г. Саратов |
|
20 мая 2020 г. |
Дело N А06-4155/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Пузиной Е.В., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
Солониной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Иващенко Евгения Вячеславовича (г. Астрахань, ОГРНИП 315301900005496, ИНН 344403912498)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 20 декабря 2019 года по делу N А06-4155/2019
по заявлению индивидуального предпринимателя Иващенко Евгения Вячеславовича (г. Астрахань, ОГРНИП 315301900005496, ИНН 344403912498), заинтересованные лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, д. 47, ОГРН 1023000863390, ИНН 3015011410), Управление по капитальному строительству, градостроительной и жилищной политике администрации муниципального образования "Город Астрахань" (414000, г. Астрахань, ул. Чернышевского, д. 4, ОГРН 1123015001625, ИНН 3015096519), общество с ограниченной ответственностью "Гидростройинжиниринг" (414057, г. Астрахань, ул. Рождественского, д. 4, ОГРН 1173025003392, ИНН 3025030517), Управление по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования "Город Астрахань" (414040, г. Астрахань, ул. Чехова, д. 10, ОГРН 1123015002142, ИНН 3015096830),
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратился индивидуальный предприниматель Иващенко Евгений Вячеславович (далее - заявитель, ИП Иващенко Е.В.) с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы Астраханской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 19.04.2019 N 030/06/33-341/2019; об отмене результатов проведённой закупки по процедуре электронного аукциона на предмет "Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения по ул.Б. Хмельницкого - пл. Декабристов в Советском районе г. Астрахани на участке от ул. Кирова до ул. Мечникова, ул.1-ый проезд Рождественского, ул.2-й проезд Рождественского, ул.1-ая Котельная, ул. Безжонова, ул. Каширская в г. Астрахани".
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований отказано.
ИП Иващенко Е.В. не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявление удовлетворить.
Управление по капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Астрахань", общество с ограниченной ответственностью "Гидростройинжиниринг" возражают против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлечённые к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.
Учитывая положения части 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определение, вынесенное в виде отдельного судебного акта, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Кодексом.
По ходатайству указанных лиц копии определения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 22 апреля 2020 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 29 марта 2019 года в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) на электронной площадке http://zakupki.gov.ru размещено извещение N 0825300004219000034 о проведении аукциона в электронной форме на "Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения по ул. Б. Хмельницкого - пл. Декабристов в Советском районе г. Астрахани на участке от ул. Кирова до ул. Мечникова, ул.1-ый проезд Рождественского, ул.2-й проезд Рождественского, ул.1-ая Котельная, ул. Безжонова, ул. Каширская в г. Астрахани".
Заявитель, полагая, что положения конкурсной документации не соответствуют Закону о контрактной системе, 12 апреля 2019 года обратился с жалобой в антимонопольный орган.
По мнению заявителя, заказчик неправомерно объединил в один объект закупки работы по ремонту различных участков дорог, а также не указал в составе работ такой объект как строительство новой дороги по ул. Каховского, в связи с чем не разместил на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок проектную документацию по строительству новых объектов.
Решением Управления от 19.04.2019 по делу N 030/06/33-341/2019 жалоба признана необоснованной.
Не согласившись с указанным решением антимонопольного органа, ИП Иващенко Е.В. обжаловал его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что оспариваемый акт является законным и не нарушает прав и законных интересов заявителя. Оснований для удовлетворения заявленных требований нет.
ИП Иващенко Е.В. обжаловал решение суда по настоящему делу по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, считает решение суда первой инстанции незаконным, необоснованным, подлежащим отмене.
По мнению заявителя, в состав закупки включены невзаимосвязанные лоты, что свидетельствует об ограничении конкуренции. Ошибочно указано в составе объекта закупки наименование "ремонт дороги по ул. Каховского", когда по сути это представляет собой строительство новой дороги, что влечёт необходимость подготовки проектной документации. Указывает, что укрупнение лота увеличило цену контракта и ограничило возможность участия в аукционе для малых предприятий.
Апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В рассматриваемом случае судами обеих инстанций указанная совокупность условий не установлена.
Суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что в рассматриваемом случае отсутствуют признаки ограничения конкуренции, все работы, включённые в объект закупки функционально взаимосвязаны. В силу наличия обязательного условия о привлечении в качестве субподрядчиков субъектов малого предпринимательства, не создано препятствий для малых и микропредприятий. Заявителем не доказана невозможность участия в конкурсе при текущем формировании объекта аукциона.
В соответствии со статьёй 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены следующие правила для описания объекта закупки: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на совершение при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В силу части 3 указанной статьи при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путём включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Судами обеих инстанций установлено, что все участки дорог, входящих в объект закупки, расположены на территории Советского муниципального района г. Астрахани, что подтверждено распоряжением Администрации МО "Город Астрахань" от 23.05.2018 N 2354-р "Об утверждении перечня автомобильных дорог местного значения". Указанные обстоятельства также установлено антимонопольным органом в ходе проведения внеплановой проверки.
Судом первой инстанции сделан верный вывод, что в объект закупки включены функционально и технологически связанные между собой работы по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в одном районе г. Астрахани. Довод апелляционной жалобы об обратном подлежит отклонению, поскольку противоречит установленным обстоятельствам дела.
По результатам проведённого электронного аукциона 30 апреля 2019 года между Управлением по капитальному строительству администрации МО "Город Астрахань" и победителем электронного аукциона - ООО "Гидростройинжиниринг", согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 19.04.2019 (т.1 л.д.42-44) заключён муниципальный контракт N 58 (т.2 л.д.45-91).
Судом апелляционной инстанции учтено, что заявитель заявку на участие в аукционе не подавал, за разъяснениями документации не обращался.
Доказательств невозможности участия в аукционе при подобном формировании объекта закупки в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ИП Иващенко Е.В. не предоставлено.
Кроме того, апелляционная коллегия обращает внимание, что в силу пункта 8.1 муниципального контракта у подрядчика имеется обязанность привлечь к выполнению работ в качестве субподрядчиков субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Учитывая изложенное, оспоренное решение антимонопольного органа соответствует указанным требованиям закона и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономический деятельности.
Суд первой инстанции дал верную оценку и отклонил довод заявителя о недостоверном описании предмета закупки, нарушении требований к аукционной документации.
Судами обеих инстанций установлено, что антимонопольным органом при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства сделан запрос в СРО "Астраханские строители" 19.04.2019N 04/3344/АФ об отнесении работ, отраженных в аукционной документации на право заключить контракт на ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения по ул. Б.Хмельницкого - пл. Декабристов в Советском районе г. Астрахани на участке от ул. Кирова до ул. Мечникова, ул. 1-й проезд Рождественского, по ул. 2-й проезд Рождественского, ул. 1-ая Котельная, ул. Безжонова, ул. Каширская в г. Астрахани к ремонту, а не к капитальному ремонту и не к строительству.
Согласно ответу от 18.04.2019 N 3729 СРО "Астраханские строители" работы, указанные в спорной аукционной документации на право заключить контракт на ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения (номер извещения: 0825300004219000034), относятся к работам по текущему ремонту автомобильных дорог.
В статье 1 Градостроительного кодекса РФ указано, что объектом капитального строительства признаётся здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10 данной статьи).
Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов так их конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (пункт 14 указанной статьи).
Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов так их конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (пункт 14.2 указанной статьи).
С учётом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что требование о наличии проектно-сметной документации предъявляется действующим законодательством только в случае, если осуществляется строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства.
В силу пункта 11 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надёжности и безопасности автомобильной дороги.
Согласно частям 1 и 2 статьи 18 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьёй. Порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Классификация работ по содержанию автомобильных дорог, по ремонту автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства (часть 3 статьи 17, часть 3 статьи 18 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" определенны классификации по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Раздел 3 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утверждённой приказом Министерства транспорта РФ от 16 ноября 2012 года N 402 содержит указание на то, что при ремонте проводятся в том числе укладка выравнивающего (с использованием фрезерования) и одного дополнительного слоя с обеспечением ровности и сцепных свойств покрытия; восстановление изношенных покрытий; укрепление обочин (пункт 5 указанного раздела).
Работы, указанные заказчиком в аукционной документации и необходимые в выполнении по результатам заключения муниципального контракта в результате торгов, соответствуют работам, указанным в разделе 3 классификации работ по ремонту автомобильных дорог, утверждённой приказом Министерства транспорта РФ от 16 ноября 2012 года N 402.
Частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено наличие проектно-сметной документации только для строительства, реконструкции объектов капитального строительства и капитального ремонта объектов капитального строительства.
С учетом изложенного, исходя из содержания конкурсной документации, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что в данном случае разработка и наличие проектно-сметной документации не требуется в соответствии с действующим законодательством, а отсутствие проектно-сметной документации не является нарушением.
Основанием для определения начальной максимальной цены контракта является локальный сметный расчёт, который прошёл экспертизу сметной стоимости объекта в МКУ г. Астрахани "Центр сметной документации. На основании сметной документации с применением сметного расчёта стоимости работ, в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ (по правилам о договоре строительного подряда) и Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (вместе с МДС 81-35.2004), утверждённой Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1.
Суд первой инстанции верно констатировал, что поскольку предметом закупки является проведение ремонта дорог, дополнительные требования для возможного ограничения круга потенциальных участников конкурентной процедуры аукциона в электронной форме в виде необходимости наличия допуска СРО, заказчиком не устанавливались в отсутствие правовых оснований.
Вопреки доводам заявителя, суд апелляционной инстанции отмечает, что процедура проведения электронного аукциона не нарушена.
Заказчиком в единой информационной системе на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещено соответствующее извещение о проведении аукциона.
Подача заявок осуществлялась с момента размещения извещения и документации в единой информационной системе до 15 апреля 2019 года 08 часов 30 минут (по местному времени заказчика). Подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке.
Всего к указанному сроку подано 4 заявки N 1174862, N 1168389, N 1173856, N 1175007.
Участнику N 1168389 было отказано в допуске к участию в электронном аукционе по 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В результате процедуры подачи ценовых предложений от участников N 1174862, N 1173856 (участник N 1175007 ценовых предложений не подавал) снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 2,50%.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 19.04.2019 победителем аукциона признан ООО "Гидростройинжиниринг" с предложенной ценой контракта 216 899 210,95 руб.
Муниципальный контракт с победителем аукциона заключен 30 апреля 2019 года, о чём размещена соответствующая информация.
Таким образом, оценив предоставленные в материалы доказательства, суд первой инстанции правильно отказал ИП Иващенко Е.В. в удовлетворении заявленных требований на основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием для отмены обжалованного решения. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 20 декабря 2019 года по делу N А06-4155/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Иващенко Евгения Вячеславовича (г. Астрахань, ОГРНИП 315301900005496, ИНН 344403912498) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 150 (сто пятьдесят) рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
Е.В. Пузина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-4155/2019
Истец: ИП Иващенко Евгений Вячеславович
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы Астраханской области
Третье лицо: ООО "Гидростройинжиниринг", Управление по капитальному строительству администрации МО "город Астрахань", Управление по коммунальному хозяйству и благоустройству Администрации Муниципального образования "Город Астрахань"
Хронология рассмотрения дела:
20.05.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1081/20
20.12.2019 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-4155/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-4155/19
15.10.2019 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-4155/19
13.09.2019 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-4155/19
11.07.2019 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-4155/19
30.04.2019 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-4155/19