город Ростов-на-Дону |
|
19 мая 2020 г. |
дело N А32-16561/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Абраменко Р.А.
судей Галова В.В., Малыхиной М.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудо В.А.
при участии:
от ответчика: представитель Камьянова Н.И. по доверенности от 22.04.2020.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.01.2020 по делу N А32-16561/2018
по иску общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (ИНН 2308111927 ОГРН 1052303701922)
к ответчику открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727 ОГРН 1037739877295)
о взыскании задолженности
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - компания, ответчик) о взыскании задолженности в размере 1 882 855 руб. 78 коп.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14 января 2020 года с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" взыскана задолженность за услуги по приему сточных вод с загрязнениями, превышающими предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ, в размере 1 882 855 руб. 78 коп., а также расходы по оплате госпошлины в размере 31 829 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и просил решение суда отменить. В обоснование жалобы ответчик ссылается на то, что сточные воды, проходящие через единую транзитную сеть в канализационные колодцы, указанные в договоре водоотведения, состоят из объемов сточных вод ответчика и сторонних потребителей. При проведении истцом контрольных функций за соблюдением ответчиком нормативов допустимых сбросов, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения истцом не принято во внимание, что сброс в контрольные колодцы не отражает и не соответствует фактическому положению дел в рамках исполнения договора, поскольку сброс в колодцы осуществляются и сторонними абонентами, а не только ответчиком, для которых согласно заключенного договора N 6720/1422-00 от 14.03.2014 водоотведения с юридическими лицами и договора транспортировки сточных вод N 1-ТСК от 02.12.2015, истец и ответчик одновременно выступают и абонентом и исполнителем услуг. При вынесении решения суд не принял во внимание указанное событие, имеющее важное обстоятельство для дела, не отразил в решении о наличии четырех контрольных колодцев для отбора проб, согласно приложения N 4 к договору N 6720/1422-00 от 14.03.2014 водоотведения с юридическими лицами, не принято во внимание положение ст. 10 ГК РФ, согласно которой не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действуя в обход закона с противоправной целью, любо иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, которую просил удовлетворить, отменив решение суда первой инстанции.
Истец явку представителей в судебное заседание не обеспечил.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просил решение суда оставить без изменения, провести судебное заседание в отсутствие своего представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного акта проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14.03.2014 ООО "Краснодар Водоканал" (организация водопроводно-канализационного хозяйства, ВКХ) и ОАО "Российские железные дороги" (абонент) заключили договор водоотведения N 6720/1422-00, согласно которому организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены в настоящем договоре (п. 1 договора).
Согласно п. 9 договора размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер платы абонента воды в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательствами Российской Федерации.
В соответствии с абз. "и" п. 14 договора абонент обязан соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
Сведения о местах отбора проб сточных вод приведены в приложении N 4: Бр. Дроздовых, 29 - у ж/дома, ДК ЖФ - на зеленой зоне, Ст. Краснодар, 2 - колодец на пешеходной дорожке.
01.02.2017, 11.05.2017, 04.07.2017 испытательной лабораторией сточных вод ИЦ11В и СВ ООО "Краснодар Водоканал" в присутствии представителей ОАО "РЖД" проведены отборы проб сточных вод из установленных в договоре контрольных колодцев, о чем составлены акт отбора проб N N 73, 74, 75 от 01.02.2017, NN 314, 315, 316 от 11.05.2017 и NN 439, 440, 441 от 04.07.2017.
По результатам лабораторных испытаний оформлены протоколы испытаний N N 73-03, 74-03, 75-03 от 07.02.2017, NN 314-03, 315-03, 316-03 от 17.05.2017, NN 43903, 440-03, 441-03 от 10.07.2017, из содержания которых следует, что в сточных водах обнаружено превышение предельно допустимых норм концентрации вредных веществ.
На основании указанных обстоятельств, ООО "Краснодар Водоканал" произвело начисление абоненту задолженности за услуги по приему сточных вод с загрязнениями, превышающими предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ, на общую сумму 1 954 368 руб. 62 коп.
В целях досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 14.02.2018 с требованием об оплате задолженности за сброс загрязняющих веществ в размере 1 882 855 руб. 78 коп. (с учетом частичного погашения задолженности платежным поручением N 48767 от 22.02.2017 на сумму 71 512 руб. 84 коп. ), оставленная последним без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
При принятии решения суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Правоотношения сторон по холодному водоснабжению и водоотведению регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), а также постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения".
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
В силу пункта 25 Правил N 664, организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод (далее - нормативы по объему сточных вод) и нормативы водоотведения по составу сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
Согласно пункту 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов абонента, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов абонентов) и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, по форме согласно приложению N 2 (далее - план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод), соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.
Из подпунктов "в" и "г" пункта 36 Правил N 644 следует, что организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 утверждены "Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации".
Абонент обязан соблюдать нормативы предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленные Правилами N 167, нормативно-правовыми актами и настоящим договором.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Краснодарского края установлен Постановлением Главы администрации Краснодарского края от 28.05.2002 N 579 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Краснодарского края" (далее - Постановление N 579).
Согласно пункту 4.3 Постановления N 579, за прием сточных вод взимается дополнительная плата в размере 100 процентов действующего тарифа за услуги канализации за превышение концентрации за каждый ингредиент. Кратность увеличения действующего тарифа ограничивается 500 процентами.
Объем сточных вод, за который взимается дополнительная плата, определяется по фактически зарегистрированному объему водоотведения за период от дня установления факта превышения ДК и ВУП или залпового сброса загрязняющих веществ до устранения загрязнения и получения нормативных результатов нового контроля состава сточных вод (пункт 4.5 Постановления N 579).
В соответствии с пунктом 65 Правил N 167 контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Порядок отбора проб установлен Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525.
В силу пункта 22 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525, отбор проб сточных вод проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в программе контроля состава и свойств сточных вод или договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения.
Контрольный канализационный колодец - колодец, предназначенный для отбора проб сточных вод абонента, определенный в договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке сточных вод, или последний колодец на канализационной сети абонента перед ее врезкой в централизованную систему водоотведения (пункт 2 Правил N 644).
Как следует из материалов дела, сторонами при заключении договора водоотведения согласованы места отбора проб сточных вод в приложении N 4.
01.02.2017, 11.05.2017, 04.07.2017 испытательной лабораторией сточных вод ИЦ11В и СВ ООО "Краснодар Водоканал" в присутствии представителей ОАО "РЖД" проведены отборы проб сточных вод из установленных в договоре контрольных колодцев, о чем составлены акт отбора проб N N 73, 74, 75 от 01.02.2017, NN 314, 315, 316 от 11.05.2017 и NN 439, 440, 441 от 04.07.2017.
При отборе проб сточных вод присутствовал представитель ответчика, который подписал акты без указания соответствующих возражений относительно мест отбора проб.
По результатам лабораторных испытаний оформлены протоколы испытаний N N 73-03, 74-03, 75-03 от 07.02.2017, NN 314-03, 315-03, 316-03 от 17.05.2017, NN 439-03, 440-03, 441-03 от 10.07.2017, из содержания которых следует, что в сточных водах обнаружено превышение предельно допустимых норм концентрации вредных веществ.
Оценивая доводы ответчика о том, что сточные воды, проходящие через единую транзитную сеть в канализационные колодцы, указанные в договоре водоотведения, состоят из объемов сточных вод ответчика и сторонних потребителей; что при проведении истцом контрольных функций за соблюдением ответчиком нормативов допустимых сбросов, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения истцом не принято во внимание, что сброс в контрольные колодцы не отражает и не соответствует фактическому положению дел в рамках исполнения договора, поскольку сброс в колодцы осуществляются и сторонними абонентами, а не только ответчиком, для которых согласно заключенного договора N 6720/1422-00 от 14.03.2014 водоотведения с юридическими лицами и договора транспортировки сточных вод N 1-ТСК от 02.12.2015, истец и ответчик одновременно выступают и абонентом и исполнителем услуг, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как верно указал суд первой инстанции, независимо от вида оказываемых ответчиком услуг абонентам, подключенным к его сети (водоснабжение и водоотведение или транспортировка сточных вод), обязанность по оплате задолженности за сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в системы канализации лежит на ответчике.
В соответствии с пунктом 35 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения" организация водопроводно-канализационного хозяйства и транзитная организация осуществляют совместный контроль (самостоятельный или раздельный) за соблюдением абонентами организации водопроводно-канализационного хозяйства нормативов допустимых сбросов абонентов, лимитов на сбросы, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В силу пункта 38 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения" в случае выявления превышения абонентами организации водопроводно-канализационного хозяйства установленных нормативов допустимых сбросов для абонентов (лимитов на сбросы), а также требований к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, сторона договора, выявившая указанное нарушение, обязана информировать другую сторону в течение одного дня с момента выявления факта нарушения.
При исчислении и взимании с транзитной организации платы за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади) и платы в пользу организации водопроводно-канализационного хозяйства за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не учитываются объем и масса веществ и микроорганизмов, которые поступили в канализационные сети транзитной организации от абонентов и были учтены в составе платы этих абонентов за негативное воздействие на окружающую среду и негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (в случае проведения одновременного отбора проб сточных вод в отношении транзитной организации и абонента) (пункт 39 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения").
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, вопреки доводам ответчика законодательство не возлагает обязанность по контролю состава стоков абонентов только на гарантирующую организацию.
Сторонами не оспаривается, что абоненты подключены непосредственно к сети ответчика, а сеть последнего - к сети истца. Ответчик является потребителем услуги водоотведения, которую ему оказывает истец.
При этом доказательств того, что сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в системы канализации водоканала осуществлен иными лицами (сторонними абонентами), ответчиком в материалы дела не представлено.
В данном случае ответчик не воспользовался предоставленным ему правом по контролю стоков иных абонентов, не исполнил возложенную на него обязанность по извещению гарантирующей организации о превышении абонентами, присоединенными к сети ответчика, предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Указанные обстоятельства не могут являться основанием для освобождения общества от оплаты спорной задолженности.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении АС СКО от 25 июля 2019 года по делу N А32-5182/2017.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в части взыскания суммы основного долга в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не принято во внимание положение ст. 10 ГК РФ, согласно которой не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действуя в обход закона с противоправной целью, любо иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), подлежат отклонению, поскольку реализация истцом соответствующего права на взыскание с ответчика платы в качестве предусмотренного законом способа защиты не может являться злоупотреблением правом.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.01.2020 по делу N А32-16561/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Абраменко |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-16561/2018
Истец: ООО "Краснодар Водоканал"
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "РЖД" в лице Северо-Кавказской дирекции по тепловодоснабжению-филиала "РЖД", ОАО Краснодарский территориальный участок Северо-Кавказской дирекции по тепловодоснабжению филиал "РЖД" Центральная дирекция по тепловодоснабжению