г. Вологда |
|
20 мая 2020 г. |
Дело N А52-2702/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 20 мая 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Левшиной С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ФАЭТОН-Псков" на решение Арбитражного суда Псковской области от 17 декабря 2019 года по делу N А52-2702/2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ФАЭТОН-Псков" (ОГРН 1076027010730, ИНН 6037003320; адрес: 180006, Псковская область, город Псков, улица Л. Поземского, дом 108, квартира 30; далее - ООО "ФАЭТОН-Псков", общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Администрации Псковского района (ОГРН 1026002344719, ИНН 6018005392; адрес: 180006, Псковская область, город Псков, улица О. Кошевого, дом 4; далее - администрация) о признании незаконным отказа от 07.05.2019 N 2234 в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства "Первый этап строительства автозаправочной станции - шиномонтажная мастерская", расположенного по адресу: Псковский район, сельское поселение "Торошинская волость", деревня Подборовье-1, на земельном участке с кадастровым номером 60:18:0171503:38, возложении на ответчика обязанности выдать разрешение на ввод в эксплуатацию указанного объекта.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 17 декабря 2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Администрация в своих возражениях на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, распоряжением Главы Псковского района Псковской области от 29.07.2008 N 524-Р Яковлеву Ю.Н. предоставлен в аренду земельный участок площадью 7 499 кв. м из земель населенных пунктов в д. Подборовье-1 сельского поселения "Торошинская волость" Псковского района Псковской области с кадастровым номером 60:18:171503:0038 для строительства автозаправочной станции сроком на три года.
Во исполнение указанного распоряжения заключен договор аренды земельного участка от 29.07.2008 N 118/08 сроком действия с 29.07.2008 по 29.07.2011.
Соглашением от 16.09.2008 осуществлен перевод прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка от 29.07.2008 N 118/08, в силу которого арендатором стало ООО "ФАЭТОН-Псков".
Распоряжением Администрации Псковского района от 01.08.2011 N 823-р срок действия указанного договора аренды земельного участка продлен на 7 лет.
Муниципальным образованием "Псковский район" и ООО "ФАЭТОН-Псков" 04.08.2011 заключено дополнительное соглашение N 1 о продлении срока аренды земельного участка с 29.07.2008 до 29.07.2018.
27.07.2018 ООО "ФАЭТОН-Псков" обратилось в Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области (далее - Комитет) с заявлением о продлении договора аренды земельного участка, указав, что на земельном участке возведен и находится объект недвижимости "Первый этап строительства автозаправочной станции - шиномонтажная мастерская", принадлежащий ООО "ФАЭТОН-Псков".
По результатам рассмотрения указанного обращения письмом от 15.10.2018 N 1/4у-14344 обществу отказано в предоставлении земельного участка в аренду на новый срок, мотивированное несоблюдением совокупности условий, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Вступившим 22.08.2019 в законную силу решением Арбитражного суда Псковской области от 22.05.2019 по делу N А52-5194/2018 обществу отказано в признании незаконным этого отказа Комитета. Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.12.2019 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставлены без изменения. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2020 обществу отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В материалах дела также усматривается, что администрацией ООО "ФАЭТОН-Псков" выдано разрешение от 08.11.2010 N 60-236 сроком действия до 08.06.2011 на строительство объекта капитального строительства "Первый этап строительства автозаправочной станции - шиномонтажная мастерская". В последующем действие разрешения на строительство продлевалось до 19.03.2012 и до 24.12.2018 (том 1, л.д. 21).
По результатам рассмотрения заявления ООО "ФАЭТОН Псков" от 11.12.2018 о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства "Первый этап строительства автозаправочной станции - шиномонтажная мастерская", расположенного по адресу: Псковский район, СП "Торошинская волость", дер. Подборовье -1, на земельном участке с кадастровым номером 60:18:0171503:38, администрация 19.12.2018 направила в адрес общества уведомление N 5122, в котором отметила, что заявителем не представлены документы, предусмотренные пунктом 7 части 3 статьи 55 и пунктом 18 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), что является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Одновременно сослалась на отсутствие права пользования земельным участком с КН 60:18:0171503:38 в связи с истечением срока аренды, установленного до 29.07.2018.
Этот ответ администрации от 19.12.2018 N 5122 в судебном порядке обществом обжаловался.
Общество 11.04.2019 вновь обратилось в администрацию с заявлением, в котором пояснило, что объект не подключался к сетям инженерно-технического обеспечения, имеет полностью автономное обеспечение (генератор, привозная вода, биотуалет) и согласований инженерно-сетевых организаций не требуется; не требуется и проведения экспертиза проектной документации на объект; просило выдать разрешение на ввод в эксплуатацию объекта.
Рассмотрев указанное заявление, администрация направила обществу ответ от 07.05.2019 N 2234, в котором сообщила, что на основании пункта 1 части 6 статьи 55 ГрК РФ выдача разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства является невозможной.
Не согласившись с указанным ответом, считая его отказом в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Из части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
В силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующие орган, который его принял.
Порядок выдачи разрешения на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию регламентирован в статье 55 Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (часть 1).
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (часть 10).
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в уполномоченный орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 2).
Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходим ряд документов, в том числе: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) разрешение на строительство; 4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда); 6) акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации; 7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); 8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка; 12) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (часть 3).
Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию разрешается требовать только указанные в частях 3 и 4 настоящей статьи документы (часть 4.1).
Орган, выдавший разрешение на строительство, в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 5).
Согласно части 6 статьи 55 ГрК РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:
1) отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи;
2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации;
5) несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Кроме того, до 01.01.2019 в силу части 7 статьи 55 ГрК РФ (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ) основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, кроме указанных в части 6 настоящей статьи оснований, являлось невыполнение застройщиком требований, предусмотренных частью 18 статьи 51 настоящего Кодекса.
Последняя правовая норм ГрК РФ устанавливала обязанность застройщика в течение десяти дней со дня получения разрешения на строительство безвозмездно передать в орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, сведения о площади, о высоте и количестве этажей планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, один экземпляр копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 2, 8 - 10 и 11.1 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса, для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
В силу части 8 статьи 55 ГрК РФ отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
В рассматриваемом случае постановлением администрации от 20.07.2015 N 106 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию" (далее - Регламент).
Согласно пункту 2 раздела II Регламента муниципальную услугу предоставляет Комитет по ЖКХ, строительству и дорожному хозяйству Администрации Псковского района.
Общий срок предоставления муниципальной услуги не должен превышать 7 рабочих дней со дня поступления заявления в Администрацию (пункт 4 раздела II Регламента).
В пункте 6 раздела II Регламента указано, что в целях получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию заявитель предоставляет в Администрацию заявление о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию с указанием наименования застройщика, фамилии, имени, отчества - для граждан; полное наименование организации - для юридических лиц, его почтовый индекс и адрес согласно Приложению 1. Одновременно указан исчерпывающий перечень прилагаемых документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги закреплен в пункте 8 раздела II Регламента.
В случае наличия оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги специалист готовит в письменной форме проект уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги. Зарегистрированное в установленном порядке уведомление об отказе в выдаче разрешения с указанием причин отказа и подписанное должностным лицом Администрации направляется в адрес заявителя или вручается заявителю под роспись (пункт 6 раздела III Регламента).
В случае соответствия представленных документов требованиям ГрК РФ, а также соответствия требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям, установленным в разрешении на строительство, и соответствия параметров построенного объекта проектной документации специалист, ответственный за выдачу разрешения, готовит проект разрешения по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в дальнейшем данный проект подписывается должностным лицом Администрации (пункт 7 раздела III Регламента).
Разделом IV Регламента предусмотрены формы контроля за исполнением административного регламента, а в главе V - порядок обжалования решений и действий лиц, предоставляющих услугу.
С учетом приведенных положений статьи 55 ГрК РФ и Регламента суд сделал верный вывод о том, что порядок выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию представляет собой строго регламентированную процедуру, которая начинается этапом подачи застройщиком в установленном порядке заявления о выдаче разрешения и заканчивается принятием одного из двух решений - о выдаче разрешения либо об отказе в выдаче разрешения.
Застройщик вправе повторно обратиться с аналогичным заявлением в орган местного самоуправления, устранив ранее выявленные недостатки, и при этом заявление подлежит рассмотрению заново с соблюдением последовательно всех этапов данной административной процедуры, в рамках установленного срока.
Как указывалось ранее, 11.12.2018 ООО "ФАЭТОН Псков" обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 60:18:0171503:38. При этом указанное заявление составлено по форме согласно приложению 1 к Регламенту (том 1 л.д. 17-18) и к нему приложены установленные Регламентов документы, в частности, договор аренды земельного участка от 29.07.2008 N 118/08, дополнительное соглашение от 04.08.2011 N 1 к указанному договору, градостроительный план земельного участка с КН 60:18:0171503:38, продленное до 24.12.2018 разрешение на строительство от 08.10.2010 N 60-236, акт о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов по форме, утвержденной приложением N3 к Регламенту, акт о соответствии параметров построенного объекта капитального строительства по форме, утвержденной приложением N4 к Регламенту, схема расположения построенного объекта капитального строительства на 1-ом листе, технический план построенного объекта капитального строительства и доверенность.
По результатам рассмотрения данного обращения администрацией в соответствии с порядком, установленным статьей 55 ГрК РФ и Регламентом, в течение 7 дней с момента поступления заявления застройщика по установленной форме, направила обществу уведомление от 19.12.2018 N 5122, которым отказала в выдаче разрешения, где отразила основания и причины отказа, указав, что в пакете документов отсутствуют документы, предусмотренные пунктом 7 части 3 статьи 55 ГрК РФ, а именно: документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения. Отметила, что представленный технический план простроенного объекта (на 1 листе) не соответствует Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", чем нарушен пункт 12 статьи 55 ГрК РФ; не представлены документы, предусмотренные пунктом 18 статьи 51 ГрК РФ, что является основанием для отказа в выдаче разрешения в соответствии с частью 7 статьи 55 ГрК РФ. Кроме того, указала, что отсутствует право пользования земельным участков с КН 60:18:0171503:38 в связи с истечением срока аренды (том 1 л.д. 19).
При этом общество данный отказ в судебном порядке не оспорил.
Довод о том, что письмо администрации от 19.12.2018 является разъяснением, не может быть принят как несостоятельный.
Общество 11.04.2019 вновь обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, по результатам рассмотрения которого заявителю дан ответ от 07.05.2019 N 2234, разъясняющий, что в целях получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию застройщик предоставляет заявление о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, согласно утвержденной форме (бланк заявления прилагается на 4 л.). Дополнительно указано также, что на день обращения у общества отсутствует право пользования земельным участком с КН 60:18:0171503:38 (установлено решением Арбитражного суда по делу N А52-5194/2018); разрешение на строительство от 08.11.2010 N 60-236 является недействительным (срок его действия устанавливался до 24.12.2018), в связи с этим на основании пункта 1 части 6 статьи 55 ГрК РФ выдача разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства является невозможной.
Общество последовательно ссылается на то, что в ответе от 07.05.2019 фактически выражен отказ администрации и доводы сводятся к тому, что оснований для такого отказа не имелось.
Вместе с тем, как отмечалось ранее, отказ в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию с соблюдением требований статьи 55 ГрК РФ и Регламента изложен администрацией в письме от 19.12.2018.
При этом направленное обществом заявление от 11.04.2019 изложено в произвольной письменной форме, не соответствует установленной Регламентом форме заявления о выдаче разрешения на ввод объекта строительства в эксплуатацию, утвержденной в приложении 1 к Регламенту, не содержит сведений об общих показателях вводимого в эксплуатацию объекта. К заявлению приложены схема планировочной организации земельного участка, топографическая съемка земельного участка, технический план с CD-диском для предоставления в кадастровый орган, копия заключения ОАО институт "Псковгражданпроект" (2019 год).
В связи с этим, а также учитывая содержание заявления от 11.04.2019, ранее направленный отказ в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, администрация обоснованно приняла и рассмотрела его в течение 30 дней в соответствии с пунктом 2 раздела III Регламента и положениями Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в рамках административной процедуры консультирования.
В связи с этим ответ администрации от 07.05.2018 не противоречит требованиям действующего законодательства, и кроме того, с учетом того, что законность уведомления об отказе в выдаче разрешения на строительство от 19.12.2018 не оспорена, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Псковской области от 22.05.2019 обществу отказано в признании незаконным выраженного в письме от 15.10.2018 отказа Комитета в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 60:18:0171503:38, истек срок разрешение на строительство от 08.11.2010 N 60-236, не нарушает его прав и законных интересов.
В связи с этим у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленного обществом требования.
Направленные совместно с апелляционной жалобой общества копии писем Росреестра от 05.02.2020 N 14-00945 и Минэкономразвития без даты регистрации и исходящего номера не имеют правового и доказательственного значения для рассмотрения настоящего спора и возвращены подателю жалобы.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим изложенные в жалобе аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 17 декабря 2019 года по делу N А52-2702/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ФАЭТОН-Псков" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-2702/2019
Истец: ООО "ФАЭТОН-Псков"
Ответчик: Администрация Псковского района