г. Санкт-Петербург |
|
21 мая 2020 г. |
Дело N А21-15832/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Семеновой А.Б., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Коршачек Е.О.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8380/2020) акционерного общества "Янтарьэнерго" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.02.2020 по делу N А21-15832/2019 (судья Брызгалова А.В.), принятое
по заявлению акционерного общества "Янтарьэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
акционерное общество "Янтарьэнерго" (далее - АО "Янтарьэнерго", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и изменении постановления Управления Федеральной антимонопольной службы России по Калининградской области (далее - УФАС, Управление, заинтересованное лицо) от 18.11.2019 о наложении административного штрафа по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-864/2019 в части наказания в виде штрафа в размере 800 000 рублей, снизив размер штрафа до 300 000 рублей.
Решением от 25.02.2020 Арбитражный суд Калининградский области в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда от 25.02.2020 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы податель ссылается на то, что учитывая характер совершенного правонарушения, степень вины нарушителя и отсутствия доказательств наступления вредных последствий его совершения, с учетом убытков, полученных Обществом за первый квартал 2019 года, за первое полугодие 2019 года, АО "Янтарьэнерго" полагает, что размер штрафа в отношении Общества должен быть снижен до 300 000 рублей, то есть до минимального возможного размера штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило решение суда оставить без изменения, по основаниям указанным в отзыве.
Стороны, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в судебном заседании апелляционного суда не направили, ходатайство об отложении не представили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в Управление поступила жалоба Исаевой Натальи Николаевны на невыполнение АО "Янтарьэнерго" условий Договора N 7229/10/18 от 16.11.2018 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства хозяйственной постройки, которая будет располагаться по адресу: Калининградская область, г. Светлый, п. Люблино, на земельном участке с кадастровым номером 39:185:000000:211, неотъемлемой частью которого являются технические условия N 2-7229/18.
На основании поступившей жалобы, должностным лицом Управления было возбуждено дело по признакам нарушения пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
При рассмотрении жалобы было установлено, что 16.11.2018 АО "Янтарьэнерго" и Исаева П.П. заключили договор N 7229/10/18, неотъемлемой частью которого являются технические условия N 2-7229/18.
Согласно договору датой начала исполнения обязательств со стороны Общества является 16.11.2018, датой окончания - 16.05.2019.
По итогам административного расследования установлено, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя в сроки, установленные Правилами N 861 и условиями договора, на момент поступления жалобы в антимонопольный орган по состоянию на 29.10.2019 не осуществлено.
На момент составления административного протокола Управлением установлено, что Общество привлекалось к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ в части нарушения пункта 16 Правил N 861 по постановлениям о наложении штрафа по делам об административных правонарушениях, вступившими в законную силу и исполненными Обществом N Э-17адм/2018 от 07.03.2018 (исполнено 26.04.2018), N Э-18адм/2018 от 13.03.2018 (исполнено 26.04.2018), N Э-73адм/2018 от 25.05,2018 (исполнено 19.06.2018), NЭ-74адм/2018 от 25.05.2018 (исполнено 19.06.2018), N Э-52адм/2018 от 23.04.2018 (исполнено 22.05.2018), N Э-40адм/2018 от 19.04,2018 (исполнено 22.05.2018), N Э-39адм/2018 от 19.04.2018 (исполнено 22.05.2018), N Э-130адм/2018 от 08.08.2018 (исполнено 28.09.2018), N Э-139адм/2018 от 28.08.2018 (исполнено 09.10.2018), N Э-148адм/2018 от 06.09.2018 (исполнено 09.10.2018), N Э-146адм/2018 от 10.09.2018 (исполнено 09.10.2018).
Также Общество неоднократно привлекалось к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ по делам N Э-194адм/2018, N Э-216адм/2018.
12.11.2019 Управлением в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 039/04/9.21-864/2019.
18.11.2019 АО "Янтарьэнерго" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ согласно постановлению N 039/04/9.21-864/2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении в размере 800 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением в части размера штрафа, Общество обратилось в суд с заявлением, полагая, что в данном случае имеются достаточные основания для снижения размера назначенного административного штрафа.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения и отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, а также оснований для снижения размера штрафа, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В пункте 3 Правил N 861 указано, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно пункту 16 Правил N 861 (в редакции, действовавшей на момент заключения договора от 07.11.2017 N 7370/10/17) договор должен содержать, в том числе, следующие существенные условия: срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, если более короткие сроки не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон;
Как следует из материалов дела, датой окончания исполнения обязательств по договору со стороны Общества является 16.11.2018, однако к названному сроку технологическое присоединение объекта не выполнено, что свидетельствует о нарушении Обществом Правил N 861 и наличии в его действиях объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований Правил N 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Оценив характер и степень общественной опасности вмененного Обществу правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая значительное нарушение Обществом срока технологического присоединения (более года), а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
Суд также не установил нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности. Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения административной ответственности.
Наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей назначено Обществу в пределах санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доводы Общества о снижении размера назначенного административного штрафа оценены судом первой инстанции и правомерно им отклонены, поскольку Обществом не подтверждено наличие оснований для снижения штрафа в порядке частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Управлением назначен штраф в размере 800 000 рублей с учетом положений пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, а именно повторное совершение однородного административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ. Назначенное Обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оснований для снижения штрафа ниже минимального размера, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, не имеется.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.02.2020 по делу N А21-15832/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-15832/2019
Истец: АО "ЯНТАРЬЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области