г. Владивосток |
|
20 мая 2020 г. |
Дело N А59-2526/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия "Тепло-электросистемы Северо-Курильского городского округа",
апелляционное производство N 05АП-2208/2020
на решение от 29.01.2020
судьи Т.П. Пустоваловой
по делу N А59-2526/2019 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску муниципального предприятия "Тепло-электросистемы Северо-Курильского городского округа" (ОГРН 1066515000837, ИНН 6515002120) к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области (ОГРН 1046500626589, ИНН 6501149676)
об обязании включить в расчет среднюю стоимость одной тонны угля в размере 11 220, 84 руб., обязании произвести перерасчет общей суммы субсидии в соответствии с предложением предприятия, обязании возместить недополученную сумму субсидии в размере 4 551 767 руб. и взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины, третье лицо: Региональная энергетическая комиссия Сахалинской области,
при участии:
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились;
УСТАНОВИЛ:
17 апреля 2019 года в суд поступило исковое заявление Муниципального предприятия "Тепло-электросистемы Северо- Курильского городского округа" (далее по тексту - истец, МП "ТЭС", предприятие) к Министерству Жилищно-Коммунального хозяйства Сахалинской области (далее по тексту - Министерство) об обязании включить в расчет среднюю стоимость одной тонны угля в размере 11 220, 84 руб., обязании произвести перерасчет общей суммы субсидии в соответствии с предложением предприятия; обязании возместить недополученную сумму субсидии в размере 4 551 767 рублей.
Решением от 29 января 2020 года суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, истец обжаловал его путем подачи апелляционной жалобы, в обоснование которой привел следующие доводы.
Согласно Отчету о публикации судебных актов в системе Электронное правосудие в сети Интернет: определение об отложении судебного разбирательства вынесено 24.07.2019 г., размещено (опубликовано) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет 06.08.2019 г.; определение об отложении судебного разбирательства 17.09.2019 опубликовано 19.09.2019 г.; определение об отложении судебного разбирательства 06.11.2019 опубликовано 08.11.2019 г.; определение об отложении судебного разбирательства 04.12.2019 опубликовано 07.12.2019 г.; определение об отказе в удовлетворении ходатайства об участии в судебном заседании путем использования видеоконференц-связи вынесено 27.01.2020 опубликовано 29.01.2020 г.; решение в полном объеме об отказе в удовлетворении иска вынесено 29.01.2020 опубликовано 31.01.2020 года.
По мнению истца, изложенное выше свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права. Допущенные нарушения истец считает существенными, а решения и определения суда подлежащими отмене.
Дополнительно истец указал на следующее.
Ссылаясь на статьи 7 и 9 Закона о теплоснабжении, пункт 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" истец указывает на то, что регулирование тарифов базируется на принципах полного возмещения экономически обоснованных затрат ресурсоснабжающих организаций.
Для своевременного возмещения недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в различных сферах, в том числе теплоснабжения, определен Порядок предоставления субсидии, утвержденный постановлением Правительства от 18.01.2018 г. N 13. По мнению истца, тарифное регулирование предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для потребителей и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты теплоснабжающей организации на производство тепловой энергии, и, соответственно, предопределяет необходимость возмещения в таких случаях теплоснабжающей организации понесенных ею экономических потерь. В связи с чем было заключено Соглашение N 716 от 15.11.2018 года между МП "ТЭС" и Министерством ЖКХ Сахалинской области о предоставлении субсидии из областного бюджета Сахалинской области в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством (реализацией) и товаров, выполнением работ, оказанием услуг в сфере теплоснабжения.
Исходя из цели вышеуказанной субсидии, истец рассчитывал возместить фактически затраченные расходы по закупке твердого топлива.
Расчет спорной субсидии по фактической стоимости 1 тонны угля принимается без НДС и является, по мнению истца, нарушением норм Налогового кодекса Российской Федерации. Контрагент (ООО СК МАК") не является плательщиком НДС и обязанность выделять сумму НДС в первичных документах и оплачивать НДС в бюджет, у них отсутствует. Следовательно для расчета 1 тонны фактической стоимости угля необходимо принимать стоимость указанную в товарной накладной, не уменьшая ее расчетным методом на сумму НДС.
Истец также не согласен с определением суда первой инстанции об отказе в удовлетворении ходатайства о проведении судебного заседания с использованием системы видеоконференцсвязи от 27 января 2020.
На основании изложенного истец просит решение Арбитражного суда Сахалинской области от 29 января 2020 года по настоящему делу отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований Муниципального предприятия "Тепло-электросистемы Северо-Курильского городского округа".
Истец, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области и Региональная энергетическая комиссия Сахалинской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, своих представителей в судебное заседание не направили.
Руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие указанных выше лиц.
Коллегия из материалов дела установила следующее.
15.11.2018 года между Министерством (распределитель) и МП "ТЭС" (получатель) заключено соглашение N 716 о предоставлении субсидии из областного бюджета Сахалинской области в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в сфере теплоснабжения, предметом которого является предоставление из областного бюджета Сахалинской области в 2018 году МП "ТЭС" субсидии на возмещение недополученных доходов, в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в сфере теплоснабжения.
В п. 1.2 соглашения предусмотрено, что предоставление субсидии получателю субсидии осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов, связанных: с экономически обоснованными расходами организаций в текущем году, не учтенными при установлении регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, в связи с отклонением фактической стоимости (цены) покупки топлива от учтенной при установлении тарифов для потребителей в сфере теплоснабжения; с экономически обоснованными расходами организаций в текущем году, не учтенными при установлении регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, связанных с увеличением расхода топлива в случае отклонения удельных расходов условного топлива, подтвержденных расчетов или результатами режимно-наладочных испытаний специализированных организаций и (или) утверждены приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области, от учетных при государственном регулировании тарифов.
Согласно п. 2.1 соглашения размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета Сахалинской области, в соответствии с настоящим соглашением составляет в 2018 году 1 640 432 рубля.
12.12.2018 года между сторонами заключено дополнительное соглашение N 1, которым в п. 2.1 соглашения внесены изменения и размер субсидии установлен в размере 8 629 824 рубля.
Полагая, что расчет субсидии произведен неверно, истец обратился в арбитражный суд первой инстанции с иском.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав в судебном заседании представителей сторон, коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", Методическими указаниями по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 Г N760-э.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" регулированию подлежат, за исключением случаев, указанных в частях 2.1 - 2.3 указанной статьи, с учетом статьи 23.4 данного Федерального закона следующие виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения: предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более; предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов; тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения); тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя; плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии; плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.
Постановлением Правительства Сахалинской области от 18 января 2018 года N 13 утвержден Порядок предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - Порядок).
Согласно п.п. 1.4, 1.6 Порядка предоставление субсидии получателю субсидии осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в результате установления региональной энергетической комиссией Сахалинской области в процессе государственного регулирования: 1. тарифов на услуги, указанные в пункте 1.3 указанного выше Порядка, ниже экономически обоснованных тарифов; 2. тарифов на услуги, указанные в пункте 1.3 указанного выше Порядка (за исключением тарифов на электроэнергию), учитывающих расходы на выплату заработной платы работникам получателей субсидии ниже минимального размера оплаты труда в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
Субсидия предоставляется в соответствии с утвержденными правовыми актами региональной энергетической комиссии Сахалинской области на текущий год: Перечнем юридических лиц - производителей электрической энергии, Перечнем юридических лиц - производителей тепловой энергии, Перечнем юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - производителей товаров, работ и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, Перечнем поставщиков газа (газоснабжающих организаций) (далее - Перечни).
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют полномочия по установлению тарифов, в том числе, в сфере теплоснабжения.
Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения.
Приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Методические указания
В п.1.1 Положения о Региональной энергетической комиссии Сахалинской области, утвержденном постановлением Правительства Сахалинской области от 17.05.2013 N 244, предусмотрено, что Региональная энергетическая комиссия Сахалинской области (далее - комиссия) является органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим на территории Сахалинской области функции в сфере государственного регулирования тарифов (цен) в электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, в сфере регулирования цен (тарифов) организаций коммунального комплекса, а также цен (тарифов, надбавок, наценок и т.д.) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги. Комиссия является правопреемником присоединенного к ней управления цен Сахалинской области.
Региональная энергетическая комиссия Сахалинской области осуществляет государственное регулирование тарифов на тепловую энергию в соответствии Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э (далее - Методические указания).
Порядок расчета тарифов с применением метода индексации установленных тарифов предусматривает ежегодное уточнение регулирующим органом плановой необходимой валовой выручки в целях корректировки долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующего за текущим годом (пункт 52 Основ ценообразования, пункт 49 Методических указаний).
Согласно пункту 49 Методических указаний в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую выручку на каждый 1-год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования.
Согласно пункту 52 Методических указаний N 760-э размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения; фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.
Корректировка расходов на топливо, учтенных в составе необходимой валовой выручки принятой к расчету тарифов на тепловую энергию для потребителей муниципального предприятия "Тепло-электросистемы Северо-Курильского городского округа" на 2018 год, с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, экспертами РЭК Сахалинской области произведена в соответствии с пунктом 52 Методических указаний. При этом в составе скорректированной необходимой валовой выручки, принятой к расчету скорректированного долгосрочного тарифа на тепловую энергию для потребителей далее - МП "ТЭС" на 2020 год, учтен размер корректировки необходимой валовой выручки, принятой при расчете тарифов на тепловую энергию, для потребителей МП "ТЭС" на 2018 год.
Согласно пояснениям РЭК корректировка расходов на топливо, учтенных в составе необходимой валовой |выручки принятой к расчету тарифов на тепловую энергию для потребителей МП "ТЭС" на 2018 год, с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, экспертами РЭК Сахалинской области произведена в соответствии с пунктом 52 Методических указаний. При этом, согласно пояснениям, в расчете скорректированной валовой выручке 2018|года расходы на топливо учтены в размере 82.526,7 тыс. руб. с учетом расхода условного топлива на товарный отпуск тепловой энергии 5277,2 тонн, стоимости 1 тонны условного топлива в размере - 15.638,5 тыс. руб. |Фактическая стоимость 1 тонны условного топлива (15638,5 руб.) определена на основании бухгалтерской отчетности МП "ТЭС" за 2018 год, исходя из расходов на топливо на производство т/энергии в размере 85.162,5 тыс. руб., из которых 46.170,3 тыс. руб. - стоимость угля, 38.992,2 тыс. руб. - стоимость дизельного топлива.
] Расход условного топлива для корректировки расходов на топливо определен с учетом отпуска тепловой энергии с коллекторов источников тепловой энергии 28,8566 тыс. Гкал, удельного расхода условного топлива на производство тепловой энергии в размере значения, утвержденного приказом РЭК Сахалинской области от 18 декабря 2015 года N 115-э "Об установлении тарифов на тепловую энергию и теплоноситель, поставляемые потребителям МП "Тепло-электросистемы Северо-Курильского городского округа" - 184,06 кг, у.т./Гкал. I
Таким образом, из изложенного выше следует вывод о том, что при установлении тарифа на 2020 год МП "ТЭС" предоставило в РЭК документы о фактически (не расчетных) понесенных расходах, которые считало экономически обоснованными для целей тарифного регулирования в 2018 году, а РЭК на основании данных документов составило заключение, согласно которому фактически обоснованной за 2018 год признана стоимость топлива в сумме 79 371 700 рублей, тогда как учтено было 82 526 700 рублей, разница составляет 3 155 000 рублей.
Таким образом, поскольку субсидия за 2018 год была предоставлена в сумме 8 629 824 рубля, то есть в большем размере чем разница между признанной и учтенной стоимостью топлива, то является верным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
Довод апелляционной жалобы о том, что расчет спорной субсидии по фактической стоимости 1 тонны угля, принимаемый без НДС, является нарушением норм Налогового кодекса Российской Федерации, коллегия отклоняет, поскольку к спорным правоотношения нормы Налогового кодекса Российской Федерации применены быть не могут.
Руководствуясь вышеизложенным, коллегия приходит к выводу о том, что процессуальные права ответчика обжалуемым им судебным актом нарушены не были.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, вопреки доводу апелляционной жалобы, коллегией не установлено.
Апелляционная жалоба не содержит сведений о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 29.01.2020 по делу N А59-2526/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-2526/2019
Истец: МП "Тепло-электросистемы Северо- Курильского ГО"
Ответчик: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области
Третье лицо: Региональная энергетическая комиссия Сахалинской обл.