г. Санкт-Петербург |
|
20 мая 2020 г. |
Дело N А56-83221/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Баженовой Ю.С., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Самсоновой Е.В.
при участии:
от заявителя: Скобин Ю.В. (доверенность от 17.07.2019)
от заинтересованного лица: Сорока Н.Ю. (доверенность от 30.12.2019)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3474/2020) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.12.2019 по делу N А56-83221/2019 (судья Галенкина К.В.), принятое по заявлению ООО "Юникосметик" о признании решения незаконным и обязании, заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Юникосметик" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее - Управление) от 05.08.2019 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности Общества на здание склада сырья и материалов площадью 2 195 кв.м, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Финляндская, дом 19, строение 1, обязании произвести государственный кадастровый учет и зарегистрировать право собственности Общества на указанное здание.
Решением от 24.12.2019 заявление удовлетворено. Суд обязал Управление произвести государственный кадастровый учет и зарегистрировать право собственности Общества на здание склада сырья и материалов площадью 2 195 кв.м, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Финляндская, дом 19, строение 1.
Не согласившись с решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, указав, что государственному регистратору в составе представленной заявки на регистрацию Обществом не представлена проектная документация на объект, необходимая для проведения Управлением правовой экспертизы технического плана и возможности осуществления на его основе кадастрового учета объекта.
Кроме того, по мнению Управления, заявителем при строительстве здания склада не соблюден порядок возведения объектов, имеющих отношение к химической промышленности (имеющих класс опасности), а представленного Обществом заключения негосударственной экспертизы проектной документации в данном случае недостаточно, поскольку в силу положений статьи 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация на строительство трехэтажного сооружения площадью 2 195 кв.м., используемого в химической промышленности, предполагает в том числе наличие санитарно-защитных зон, подлежит государственной экспертизе.
В судебном заседании представитель Управления доводы жалобы поддержал, представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, на земельном участке общей площадью 51 809 кв.м, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, Финляндская ул., д. 19, лит. Б, принадлежащем Обществу на праве собственности, находятся объекты капитального строительства: трансформаторная подстанция площадью 77,1 кв.м, проходная площадью 12,1 кв.м, вспомогательный цех с АБК площадью 5 483,0 кв.м, производственный корпус площадью 17 996,3 кв.м, производственный корпус площадью 884,0 кв.м.
В производственных корпусах осуществляется деятельность по производству, упаковке и хранению косметической продукции (средства по окрашиванию, уходу, укладке волос и др.).
В связи с потребностями существующего производства в дополнительных площадках для складирования оборудования, сырья и материалов Обществом возведен вспомогательный объект недвижимости - здание склада сырья и материалов площадью 2195,0 кв.м (далее по тексту - здание склада).
21.02.2019 заявителем в Управление подано заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности в отношении здания склада.
Заявителем в регистрирующий орган представлены следующие документы:
заявление о государственной регистрации права от 21.02.2019, технический план здания склада, заключение кадастрового инженера, содержащее указание на вспомогательный характер построенного объекта, документ об уплате государственной пошлины, доверенность представителя заявителя.
Уведомлением от 05.03.2019 N 78/126/700/2019-24 Управление приостановило государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права до устранения причин, препятствующих государственной регистрации, со ссылкой на то, что заявителем не представлен технический план, содержащий поэтажные планы, оформленный в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
Указанные Управлением нарушения устранены заявителем 28.03.2019, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг от 28.03.2019. Обществом представлено заявление о предоставлении дополнительных документов от 28.03.2019 N 78/127/700/2019-83, а также исправленный технический план здания.
Уведомлением от 04.04.2019 Управление сообщило заявителю о том, что провести заявленные регистрационные действия не представляется возможным; решение о приостановлении регистрационных действий является актуальным, поскольку в составе технического плана отсутствует проектная документация и положительное заключение экспертизы проекта.
18.04.2019 Общество устранило допущенные нарушения и представило в Управление пакет документов, содержащий исправленный технический план, проектную документацию и положительное заключение экспертизы вместе с заявлением о предоставлении дополнительных документов от 18.04.2019 N 78-0-1- 65/3700/2019-3667.
Уведомлением от 24.04.2019 N 78/126/700/2019-24 Управление вновь сообщило Обществу о невозможности совершения заявленных регистрационных действий в связи с несоответствием представленных документов требованиям законодательства РФ: по мнению Управления, из представленных документов следует, что на земельном участке расположены объекты, имеющие отношение к химической промышленности (имеющие класс опасности), исходя из чего в отношении проектной документации требуется проведение государственной экспертизы, вместе с тем заявителем представлено положительное заключение негосударственной экспертизы.
Уведомлением от 05.08.2019 Управление отказало в проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности Общества.
Ссылаясь на незаконность принятого 05.08.2019 Управлением решения, Общество обратилось в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) государственный регистратор принимает решение о государственной регистрации прав по результатам правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав документов при отсутствии предусмотренных законом о регистрации оснований для отказа в государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственной регистрации прав.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании ст. 27 Закона о регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона.
При разрешении спора суд пришел к правильному выводу, указав, что для разрешения спорных правоотношений должны применяться нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, действующие не на момент принятия оспариваемого решения, а на дату направления заявителем проектной документации на экспертизу.
Федеральным законом N 342-ФЗ с 01.01.2019 внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части особенностей проведения экспертизы проектной документации объектов, строительство и реконструкция которых планируется в границах зон с особыми условиями использования территории. Под зонами в соответствии с частью 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации понимаются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона N 342-ФЗ проектная документация объектов (за исключением объектов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи), строительство, реконструкция которых планируются в границах зон с особыми условиями использования территорий, режим которых предусматривает ограничение размещения объектов капитального строительства исходя из оценки их влияния на объект, территорию, в целях охраны которых установлена зона с особыми условиями использования территории, или исходя из оценки влияния объекта, территории, в целях охраны которых установлена зона с особыми условиями использования территории, подлежат государственной экспертизе.
Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Распространение действия Федерального закона N 342-ФЗ на отношения, возникшие до его введения, не предусмотрено.
С учетом изложенного, проведение государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкция которых планируются в границах зоны с особыми условиями использования территорий не требуется в случае, если до дня вступления в силу Федерального закона N 342-ФЗ проектная документация и результаты инженерных изысканий направлены застройщиком или техническим заказчиком на негосударственную экспертизу и в отношении такой документации выдано положительное заключение негосударственной экспертизы.
Кроме того, требования части 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части необходимости проведения государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство которых планируется в границах зон с особыми условиями использования территорий, утратили силу в связи с вступлением в силу Федерального закона от 02.08.2019 N 283-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно заключению эксперта Тарасова Д.Г. от 25.05.2018 N А/21-2018 ЗЭ "Об отнесении объектов исследования к вспомогательным или обслуживающим по отношению к основным зданиям", возводимое здание склада исполняет обслуживающую функцию по отношению к основным производственным зданиям, имеющим разрешённый вид использования, и не имеет возможности самостоятельного использования для иной деятельности.
Материалами дела подтверждается и Управлением не оспорено, что здание склада исполняет обслуживающую (вспомогательную) функцию по отношению к основным производственным зданиям, имеющим разрешенный вид использования, и не имеет возможности самостоятельного использования для иной деятельности. Таким образом, в данном случае положительное заключение экспертизы спорного объекта капитального строительства от 25.05.2018, выполненное ООО "ЭкспертПроект", подтверждает соблюдение заявителем требований действующего законодательства РФ при его проектировании и строительстве.
Поскольку в силу положений статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации возведенное Обществом здание склада не относится объектам, в отношении которых необходимо проведение именно государственной экспертизы, то Управление пришло к ошибочному мнению о невозможности проведения заявленных регистрационных действий.
Учитывая изложенное, у Управления не имелось правовых оснований для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности заявителя на спорный объект.
Несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.12.2020 по делу N А56-83221/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-83221/2019
Истец: ООО "ЮНИКОСМЕТИК"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ