г. Чита |
|
21 мая 2020 г. |
Дело N А58-9180/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селивановой Т.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 января 2020 года по делу N А58-9180/2019 по исковому заявлению Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435063022, ОГРН 1021401055785, юридический адрес: 67700, Республика Саха (Якутия), Якутск, улица Дзержинского, 10) от 16.08.2019 к Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N2 - Центр экстренной медицинской помощи" (ИНН 1435111251, ОГРН 1021401053057, юридический адрес: 677005, Республика Саха (Якутия), Якутск, улица Петра Алексеева, 83А) о взыскании 220 120,06 руб.,
с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435035635, ОГРН 1021401058161, юридический адрес: 677000, Республика Саха (Якутия), Якутск, улица Кирова 21Б),
в отсутствии в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
установил:
19.08.2019 Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 2 - Центр экстренной медицинской помощи" о взыскании 220 120,06 руб. неосновательного обогащения.
Определением суда от 26.11.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435035635, ОГРН 1021401058161).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 января 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 января 2020 года по делу N А58-9180/2019, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе истец указывает, что оказанная сотрудникам истца высокотехнологичная медицинская помощь в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.12.2015 N 1382 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год" должна предоставляться бесплатно всем гражданам за счет средств бюджета Республики Саха (Якутия) не зависимо от наличия полиса обязательного медицинского страхования, в связи с чем, на стороне ГБУ Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 2 - Центр экстренной медицинской помощи" возникло неосновательное обогащение. Доказательств того, что оказанные сотрудникам истца медицинские услуги отнесены к специализированной помощи, ответчиком не представлено.
В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не поступал.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2020 года на основании части 4 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена председательствующего при рассмотрении апелляционной жалобы судьи Ошировой Л.В. на судью Ломако Н.В.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 12.03.2020.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Истец просил о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствии. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, УФСИН России по Республике Саха (Якутия) (далее - истец) и Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 2 - Центр экстренной медицинской помощи" (далее - ответчик) заключили государственные контракты от 01.03.2017 N 28 в сумме 820 000,00 рублей; от 20.06.2017 N 191 в сумме 1 000 000,00 рублей в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с условиями вышеуказанных государственных контрактов ответчик обязуется оказать медицинские услуги сотрудникам УФСИН России по Республике Саха (Якутия) и подведомственным ему учреждениям, а истец обязуется произвести оплату за оказанные медицинские услуги (пункты 1.1 контрактов).
По государственному контракту N 28 от 01.03.2017 стороны согласовали следующие условия:
В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается исполнителем сотрудникам заказчика бесплатно (пункт 1.3 контракта).
Срок оказания услуг с 01.01.2017 до 31.12.2017 (пункт 1.4).
Объем оказанных услуг: не менее 1000 человек (из расчета 2016 года (пункт 1.5 контракта).
Стороны согласовали срок действия контракта с момента заключения по 31.12.2017, и распространяется на правоотношения с 01.01.2017 (пункт 7.1 контракта).
Условия государственного контракта N 191 от 20.06.2017, идентичны условиям государственного N 28 от 01.03.2017.
Пунктом 7.1 стороны согласовали срок действия государственного контракта с момента заключения по 31.12.2017 и распространяется на правоотношения с 01.01.2017.
Ответчиком оказана медицинская помощь сотрудникам УФСИН России по Республике Саха (Якутия) и подведомственным ему учреждениям, что подтверждает двухсторонний акт N 00000239 от 21.03.2017 на сумму 820 000 руб. 00 коп., наименование услуг: медицинские услуги в соответствии с условиями договора; счет N 00000239 от 21.03.2017 на сумму 820 000 руб. 00 коп., платежное поручение N116744 от 30.03.2017 на сумму 820 000 руб. 00 коп. с назначением платежа: оплата за оказание платных медицинских услуг сотрудникам согласно г/к 28 от 01.03.2017.
Истец представил в материалы дела копии актов: N 00000039 от 23.06.2017 на сумму 262 026,65 руб., наименование услуг: оплата за медицинские услуги в соответствии с условиями договора за декабрь, N 00000445 от 23.06.2017 на сумму 441 476,37 руб., соответствующие счета на оплату, платежные поручения N 515209 от 19.07.2017, N 515210 от 19.07.2017.
В исковом заявлении истец указал о том, что за период с 2016 по 2017 оказана высокотехнологичная медицинская помощь трем сотрудникам истца:
- первому сотруднику: дата поступления в медицинской учреждение 15.11.2016, дата выписки 18.11.2016, в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) (далее по тексту МКБ - 10) установлен диагноз: МКБ - 10 S02.2 "Перелом костей носа", сумма оказанных услуг составляет 69 790,41 рублей;
- второму сотруднику: дата поступления в медицинской учреждение 08.12.2016, дата выписки 12.12.2016 установлен диагноз: МКБ - 10 D14.0 "Доброкачественное новообразование среднего уха и органов дыхания", сумма оказанных услуг составляет 63 527,17 рублей;
- третьему сотруднику: дата поступления в медицинской учреждение 16.01.2017, дата выписки 26.01.2017 установлен диагноз: МКБ - 10 L05.9 "Пилонидальная киста без абсцесса", сумма оказанных услуг составляет 86 802,48 рублей.
В соответствии с представленными реестрами и актами оказанных услуг УФСИН России по Республике Саха (Якутия) по заключенным государственным контрактам произведена полная оплата за оказанную медицинскую помощь вышеуказанным сотрудникам истца в общей сумме 220 120 рублей 06 копеек, что подтверждается платежными поручениями N 116744 от 30.03.2017, N 515209 от 19.07.2017, N 515210 от 19.07.2017.
Актом аудиторской проверки, проведенной в Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия) от 04.07.2018, установлено, что в нарушение пункта 8 Порядка возмещения медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, и лицам начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенным с военной службы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911, УФСИН произведена оплата в сумме 334,3 тыс. рублей за оказанные медицинские услуги, которые в соответствии с Приложением к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи за 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 N 1403 отнесены к высокотехнологичной медицинской помощи.
Поскольку взаиморасчеты за дорогостоящие (высокотехнологичные) виды медицинской помощи, между федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами) и организациями здравоохранения не производятся, 06.12.2018 истец направил в адрес ответчика претензию.
Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения истца с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Из содержания статей 309 и 310 ГК РФ следует, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 781 названного Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1103 Кодекса правила, предусмотренные главой 60 Кодекса, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
В соответствии с Обзором судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 3 за 2019 год, по смыслу статьи 1102 ГК РФ в предмет доказывания по требованиям о взыскании неосновательного обогащения входят следующие обстоятельства: факт приобретения или сбережения ответчиком имущества за счет истца; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения; размер неосновательного обогащения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
Пунктом 4 статьи 425 названного Кодекса окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение. Равным образом, истечение срока действия государственного (муниципального) контракта при наличии неисполненных обязательств не может влечь их прекращение (статья 425 ГК РФ) (пункт 23 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017.
Судом первой инстанции установлено, что факт оказания ответчиком истцу медицинских услуг подтверждается актами от 21.03.2017 N 00000239 на сумму 820 000 руб. 00 коп., N 00000039 от 23.06.2017 на сумму 282 026,55 руб., N 00000245 от 23.06.2017 на сумму 441 476,37 руб., и ответчиком не оспаривается.
Вместе с тем, истец полагает, что оказанная медицинская услуга являлась видом высокотехнологичной медицинской помощи, а потому должна быть оказана бесплатно.
Отклоняя указанные доводы истца, суд первой инстанции правильно руководствовался следующим.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также в экстренных или неотложных случаях военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.
Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В целях обеспечения реализации прав на медицинское обслуживание названной категории граждан в гарантированном объеме наравне со всеми гражданами Российской Федерации, в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудникам правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы" утверждены Правила оказания медицинской помощи (медицинского обслуживания) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, уволенным со службы, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, а также Правила возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи (далее - Правила возмещения расходов).
В соответствии с п. 5 Правил оказания медицинской помощи при отсутствии по месту службы, месту жительства (проживания) или иному месту нахождения сотрудников медицинских организаций, а также в неотложных случаях, медицинская помощь оказывается в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения с возмещением расходов по оказанию медицинской помощи этим организациям здравоохранения соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с пунктами 2, 4, 5 Правил возмещения расходов расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам возмещаются военным округом (флотом), региональным командованием внутренних войск, территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники (далее - территориальный орган федерального органа исполнительной власти), по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в учреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти (по представлению командиров (начальников) соединений, воинских частей, учреждений и организаций, органов безопасности, органов внутренних дел и др.) и учреждением здравоохранения.
Учреждение здравоохранения представляет счет-фактуру и другие документы, указанные в пункте 3 Правил возмещения расходов, для оплаты медицинской помощи, оказанной по неотложным показаниям военнослужащему или сотруднику, находящемуся вне постоянного места жительства в связи с отпуском, командировкой и в иных случаях, после завершения его лечения в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, с которым заключен договор об оказании медицинской помощи.
Согласно статье 32 Закона об охране здоровья медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи. К видам медицинской помощи относятся: первичная медико-санитарная помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь.
Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях: вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации); амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника; в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 1, 2 статьи 37 Закона об охране здоровья).
Как правильно установлено судом первой инстанции, программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - ПГГ РФ) устанавливается перечень видов высокотехнологичной помощи (далее - ВМП):
- раздел 1 приложения к ПГГ РФ устанавливает Перечень ВМП, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), которая оказывается за счет средств ОМС только застрахованным лицам (имеющим полис ОМС). Соответственно, за счет средств ОМС не оказывается незастрахованным по ОМС военнослужащим и приравненным к ним в организации оказания медицинской помощи лицам, в том числе сотрудникам уголовно-исполнительной системы.
- раздел 2 приложения к ПГГ РФ устанавливает Перечень ВМП, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (далее - средства бюджета), а также нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи по ВМП. Указанный норматив является единым для субъектов Российской Федерации (без учета районных коэффициентов и других особенностей субъектов РФ). То есть, указанный норматив финансовых затрат устанавливается на федеральном уровне и для Республики Саха (Якутия) с учетом районного коэффициента не может быть ниже установленного в ПГГ РФ.
Согласно доводам апелляционной жалобы, истец оказанную своим сотрудникам медицинскую помощь отнес к перечню видов высокотехнологичной помощи.
Отклоняя указанные доводы, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что критерии, по которым истец оказание медицинской помощи указанным гражданам отнес к категории ВМП, а не к специализированной медицинской помощи определены неверно.
Так, в соответствие с частями 1 и 2 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.
Согласно части 3 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.
Таким образом, разница между специализированной медицинской помощью и ВМП заключается в применении при ВМП новых уникальных методов лечения, а также их ресурсоемкости. Одним их признаков, объединяющих специализированную медицинскую помощь и ВМП, является диагноз заболевания, по которым оказание медицинской помощи в соответствии с имеющимися медицинскими показаниями и состоянием больного может быть проведено в рамках специализированного лечения или в рамках ВМП. Оплата специализированной медицинской помощи в сфере обязательного медицинского страхования осуществляется по тарифам, устанавливаемым ежегодно Тарифным соглашением на оплату медицинской помощи, оказываемой в объеме Территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - Тарифное соглашение). Тарифы устанавливаются на основании норматива финансовых затрат на оказание специализированной медицинской помощи согласно ПГГ РФ. Оплата ВМП осуществляется по нормативам финансовых затрат согласно ПГГ РФ.
Как правильно установлено судом первой инстанции, оказание медицинской помощи сотрудникам истца было проведено в рамках оказания специализированной медицинской помощи, по следующим основаниям:
- диагноз в соответствии с МКБ-10 "S02.2 Перелом костей носа". В соответствии с разделом 2 Перечня ВМП ПГГ РФ на 2016 год указанный диагноз "S02.2" при ВМП предусматривает реконструктивные вмешательства при сложных и гигантских дефектах и деформациях свода и основания черепа, орбиты и прилегающих отделов лицевого скелета.
Судом первой инстанции установлено, что норматив финансовых затрат на ВМП составляет - 190 260, 00 руб., при этом сумма оказанных услуг согласно исковому заявлению составляет 69 790,41 руб. Таким образом, стоимость ВМП значительно выше, чем сумма по исковому заявлению.
Суд также отметил, что непродолжительный срок лечения с 15.11.2016 по 18.11.2016 (3 дня) невозможен при проведении ВМП при сложных и гигантских дефектах и деформациях свода и основания черепа, орбиты и прилегающих отделов лицевого скелета.
- диагноз в соответствии с МКБ-10 "D14.0 Доброкачественное новообразование среднего уха и органов дыхания". В разделе 2 Перечня ВМП ПГГ на 2016 год указанный диагноз по МКБ-10 "D14.0", профиль "оториноларингология", предусматривает удаление новообразования с применением эндоскопической, навигационной техники, эндоваскулярной эмболизации сосудов микроэмболами и при помощи адгезивного агента (выписка из Перечня прилагается).
Норматив финансовых затрат на ВМП составляет - 117 200, 00 руб. Сумма оказанных услуг согласно исковому заявлению составляет 63 527,17 руб. Таким образом, суд первой инстанции установил, что стоимость ВМП в данном случае также значительно выше, чем сумма по исковому заявлению.
- диагноз в соответствии с МКБ-10 "L05.9 Пилонидальная киста без абсцесса". В разделе 2 Перечня ВМП ПГГ на 2017 год указанный диагноз по МКБ-10 "L05.9", предусматривает иссечение пресакральной кисты парасакральным или комбинированным доступом с удалением копчика, в том числе с пластикой свищевого отверстия полнослойным лоскутом стенки прямой кишки и (или) пластикой тазового дна.
Норматив финансовых затрат на ВМП составляет - 184 620, 0 руб. Сумма оказанных услуг согласно исковому заявлению составляет 86 802,48 руб. Таким образом, стоимость ВМП значительно выше, чем сумма по исковому заявлению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что федеральным законодательством не исключается возможность установления нормативов объема медицинской помощи, финансируемых за счет субъекта РФ, отличных от средних нормативов объема медицинской помощи, установленных Федеральной программой, отклоняется апелляционным судом, поскольку в данном случае суд первой инстанции указывал на норматив финансовых затрат на ВМП, который установлен в том числе Письмом Минздрава России от 23.12.2016 N 11-7/10/2-8304 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", а не на объем оказанной медицинской помощи. Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о неверном толковании ответчиком норм права.
На основании изложенного, доводы истца об оказании сотрудникам учреждения высокотехнологичной медицинской помощи, являются необоснованными, факт неосновательного обогащения ответчика также не доказан, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 января 2020 года по делу N А58-9180/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-9180/2019
Истец: Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия)
Ответчик: Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N2 - Центр экстренной медицинской помощи"
Третье лицо: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Саха Якутия