Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 сентября 2020 г. N Ф07-4999/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
20 мая 2020 г. |
Дело N А56-48211/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Слоневской А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.
при участии:
от истца: Шевелева Н.В. представитель по доверенности от 22.11.2019,
от ответчика: Козлов Д.М. по доверенности от 07.11.2019,
от 3-го лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8541/2020) Жилищного комитета на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2019 по делу N А56-48211/2019, принятое
по иску ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к Жилищный комитет
3-е лицо: ООО "Жилкомсервис N 1 Кировского района",
о взыскании
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - истец, ГУП "ТЭК Санкт-Петербурга") обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета (далее - ответчик) о взыскании задолженности по субсидиям на возмещение разницы в тарифах за тепловую энергию в размере 52 123, 66 рублей.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Жилкомсервис N 1 Кировского района".
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2019 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать.
По мнению подателя жалобы, исковые требования не доказаны ни по праву, ни по размеру, вины Жилищного комитета в возникновении убытков у Предприятия не имеется, соответственно, отсутствует правовое обоснование для их взыскания.
В отзыве на апелляционную жалобу ГУП "ТЭК Санкт-Петербурга", указывая на правомерность выводов, изложенных судом, просит оставить судебный акт без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции.
Представитель третьего лица, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, не явился, что не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие в порядке части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между ГУП "ТЭК Санкт-Петербурга" (Предприятие) и Обществом с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Кировского района" (Абонент) заключены договоры теплоснабжения в горячей воде N 6804.039.1 от 01.04.2008, 6805.039.1 от 01.04.2008, 6806.039.1 от 01.04.2008, 6807.039.1 от 01.04.2008, 6808.039.1 от 01.04.2008, 6809.039.1 от 01.04.2008, 681 1.039.1 от 01.04.2008, 6813.039.1 от 01.04.2008, 6817.039.1 от 01.04.2008, 6818.039.1 от 01.04.2008, 6995.039.1 от 01.04.2008 (далее - Договоры), согласно условиям которых Предприятие приняло на себя обязательство передавать Абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию, а Абонент принял на себя обязательство своевременно оплачивать потребленную тепловую энергию Ресурсоснабжающей организации.
Предприятие принятые на себя обязательства исполнило надлежащим образом.
Деятельность ГУП "ТЭК СПб" является регулируемой и основания для применения при определении стоимости потребленной тепловой энергии иного тарифа, отличного от тарифа, установленного для Истца, отсутствуют.
Разница между тарифом для ГУП "ТЭК СПб" и тарифом, установленным для населения, компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию (далее - Субсидия).
Между ГУП "ТЭК СПб" и Жилищным комитетом подписано Соглашение 1-ВВД от 26.01.2018 о порядке предоставления субсидий, руководствуясь пунктом 8.4 которого Предприятие направило претензию от 20.12.2018 N 58- 13/51275 с требованием выделить недополученные денежные средства в виде субсидии на возмещение выпадающих доходов за указанный период в размере 52 123, 66 рублей.
Поскольку в ответе от 18.01.2019 в перечислении субсидии отказано по причине того, что акты сверок объемов тепловой энергии были подписаны исполнителем коммунальных услуг с разногласиями, Предприятие обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с соответствующим иском.
Суд удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Коммунальными услугами обеспечивалось население жилого дома, в связи с чем, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
Согласно пункту 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Разница между тарифом для Предприятия и тарифом для населения компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 363-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербург" на территории Санкт-Петербурга на 2016-2018 годы" в период с 01.2016 по 06.2016 установлен тариф в размере 2 077,92 руб./Гкал (с НДС), с 01.07.2016 по 31.12.2016 установлен тариф в размере 2 392,44 руб./Гкал (с НДС).
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 377-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе горячего водоснабжения, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2016 за период с 01.01.2016 по 30.06.2016 установлен тариф в размере 1 541,78 руб./Гкал (с НДС), с 01.07.2016 по 31.12.2016 установлен тариф в размере 1 621,95 руб./Гкал (с НДС).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию. При этом субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение, то есть, по общему правилу, субъект Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных "межтарифной разницей" (далее - Постановление N 87) и в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П ни отсутствие договора между сторонами, ни отсутствие досудебного обращения истца к Администрации за возмещением межтарифной разницы (выпадающих доходов), не влияют на право истца, на возмещение убытков, возникших в результате тарифного регулирования, наличие которых (этих убытков) само по себе свидетельствует о нарушенном праве.
Из вышеизложенного следует, что межтарифная разница представляет собой реальные расходы ресурсоснабжающей организации, возникающие вследствие применения в расчетах за отпускаемый ресурс тарифов на уровне ниже экономически обоснованных.
Факт поставки тепловой энергии в заявленном истцом размере подтверждается материалами дела. Истцом представлены акты, в которых зафиксированы подключенные нагрузки. Ответчик, в свою очередь, в нарушение требований 65 статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представил доказательства того, что имела место поставка тепловой энергии в ином объеме.
Из материалов дела следует, что Акты сверок между Предприятием и ООО "Жилкомсервис N 1 Кировского района" подписаны с разногласиями, при этом причины и суть разногласий с Предприятием по объемам поставленного ресурса в своих возражениях к актам Общество не раскрыло. Никаких объяснений и доказательств по данному вопросу Общество в ходе рассмотрения настоящего дела не представило.
При изложенных обстоятельствах следует признать, что отсутствие подписанных исполнителем коммунальных услуг (Обществом) без разногласий актов сверок объемов, несоблюдение Предприятием порядка обращения за получением субсидий не влияют на право Предприятия на возмещение убытков, возникших в результате тарифного регулирования, наличие которых само по себе свидетельствует о нарушенном праве.
Ввиду отсутствия доказательств перечисления спорных денежных средств на расчетный счет энергоснабжающей организации суд правомерно удовлетворил исковые требования.
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год постановлением Правительства Санкт-Петербурга ежегодно утверждается Порядок предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских.
В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2017 N 1174 утвержден Порядок предоставления субсидий на 2018 год.
Распоряжением Комитета от 24.01.2018 N 51-р во исполнение Порядка предоставления субсидий, утвержден Порядок перечисления субсидий на 2018 год, согласно которому, разница в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских подлежит компенсации из бюджета Санкт-Петербурга путем выделения на безвозвратной и безвозмездной основе целевых субсидий.
В отсутствие доказательства перечисления Комитетом спорных денежных средств на расчетный счет ресурсоснабжающей организации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований Предприятия.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции.
Несоблюдение истцом порядка получения субсидий и отсутствие у Комитета долга перед Предприятием, подателем жалобы не доказано надлежащим образом, при том, что правомерность требований истца, предъявленных к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета, вне зависимости от наличия или отсутствия договорных отношений, подтверждена Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных "межтарифной разницей", а также разъяснениями Конституционного суда Российской Федерации, данными в Постановлении от 29.03.2011 N 2-П.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2019 по делу N А56-48211/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-48211/2019
Истец: ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
Ответчик: ЖИЛИЩНЫЙ КОМИТЕТ
Третье лицо: ООО "Жилкомсервис N 1 Кировского района"