г. Хабаровск |
|
21 мая 2020 г. |
А04-9121/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сушиной Я.Н.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Аэрофьюэлз Благовещенск": не явились;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области: Лескова Ю.П., представитель по доверенности от 07.05.2020 N 17, представлена копия диплома о высшем юридическом образовании;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аэрофьюэлз Благовещенск"
на решение от 03.02.2020
по делу N А04-9121/2019
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аэрофьюэлз Благовещенск"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области
о признании незаконными решения, предписания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аэрофьюэлз Благовещенск" (далее - заявитель, общество ООО "Аэрофьюэлз Благовещенск") обратилось в Арбитражный суд Амурской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России, антимонопольный орган) с заявлением, с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконными: решения от 11 октября 2019 года по делу N 028/01/10-139/2019; предписания N 15 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 11 октября 2019 года.
Решением от 03.02.2020 суд в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "Аэрофьюэлз Благовещенск" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции ввиду неправильного применения судом норм материального права, несоответствия выводов суда, обстоятельствам дела, полагает у общества отсутствует обязанность подавать заявление об установлении тарифов на оказание услуг по хранению авиационного топлива и заправке воздушных судов.
Амурское УФАС России в представленном отзыве, представитель в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав явившегося представителя лица, участвующего в деле, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, приказом Федеральной службы по тарифам от 02.09.2011 N 534-т ООО "Аэрофьюэлз Благовещенск" включено в реестр субъектов естественных монополий, в отношении общества введено государственное регулирование в сфере услуг в аэропортах.
28.01.2004 между ООО "ТЗК Аэрофьюэлз" (Заказчик) и ООО "Аэрофьюэлз Благовещенск" (Исполнитель) заключен договор N 09/2004-АП об организации услуг по приему, хранению, контролю качества, подготовке к выдаче на заправку, заправке авиатоплива и авиаГСМ в воздушные суда (далее - договор N 09/2004-АП).
Согласно пункту 1.1 указанного договора исполнитель обязуется по письменной заявке заказчика обеспечить выполнение услуг по заправке авиатопливом и авиаГСМ ВС эксплуатантов, выполняющих грузовые, чартерные и пассажирские авиаперевозки из/через аэропорта г. Благовещенска, а также осуществлять прием, транспортировку с прирельсовых складов на расходный склад ГСМ, слив, хранение, контроль качества, подготовку и выдачу на заправку авиатоплива, а Заказчик, в свою очередь, обязуется оплатить Исполнителю оказываемые им услуги.
В соответствии с приложением N 3 от 27.06.2013 к договору N 09/2004-АП цена за указанные в пункте 1.1 договора определена как совокупность (комплекс) предоставляемых услуг и составляет 3 095 000 рублей в месяц (с НДС).
Указанный договор является действующим.
Согласно письму ООО "Аэрофьюэлз Благовещенск" от 17.06.2019 N 47 за период 2018 год - май 2019 года в рамках Договора N 09/2004-АП обществом отпущено 7 154 988 кг авиатоплива.
Хранение топлива осуществляется ООО "Аэрофьюэлз Благовещенск" с использованием резервуара, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Промышленная, 7, склад ГСМ, арендуемого у ООО "Дунай Терминал" по договору аренды от 01.06.2016.
ООО "Аэрофьюэлз Благовещенск" за утверждением тарифа на услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом в аэропорту г. Благовещенска, хранению авиационного топлива в уполномоченный государственный орган регулирования не обращалось, стоимость таких услуг установлена обществом самостоятельно.
Письмом от 22.07.2019 уполномоченного государственного органа регулирования - Федеральной антимонопольной службы РФ предложило обществу в срок до 15.08.2019 представить заявку в ФАС России на установление тарифа на обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом, хранение авиационного топлива.
В ходе проведения проверки УФАС по Амурской области, установлено, что действия ООО "Аэрофьюэлз Благовещенск", выразившиеся в установлении стоимости услуг по хранению авиационного топлива, обеспечению заправки авиационным топливом воздушных судов в аэропорту г. Благовещенска без обращения в уполномоченный орган в сфере государственного регулирования тарифов, нарушают установленный порядок ценообразования на указанные услуги, следовательно, являются нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
Решением Амурского УФАС России 11.10.2019 по делу N 028/01/10-139/2019 действия ООО "Аэрофьюэлз Благовещенск", выразившиеся в установлении стоимости услуг по хранению авиационного топлива, обеспечению заправки авиационным топливом воздушных судов в аэропорту г. Благовещенска без обращения в уполномоченный орган в сфере государственного регулирования тарифов, признаны нарушающими пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции").
На основании указанного решения обществу выдано предписание от 11.10.2019 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем принятия необходимых и достаточных мер по установлению тарифа на услуги по хранению авиационного топлива, обеспечению заправки авиационным топливом воздушных судов в аэропорту г. Благовещенска уполномоченным государственным органом в сфере регулирования тарифов.
Не согласившись с решением и предписанием, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии указанных условий. При этом обоснованно суд исходил из следующего.
Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" установлено, что услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Как установлено судом, ООО "Аэрофьюэлз Благовещенск", осуществляющее деятельность в сфере услуг в аэропортах, включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте в раздел "Услуги аэропортов".
Статьей 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" установлено, что перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 (далее - Постановление N 293) установлен перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы) на которые регулируются государством.
В частности, к указанным услугам относятся услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом, хранению авиационного топлива (пункты 5, 6 указанного перечня).
Таким образом, действующим законодательством установлен специальный порядок ценообразования на услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом, хранению авиационного топлива, согласно которому указанные цены регулируются государством.
Возможность хозяйствующего субъекта самостоятельно устанавливать размер платы за указанные услуги в отсутствие решения уполномоченного государственного органа законодательством не предусмотрена.
Частью 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе: нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 указанной нормы права).
Согласно части 5 статьи 5 Закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В силу изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ООО "Аэрофьюэлз Благовещенск", включенное в реестр субъектов естественных монополий приказом Федеральной службы по тарифам от 02.09.2011 N 534-т, является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом в аэропорту г. Благовещенска, хранению авиационного топлива.
Таким образом, запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", в полной мере распространяются на ООО "Аэрофьюэлз Благовещенск".
Судом установлено, что ООО "Аэрофьюэлз Благовещенск" за утверждением тарифа на услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом в аэропорту г. Благовещенска, хранению авиационного топлива в уполномоченный государственный орган регулирования не обращалось, стоимость таких услуг установлена обществом самостоятельно.
Доводы ООО "Аэрофьюэлз Благовещенск" о том, что в отношении общества не вводилось ценовое регулирование, а также об отсутствии у субъекта естественной монополии обязанности обращаться в регулирующий орган с заявлением об установлении тарифа правомерно отклонены судом первой инстанции.
Так, положениями статьи 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-Q "О естественных монополиях" предусмотрено, что ценовое регулирование субъектов естественных монополий осуществляется путем определения перечня товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и установления тарифов в отношении каждого конкретного субъекта регулирования.
Таким образом, факт включения товаров (работ, услуг) в перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, означает, что в отношении субъектов естественных монополий, осуществляющих такие виды деятельности, осуществляется обязательное ценовое регулирование.
Поскольку услуги по хранению авиационного топлива, обеспечению заправки авиационным топливом включены в перечень услуг, цены на которые регулируются государством, ООО "Аэрофьюэлз Благовещенск" не вправе оказывать данные услуги по самостоятельно установленным ценам.
В соответствии с пунктом 16 Положения о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293, порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, а также перечень документов, предоставляемых для их установления (изменения), определяются Федеральной антимонопольной службой.
Для целей ценового регулирования деятельности субъектов естественных монополий, оказывающих услуги в портах, применяется Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также перечней документов, предоставляемых для их установления (изменения), утвержденный приказом ФСТ России от 24.06.2009 N 135-т/1.
Согласно пункту 4 указанного приказа тариф может быть установлен как на основании заявления хозяйствующего субъекта, так и по инициативе регулирующего органа.
Учитывая императивные требования статьи 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" об обязательном государственном регулировании тарифов на услуги по хранению авиационного топлива, обеспечению заправки авиационным топливом, субъект регулирования, планирующий оказывать такие услуги, обязан обратиться в регулирующий орган с заявлением об установлении тарифа на данные услуги.
В случае, если субъектом регулирования не исполнена вышеуказанная обязанность, тариф может быть установлен по инициативе регулирующего органа. Вместе с этим, указанная норма не снимает с субъекта регулирования ответственности за нарушение порядка ценообразования, как ошибочно полагает заявитель.
Также является несостоятельным довод заявителя о том, что цены на оказываемые им услуги по хранению авиатоплива не подлежат государственному регулированию ввиду нахождения резервуара для хранения топлива за пределами аэропорта г. Благовещенска.
Согласно приказу Минтранса России от 17.07.2012 N 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации", услуги по хранению авиационного топлива относятся к услугам по наземному обслуживанию в аэропортах (пункт 4.14 приказа). Услуги по хранению авиационного топлива оказываются ООО "Аэрофьюэлз Благовещенск" в целях обеспечения заправки воздушных судов, осуществляющих взлет/посадку в аэропорту г. Благовещенска.
В этой связи, как верно указал суд первой инстанции, не имеет правового значения место расположения резервуаров, используемых для хранения авиатоплива (на территории аэропорта или за его пределами).
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 03.02.2020 по делу N А04-9121/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-9121/2019
Истец: ООО "Аэрофьюэлз Благовещенск"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской оласти