г.Самара |
|
20 мая 2020 г. |
Дело N А55-31047/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Бажана П.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Автоград - Водоканал" - представителя Растворовой С.А. (доверенность от 15.01.2020),
от администрации городского округа Тольятти - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 мая 2020 года апелляционную жалобу администрации городского округа Тольятти
на решение Арбитражного суда Самарской области от 04 февраля 2020 года по делу N А55-31047/2019 (судья Михайлова М.В.), принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автоград - Водоканал" (ИНН 6321280368, ОГРН 1116320029066), Самарская область, г.Тольятти, к администрации городского округа Тольятти, Самарская область, г.Тольятти,
о взыскании задолженности по муниципальному контракту водоотведения по плате за негативное воздействие на центральную систему водоотведения, пени,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Автоград - Водоканал" (далее - ООО "АВК", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к администрации городского округа Тольятти (далее - администрация г.о.Тольятти, ответчик), с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании 1 601 063 руб. 66 коп., в том числе: 1 427 770 руб. 64 коп. - задолженность по плате за негативное воздействие на ЦВС за период март, май 2019 года, 171 209 руб. 43 коп. - пени; пени, начисленные на сумму 1 427 770 руб. 64 коп., начиная с 23.01.2020 по день фактической оплаты суммы долга, исходя 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты; 2 083 руб. 59 коп.- пени за несвоевременную оплату услуг по водоотведению за январь, февраль 2019 года.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04 февраля 2020 года исковые требования удовлетворены, с администрации городского округа Тольятти в пользу ООО "АВК" взысканы 1 601 063 руб. 66 коп., в том числе: 1 427 770 руб. 64 коп. - задолженность по плате за негативное воздействие на ЦВС за период март, май 2019 года, 171 209 руб. 43 коп. - пени; пени, начисленные на сумму 1 427 770 руб. 64 коп., начиная с 23.01.2020 по день фактической оплаты суммы долга, исходя 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день фактической оплаты; 2 083 руб. 59 коп.- пени за несвоевременную оплату услуг по водоотведению за январь, февраль 2019 года, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 28 340 руб.
В апелляционной жалобе администрация г.о. Тольятти просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на оплату водоотведения по контракту в полном объеме. Несвоевременность оплаты услуги за водоотведение сточных вод ответчик обосновывает увеличением ставки НДС в 2019 году с 18% на 20%, в результате чего стороны согласовали данное изменение дополнительным соглашением к действующему контакту (доп. соглашение от 04 марта 2019 года к муниципальному контракту N 220/189-дг/2.1 от 10.11.2017/15.01.2018). Процедура согласования проекта дополнительного соглашения занимала определенный период времени, в связи с чем образовалась просрочка оплаты по данному контракту. По данному факту администрацией г.о. Тольятти было направлено уведомление истцу. По утверждению ответчика, данный факт несвоевременной оплаты услуги за водоотведение по данному контракту не имеет намеренного умысла со стороны ответчика, является событием, наступление которого не зависело от воли сторон. Поскольку направленные истцом платежные документы превышали стоимость муниципального контракта на 2019 год и были сверх установленных лимитов, предусмотренных бюджетными обязательствами на оплату по данному контракту, они были возвращены администрацией г.о.Тольятти без подписания.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "АВК" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 АПК РФ в отсутствие представителя администрации городского округа Тольятти, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ООО "АВК" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя ООО "АВК", арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между ООО "АВК" и администрацией городского округа Тольятти был заключен муниципальный контракт водоотведения N 220/189-дг/2.1 от 10.11.2018/15.01.2018.
В соответствии с условиями контракта ООО "АВК" в 2019 через присоединенную сеть оказывало услуги по водоотведению и приему сточных вод муниципального заказчика в централизованную систему водоотведения (далее - ЦСВ), обеспечивало их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а муниципальный заказчик взял на себя обязательства соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов ЦСВ, нормативы по объему отводимых в ЦСВ сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод и производить оплату водоотведения на условиях, предусмотренных контрактом (п.1 контракта).
Отношения между ООО "АВК" и администрацией г. о. Тольятти в спорный период регулировались нормами Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N644), а также положениями заключенного сторонами контракта.
Обязанность абонента вносить плату за НВ ЦСВ установлена нормами действующего законодательства и условиями контракта.
Частью 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ установлено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу ЦСВ, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством РФ.
В соответствии с пл. "б" п. 113 Раздела VI "Предотвращение негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения" Правил N 644 сточные воды, принимаемые (отводимые) в ЦСВ, должны соответствовать следующим требованиям: значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения НВ ЦСВ, по перечню согласно приложению N 5 Правил N644.
Согласно пункту 1 контракта администрация г.о. Тольятти взяла на себя обязанность соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов ЦСВ, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод.
В соответствии с п.118 Правил N 644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным п.113 Правил N 644, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены Правилами N 644.
Как указал истец, ответчик через канализационные выпуски осуществил сброс сточных вод в ЦСВ, которые согласно данным лабораторных исследований проб за март, май 2019 года не соответствовали нормативным показателям, установленным к правилам N 644 к контракту (акт отбора проб N 305-К от 11.03.2019, копия письма N774/120 от 12.03.2019, копия выписки из журнала контроля состава и свойств сточных вод от 02.04.2019 и копия письма N1049/211 от 02.04.2019).
В соответствии с положениями пп. "г" п. 13 контракта администрация г.о. Тольятти обязана вносить плату за НВ ЦСВ. Согласно п. 10 контракта размер платы за НВ ЦСВ рассчитывается в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Размер и порядок компенсации расходов организации ВКХ при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих НВ ЦСВ, установлен Разделом VII Правил N 644.
Учитывая указанное, а также положения п. 119 Правил N 644 о том, что расчет платы за НВ ЦСВ производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных п. 120 Правил N 644, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод.
Истцом был произведен расчет платы на основании результатов контрольных проб сточных вод в соответствии с формулой, приведенной в п. 123 Правил N 644 (расчет платы за НВ ЦСВ), размер которой за март 2019 года составил - 1 016 309 руб. 36 коп., за май 2019 - составил 411 461 руб. 28 коп.
В адрес абонента были выставлены акты N 643 от 31.03.2019, N 1152 от 31.05.2019 и счета на оплату N 659 от 31.03.2019, N 1170 от 31.05.2019, которые вместе с расчетом платы направлены в адрес ответчика письмами N 1181/402 от 10.04.2019, N 1837/402 от 07.06.2019, которые были получены ответчиком.
В соответствии пунктом 7 контракта плата за НВ ЦСВ должна вносится не позднее последнего числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
Истцом в целях досудебного урегулирования разногласий, в соответствии с ч.5 ст.4 АПК РФ в адрес ответчика была направлена претензии с предложением погасить образовавшуюся задолженность.
Однако ответчик не выполнил обязательство по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за март, май 2019 года в общей сумме 1 427 770 руб. 64 коп.
В соответствии с п.6.2 ст. 14 Закона N 416-ФЗ и п.46 контракта при неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательств по оплате в срок ООО "АВК" вправе требовать уплаты пени в размере 1/130 ставки рефинансирования (учетной ставки) ЦБ РФ за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего за днем исчисления установленного контрактом срока исполнения обязательства по оплате.
Обязательства по оплате за НВ ЦСВ ответчик надлежащим образом не исполнил, в результате чего ему были начислены пени за период с 01.05.2019 по 22.01.2010 в размере 171 209 руб. 43 коп.
Согласно условиям п.7 контракта муниципальный заказчик вносит оплату в следующем порядке: 30 процентов стоимости объема сточных вод, потребленных за предыдущий месяц, вносится на основании счетов, выставленных организацией ВКХ не позднее 10-го числа текущего месяца, до 18-го числа текущего месяца, за который осуществляется оплата; оплата за фактически оказанные услуги водоотведения с учетом средств, ранее внесенных в качестве оплаты за водоотведение в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата, на основании актов выполненных работ (оказанных услуг), счетов и счетов-фактур, выставляемых к оплате организацией ВКХ не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
В январе, феврале 2019 года истец ежемесячно оказывал ответчику услуги по водоотведению, в связи с чем, направлял ответчику счета на оплату и акты (сопроводительные письма исх. N 411/402 от 05.02.2019 (получено ответчиком 06.02.2019), N703/402 от 05.03.2019 (получено ответчиком 06.03.2019).
При этом ответчик каких-либо возражений по объемам сброшенных сточных вод не заявил.
Доказательством исполнения ООО "АВК" своих обязательств по контракту в январе, феврале 2019 года являются подписанные со стороны администрации г.о. Тольятти акты N 57 от 31.01.2019, N 278 от 28.02.2019.
Истцом в адрес ответчика направлялись письменные претензии: исх.N 1033/402 от 02.04.2019, N 1700/402 от 27.05.2019, N 2319/402 от 17.07.2019 с требованием произвести оплату основного долга и пени.
Однако ответчиком в нарушение условий контракта были несвоевременно оплачены услуги по водоотведению:
- за январь 2019 года сумма в размере 68 508 руб. 55 коп. оплачена платежным поручением N 145 от 22.03.2019 по счету на оплату N 78 от 31.01.2019 (срок оплаты до 11.02.2019 включительно);
- за февраль 2019 года платежным поручением N 146 от 23.03.2019 по счету на оплату N 287 от 28.02.2019 (срок оплаты до 11.03.2019 включительно).
Истцом в адрес ответчика направлялись письменные претензии: исх.N 1033/402 от 02.04.2019, N 1700/402 от 27.05.2019, N 2319/402 от 17.07.2019 с требованием произвести оплату основного долга и пени.
Согласно расчету размер начисленных в соответствии с п.6.2 ст. 14 Закона N 416-ФЗ и п.46 контракта пени за период с 12.02.2019 по 22.03.2019 составил 2 083 руб. 59 коп.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Также истец просил взыскать с ответчика пени, начиная с 23.01.2020 по день фактической оплаты суммы долга, исходя 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день фактической оплаты; 2 083 руб. 59 коп.- пени за несвоевременную оплату услуг по водоотведению за январь, февраль 2019 года.
Пунктом 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено право истца требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Статьями 309, 310 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства недопустим.
В соответствии с п.2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Ответчик, возражая против иска, указал на то что, оплата услуг за водоотведение за январь, февраль 2019 года произведена в полном объеме и несвоевременность оплаты обосновывается изменением ставки НДС в 2019 с 18% на 20%. Кроме того, ответчик указал на то что, направленные истцом платежные документы по внесению платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения за период март, май 2019 года превышали стоимость контракта на 2019 год и были сверх установленного лимита, предусмотренного бюджетными обязательствами на оплату по контракту.
Суд первой инстанции доводы ответчика отклонил ввиду следующего.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 303-ФЗ) предусмотрено повышение с 01.01.2019 размера ставки НДС с 18% до 20%. При этом исключений в отношении услуг, реализуемых в рамках контрактов, заключенных до 01.01.2019 (до вступления в силу Закона N 303-ФЗ), и имеющим длящийся характер с переходом на 2019 года, вышеуказанным законом не предусмотрено.
Таким образом, в отношении услуг, оказанных начиная с 01.01.2019, применяется ставка НДС в размере 20%, независимо от даты и условий заключения Контракта.
При этом на основании п.1 ст. 168 НК РФ организация ВКХ дополнительно к цене оказываемых услуг начиная с 01.01.2019, обязана предъявить к оплате муниципальному заказчику этих услуг по водоотведению, сумму налога, исчисленную по налоговой ставке в размере 20%.
Частью 54 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что до 01.10.2019 в рамках срока исполнения контракта допускается по соглашению сторон изменение цены заключенного до 01.01.2019 контракта в пределах увеличения в соответствии с законодательством РФ ставки НДС в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 01.01.2019, если увеличенный размер ставки НДС не предусмотрен условиями контракта. Муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренное настоящей частью изменение может быть осуществлено в пределах, доведенных в соответствии с бюджетным законодательством РФ лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
В связи с вышеизложенным сторонами было заключено дополнительное соглашение N 3 от 04.03.2019 к контракту, в котором согласовано изменение ставки НДС 20% на 2019 и распространено действие вышеуказанного соглашения на отношения сторон с 01.01.2019 (п. 5 дополнительного соглашения N 3 к контракту). Следовательно, истец правомерно применил ставку НДС 20% при выставлении счетов, актов за водоотведение в январе, феврале 2019 года.
Частью 10 ст.7 Закона N 416-ФЗ установлено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством РФ.
В соответствии с пп. "б" п.113 Раздела VI "Предотвращение негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения" Правил N 644 сточные воды, принимаемые (отводимые) в ЦСВ, должны соответствовать следующим требованиям: значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения НВ ЦСВ, по перечню согласно приложению N 5 Правил N644.
Пунктом 118 Правил N 644 предусмотрено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным п.113 Правил N 644, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены Правилами N 644.
Согласно пп. "г" п. 13 контракта администрация г.о. Тольятти обязана вносить плату за НВ ЦСВ. В соответствии с п. 10 контракта размер платы за НВ ЦСВ рассчитывается в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Как усматривается из материалов дела, ООО "АВК" на основании результатов контрольных проб сточных вод за отчетный период был произведен расчет платы в соответствии с формулой, приведенной в п. 123 Правил N 644.
Обязанность по внесению платы за НВ ЦСВ установлена указанными выше нормами действующего законодательства, факт нарушения ответчиком требований к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленных приложением N 5 Правил N 644 подтвержден материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Кроме того, цена, установленная п. 7 контракта, является ориентировочной, в связи с чем доводы ответчика о превышении лимита по внесению платы за НВ ЦСВ, не могут являться основанием для освобождения от уплаты платы за НВ ЦСВ.
Расчет суммы долга и пени, произведенный истцом в соответствии с условиями контракта и нормой закона, судом первой инстанции проверен и признан правильным.
С учетом изложенного суд первой инстанции требования истца удовлетворил в полном объеме и взыскал с администрации городского округа Тольятти в пользу ООО "АВК" 1 601 063 руб. 66 коп., в том числе: 1 427 770 руб. 64 коп. - задолженность по плате за негативное воздействие на ЦВС за период март, май 2019 года, 171 209 руб. 43 коп. - пени; пени, начисленные на сумму 1 427 770 руб. 64 коп., начиная с 23.01.2020 по день фактической оплаты суммы долга, исходя 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день фактической оплаты; 2 083 руб. 59 коп.- пени за несвоевременную оплату услуг по водоотведению за январь, февраль 2019 года.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 28 340 руб. согласно ч.1 статье 110 АПК РФ суд первой инстанции отнёс на ответчика и взыскал их в пользу истца.
Доводы апелляционной жалобы об оплате водоотведения по контракту в полном объеме несостоятельны ввиду того, что в отношении услуг водоснабжения, водоотведения, оказанных с 01 января 2019 года, применяется ставка НДС в размере 20%, независимо от даты и условий заключения контракта. При этом в отношении оказанных услуг с указанной даты истец вправе дополнительно к цене на услуг по отведению предъявить к оплате муниципальному заказчику сумму налога в составе цены, исчисленную по налоговой ставке в размере 20 %.
Доводы ответчика о том, что несвоевременная оплата услуг за водоотведение по данному контракту не имеет намеренного умысла со стороны ответчика, а лишь является событием, наступление которого не зависело от воли сторон, не исключает ответственности за просрочку оплаты по договору.
Ссылка ответчика на то, что направленные истцом платежные документы превышали стоимость муниципального контракта на 2019 год и были сверх установленных лимитов, предусмотренных бюджетными обязательствами на оплату по данному контракту, несостоятельна. Обязанность по внесению платы за НВ ЦСВ установлена требованиями действующего законодательства, при этом факт нарушений ответчиком установленных требований к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ, установленных приложением N 5 Правил N 644, материалами дела подтвержден и ответчиком не опровергнут. Кроме того, исходя из условия, содержащегося в п.7 контракта, цена муниципального характера является ориентировочной.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 АПК РФ.
На основании изложенного решение суда от 04 февраля 2020 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 04 февраля 2020 года по делу N А55-31047/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-31047/2019
Истец: ООО "АВК"
Ответчик: Администрация городского округа Тольятти