г. Владимир |
|
21 мая 2020 г. |
Дело N А43-48553/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2020 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ковбасюка А.Н., судей Мальковой Д.Г., Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бундиной Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.01.2020 по делу N А43-48553/2019,
по иску общества с ограниченной ответственностью "БЕРНО" (ИНН 5235007966, ОГРН 1195275023195) к Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области (ИНН 5260294552,ОГРН 1115260001449),
об обязании ответчика заключить договор аренды лесного участка,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом,
установил.
Общество с ограниченной ответственностью "БЕРНО" (далее - ООО "БЕРНО", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент) об обязании (с учетом уточнения иска) ответчика в течение тридцати дней с даты вступления решения в законную силу заключить с ООО "БЕРНО" новый договор аренды лесного участка (кадастровый номер 52:05:0000000:597), площадью 8235,2902 га сроком на 10 лет на условиях проекта договора.
Решением от 27.02.2020 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил исковые требования. Обязал Департамент лесного хозяйства Нижегородской области в течение тридцати дней с даты вступления решения в законную силу заключить с обществом с ограниченной ответственностью "БЕРНО" новый договор аренды лесного участка сроком на 10 лет на условиях проекта договора, предложенного ответчиком, однако исходя из правильного коэффициента - 1,81.
Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить на основании положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель жалобы указал, что со стороны ответчика допускались неоднократные нарушения условий договора аренды, в том числе сроки внесения арендной платы. Имелись факты привлечения к административной ответственности арендатора лесного участка за нарушение норм лесного законодательства. Кроме того, арендатором не выполнены мероприятия по воспроизводству лесов, санитарно-оздоровительные мероприятия, противопожарное обустройство в соответствии с проектом освоения лесов. Указанное исключает удовлетворение исковых требований о заключении нового договора аренды лесного участка.
ООО "БЕРНО" в отзыве на апелляционную жалобу и в дополнениях к ним просило рассмотреть дело в отсутствии представителя, указало на законность и обоснованность решения, просило оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы переносилось определением суда от 07.04.2020.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассматривается в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 27.10.2009 Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области (ныне Департамент, арендодатель) и ООО "Межхозяйственный лесхоз" (арендатор) заключили договор N 378, по условиям которого арендодатель передал арендатору по акту в аренду до 26.10.2019 лесной участок площадью 8235 га, расположенный в Уренском районном лесничестве в кварталах N 1 -16,18- 28,30- 35, 37, 39, 41 - 46,49 - 52, 54 - 58, 61 - 64, 66 - 68, 70 - 73, 77 - 80, 85 - 87, 91 - 94, 98 - 100,104, 105,109 - 111, 120 - 122 Семеновского участкового лесничества.
Сделка в установленном законом порядке зарегистрирована 27.02.2010.
В соответствии с соглашением от 14.08.2019 права и обязанности по упомянутому договору переданы ООО "БЕРНО".
Арендатор сообщил арендодателю о своем намерении заключить договор аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов, однако ему в этом было отказано (приказ от 18.09.2019 N 959) ввиду несоблюдения условий, предусмотренных пунктами 3,4 части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Изложенное явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции удовлетворил заявленные исковые требования. При этом суд исходил из следующего.
Согласно статьям 421 (пункту 1), 445 (пункту 4) Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
Арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях: 1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов; 2) лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет (часть 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка;
2) отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;
3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом;
4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд;
5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка;
6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее;
7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Судом первой инстанции установлено, что арендатор по договору аренды лесного участка от 27.10.2009 N 378 допустил незначительные и несущественные нарушения условий сделки, которые не могут характеризовать его как недобросовестного участника правоотношений; недопущение Общества к заключению нового договора на основании этого является мерой ответственности несоразмерной нарушенному обязательству.
Привлечение же истца к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования, на которые ссылается ответчик, не относятся к нарушению гражданско-правовых обязательств которые имеются в пункте 3 части 2 статьи 74 ЛК РФ. В связи с чем, вынесение Департаментом постановлений о привлечении к административной ответственности находится в области публичных отношений, а не гражданско-правовых, не свидетельствуют о нарушении заключенного ранее договора аренды.
В настоящее время у истца отсутствует задолженность по договору аренды лесного участка от 27.10.2009 N 378; истец осуществил все лесохозяйственные мероприятия, предусмотренные названным договором аренды лесного участка.
В этой связи допущенные нарушения не могут характеризовать ООО "БЕРНО" как недобросовестного арендатора.
Методика определения размера арендной платы по договору аренды, заключаемого в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2016 N 53. Данная методика предусматривает применение для расчета арендной платы коэффициента превышения. В случае если аукцион по продаже права на заключение исполненного договора аренды был признан несостоявшимся по причине, указанной в пункте 1 части 7 статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации, коэффициент превышения (Кп) определяется на основании договоров аренды лесных участков для соответствующего вида использования лесов, заключенных уполномоченными органами, указанными в пункте 2 настоящей методики, в календарный год, предшествующий году заключения договора аренды, и отчетности, установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 5 этой методики).
Приказом Минприроды России от 28.12.2015 N 565 утверждены формы, содержание и порядок представления отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
При расчете размера арендной платы Департамент необоснованно применил коэффициент превышения минимального размера арендной платы равный 2,38, определенный на основании договоров аренды лесных участков, заключенных в предшествующий год. При этом в 2018 году в Нижегородской области было заключено лишь три договора аренды лесного участка с видом пользования - заготовка древесины. Ответчик пояснил, что он не каждый год заключает такие договора аренды лесного участка.
В связи с этим необходимо руководствоваться официальной отчетностью, установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Департамент каждый год определяет коэффициент превышения минимального размера арендной платы по всем имеющимся договорам аренды лесного участка - в 2018 году на основании более чем 450 договоров аренды лесного участка он составил 1,8.
В этой связи суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истца и обязал ответчика заключить новый договор аренды лесного участка сроком на 10 лет на условиях проекта договора, предложенного ответчиком, однако исходя из правильного коэффициента - 1,81.
Суд апелляционной инстанции согласен с позицией арбитражного суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования в суде, им дана надлежащая правовая оценка.
Каких - либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
Суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что установленные судом первой инстанции незначительные нарушения арендатором условий договора произведены правопредшественником истца. Нарушения не носили системный характер, в настоящее время устранены. Задолженности по арендной плате не имеется.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.01.2020 по делу N А43-48553/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ковбасюк |
Судьи |
Д.Г. Малькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-48553/2019
Истец: ООО "Берно"
Ответчик: Департамент лесного хозяйства Нижегородской области