г. Саратов |
|
19 мая 2020 г. |
Дело N А57-17968/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лапкиной К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью многофункционального инжинирингового центра "Гео-Проект"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 10 декабря 2019 года по делу N А57-17968/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью многофункционального инжинирингового центра "Гео-Проект" (410012, г. Саратов, ул. им. Вавилова Н.И., д. 38/114, ОГРН 1096450000382, ИНН 6450937073),
заинтересованные лица: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (410028, г. Саратов, ул. Вольская, д.7, ОГРН 1056405410137, ИНН 6454073184), общество с ограниченной ответственностью "Мебельная фабрика Мария" (410015, г. Саратов, ул. им. Орджоникидзе Г.К., д. 24, ОГРН 1026401186338, ИНН 6455026772)
о признании незаконным отказа в принятии решения об установлении санитарно-защитной зоны,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью многофункциональный инжиниринговый центр "Гео-Проект" (далее - ООО МИЦ "Гео-Проект", общество, заявитель) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Саратовской области, Управление, административный орган) в принятии решения об установлении санитарно-защитной зоны (далее - СЗЗ) для промплощадки общества с ограниченной ответственностью "Мебельная фабрика Мария" (далее - ООО "Мебельная фабрика Мария") по адресу: г. Саратов, ул. Огородная, д. 162, об обязании Управления Роспотребнадзора по Саратовской области принять решение об установлении санитарно-защитной зоны для промплощадки ООО "Мебельная фабрика Мария" по адресу: г. Саратов, ул. Огородная, д. 162 и направить копию такого решения в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области для внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Решением суда первой инстанции от 10 декабря 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО МИЦ "Гео-Проект" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования общества в полном объеме.
Управление Роспотребнадзора по Саратовской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 16.09.2013 между ООО "Мебельная фабрика Мария" (заказчик) и ООО "Гео-Проект" (после переименования - ООО МИЦ "Гео-Проект") (подрядчик) заключен договор подряда N 257, по условиям которого подрядчик обязуется изучить документы (материалы) о земельном участке (участках) по адресам: г. Саратов, ул. Орджоникидзе, 24; г. Саратов, ул. Огородная, 162; выполнить полевое обследование объекта кадастровых работ по указанным адресам; выполнить геодезическую съемку земельных участков, составить масштабный план; изготовить карту-план объекта землеустройства для формирования санитарно-защитной зоны; подготовить заявление и сопровождение процедуры государственного кадастрового учета при оформлении установленной санитарно-защитной зоны ООО "Мебельная фабрика Мария" (с учетом дополнительного соглашения от 08.05.2019 N 6).
ООО МИЦ "Гео-Проект" изготовлен "Проект санитарно-защитной зоны для промплощадки по адресу: г. Саратов, ул. Огородная, 162 ООО "Мебельная фабрика Мария", на разработанный проект СЗЗ получено экспертное заключение по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы о соответствии указанного проекта СЗЗ СанПиН 2.2.1/2.1.1-1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", СанПиН 2.1.6.1032-1 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха", ГН 2.1.6.3492-17 "Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений", ГН 2.1.6.2309-07 "Ориентировочно-безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест", СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки".
19.06.2019 ООО МИЦ "Гео-Проект" обратилось в Управление Роспотребнадзора по Саратовской области с заявлением о выдаче решения об установлении санитарно-защитной зоны ООО "Мебельная фабрика Мария".
При подаче заявления обществом представлены "Проект санитарно-защитной зоны для промплощадки по адресу: г. Саратов, ул. Огородная, 162 ООО "Мебельная фабрика Мария", разработанный ООО МИЦ "Гео-Проект", включающий компакт диск CD-R с XML файлом, экспертное заключение органа инспекции ООО "Экологический центр Сигма" N 768 от 14.06.2019 по проекту; экспертное заключение органа инспекции ООО "Экологический центр Сигма" N768 от 14.06.2019 по проекту, на основании подпунктов а), б) пункта 27 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 (ред. от 31.05.2018) (далее - Правила установления СЗЗ).
Письмом от 09.07.2019 N 9686 Управление Роспотребнадзора по Саратовской области на основании подпунктов а), б) пункта 27 Правил установления СЗЗ сообщило обществу об отказе в принятии решения об установлении санитарно-защитной зоны ООО "Мебельная фабрика Мария" в связи с отсутствием в проекте санитарно-защитной зоны для промплощадки по адресу: г. Саратов, ул. Огородная, 162 ООО "Мебельная фабрика Мария" сведений, предусмотренных подпунктами б), в) пункта 16 Правил установления СЗЗ.
ООО МИЦ "Гео-Проект", полагая, что отказ Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в выдаче решения об установлении санитарно-защитной зоны ООО "Мебельная фабрика Мария" является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно пункту 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, и иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" санитарно-защитная зона является одним из видов зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно пункту 23 Правил установления СЗЗ копия решения об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны, копия решения о прекращении существования санитарно-защитной зоны направляется уполномоченным органом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и представление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения, а в случаях, указанных в пункте 6 Правил установления СЗЗ, - со дня получения копии разрешения на строительство объекта капитального строительства.
Подпунктом 5.3. ст. 21 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия, об особо охраняемых природных территориях, о лесничествах, лесопарках обязан в порядке межведомственного информационного взаимодействия уведомить об этом орган местного самоуправления поселения, городского округа, применительно к территориям которых установлены указанные зоны, территории.
Правообладатели земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в границах зоны с особыми условиями использования территории, должны быть уведомлены органом регистрации прав о внесении сведений о зоне с особыми условиями использования территории в Единый государственный реестр недвижимости или об изменении таких сведений в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Отказывая в принятии решения об установлении СЗЗ, административный орган указал, что граница санитарно-защитной зоны не обоснована, так как расчеты рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух проведены в точках с координатами, представленными как граница санитарно-защитной зоны, однако представленные координаты точек не совпадают с координатами границ, представленных в текстовом описании местоположения границ санитарно-защитной зоны на бумажном и электронном носителях; текстовое описание местоположения границ санитарно-защитной зоны на компакт диске CD-R (в pdf-формате) не соответствует с представленным на бумажном носителе и электронным файлом TerritoryToGKN; в экспертном заключении органа инспекции ООО "Экологический центр Сигма" от 14.06.2019 N 768 указано, что предприятием проведены систематические натурные исследования и измерения загрязнения атмосферного воздуха согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", которые представлены в составе проекта, однако данная информация в проекте отсутствует.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.
Судом первой инстанции установлено, что в санитарно-защитную зону ООО "Мебельная фабрика Мария" входят земельные участки с кадастровыми номерами 64:48:020634:20, 64:48:020634:22.
Согласно данным публичной кадастровой карты Росреестра разрешенный вид использования указанных земельных участков - "для объектов жилой застройки", однако, в проекте указан вид разрешенного использования - "нежилое здание", мероприятия по приведению вида разрешенного использования земельных участков в соответствии с режимом их использования, предусмотренные ограничениями в соответствии с пунктом 5а Правил установления СЗЗ, отсутствуют.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод заявителя о наличии сведений о размерах СЗЗ, приведенных на страницах 4, 131 проекта санитарно-защитной зоной ООО "Мебельная фабрика Мария".
На странице 4 проекта СЗЗ указаны размеры ориентировочной санитарно-защитной зоны, установленной СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" - 50 м для объектов 5 класса опасности.
При этом проектом предлагается установить СЗЗ в соответствии с разработанной "Картой (планом), что не соответствует действующему законодательству, а именно в соответствии с пунктом 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Согласно подпункту в) пункта 16 Правил установления СЗЗ в проекте СЗЗ должно содержаться обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека, после чего эти сведения оформляются в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 23.11.2018 N 650 "Об установлении формы графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формы текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, и о признании утратившими силу приказов Минэкономразвития России от 23 марта 2016 года N 163 и от 4 мая 2018 года N 236".
На странице 131 проекта СЗЗ указан размер СЗЗ без обоснования.
Кроме того, заявителем указано, что сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде) приведены на страницах 4, 130-133, при этом на страницах 131, 132, 133 приведена таблица с координатами окончательной СЗЗ, не соответствующая приказу Минэкономразвития России от 23.11.2018 N 650, в том числе в формате XML.
На страницах 4, 130 сведения о границах СЗЗ отсутствуют.
Судом первой инстанции также обоснованно отклонен довод заявителя о том, что расчет загрязнения атмосферы (далее - РЗА) выполнен с использованием унифицированной программы расчета загрязнения атмосферы "ЭКО центр" - "Профессионал" на страницах 7, 20 Проекта установления СЗЗ указаны параметры расчетных областей.
Представленные расчетные области на странице 20 Проекта установления СЗЗ и указанные в возражении расположены в пределах предлагаемой к установлению СЗЗ, а не на границе СЗЗ, свидетельствуют о том, что граница СЗЗ не обоснована, так как в предлагаемых точках отмечается соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям, что является основанием для включения указанных точек в границы СЗЗ. При этом граница СЗЗ предлагается без учета полученных расчетов в указанных точках.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии в рассматриваемом случае доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Доводы общества не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 10 декабря 2019 года по делу N А57-17968/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-17968/2019
Истец: ООО Многофункциональный инжиниринговый центр Геопроект
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области
Третье лицо: ООО Мебельная фабрика Мария, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области