьи 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ.
Пунктом 11 статьи 47.6 Федерального закона N 73-ФЗ к таким лицам относятся физические или юридические лица, которым объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности.
Материалами дела подтверждается, что ответчик является собственником объекта культурного наследия регионального значения "Магазины торговых рядов, кон. XIX в.", расположенного по адресу: г. Ачинск, ул. Дзержинского, 15.
Доводы заявителя жалобы о том, что решением Исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 24.12.86 N 345 к числу памятников истории и культуры было отнесено только здание, расположенное по адресу: г. Ачинск, ул. Дзержинского, 13, в то время как истец является собственником здания по адресу: г. Ачинск, ул. Дзержинского, 15 опровергаются вступившим в законную силу судебным актом по делу АЗЗ-20113/2009, который имеет обязательную силу и имеющим преюдициальное значение по настоящему делу, которым установлен статус принадлежащего ответчику объекта недвижимости как объекта культурного наследия.
Следовательно, ответчик, как собственник, должен принимать меры по сохранению выявленного объекта культурного наследия.
В соответствии с пунктом 15 Приказа Минкультуры СССР от 13.05.1986 N 203 "Об утверждении "Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры" на каждый недвижимый памятник и вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, составляется учетная карточка, содержащая сведения о местонахождении, датировке, характере современного использования, степени сохранности памятника или вновь выявленного объекта, наличии научной документации, месте ее хранения, краткое описание и иллюстративный материал.
В учетной карточке объекта, расположенного по адресу: Красноярский край, г.Ачинск, ул. Дзержинского, 13, указано, что памятник архитектуры "Магазины торговых рядов" состоит из трех зданий, каждое из которых имеет свое описание.
Кроме этого, имеется учетная карта ансамбля объектов "Магазины торговых рядов", представляющих собой историко-культурную ценность, а также учетная карта объекта "Магазины торговых рядов: магазин 3", представляющих собой историко-культурную ценность с указанием исторических сведений, общего архитектурного описания объекта, ситуационного плана, схемой фотофиксации. Также имеется паспорт памятника "Магазины торговых рядов", в котором говорится о том, что магазины торговых рядов состоят из трех примыкающих друг к другу каменных одноэтажных объектов, возведенных в период с конца XIX в. до 1910-х гг. Имеется технический паспорт нежилого здания, строения, расположенного по адресу: г. Ачинск, ул. Дзержинского, 15.
Ответчиком Объект изначально приобретался как объект культурного наследия. Так, в соответствии с Законом Красноярского края "О прогнозном плане (программе) приватизации краевого имущества на 2008 год" от 20.12.2007 N 4-1140 был утвержден перечень памятников истории и культуры, находящихся в краевой собственности и планируемых к приватизации в 2008 год. Данный перечень, в том числе включал нежилое здание-памятник истории и культуры "Торговая лавка", литер Б, г. Ачинск, ул.Дзержинского, д. 15, общей площадью 183,8 кв. м.
Согласно протоколу "Об итогах аукциона по продаже нежилого здания общей площадью 183,8 кв. м., лит Б, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, г.Ачинск, ул. Дзержинского, 15" от 08.04.2008 победителем аукциона стал Рублев В.П.
08.04.2008 между Службой по охране объектов культурного наследия администрации Красноярского края (госорган) и Рублевым В.П. (собственник) подписано охранное обязательство N 481, по условиям которого собственник обязуется обеспечить сохранность объекта культурного наследия: "Магазин торговых рядов (торговая лавка), площадью 183,8 кв. м., расположенного по адресу: ул. Дзержинского, 15, г. Ачинск. Вид объекта культурного наследия: памятник истории и культуры регионального значения (памятник). Основание отнесения памятника к числу объектов (выявленных объектов) культурного наследия: Решение исполнительного комитета красноярского краевого Совета народных депутатов от 24.12.86 N 345. Описание предметов охраны памятника: одноэтажный кирпичный дом лицевой кирпичной кладки, с подвальным этажом, Г-образный в плане. Приложением к охранному обязательства от 08.04.2008 является акт технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории от 08.04.2008 N 1.
Из ответа начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации города Ачинска Семенко А.В. также следует то, что в 2005 году адрес магазина изменился на адрес: г. Ачинск, ул. Дзержинского, 15.
Приказом службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 11.08.2016 N 511 утверждено охранное обязательство на Объект.
В соответствии с предписанием службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 01.11.2017 N 68/17 (далее - предписание) ответчику в срок до 01.06.2018 надлежало обратиться в орган охраны объектов культурного наследия (службу по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края) для согласования в порядке, предусмотренном ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", проектной документации, разработанной на основании задания на проведение работ по сохранению, включая в обязательном порядке ремонтно-реставрационные работы по сохранению (замена стропильной системы, кровли, замена оконных и дверных заполнений, выполнение монтажа инженерных систем обеспечения, выполнение внутренней отделки помещений, замена (ремонт) чердачного перекрытия, реставрация фасадов) Объекта.
В рамках проверки было установлено, что в срок, установленный предписанием, ответчик вышеперечисленные мероприятия, направленные на сохранение Объекта, не выполнил.
Актом осмотра Объекта от 22.10.2019 зафиксировано, что ответчик не выполняет возложенные на него обязательства, а именно: не осуществляет расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом состоянии.
Во исполнение статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ Минкультуры России рекомендует к применению "Методические рекомендации по эксплуатации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", разработанные в 2016 году и одобренные Научно-методическим советом по культурному наследию при Минкультуры России.
Согласно п.5.2 (организация технического обслуживания и текущего ремонта здания или сооружения) указанных рекомендаций ремонт выполняется каждые 2-3 года для зданий из кирпича, естественного камня с деревянными перекрытиями, а также деревянных зданий с нормальными условиями эксплуатации (содержания) и носит планово-предупредительный (профилактический) характер. Он также может быть внеплановым (непредвиденным), выполняемым в срочном порядке в промежутках между плановыми ремонтами.
Согласно п. 5.2.3 указанных выше рекомендаций для защиты поверхности кирпичной и белокаменной кладки от намокания, загрязнений и биопоражения в реставрационной практике применяются гидрофобизирующие кремнийорганические жидкости (ГЮК) типа ГЮК-94* в виде 3%-ного раствора в органическом растворителе. Они способны глубоко проникать в глубь материала и надолго сохранять водо-и грязеотталкивающий эффект (~ 5 лет), что препятствует жизнедеятельности биоорганизмов на поверхности кладки.
Таким образом, для подтверждения нормативного состояния строительных конструкций, необходимо разработать проектную документацию, в составе которой при проведении инженерных изысканий выполнить обследование технического состояния строительных конструкций Объекта.
Проектная документация разрабатывается на основании технического задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выданного органом охраны объектов культурного наследия (служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края).
При таких обстоятельствах с учетом приведенных положений ответчик обязан принять меры к сохранению и содержанию объекта культурного наследия, принадлежащего ему на праве собственности, и привести его в надлежащее состояние в соответствии с требованиями Закона N 73-ФЗ.
Доказательства выполнения требований истца по устранению нарушений законодательства об объектах культурного наследия ответчиком в материалы дела не представлены.
Материалами дела подтверждается, что состояние спорного здания неудовлетворительное, ответчик длительное время не проводит работы по сохранению объекта культурного наследия, в том числе не приступил к выполнению работ, предусмотренных предписанием от 01.11.2017 N 68/17, которым определен план работ по сохранению объекта и создания надлежащих условий для его использования.
Таким образом, ответчиком не выполняются условия охранного обязательства.
Учитывая изложенное, заявленные требования были обосновано удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
Доводы о неисполнимости обжалуемого решения (ссылки на затраты по исполнению таких охранных обязательств) отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку порядок исполнения определяется непосредственно уполномоченными на то лицами по правилам Федерального закона от 02.10.200 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Обстоятельства, на которые ссылается заявитель апелляционной жалобы в обоснование довода о неисполнимости решения, не могут являться причиной для отказа истцу в защите его прав с учетом установления всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания по настоящему делу и при отсутствии других способов защиты, иное бы противоречило общим принципам Арбитражного процессуального законодательства.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 324 Арбитражного процессуального кодекса РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава - исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения. Ответчик может воспользоваться данным правом при наличии соответствующих обстоятельств.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "26" февраля 2020 года по делу N А33-7045/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-7045/2019
Истец: СЛУЖБА ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Ответчик: Рублев Виктор Петрович