г. Чита |
|
21 мая 2020 г. |
Дело N А19-27413/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей Ломако Н.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селивановой Т.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Тухтаева Анвара Олимовича на решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 февраля 2019 года по делу N А19-27413/2019 по заявлению индивидуального предпринимателя Тухтаева Анвара Олимовича (ОГРНИП 309382714000014, ИНН 382704490629, г. Иркутск) к КОМИТЕТУ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ИРКУТСКА (ОГРН 1163850051584, ИНН 3849057115,; адрес: 664007, Иркутская область, г. Иркутск ул. Поленова, д. 1) о признании незаконным решение, выраженное в уведомлении от 08.11.2019 г. N 505-70-23295/19,
(суд первой инстанции - Е.В. Дмитриенко),
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
установил:
Индивидуальный предприниматель Тухтаев Анвар Олимович (далее - истец, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения, оформленного Уведомлением заместителя мэра - председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска (далее - ответчик, министерство, комитет) от 08.11.2019 года N 505-70-23295/19 о демонтаже в принудительном порядке незаконными как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 28.12.2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
В обосновании суд первой инстанции указал, что Комитет правомерно сделал вывод о самовольном размещении заявителем нестационарного торгового объекта расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Советская, пересечение с ул. Омулевского, в районе дома N 3.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 февраля 2020 года по делу N А19- 27413/2019. Принять по делу новый судебный акт, которым признать решение, оформленное Уведомлением заместителя мэра - председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска от 08.11.2019 года N 505-70-23295/19 о демонтаже в принудительном порядке незаконными как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Полагает, что договор аренды земельного участка N 1-НТО- от 28 апреля 2014 возобновлен на неопределенный срок, следовательно Уведомление от 08.11.2019 года N 505-70-23295/19 о демонтаже в принудительном порядке, без расторжения договора аренды в установленном законом порядке является незаконным.
Согласно статьи 610 ГК РФ в этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за 3 (три) месяца.
Доказательств прекращения договора аренды N 1- НТО- от 28 апреля 2014 года в соответствии со статьей 610 ГК РФ (в частности, с предупреждением арендатора за 3 (три) месяца до даты предполагаемого расторжения в одностороннем порядке) - в материалы дела не представлено.
Также считает, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов само по себе не влечет прекращение действующих договоров аренды земельных участков, предоставленных для установки торговых объектов, в том числе договоров, заключенных или возобновленных на неопределенный срок.
Указывает, что в силу части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Поведение КУМИ г. Иркутска - арендодателя по договору, направившего отказ от исполнения договора аренды лишающее истца гарантированной Законом N 381-ФЗ возможности реализовать свое право на продолжение торговой деятельности на спорных земельных участках, не соответствует положениям статьи 10 и 307 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На апелляционную жалобу поступил отзыв комитета, в котором он просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 11.04.2020.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом, направили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между министерством имущественных отношений Иркутской области и ИП Кенжаевой Т.Н. 28.04.2014 заключен договор аренды земельного участка N 1-НТО. Предметом Договора является предоставление за плату во временное владение и пользование земельный участок, расположенный по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Советская, пересечение с ул. Омулевского, в районе дома N 3, площадью 16 кв.м. Срок Договора с 28.04.2014 по 28.04.2019 (пункт 2.1 Договора).
В связи с покупкой ИП Тухтаевым А.О. у ИП Кенжаевой Т.Н. торгового павильона расположенного на арендованной ей для размещения нестационарного торгового объекта - павильона на земельном участке площадью 16кв.м по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Советская, пересечение с ул. Омулевского, в районе дома N 3, 11.01.2016 г. между ИП Тухтаевым А.О. и ИП Кенжаевой Т.Н. было подписано соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка.
Министерством имущественных отношений Иркутской области 21.01.2016 согласована передача прав и обязанностей по Договору аренды от 28.04.2014 N 1-НТО посредством перенайма Тухтаеву А.О.
ИП Тухтаеву А.О. Комитетом выдан расчет арендной платы за период с 01.01.2019 по 28.04.2019.
Так же Комитетом в адрес ИП Тухтаева А.О. было направлено уведомление от 08.04.2019 N 505-70-6402/15 о том, что срок Договора аренды истекает 27.04.2019 в связи, с чем необходимо в установленный срок освободить занимаемый земельный участок и передать его по акту приема-передачи.
В ходе мониторинга территории города Иркутска главным специалистом отдела контроля департамента потребительского рынка комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска на земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Советская, пересечение с ул. Омулевского, в районе дома N 3, был выявлен нестационарный торговый объект с вывеской "Овощи-фрукты", торговая деятельность которого осуществлялась после истечения договора аренды земельного участка от 28.04.2014 N 1-НТО заключенного с ИП Тухтаевым А.О., что зафиксировано в акте выявления самостоятельно размещенного нестационарного торгового объекта от 12.07.2019. Указанный нестационарные объект торговли (далее - НТО) принадлежит ИП Тухтаеву А.О.
Уведомлением от 17.07.2019 N 505-70-14541/19 Комитетом владельцу нестационарного торгового объекта ИП Тухтаеву А.О. сообщено о самовольном размещении нестационарного торгового объекта расположенном по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Советская, пересечение с ул. Омулевского, в районе дома N 3, с требованием в срок до 24.07.2019 г. осуществить демонтаж вышеуказанного нестационарного торгового объекта в добровольном порядке, и с указанием, что в противном случае администрацией города Иркутска будет осуществлен демонтаж самовольно размещенного объекта в принудительном порядке в соответствии с постановлением администрации города Иркутска от 30.06.2017 N 031-06-639/7-1 "Об утверждении Порядка выявления и демонтажа самовольно размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска" с отнесением расходов по демонтаж на счет предпринимателя.
Специалистом отдела контроля департамента потребительского рынка комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска 25.07.2019 проведен осмотр земельного участка адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Советская, пересечение с ул. Омулевского, в районе дома N 3. При осмотре указанного участка выявлено, что Уведомление от 17.07.2019 N 505-70-14541/19 в срок до 24.07.2019 г. об осуществлении демонтажа вышеуказанного нестационарного торгового объекта в добровольном порядке владельцем не исполнено.
Учитывая, что владельцем павильона требование о демонтаже НТО в добровольном порядке, в установленный срок не исполнено, Комитетом издано распоряжение заместителя мэра - председателя Комитета от 07.08.2019 N 504-02-2519/19 "О демонтаже самовольно размещенного нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Омулевского, в районе дома N 3" с 10 часов 00 минут 30.09.2019.
Распоряжением заместителя мэра - председателя Комитета от 08.11.2019 N 504-02-3664/19 внесены изменения в распоряжение от 07.08.2019 в части изменения даты демонтажа и организации привлекаемой для производства работ по демонтажу.
ИП Тухтаеву А.О. 08.11.2019 г. было направлено уведомление N 505-70-23295/19 о демонтаже в принудительном порядке нестационарного торгового объекта
расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Советская, пересечение с ул. Омулевского, в районе дома N 1 15.12.2019 г. с 10 часов 00 минут.
Заявитель полагая, что решение, выраженное в уведомлении N 505-70-23295/19 от 08.11.2019 г. не соответствует требованиям закона, а также нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприниматель обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь, заявитель по смыслу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемым ненормативным правовым актом, решением своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В силу пунктов 1, 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют деятельность по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Частью 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:
1) Признании судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;
2) самовольного занятия земельного участка;
3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридически лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действия, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пункт 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 62, пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре только на основании решения суда.
Как правильно установлено судом первой инстанции, между министерством имущественных отношений Иркутской области (арендодатель) и ИП Кенжаевой Т.Н. (арендатор) 28.04.2014 заключен договор аренды земельного участка N 1-НТО, по условиям которого арендатору передан земельный участок площадью 16 кв, м, расположенный по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Советская, пересечение с ул. Омулевского, в районе дома N 3, для установки и размещения временного сооружения (павильон).
Срок Договора с 28.04.2014 по 28.04.2019 (пункт 2.1 Договора).
Срок действия договора сторонами не продлевался.
В соответствии с пунктом 3.1.4 договора N 1-НТО от 28.04.2014 арендодатель имеет право на отказ от исполнения договора в одностороннем порядке. В этом случае арендодатель отправляет арендатору извещение (заказным письмом с уведомлением о вручении) о принятом решении и требовании освободить объект. По истечении тридцати дней с момента направления арендодателем арендатору уведомления заказным письмом с уведомлением о вручении договор считается расторгнутым.
Пунктом 3.4.20 договора стороны предусмотрели обязанность арендатора возвратить земельный участок арендодателю в течение 5 дней с момента окончания срока действия договора (его расторжения, прекращения) в надлежащем состоянии, с оформлением соответствующего акта приема-передачи, обеспечив своевременный снос НТО.
Как правильно указано судом первой инстанции, в связи с покупкой ИП Тухтаевым А.О. у ИП Кенжаевой Т.Н. торгового павильона расположенного на арендованной ей для размещения нестационарного торгового объекта - павильона на земельном участке площадью 16кв.м по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Советская, пересечение с ул. Омулевского, в районе дома N 3, 11.01.2016 г. между ИП Тухтаевым А.О. и ИП Кенжаевой Т.Н. было подписано соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка.
Министерством имущественных отношений Иркутской области 21.01.2016 согласована передача прав и обязанностей по Договору аренды от 28.04.2014 N 1-НТО посредством перенайма Тухтаеву А.О. Следовательно все права и обязанности по договору аренды вышеуказанного земельного участка в полном объеме перешли к ИП Тухтаеву А.О.
10.04.2019 г. администрацией в адрес арендатора ИП Тухтаева А.О. направлено уведомление N 505-70-6402/15 от 08.04.2019, заказным письмом с уведомлением (список внутренних почтовых отправлений от 10.04.2019 N 91, почтовый идентификатор 80084536354117), о том, что срок Договора аренды от 28.04.2014 N 1-НТО истекает 27.04.2019, в связи с чем ИП Тухтаеву А.О. необходимо в установленный срок до 27.04.2019 г. освободить занимаемый земельный участок и передать его по акту приема-передачи.
Данное уведомление было направлено по юридическому адресу ответчика, указанному в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Согласно отчету об отслеживании почтового отправления и почтовому уведомлению данное уведомление N 505-70-6402/15 от 08.04.2019 об освобождении земельного участка в связи с истечением срока договора вручено ИП Тухтаеву А.О.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что учитывая уведомление об освобождении занимаемого земельного участка и передаче его по акту приема-передачи, договор аренды земельного участка от 28.04.2014 N 1-НТО прекращен, а возражения заявителя о том, что договор аренды возобновлён на не определённый срок признаются судом несоответствующими нормам действующего законодательства и обстоятельствам дела. Аналогичные доводы апелляционной жалобы отклоняются по тем же мотивам.
Федеральным законом от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой V.6 "Использование земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута", положения которой вступили в силу с 01.03.2015 г.
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления или договора.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, которая в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ) разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления.
Согласно частям 1, 3 и 5 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения не стационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 этой статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 г. N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов. Данные Правила определяют порядок включения нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования.
Согласно Порядку выявления и демонтажа самовольно размещенных нестационарных торговых объектов на территории г. Иркутска, утвержденному Постановлением администрации г. Иркутска от 30.06.2017 г. N 031-06-639/7-1 к самовольно размещенным относятся нестационарные торговые объекты, расположенные на земельных участках и местах, не отведенных для этих целей в установленном законом и иными правовыми актами порядке.
В соответствии с п.п. 4, 5 Порядка под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанную прочно с земельным участком, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Выявление самовольно размещенных нестационарных торговых объектов, принятие решений о дальнейшем демонтаже, их демонтаж осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска.
Демонтаж самовольно размещенного нестационарного торгового объекта осуществляется посредством его удаления с места установки, а при невозможности такого удаления - посредством его разборки на составляющие элементы, в том числе с нанесением ущерба назначению указанного объекта и другим объектам, с которыми демонтируемый объект конструктивно связан, и последующим удалением составляющих элементов с места расположения.
Как правильно установлено судом первой инстанции, Комитетом в адрес ИП Тухтаева А.О. было направлено уведомление от 08.04.2019 N 505-70-6402/15 о том, что срок Договора аренды истекает 27.04.2019 в связи с чем необходимо в установленный срок освободить занимаемый земельный участок и передать его по акту приема-передачи.
После прекращения действия договора аренды от 28.04.2014 N 1-НТО земельный участок по акту-передачи не передан.
В ходе мониторинга территории города Иркутска главным специалистом отдела контроля департамента потребительского рынка комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска на земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Советская, пересечение с ул. Омулевского, в районе дома N 3, был выявлен нестационарный торговый объект с вывеской "Овощи-фрукты", торговая деятельность которого осуществлялась после истечения договора аренды земельного участка от 28.04.2014 N 1-НТО заключенного с ИП Тухтаевым А.О., что зафиксировано в акте выявления самостоятельно размещенного нестационарного торгового объекта от 12.07.2019.
Уведомлением от 17.07.2019 N 505-70-14541/19 Комитетом владельцу нестационарного торгового объекта ИП Тухтаеву А.О. сообщено о самовольном размещении нестационарного торгового объекта расположенном по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Советская, пересечение с ул. Омулевского, в районе дома N 3, с требованием в срок до 24.07.2019 г. осуществить демонтаж вышеуказанного нестационарного торгового объекта в добровольном порядке, и с указанием, что в противном случае администрацией города Иркутска будет осуществлен демонтаж самовольно размещенного объекта в принудительном порядке в соответствии с постановлением администрации города Иркутска от 30.06.2017 N 031-06-639/7-1 "Об утверждении Порядка выявления и демонтажа самовольно размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска" с отнесением расходов по демонтаж на счет предпринимателя.
Специалистом отдела контроля департамента потребительского рынка комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска 25.07.2019 проведен осмотр земельного участка по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Советская, пересечение с ул. Омулевского, в районе дома N 3. При осмотре указанного участка выявлено, что Уведомление от 17.07.2019 N 505-70-14541/19 в срок до 24.07.2019 г. об осуществлении демонтажа вышеуказанного нестационарного торгового объекта в добровольном порядке владельцем не исполнено.
Учитывая, что владельцем павильона требование о демонтаже НТО в добровольном порядке, в установленный срок не исполнено, Комитетом издано распоряжение заместителя мэра - председателя Комитета от 07.08.2019 N 504-02-2519/19 "О демонтаже самовольно размещенного нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Омулевского, в районе дома N 3" с 10 часов 00 минут 30.09.2019.
Распоряжением заместителя мэра - председателя Комитета от 08.11.2019 N 504-02-3664/19 внесены изменения в распоряжение от 07.08.2019 в части изменения даты демонтажа и организации привлекаемой для производства работ по демонтажу.
ИП Тухтаеву А.О. 08.11.2019 г. было направлено уведомление N 505-70-23295/19 о демонтаже в принудительном порядке нестационарного торгового объекта расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Советская, пересечение с ул. Омулевского, в районе дома N 1 15.12.2019 г. с 10 часов 00 минут.
Заявитель, оспаривая выводы Комитета о том, что спорный торговый объект является самовольно размещенным, указал, что указал, что вышеуказанный НТО самовольно размещенным не является, поскольку размещение нестационарного торгового объекта Заявителя было установлено постановлением администрации города Иркутска от 30.12.2011 N 031-06-3192/11, которым утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска, в том числе, Октябрьского района города Иркутска. Постановлением администрации г. Иркутска от 28.12.2018 г. N 031-06-1219/8 "О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от 30.12.2011 N 031-06-3192/11" продлено до 01.01.2020 года. Таким образом, если объект нестационарной торговли располагался где-либо до утверждения схемы размещения НТО, то органы местного самоуправления обязаны включить его в схему и снести его не вправе.
Аналогичные доводы приведены и апелляционному суду, рассмотрев которые, суд первой инстанции пришел к следующим правильным выводам.
Как верно установлено судом первой инстанции, Постановлением мэра г. Иркутска от 30.12.2011 г. N 031-06-3192/11 утверждена схема нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска, в которую включен нестационарный торговый объект по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Советская, пересечение с ул. Омулевского, в районе дома N 3 под номером 110 (п. 110 Приложения N 1).
Из анализа выше приведенных законоположений в их системном единстве следует, что в главе V.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов: такое размещение может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Однако приведенное правовое регулирование не означает, что реализация права на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется лишь на основании схемы их размещения, исключая при этом оформление в установленном законом порядке права пользования земельным участком.
Схема определяет потенциальную возможность размещения нестационарного торгового объекта в каком-либо месте, однако не закрепляет права конкретных субъектов на места, указанные в этой схеме (например, общества или предпринимателя).
Учитывая законодательно установленную возможность выбора порядка пользования земельными участками для размещения нестационарных торговых объектов: как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, права субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на использование земель в соответствии с правилами, установленными главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, должны быть оформлены посредством заключения либо договора аренды, либо договора на размещение конкретного нестационарного торгового объекта.
Таким образом, факт нахождения места в Схеме НТО не является достаточным основанием для размещения НТО конкретным субъектом без заключения какого-либо договора.
Данный правовой подход к регулированию вопроса реализации права на размещение нестационарного торгового объекта отражен, в частности, в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2017 N 80-АПГ17-12.
При этом судом первой инстанции правильно учтено, что действовавшее в 2011 году Положение о порядке размещения временных сооружений на территории г. Иркутска, утвержденное Постановлением мэра г. Иркутска от 14.04.2006 N 031-06-644/6, предусматривало возможность размещения нестационарных торговых объектов на основании договора аренды или распоряжения председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска. Земельные участки для размещения временных сооружений предоставлялись в аренду, как правило, сроком до 1 года (пункт 2.3 Положения).
Порядок размещения нестационарных торговых объектов, временного устанавливаемого торгового оборудования на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска, утвержденный постановлением администрации г. Иркутска от 06.11.2013 N 031-06-2721/13 (действовал до 29.10.2018), также допускал размещение нестационарных торговых объектов на основании договора аренды земельного участка или договора на размещение не стационарного торгового объекта путем предоставления места под размещение нестационарного торгового объекта.
Суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что в рассматриваемом случае усматривается, что в настоящее время договор аренды земельного участка для расположения нестационарного объекта, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Советская, пересечение с ул. Омулевского, в районе дома N 3 с ИП Тухтаевым А.О. расторгнут и прекратил свое действие, и расторжение, истечение срока (периода) аренды земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта свидетельствует об отсутствии между сторонами договорных отношений, в связи с чем ИП Тухтаев А.О. должен освободить земельный участок. В виду истечения срока (периода) размещения нестационарного торгового объекта, ИП Тухтаев А.О. на основании пункта 3.4.20 договора был обязан возвратить участок арендодателю с момента окончания срока действия договора и обеспечить своевременный снос нестационарного торгового объекта в течение пяти дней. Однако условия договора предпринимателем не было исполнено.
Таким образом, само по себе указание в схеме размещения места возможного размещения нестационарного торгового объекта для розничной торговли, в отсутствие действующего договора аренды земельного участка либо договора на размещение нестационарного торгового объекта не является основанием для признания за заявителем права пользования соответствующим земельным участком.
Довод заявителя о том, что по истечении срока нестационарного торгового объекта предприниматель продолжал пользоваться торговым местом в соответствии с назначением, определенным в договоре, а администрация г. Иркутска не возражала против пользования нестационарным торговым объектом, то в соответствии со статьей 621 Гражданского кодекса Российской Федерации указанный договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, суд первой инстанции обоснованно отклонил, поскольку согласие на продление договора от 28.04.2014 N 1-НТО администрация города Иркутска предпринимателю не давала. Комитетом в адрес Общества было направлено уведомление N 505-70-6402/19 об отказе продолжения договорных отношений с предпринимателем, предложив последнему в срок до 27.04.2019 г. освободить земельный участок и передать его по акту. Данное уведомление было получено предпринимателем.
Более того, в соответствии с пунктом 3.7 главы 3 Порядка размещение нестационарного торгового объекта в г. Иркутске предоставление места на размещении объекта развозной, разносной торговли осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных объектов торговых объектов по результатам торгов. Тогда как каких либо торгов на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта, расположенного на территории города Иркутска по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Советская, пересечение с ул. Омулевского, в районе дома N 3 администрацией г. Иркутска не проводилось.
Поскольку доказательства заключения сторонами договора, предусматривающего использование земельного участка для размещения нестационарного объекта или предоставляющего право на его размещение, отсутствуют, то суд первой инстанции правильно посчитал, что довод ИП Тухтаева А.О. о нарушении спорным уведомлением его прав и охраняемых законом интересов является необоснованными.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о правомерности вывода Комитета о самовольном размещении заявителем нестационарного торгового объекта расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Советская, пересечение с ул. Омулевского, в районе дома N 3 и правомерности требований о демонтаже вышеуказанного НТО в принудительном порядке как незаконно размещенного, что свидетельствует о законности оспариваемого решения, выраженного в уведомлении от 08.11.2019 N 505-70-23295/19. Принимая во внимание, что комитетом оспариваемый ненормативный акт был принят в пределах его компетенции в соответствии с Порядком выявления и демонтажа самовольно размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от 30 июня 2017 года N 031-06-639/7-1, требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, как основанные на неправильном толковании указанных норм права, апелляционный суд доводы апелляционной жалобы отклоняет по тем же мотивам, что и суд первой инстанции, который обоснованно учел сформированные в судебной практике правовые позиции по рассматриваемым вопросам.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 февраля 2020 года по делу N А19-27413/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Н.В.Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-27413/2019
Истец: Тухтаев Анвар Олимович
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска