Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 августа 2020 г. N Ф02-3472/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
21 мая 2020 г. |
Дело N А19-9096/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 2 марта 2020 года по делу N А19-9096/2019,
установил:
Открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (ОГРН 1093850013762, ИНН 3812122706, далее - ОАО "ИЭСК", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 103380133155, ИНН 3811020966, далее - УФАС по Иркутской области, антимонопольный орган) о назначении административного наказания по делу N 4-3.21-800/38 -- 18 от 28.03.2019 г об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Областное государственное унитарное энергетическое предприятие" Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" (ОГРН 1023801542412, ИНН 3800000252), Лазарев Сергей Германович.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 2 марта 2020 года по делу N А19-9096/2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт полагает, что действия ОАО "ИЭСК" по уведомлению Лазарева С.Г. о необходимости обратится в ближайшую сетевую организацию ОГУЭП "Облкоммунэнерго" не могут нарушать законные права и интересы заявителя. Кроме того, считает, что ОАО "ИЭСК" не подлежит привлечению к административной ответственности в силу закона.
УФАС в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 21.04.2020. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявили.
Руководствуясь частью 2 статьи 210, частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, с учетом обстоятельств дела, позиции участников судопроизводства и условий режима, введенного в субъектах Российской Федерации (Иркутская область и Забайкальский край), суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле, в период действия ограничительных мер, связанных с противодействием распространению новой коронавирусной инфекции.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в Иркутское УФАС России поступило заявление гражданина Лазарева Сергея Германовича (вх. N 14798-ЭП/18 от 16.10.2018) о совершении ОАО "Иркутская электросетевая компания" административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в уклонении от выдачи проекта договора об осуществлении технологического присоединения по заявке N 11866 от 13.09.2018 г. энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 11 км. Качугского тракта правая сторона ДНТ "Янтарь", Восточный участок N 32.
По результатам рассмотрения обращения Иркутским УФАС России в отношении ОАО "Иркутская электросетевая компания" возбуждено дело N 4-9.21-800/38-18 об административном правонарушении, проведено административное расследование, по результатам которого 14.01.2019 составлен протокол об административном правонарушении N 2/19.
По результатам рассмотрения материалов административного дела N 4-9.21-800/38-18 Иркутским УФАС России 28.03.2019 г. вынесено постановление N 172/19 о признании ОАО "ИЭСК" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в порядке ст. 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания по делу N 4-9.21-800/38--18 об административном правонарушении, ОАО "ИЭСК" обратилось в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Диспозицией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при технологическом присоединении энергопринимающих устройств требований соответствующих нормативных актов.
Субъектами ответственности по данной статье являются субъекты естественной монополии, собственники или иные законные владельцы, в частности объектом электросетевого хозяйства.
На основании пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Лица, обратившиеся к сетевой организации для заключения договоров об осуществлении технологического присоединения или заключившие такие договоры, вправе обратиться в органы государственного регулирования цен (тарифов) для урегулирования споров, связанных с установлением и применением сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения, которые определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации (пункт 1 названных Правил).
Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (пункт 3 Правил технологического присоединения).
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением (пункт 6 Правил технологического присоединения).
Разделом II Правил технологического присоединения определен порядок заключения и выполнения договора.
Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8 (1) настоящих Правил. В данных правилах предусмотрено, что заявитель может обратиться с заявкой на технологическое присоединение в сетевую организацию по своему выбору, в случае, если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находится объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций. При этом, под наименьшим расстоянием от границ участка заявитель до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, и существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4-7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации) (пункт 8 Правил технологического присоединения).
В адрес заявителей, указанных в пунктах 12 (1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию (пункт 15).
Для выполнения технологического присоединения необходимо провести мероприятия, указанные в пункте 18 Правил.
Как следует из материалов дела, Лазарев С.Г. является собственником земельного участка по адресу: Иркутская область, Иркутский район, 11 км. Качугского тракта, правая сторона ДНТ "Янтарь", Восточный участок, 32, что подтверждается правоустанавливающими документами подтверждающие законные права владения земельным участком, а именно выпиской из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 20.07.2018 г.
Лазаревым С.Г. 13.09.2018 г. в ОАО "ИЭСК" подана заявка N 11866 на технологическое присоединение энергопринимающего устройства по адресу: Иркутский 11 км. Качугского тракта, правая сторона ДНТ "Янтарь", Восточный участок, 32.
В соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861) (далее - Правила N 861), в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
Письмом N 2415 от 18.09.2018 г ОАО "ИЭСК" отказало в заключении договора с Лазаревым С.Г., со ссылкой на Правила технологического присоединения и указав, что ближайшим объектом электросетевого хозяйства соответствующего указанному в заявке классу напряжения (0,4), являются объекты принадлежащие ОГУЭП "Облкоммунэнерго", ОАО "ИЭСК" таких объектов в указанном районе не имеет. Ближайший по отношению к принадлежащему Лазареву С.Г. земельному участку объект электросетевого хозяйства ОАО "ИЭСК" находится на расстоянии более 1788 м от границ участка, до объектов ОГУЭП "Облкоммунэнерго" 1257 м, в связи с чем Лазареву С.Г. необходимо обратиться с заявками на технологическое присоединение в ОГУЭП "Облкоммунэнерго".
Не согласившись с отказом в заключении договора об осуществлении технологического присоединения, Лазарев С.Г. обратился с жалобой в Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области о совершении ОАО "ИЭСК" административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.
По результатам проведения административного расследования ОАО "ИЭСК" признано виновным в совершении административного правонарушения, назначен штраф.
Вынося оспариваемое постановление, административный орган исходил из того, что сетевая организация в данном случае обязана была выдать Лазареву С.Г. проект договора об осуществлении технологического присоединения после получения от него заявки N 11866 от 13.09.2018 г., руководствуясь Правилами N 861.
Общество, оспаривая постановление административного органа, заявило, что согласно акту измерения расстояния от объектов электросетевого хозяйства N 3111/18-ВЭС ближайшим по отношению к принадлежащему Лазареву С.Г. земельному участку объект электросетевого хозяйства ОАО "ИЭСК" находится на расстоянии 1788 м от границ участка, тогда как сети ОГУЭП "Облкоммунэнерго" находятся на расстоянии 1257 м. В связи с этим Лазареву С.Г. письмом от 18.09.2018 г. было предложено обратиться с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств в ОГУЭП "Облкоммунэнерго".
ОГУЭП "Облкоммунэнерго" в отзыве указало на то, что надлежащей сетевой организацией, которая в соответствии с п. 8 Правил технологического присоединения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861, является ОАО "ИЭСК", ближайшие объекты ОГУЭП "Облкоммунэнерго" расположены в г. Иркутске, мкр. Искра. Кроме того, все соседние с ДНТ "Янтарь" садоводства (СНТ "Экспериментальный", СНТ "Росинка", ДНТ "Мечта") технологически присоединены к электрическим сетям ОАО "ИЭСК".
Между тем в ходе административного расследования ОГУЭП "Облкоммунэнерго" был предоставлен акт измерения от 19.02.2019 г. расстояние "по прямой линии" от границ земельного участка заявителя до ближайших объектов электросетевого хозяйства ОГУЭП "Облкоммунэнерго" и ОАО "ИЭСК", по классу напряжения, указанному Лазаревым С.Г. в заявке 0,4 кВ, составляет по сведениям ОАО "ИЭСК" - 1271 м до ОГУЭП "Облкоммунэнерго", 1809 м до ОАО "ИЭСК"; по сведениям ОГУЭП "Облкоммунэнерго" 1913 м до ОГУЭП "Облкоммунэнерго", 1811 м до ОАО "ИЭСК". Таким образом, действия (бездействие) ОАО "ИЭСК" в отношении потребителя Лазарева С.Г. неправомерны.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
ОАО "ИЭСК" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии в пределах инженерных сетевых коммуникаций на территории Иркутской области.
Общество является субъектом естественной монополии и включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", что последним не оспаривается.
Из материалов дела следует, что 13.09.2018 г. Лазарев С.Г. в связи с тем, что ближайшим объектом электросетевого хозяйства являются объекты, принадлежащие ОАО "ИЭСК" обратился к ОАО "ИЭСК" с заявкой на технологическое присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт включительно (используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности) в связи с тем, ведет хозяйство в индивидуальном порядке (указав п. 8 (5) Правил).
В ответ на заявку ОАО "ИЭСК" направило Лазареву С.Г. письмо N 2415 от 18.09.2018 г ОАО "ИЭСК" со ссылкой на Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств и указало, что ближайшим объектом электросетевого хозяйства соответствующего указанному в заявке классу напряжения (0,4), являются объекты принадлежащие ОГУЭП "Облкоммунэнерго", ОАО "ИЭСК" таких объектов в указанном районе не имеет. Ближайший по отношению к принадлежащему Лазареву С.Г. земельному участку объект электросетевого хозяйства ОАО "ИЭСК" находится на расстоянии более 1750 м от границ участка, в связи с чем Лазареву С.Г. необходимо обратиться с заявками на технологическое присоединение в ОГУЭП "Облкоммунэнерго".
ОГУЭП "Облкоммунэнерго" предоставлены пояснения, согласно которым ближайший объект электросетевого хозяйства ОГУЭП "Облкоммунэнерго" - ТП-733 (г. Иркутск, п. Искра) расположен на расстоянии 1913 метра, а также пояснил, что у ОАО "ИЭСК" с ДНТ "Позитив" имеется действующий договор об осуществлении технологического присоединения от 22.07.2016 г. N 1536/16-ВЭС по уровню напряжения 0,4 кВ.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 861 действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Пунктом 3 Правил N 861 установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 32 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя (пункт 8 Правил N 861).
Согласно пункту 14 Правил N 861 в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны:
а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) место жительства заявителя;
в) сведения, предусмотренные подпунктами "б", "и" и "л" пункта 9 настоящих Правил;
г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.
В пункте 8 (5) Правил N 861 (в редакции, действующей на момент обращения Лазарева С.Г. в сетевую организацию) предусмотрено, что в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию непосредственно гражданами, ведущими садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, или иными лицами.
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения.
В случае, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения, указанные граждане заключают с этим объединением договор использования объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования в соответствии с Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Таким образом, из анализа вышеизложенных правовых норм следует, что данными Правилами предусмотрена возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения непосредственно от сетей сетевой организации.
Также Правила технологического присоединения не содержат оснований отказа сетевой организацией заявителю в выдаче проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в частности в связи с имеющейся информацией о расположении иной сетевой организации вблизи участка заявителя, на котором расположено его энергопринимающее устройство.
На основании изложенного, ОАО "ИЭСК" не вправе было отказывать Лазареву С.Г. в заключении такого договора со ссылкой на необходимость обращения с заявкой на технологическое присоединение в ОГУЭП "Облкоммунэнерго"
Федеральной антимонопольной службой России за N ЦА/36818 от 28.09.2011 г. были даны разъяснения, что отказ сетевой организации от заключения договора на том основании, что объекты электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую подана заявка, расположены на удалении 300 и более метров от границ участка заявителя, правилами N 861 не предусмотрен.
Довод ОАО "ИЭСК" о том, что не является ближайшей сетевой организацией по отношению к энергопринимающему устройству Лазарева С.Г. отклоняется судом апелляционной инстанции, так как в материалах дела имеется договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 22.07.2016 с ДНТ "Позитив".
Таким образом, Лазарев С.Г. обладал достоверной информацией о том, что ОАО "ИЭСК" ближайшая сетевая организация к его участку.
Учитывая изложенное, сетевая организация обязана выдать Лазареву С.Г. проект договора об осуществлении технологического присоединения после получения от него заявки от 13.09.2018 N 11866.
Поскольку Лазаревым С.Г. 13.09.2018 г. была подана заявка на технологическое присоединение, то в соответствии с пунктом 15 Правил технического присоединения, в адрес заявителей, указанных в пунктах 12 (1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
Срок направления проекта договора об осуществлении технического присоединения и технических условий в адрес Лазарева С.Г. - по 28.09.2018 г. включительно, в связи с чем антимонопольный орган верно установил время совершения административного правонарушения.
Довод апеллянта о том, что антимонопольным органом не учтены внесенные с 01.01.2019 изменения в Правила, согласно которым граждане, осуществляющие ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства, не имеют права обращаться в сетевую организацию с заявками на технологическое присоединение, не может быть принят во внимание, поскольку заявление об осуществлении технологического присоединения подано Лазарева С.Г. 13.09.2018 и установленный срок направления проекта договора - не позднее 28.09.2018, то есть до внесенных изменений.
Судом первой инстанции также обоснованно указано не невозможность придания обратной силы новой редакции Правил.
При изложенных суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности антимонопольным органом наличия неправомерных действий (бездействия) в отношении гражданина Лазарева С.Г. в части не заключения с ним договора, что свидетельствует о нарушении субъектом естественной монополии порядка технологического присоединения к электрическим сетям и наличии в его действиях состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
При этом факт совершения вменяемого обществу административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, подтверждается представленными в дело доказательствами.
Повторность совершения правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, подтверждается вступившим в законную силу решением суда по делу N А19-4282/2017. В связи с изложенным, настоящее деяние как повторное квалифицировано административным органом правомерно.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Общество имело возможность обеспечить соблюдение установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры для предотвращения правонарушения.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что состав вмененного обществу административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, является установленным, подтвержденным материалами дела
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), а также обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, арбитражным судом не установлено.
Проверив процедуру привлечения к административной ответственности, суд установил, что постановление от 28.03.2019 г. о назначении административного наказания по делу N 4-9.21-800/38--18 об административном правонарушении вынесено уполномоченными должностными лицами в пределах предоставленной им компетенции и при наличии достаточных оснований.
Нарушений порядка привлечения ОАО "ИЭСК" к административной ответственности судом не установлено.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности административным органом за допущенное обществом административное правонарушение на дату вынесения постановления не истек.
Административный штраф, назначен административным органом с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ, в размере 300 000 руб., т.е. в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с учетом финансового положения ОАО "ИЭСК".
Исключительных обстоятельств, которые бы могли в силу статьи 2.9 КоАП РФ свидетельствовать о малозначительности совершенного правонарушения, материалы дела не подтверждают.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 2 марта 2020 года по делу N А19-9096/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-9096/2019
Истец: ОАО "Иркутская электросетевая компания "ИЭСК" в лице филиала ОАО "ИЭСК" "Восточные электрические сети"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
Третье лицо: Казанцева Татьяна Александровна, Лазарев Сергей Германович, Областное государственное унитарное энергетическое предприятие "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго"
Хронология рассмотрения дела:
19.08.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3472/20
21.05.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1810/20
02.03.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-9096/19
03.02.2020 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-9096/19