Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 14 сентября 2020 г. N Ф06-65070/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
20 мая 2020 г. |
Дело N А12-38317/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лыткиной О.В.,
судей Камериловой В.А., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Акчуриной Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альциона" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 февраля 2020 года по делу N А12-38317/2019, (судья Е.В. Пономарева),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Альциона" (ИНН 3444083519, ОГРН 1023403452038)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управление отходами - Волгоград" (ИНН 3426013572, ОГРН 1103458000337)
об обязании заключить договор,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области,
в отсутствие в судебном заседании представителей сторон и третьего лица, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Альциона" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управление отходами - Волгоград" об обязании заключить договор по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами", сроком действия с 01.01.2019 по 31.12.2019, с указанием, что стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов (с учетом уточненных в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исковых требований).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06 февраля 2020 года по делу N А12-38317/2019 исковые требования удовлетворены частично: судом урегулированы разногласия, возникшие между ООО "Альциона" и ООО "Управление отходами - Волгоград" при заключении договора от 01.01.2019 N49090 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пункт 5.1 договора изложен в следующей редакции: стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов.
Пункт 2.2 договора изложен в следующей редакции: под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Пункты 5.2, 5.3 договора исключены.
В удовлетворении остальной части искового заявления отказано.
С ООО "Управление отходами - Волгоград" в пользу ООО "Альциона" судом взыскано 6000 рублей государственной пошлины.
ООО "Альциона", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что ООО "Альциона" просит суд не урегулировать изменение типового договора и дополнительные условия, требующие согласования сторон, а обязать регионального оператора исполнить обязательство по заключению публичного договора на условиях, установленных законодательством, в том числе в отношении порядка учета твердых коммунальных отходов (далее - ТКО).
Суд, самостоятельно заменив одно требование заявителя на другое и приняв решение по отличному от заявленного договору, вышел за пределы своих полномочий, нарушив процессуальные права лиц, участвующих в деле.
Суд неправомерно отказал истцу в обязании ответчика в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, составленного на основании формы типового договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 12.11.2016 N 1156.
Судом установлено, что стороны не приходили к согласию о включении дополнительных пунктов в типовой договор.
Следовательно, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019 N 49090, предложенный ответчиком, к той мере, в которой он отличается от типового договора, и не соответствует требованиям законодательства, ничтожен. Стороны не могли его заключить, а также не могут быть обязаны судом к его заключению.
Суд ошибочно рассмотрел дополнительные условия незаключённого проекта договора от ответчика. Между сторонами должен был бы действовать договор на условиях типового договора, утвержденного вышеуказанными нормативными актами. Ответчик же, не подписывая обязательную для себя свою же оферту, пытается навязать истцу договор, от условий типового договора, предписанного законом.
ООО "Управление отходами - Волгоград" возражало против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о судебном заседании на сайте арбитражного суда, не обеспечили явку представителя в заседание суда апелляционной инстанции и суд, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", рассмотрели дело в их отсутствие.
Дело рассмотрено судебной коллегией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Управление отходами - Волгоград" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области.
ООО "Альциона", имея намерение на заключение договора на оказание услуг по сбору и последующему вывозу твердых коммунальных отходов, обратилось к ООО "Управление отходами - Волгоград" с заявлением от 17.12.2018 N 14 на заключение договора, указав в заявке количество контейнеров для накопления коммунальных отходов, место расположения контейнерной площадки: г.Волгоград, улица 8 Воздушной Армии, 58А. Письмом от 10.01.2019 N 8 ООО "Альциона" указало объем принадлежащего ему контейнера.
ООО "Управление отходами - Волгоград" направило ООО "Альциона" проект договора от 01.01.2019 N 49090, установив в разделе 5, что стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Письмом от 28.06.2019 N 1231 ООО "Альциона" направило в адрес ООО "Управление отходами - Волгоград" протокол разногласий, согласно которому учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов следует производить в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, расчетным путем из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления.
ООО "Альциона" также не согласилось с расчетом принимаемых объемов, предложив установить объем принимаемы объемов, исходя из статистики работы магазина за предыдущий период - 40 метров кубических в год.
В адрес ООО "Управление отходами - Волгоград" 09.07.2019 ООО "Альциона" направлен свой проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, составленный на основании формы типового договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 12.11.2016 N 1156.
Письмом от 09.07.2019 ООО "Управление отходами - Волгоград" пояснило, что договор заключен на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156. Ежемесячное начисление платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору от 01.01.2019 N 49090 производится, исходя из установленного приказом комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 30.06.2017 N 21 норматива накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области.
В письме от 18.07.2019 N 130 ООО "Альциона" пояснило, что контейнерная площадка по адресу: Волгоград, улица 8 Воздушной Армии, 58А принадлежит на праве собственности ООО "Альциона". Площадка размером 2х7 метра расположена во дворе отдельно стоящего здания магазина "Декор" (координаты 48.758342;44.501620) на земельном участке, находящемся в собственности ООО "Альциона", имеет асфальтированное покрытие, на ней размещен 1 контейнер объемом 1,1 м. куб. Площадка ограничена с двух сторон зданием, с третьей стороны забором, на территорию площадки исключен доступ посторонних. К письму приложен ответ администрации Дзержинского района Волгограда от 16.07.2019 N 01-21/7355-19, согласно которому указанная контейнерная площадка внесена в реестр контейнерных площадок, расположенных на территории Дзержинского района Волгограда.
ООО "Управление отходами - Волгоград" письмом от 24.07.2019 указало, что начисление платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору от 01.01.2019 N 49090 осуществляется, исходя из установленного приказом комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 30.06.2017 N 21 норматива накопления твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области, в соответствии с которым расчетной единицей категории объектов "промтоварный магазин" является "1 квадратный метр общей площади". Данный порядок начисления платы не противоречит требованиям закона, в связи с чем региональный оператор не усматривает основания для осуществления начисления платы за оказание услуги по обращению с отходами в рамках заключенного договора, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Письмом от 25.09.2019 N 6321 региональный оператор направил в адрес ООО "Альциона" дополнительное соглашение к договору от 01.01.2019 N 49090, согласно которому пунктом 5.1 договора предусмотрен учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов. ООО "Альциона" отказалось от подписания указанного дополнительного соглашения, сославшись на то, что оно является приложением к договору в редакции, предложенной региональным оператором.
Полагая требование ООО "Управление отходами - Волгоград" об определении порядка учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов неправомерным, ООО "Альциона" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Как установлено статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (пункт 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации). Юридические лица свободны в заключении договора.
Согласно части 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (пункт 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определено и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора. Таким образом, акцепт возможен лишь при наличии оферты.
В соответствии со статьей 443 Гражданского кодекса Российской Федерации ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой.
В силу пункта 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Согласно пункту 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно части 1 статьи 24.7 которого региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердых коммунальных отходов с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с твердых коммунальных отходов является публичным для регионального оператора.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 8 (17) постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156), региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156.
В соответствии с пунктом 8 (10) Правил N 1156, в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8 (6) и 8 (7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.
Довод подателя жалобы о ничтожности договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019 N 49090, предложенного ответчиком, к той мере, в которой он отличается от типового договора, и не соответствует требованиям законодательства, апелляционный суд считает неправомерным ввиду следующих обстоятельств.
Судом установлено, что ответчик направил истцу проект договора 01.01.2019 N 49090, установив в разделе 5, что стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 8 (11) Правил N 1156, потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Пунктом 8 (15) Правил N 1156 предусмотрено, что в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) Правил N 1156, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) Правил N 1156.
Истцом в материалы дела представлен полученный им от ответчика проект договора от 01.01.2019 N 49090.
Применительно к пункту 8 (11) Правил N 1156 истец должен был подписать договор либо направить отказ от его подписания.
Из материалов дела усматривается, что, начиная с июня 2019 года, истец направлял ответчику предложения производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами предполагает, что договор считается заключенным независимо от того, имеется ли у сторон подписанный экземпляр договора на руках или нет.
На основании изложенного апелляционная коллегия, отклоняя доводы апелляционной жалобы, соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что договор от 01.01.2019 N 49090 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является фактически заключенным между истцом и ответчиком на предложенных последним условиях.
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством в случае понуждения к заключению договора в судебном порядке, его заключение возможно только на период, следующий после даты принятия судебного акта о понуждении к заключению договора. Требование о заключении договора с установлением срока его действия на предшествующий принятию решения по делу период не допускается.
Суд также полагает, что указанный в договоре от 01.01.2019 N 49090 срок действия договора - до 06.08.2028 не противоречит закону.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что суд вышел за пределы своих полномочий, заменив одно исковое требование (об обязании заключить договор) другим (об урегулировании разногласий между сторонами при заключении договора), апелляционный суд считает несостоятельным по следующим основаниям.
Исходя из положений норм статьи 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по спору, возникшему, в частности, при заключении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора.
В соответствии с пунктом 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" при принятии решения об обязании заключить договор или об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, суд в резолютивной части решения указывает условия этого договора, который считается заключенным на этих условиях с момента вступления в законную силу решения суда (пункт 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом дополнительных действий сторон (подписание двустороннего документа, обмен документами, содержащими оферту и ее акцепт, и т.п.) не требуется. В силу названных норм, по преддоговорному спору суд обязан в резолютивной части решения указать конкретные условия договора, которые подлежат действию в указанной судом редакции, по которым у сторон возникли разногласия.
Из приведенных норм следует, что требование об урегулировании разногласий при заключении договора должно быть рассмотрено и разрешено судом путем урегулирования разногласий по спорным условиям договора с изложением в судебном акте редакции этого договора, утвержденной судом.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определениях N 305-ЭС17-6961, N 305-ЭС16-16501, суд не может отказать истцу в иске и в том случае, когда предложенные им редакции условий договора не соответствуют требованиям действующего законодательства. В этом случае при урегулировании спорного условия суд исходит из императивной либо диспозитивной нормы законодательства, регулирующего правоотношения сторон (статьи 421 и 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 1); в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов; нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (часть 2).
Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее - Правила N 505).
Согласно этим правилам коммерческому учету подлежат объем и (или) масса твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения), или расчетного способа в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 1).
Пунктом 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В рассматриваемом случае, сторонами согласован расчетный способ учета твердых коммунальных отходов, предметом же спора является механизм расчета: или исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, или исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 2 статьи 24.8. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов. Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами.
В силу пункта 2 статьи 24.7, пунктов 1, 2 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, а также пункта 5 типового договора, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, цену услуг указывает региональный оператор в пределах единого тарифа на его услугу.
Истцом предложено осуществлять коммерческий учет твердых коммунальных отходов расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Истцом также сформулировано предложение об определении объема твердых коммунальных отходов в Приложении N 1 к договору, а именно определить объем принимаемых твердых коммунальных отходов равным 40 м. куб.
При этом приведенный в обоснование объема расчет основан на умножении объема контейнера на количество вывозов этого контейнера в неделю, а именно 1 раз в неделю.
Пунктами 7.2 и 7.3 Порядка накопления установлено, что вывоз смешанных отходов с мест их накопления осуществляется по мере накопления, но не реже 1 раза в день, сухих - не реже 2 раз в неделю.
В соответствии с пунктом 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64) контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
Также согласно пункту 5.9.12 постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" отходы из камер должны удаляться ежедневно.
Кроме того, в приведенном расчете, как арифметически, так и фактически неверно приведены данные об объеме контейнера. Так, согласно письменным пояснениям сторон на контейнерной площадке истца находится контейнер объемом 1,1 м. куб.
Согласно пункту 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра. В силу пунктов 3 и 4 указанных правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов либо создаются органами местного самоуправления, либо согласуются ими, если обязанность по их созданию возложена на иных лиц. Как следует из пунктов 20 и 21 указанных правил, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов подлежат включению в соответствующий реестр.
Из материалов дела следует, ООО "Альциона" на праве собственности принадлежит контейнерная площадка по адресу: Волгоград, улица 8 Воздушной Армии, 58А, размером 2х7 метра. Площадка расположена во дворе отдельно стоящего здания магазина "Декор" (координаты 48.758342;44.501620) на земельном участке, находящемся в собственности ООО "Альциона", имеет асфальтированное покрытие, на ней размещен один контейнер объемом 1,1 м. куб. Площадка ограничена с двух сторон зданием, с третьей стороны забором, на территорию площадки исключен доступ посторонних.
Согласно сообщению администрации Дзержинского района Волгограда от 16.07.2019 N 01-21/7355-19 указанная контейнерная площадка внесена в реестр контейнерных площадок, расположенных на территории Дзержинского района Волгограда.
Руководствуясь вышеизложенным, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что пункт 5.1 договора от 01.01.2019 N 49090 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами подлежит изложению в соответствии с типовым договором в следующей редакции: стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов. Пункт 2.2 договора судом изложен в следующей редакции: под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Пункты 5.2, 5.3 договора исключены.
Таким образом, судебная коллегия считает, что решение суда о частичном удовлетворении требований истца является законным и обоснованным.
Довод о том, что суд обязан был урегулировать спор путем обязания заключить сторон заключить типовой договор без дополнительных условий является необоснованным.
Изначально от ответчика был получен типовой договор, включающий в себя ряд дополнительных условий, включая спорные. Истец возражения заявил лишь в части пункта 5.1 договора. В отношении остальных дополнительных пунктов поражений не поступало, а потому суд первой инстанции обоснованно установил в остальной части договор заключенным.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционная жалоба ООО "Альциона" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 февраля 2020 года по делу N А12-38317/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В. Лыткина |
Судьи |
В.А. Камерилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-38317/2019
Истец: ООО "АЛЬЦИОНА"
Ответчик: ООО "УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ - ВОЛГОГРАД"
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
14.09.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-65070/20
20.05.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2950/20
06.02.2020 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-38317/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-38317/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-38317/19