город Омск |
|
21 мая 2020 г. |
Дело N А70-19900/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2457/2020) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Авангард" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 27.01.2020 по делу N А70-19900/2019 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Авангард" к Государственной жилищной инспекции по Тюменской области об оспаривании предписаний от 05.07.2019 N ТО-20-63, от 21.08.2019 N ТО-20-84,
представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Авангард" (далее по тексту - заявитель, общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Тюменской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, инспекция, жилищная инспекция) от 05.07.2019 N ТО-20-63 и предписания от 21.08.2019 N ТО-20-84 (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ)).
Решением от 27.01.2020 суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что протоколом общего собрания собственников помещений от 13.04.2019 размер платы за содержание и ремонт общего имущества установлен не был, в связи с чем в отношении дома N 7 по ул. Солнечный проезд в г. Тюмени были применены тарифы, установленные постановлением администрации города Тюмени от 27.01.2006 N 1-пк "Об утверждении тарифицированного перечня работ и услуг, входящих в плату за содержание жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах" (далее по тексту - Постановление N 1-пк).
В письменном отзыве на жалобу заинтересованное лицо просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, от административного органа поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Приказом начальника инспекции от 01.07.2019 N N01-27-1894/19 было назначено проведение внеплановой выездной проверки общества в рамках лицензионного контроля по многоквартирному дому N 7 по пр. Солнечный г. Тюмени, с целью рассмотрения обращений от 11.06.2019 N 3185-ж/19, от 13.06.2019 N 0046-ж/19-(11), от 26.06.2019 N 3402-ж/19, от 28.06.2019 N 3452-ж/19.
В ходе проверки административный орган установил, что в нарушение части 7 статьи 156, части 1, 2, 3, 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), пункта 1 статьи 310, пункта 1 статьи 432, статьи 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) общество в одностороннем порядке повысило плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
В целях устранения выявленных нарушений управляющей компании выдано предписание от 05.07.2019 N ТО-20-63 о необходимости в срок до 01.08.2019 привести размер платы за жилое помещение в соответствие с требованиями жилищного законодательства, сделать перерасчет размера платы за май, июнь 2019. Предписание не было исполнено управляющей компанией, в связи с чем выдано повторное предписание от 21.08.2019 N ТО-20-84.
Не согласившись с вынесенными предписаниями, управляющая компания обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" закреплена обязанность должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводивших проверку, в случае выявления нарушений обязательных требований, выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 4 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.
Согласно пункту 1.2 Административного регламента по осуществлению регионального государственного жилищного надзора, утвержденного распоряжением Государственной жилищной инспекции Тюменской области от 20.05.2013 N 2-р (далее по тексту - Административный регламент), инспекция является уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области, осуществляющим в пределах своих полномочий региональный государственный жилищный надзор на территории Тюменской области.
Подпунктом 1.4.1 Административного регламента предусмотрено, что предметом проверки инспекции является, в том числе, соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; установлению размера платы за содержание жилого помещения;
С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности инспекция имеет право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (подпункт 1.5.1 Административного регламента).
Как следует из материалов дела, оспариваемые предписания выданы инспекцией как органом, уполномоченным в сфере государственного жилищного надзора, по результатам проверки соблюдения правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме N 7 по улице пр. Солнечный, в г. Тюмень.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Согласно части 2 этой же статьи собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных названным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
По правилам пункта 4 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решения о выборе способа управления многоквартирным домом.
Как установлено частью 2 статьи 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее по тексту - Правила N 491), регулирующие отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 12 указанных Правил предусмотрено, что собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Согласно пункту 16 названных Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления обеспечивается собственниками жилых помещений путем заключения договора управления многоквартирными домами с управляющей организацией.
Частью 1 статьи 39 ЖК РФ предусмотрено, что бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме возложено на собственников помещений.
В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включены: плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плата за коммунальные услуги.
Исходя из части 1 статьи 156 ЖК РФ, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 31 Правил N 491.
Из материалов дела следует, что в соответствии с договором управления многоквартирным домом от 01.11.2017 (л.д. 23-28), условия которого одинаковы для всех собственников помещений в многоквартирном доме, заявитель является управляющей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Тюмень, Солнечный проезд, д. 7, и обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, обеспечивать предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся на законном основании помещениями в этом доме лицам в целях создания благоприятных безопасных условий проживания граждан.
Согласно Приложению N 4 договора управления (л. д. 79), утвержденному протоколом общего собрания собственников многоквартирного дома N 7 по улице проезд Солнечный г. Тюмень от 01.11.2017, стоимость услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества установлена в размере 21,69 руб. за 1 кв. м.
В марте 2019 года на доске объявлений в подъезде многоквартирного дома N 7 по улице проезд Солнечный г. Тюмень управляющей компанией была размещена информация, содержащая предложение собственникам помещений многоквартирного дома провести внеочередное собрание и решить вопрос об утверждении платы на содержание и ремонт общего имущества в размере 24,6 руб. за 1 кв. м занимаемой площади, которое решением общего собрания собственников помещений от 14.04.2019 было отклонено.
В этой связи с 01.05.2019, со ссылкой на часть 4 статьи 158 ЖК РФ, в соответствии с тарифами, утвержденными Постановлением N 1-пк, обществом расчет платы за содержание и ремонт общего имущества был установлен в размере 23,35 руб. /кв. м.
Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела счетами на оплату за май, июнь 2019 года.
Из изложенного следует, что размер платы за содержание и ремонт общего имущества был увеличен обществом в одностороннем порядке.
Апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что данные действия осуществлены заявителем с нарушением действующего законодательства и условий договора управления многоквартирным домом в силу следующего.
По условиям пункта 4.3 договора управления многоквартирным домом изменение платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. На момент заключения договора размер платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется согласно Приложению N 4.
При этом условия договора, заключенного между управляющей компанией и собственниками помещений в многоквартирном доме, не предусматривают право управляющей компании изменять в одностороннем порядке размер платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Ссылки заявителя жалобы на то, что протоколом общего собрания от 13.04.2019 размер платы за содержание и ремонт общего имущества установлен не был, в связи с чем управляющая компания применяла тариф за содержание и ремонт общего имущества, установленный Постановлением N 1-пк с учетом вносимых в него изменений, судом апелляционной инстанции не принимаются.
Из буквального прочтения протокола общего собрания от 01.11.2017 следует, что собственники помещений многоквартирного дома большинством голосов приняли решение о заключении с обществом договора управления на предложенных условиях, а, значит, фактически приняли решение об установлении платы за содержание и ремонт общего имущества в размере 21,69 руб. за 1 кв. м.
Таким образом, в силу прямого указания части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, включая ее изменение, должен определяться на общем собрании собственников помещений с учетом предложений управляющей организации.
Материалами дела подтверждается, что решение об увеличении платы за содержание и ремонт общего имущества до 23,35 руб./кв. м собственники помещений многоквартирного дома не принимали, а предложение общества об увеличении размера платы до 24,6 руб. /кв.м отклонили.
Соответственно, выводы инспекции о нарушении обществом положений части 7 статьи 156 ЖК РФ нашли подтверждение материалами дела.
Доводы заявителя об обратном, со ссылками на положения части 4 статьи 158 ЖК РФ, судебной коллегией отклоняются, исходя из следующего.
Действительно, частью 4 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Аналогичное положение содержат пункт 4.7 договора на управление многоквартирным домом от 01.11.2017 и пункт 4.3.1 договора от 13.04.2019.
Как установлено судом апелляционной инстанции, на территории города Тюмени с учетом положений части 4 статьи 158 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения установлен Постановлением N 1-пк, пунктом 2.1 которого предусмотрено, что установленный размер платы применяется для собственников помещений в многоквартирном доме, которые на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В то же время, как уже было указано выше, собственники помещений дома N 7 по пр. Солнечный г. Тюмени решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения приняли при заключении с управляющей компанией договора управления многоквартирного дома от 01.11.2017, в связи с чем, вопреки доводам управляющей компании, ни положения части 4 статьи 158 ЖК РФ, ни Постановление N 1-пк не применимы к спорным правоотношениям, а условия пункта 4.7 договора на управление многоквартирным домом от 01.11.2017 и пункта 4.3.1 договора от 13.04.2019 не изменяют установленного частью 4 статьи 158 ЖК РФ правового регулирования спорного вопроса.
При таких обстоятельствах основания для увеличения в одностороннем порядке размера платы за содержание и ремонт жилого помещения до 23,35 руб./кв. м, исходя из размеров платы, установленных Постановлением N 1-пк, у общества отсутствовали.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает, что поскольку в договор управления многоквартирным домом какие-либо изменения в части размера платы за содержание и ремонт общего имущества в установленном законом порядке не вносились, соответствующего решения об увеличении данной платы собственниками помещений не принималось, то по результатам проверки инспекция правомерно выдала обществу оспариваемые предписания.
Учитывая, что данные предписания не противоречат закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия на основании статьи 110 АПК РФ относит судебные расходы по уплате государственной пошлины на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 27.01.2020 по делу N А70-19900/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-19900/2019
Истец: Назарова Вера Владимировна, ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "АВАНГАРД"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ