г. Пермь |
|
22 мая 2020 г. |
Дело N А71-16422/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 мая 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.
судей Борзенковой И.В., Муравьевой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.
при участии:
от Муниципального унитарного предприятия Камбарского района "Энергия" - Печенкина И.В., паспорт, доверенность от 16.04.2020, диплом;
от Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике - Ившина И.А., удостоверение, доверенность от 09.01.2020, диплом;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Удмуртской Республике - Каменских Н.В., удостоверение, доверенность от 03.10.2019, диплом;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики апелляционную жалобу заявителя муниципального унитарного предприятия Камбарского района "Энергия" в лице конкурсного управляющего Дабосина П.С.
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 19 февраля 2020 года, принятое судьей Коковихиной Т.С.
по заявлению Муниципального унитарного предприятия Камбарского района "Энергия" (ИНН 1838002400, ОГРН 1071838001487) в лице конкурсного управляющего Дабосина П.С.
к Управлению Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (ИНН 1831101183, ОГРН 10411800281214), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Удмуртской Республике (ИНН 1827019000, ОГРН 1041802900039), государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сарапуле по Удмуртской Республике (ИНН 1838017156, ОГРН 1151838000676),
о признании незаконными действия и бездействия,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие Камбарского района "Энергия" (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными действия и бездействия УФНС России по Удмуртской Республике (далее - Управление) и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Удмуртской Республике (далее - Инспекция) по заявлению предприятия о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также о признании незаконным решения УФНС России по Удмуртской Республике от 26.07.2019.
Определением арбитражного суда от 07.10.2019 заявление принято к производству суда с присвоением делу номера N А71-16422/2019.
Предприятие обратилось также в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сарапуле по Удмуртской Республике (далее - Отделение ПФРР) от 12.07.2019 N 019F07190002104 об отказе заявителю в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, об обязании УПФР в г.Сарапуле Удмуртской Республики (межрайонное) принять решение о возврате заявителю излишне уплаченных страховых взносов в размере 1 674 829,36 руб.
Определением арбитражного суда от 08.10.2019 заявление принято к производству суда с присвоением делу номера N А71-16423/2019.
Определением арбитражного суда от 31.10.2019 дела N N А71-16422/2019, А71-16423/2019 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу NА71-16422/2019.
С учетом принятого судом уточнения заявленных требований предприятие просило признать незаконными действия и бездействие Управления и Инспекции по заявлению о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 04.06.2019, решения УФНС России по Удмуртской Республике по жалобе конкурсного управляющего МУП Камбарского района "Энергия" Дабосина П.С. от 26.07.2019 N 06-07/15068@, а также решения Отделения ПФР от 12.07.2019 N 019F07190002104 и обязании последнего принять решение о возврате 1 674 829,36 руб. излишне уплаченных страховых взносов.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19 февраля 2020 года в удовлетворении заявления отказано полностью.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что судом не дана оценка бездействию Инспекции в части неуведомления МУП Камбарского района "Энергия" о действиях налогового органа по факту направления 11.06.2019 заявления предприятия от 04.06.2019 по форме 24-ПФР в Отделение ПФР. Суд не указал реквизиты справки о состоянии расчетов с бюджетом (дату, номер), а также ее содержание и значимость. Из уведомления Управления ПФР следует, что оно на дату отказа (12.07.2019) предприятию в возврате излишне взысканной суммы страховых взносов не имело сведений о наличии какой-либо задолженности у МУП Камбарского района "Энергия" по данному виду обязательных платежей; при наличии сведений от налогового органа о задолженности фонд обязан был указать также и это основание в отказе о возврате страховых вносов на ОПС. Сведения, содержащиеся в справках налогового органа о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым вносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей N 138046 от 05.06.2019 и N 138958 от 01.07.2019 являются недостоверными. Заявитель обращает внимание, что в решении УФНС России по Удмуртской Республике не содержится информация о наличии задолженности предприятия по страховым вносам. МУП Камбарского района "Энергия" не обладает объективной и достоверной информацией о сумме задолженности, переданной Управлением ПФР налоговому органу по страховым вносам на ОПС по состоянию на 01.01.2017, так как ни один из данных государственных органов не уведомлял заявителя о переданной задолженности. Ссылка суда на данные, содержащиеся в карточке по расчетам с бюджетом (КРСБ), не обоснована, так как программа "Расчеты с бюджетом" применяется при документообороте только в налоговых органах. Выписка, составленная в одностороннем порядке налоговым органом, без предоставления первичных бухгалтерских документов, на основании которых зачислялись в бюджет денежные средства по погашению задолженности по страховым вносам на ОПС за период до 01.01.2017, не является достоверным доказательством наличия задолженности МУП Камбарского района "Энергия". Государственными органами ни на один запросов заявителя не дан полный и исчерпывающий ответ. Судом не были истребованы от налогового органа копии платежных поручений за период с 01.01.2017 по 30.09.2018, т.е. на дату составления акта сверки.
В судебном заседании представитель заявителя на доводах жалобы настаивал.
Инспекция с доводами апелляционной жалобы не согласна по мотивам, указанным в письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Инспекции в судебном заседании доводы отзыва на жалобу поддержал.
УФНС России по Удмуртской Республике представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель Управления в судебном заседании доводы отзыва на жалобу поддержал.
Отделение ПФР с доводами апелляционной жалобы не согласно по основания, изложенным в письменном отзыве, просит в удовлетворении жалобы отказать в полном объеме.
Заявитель также представил возражения на отзывы инспекции и отделения ПФ.
Отделение ПФР, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Судом первой инстанции установлено, что 29.04.2019 решением Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-11406/2018 МУП Камбарского района "Энергия" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Дабосин Павел Семенович.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.12.2018 по делу N А71-11406/2018 признано обоснованным требование ФНС России и подлежащим включению в реестр требований кредиторов МУП Камбарского района "Энергия", в том числе в размере 1 567 877 руб. 49 коп. долга, 428 881 руб. 29 коп. пени, штрафа в третью очередь реестра требований кредиторов, в размере 4 809 665 руб. 73 коп. долга во вторую очередь реестра требований кредиторов.
04.06.2019 в Инспекцию поступило заявление МУП Камбарского района "Энергия" по форме 24-ПФР о возврате излишне взысканных страховых взносов в размере 1 574 477,53 руб. и пени в размере 100 353,83 руб.
Инспекция письмом от 11.06.2019 N 04-20/05572 направила заявление о возврате излишне взысканных страховых взносов в Отделение ПФР с приложением справки о состоянии расчетов с бюджетом.
Письмом Отделения ПФР от 19.06.2019 N 10-09/5138 указанные документы возвращены в УФНС России по Удмуртской Республике по причине отсутствия подписи конкурсного управляющего и печати на заявлении.
02.07.2019 инспекция письмом N 04-20/06225 повторно направила в Отделение ПФР заявление предприятия с документами.
Отделение ПФР решением от 12.07.2019 N 019F07190002104 отказало в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на основании части 3 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ (справка N 138958 по состоянию на 01.07.2019), так как некорректно заполнено заявление - не указано, по какой части заявлен возврат.
Уведомлением от 15.07.2019 N 41 Управление ПФР уведомило МУП Камбарского района "Энергия" о принятом решении об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств.
Письмом от 19.07.2019 Межрайонная ИФНС России N 5 по Удмуртской Республике направила копию уведомления Управления ПФР от 15.07.2019 N 41 (том 1 л.д.23) в адрес МУП Камбарского района "Энергия".
Конкурсный управляющий предприятия обратился в УФНС России по Удмуртской Республике с жалобой на действия (бездействие) должностных лиц Инспекции.
Решением УФНС России по Удмуртской Республике от 26.07.2019 N 06-07/15068@ жалоба конкурсного управляющего оставлена без удовлетворения.
Полагая, что действия, бездействия Инспекции, УФНС России по Удмуртской Республике, решения УФНС России по Удмуртской Республике, Отделения ПФ являются незаконными, нарушают права и законные интересы МУП "Энергия", предприятие в лице конкурсного управляющего обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Судом принято приведенное выше решение.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (статья 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) до 01.01.2017 регулировались отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов.
В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ Закон N212-ФЗ утратил силу с 1 января 2017 года.
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N250-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 21 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, заявитель являлся плательщиком страховых взносов.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа, в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (часть 11 статьи 26 Закона N 212-ФЗ).
Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности (часть 12 статьи 26 Закона N 212-ФЗ).
Аналогичные положения предусмотрены статьями 78, 79 НК РФ.
Судом первой инстанции со ссылкой на материалы дела установлено, что после получения 04.06.2019 заявления предприятия о возврате излишне взысканных страховых взносов и пени Инспекция 11.06.2019 направила это заявление в Отделение ПФР с приложением справки о состоянии расчетов с бюджетом, что соответствует статье 21 Закона N 250-ФЗ; после возврата заявления по формальным основаниям Инспекция повторно направила заявление МУП Камбарского района "Энергия" с документами в Отделение ПФР.
Отделение ПФР решением от 12.07.2019 N 019F07190002104 отказало в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, в том числе на основании части 3 статьи 21 Закона N 250-ФЗ (наличие у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за периоды, истекшие до 1 января 2017 года).
Письмом от 15.07.2019 N 41 Управление ПФР уведомило предприятие о принятом решении об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств.
Письмом от 19.07.2019 Инспекция также направила копию уведомления Управления ПФР от 15.07.2019 N 41 в адрес МУП Камбарского района "Энергия".
Таким образом, суд сделал правильный вывод об отсутствии со стороны Инспекции незаконных действий (бездействия) по заявлению предприятия от 04.06.2019, которые бы нарушили права и законные интересы заявителя, поскольку в установленные сроки инспекцией заявление направлено в Отделение ПФР для принятия решения; в 10-дневный срок со дня получения заявления (02.07.2019), подписанного конкурсным управляющим, Отделением ПФ принято решение от 12.07.2019 об отказе в возврате излишне взысканных (уплаченных) страховых взносов.
Отказывая в удовлетворении заявления в части признания решения УФНС России по Удмуртской Республике от 26.07.2019 N 06-07/15068@ незаконным, суд первой инстанции верно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.
В соответствии с пунктом 3 статьи 140 НК РФ по итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган: оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения; отменяет акт налогового органа ненормативного характера; отменяет решение налогового органа полностью или в части; отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение; признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.
Как следует из материалов дела конкурсный управляющий МУП Камбарского района "Энергия" Дабосин П.С., полагая, что должностным лицом инспекции допущено незаконное бездействие по заявлению от 04.06.2019, 11.07.2019 обратился в УФНС России по Удмуртской Республике с жалобой на действия (бездействие) должностных лиц инспекции.
Решением УФНС России по Удмуртской Республике от 26.07.2019 N 06-07/15068@ жалоба конкурсного управляющего МУП Камбарского района "Энергия" Дабосина П.С. оставлена без удовлетворения.
Согласно правовой позиции Пленума ВАС РФ, изложенной в абзаце 4 пункта 75 Постановления от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика (как и его действия, выразившиеся в принятии решения), может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде, только если оно представляет собой новое решение, а также по мотиву нарушения процедуры его принятия либо по мотиву выхода вышестоящего налогового органа за пределы своих полномочий.
Поскольку решение УФНС России по Удмуртской Республике не представляет собой нового решения, не возлагает на МУП "Энергия" никаких новых обязанностей и не создает препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, процедура принятия решения не нарушена и решение принято в пределах полномочий Управления, оснований для признания решения не имеется.
Основанием для отказа в возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов послужили выводы Отделения ПФ об отсутствии у МУП Камбарского района "Энергия" переплаты по страховым взносам (наличие недоимки по справке от 01.07.2019 N 138958) и некорректное заполнение заявления.
Судом установлено, что в соответствии со статьей 19 Закона N 250-ФЗ Управлением ПФР произведена передача налоговому органу сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017 по плательщику страховых взносов МУП Камбарского района "Энергия".
В сведениях по МУП Камбарского района "Энергия", переданных в налоговый орган, была отражена недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 3 400 553,67 рублей; на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в размере 166 739,93 рублей; в фонд обязательного медицинского страхования в размере 836 295,81 рублей (том 1 л.д.96-97). Наличие недоимки по страховым взносам подтверждается и КРСБ (том 1 л.д.104-112).
Из карточки расчетов с бюджетом судом также установлено, а заявителем иное не доказано, что уплата страховых взносов после 01.01.2017 произведена предприятием лишь в сумме 3 320 413,76 руб. На текущую дату имеется задолженность по взносам на ОПС в размере 80139,91 руб.
Доказательств свидетельствующих о наличии задолженности на 01.01.2017 в меньшем размере или уплаты страховых взносов в большем размере, чем отражено в карточке по расчетам с бюджетом, заявителем не представлено.
Таким образом, МУП Камбарского района "Энергия" не доказано наличие переплаты по страховым взносам в размере 1 574 477,53 руб. и 100 353,83 руб. пени.
Заявитель в подтверждение заявленной суммы переплаты ссылается на акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам N 6298 по состоянию на 01.10.2018.
Однако судом установлено, что отражение в акте сверки N 6298 по состоянию на 01.10.2018 переплаты по страховым взносам и пени обусловлено следующими обстоятельствами:
- необоснованным сторнированием 29.12.2017 сумм задолженности по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017, включенной в приложение N 5 к совместному письму ФНС России и ПФР России от 02.03.2018 NГД-4-8/4126@/НП-30-24/3917. Суммы задолженности восстановлены 13.12.2018;
- ошибочным отражением 30.06.2018 операции по списанию задолженности в размере 1 027 307,22 руб. по вносам и 52906,37 по пени. Ошибка устранена 28.11.2018.
Все поступившие платежи после 01.01.2017 направлены на погашение задолженности по страховым взносам (КБК 18210202010060000160), переданной органами ПФР.
Каких-либо зачетов платежей налоговым органом в счет уплаты страховых взносов по другим КБК не производилось.
Как верно учтено судом, оспариваемый иной стороной акт сверки, в отсутствие первичных учетных (платежных) документов, сам по себе не может расцениваться как доказательство наличия либо отсутствия задолженности.
Излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды.
Право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога.
Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 N 11074/05.
Соответственно, с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ, именно налогоплательщик (плательщик страховых взносов), утверждающий о наличии переплаты за определенный период, представляет доказательства наличия в бюджете перечисленных им денежных средств. Налоговый орган (орган государственного внебюджетного фонда), возражающий против данного утверждения плательщика, может представить доказательства наличия у налогоплательщика (плательщика страховых взносов) обязанности по уплате данных платежей, равной либо превышающей уплаченные (взысканные) суммы за тот же период. При решении вопроса о наличии (отсутствии) переплаты, суд учитывает и производные сведения, содержащиеся в базе данных, формирующейся в отношении каждого плательщика налоговым органом (органом государственного внебюджетного фонда).
Судом предлагалось заявителю представить первичные бухгалтерские документы, подтверждающие наличие переплаты по страховым взносам и пени на общую сумму 1 674 829 руб.36 коп., однако никаких платежных документов заявителем в материалы дела не представлено.
Доводы заявителя о том, что представленная КРСБ не подтверждает наличие недоимки, поскольку отсутствуют сведения о номерах платежных поручений и КБК, судом отклоняются. Из КРСБ, пояснений представителя инспекции в судебном заседании следует, что карточка расчетов с бюджетом ведется по каждому КБК отдельно, в материалы дела представлена КРСБ именно по расчетам заявителя по страховым взносам. Каких-либо доказательств опровергающих сведения, содержащиеся в КРСБ, заявителем не представлено.
Заявитель в подтверждение наличия переплаты ссылается на запросы в службу приставов, в Управление ПФ, налоговый орган. Вместе с тем содержание запросов, ответов на них не подтверждают наличия переплаты.
Доводы заявителя о непредставлении ответов на его запросы не соответствуют действительности. Так, налоговым органом на запрос N 371 от 29.07.2019 в адрес указанный заявителем направлен ответ от 19.08.2019 N06-1-40/1917 с приложениями на 15 листах (штриховой почтовый идентификатор 42796038864221), по сведениям Почты России указанное почтовое отправление адресатом не получено и находится в месте хранения.
Доводы заявителя об отсутствии первичных документов ввиду того, что все платежи в уплату страховых взносов осуществлялись службой судебных приставов по исполнительным производствам, невозможность получения сведений о том, когда, какие суммы, по каким исполнительным документам были перечислены, судом отклоняются, поскольку конкурсный управляющий, обладающий всеми правами руководителя предприятия-должника, вправе получить всю необходимую информацию как из банка, так и от службы судебных приставов.
Письмо Комбарского районного отдела судебных приставов от 23.07.2019 N 18032/19/53122 (ответ на запрос предприятия, л.д.15 том 2) не опровергает выводы суда об отсутствии первичных документов. Данное письмо содержит лишь общую сумму, перечисленную с депозитного счета службы судебных приставов на основании поручений (исполнительных документов) налоговых органов. Сведений о конкретных платежах (с указанием сумм и дат) ответ службы судебных приставов не содержит, что исключает возможность проверки (сверки) сведений.
Поскольку доказательств наличия переплаты по страховым взносам и пени на общую сумму 1 674 829,36 руб. заявителем в материалы дела не представлено, отказ суда в удовлетворении требований предприятия является законным и обоснованным.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены принятых судебных актов.
При указанных обстоятельствах решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее заявителя. Поскольку при принятии апелляционной жалобы к производству заявителю предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины в размере 1500 руб., госпошлина в данной сумме подлежит взысканию с заявителя в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19 февраля 2020 года по делу N А71-16422/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия Камбарского района "Энергия" (ИНН 1838002400, ОГРН 1071838001487) в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-16422/2019
Истец: МУП Камбарского района "Энергия"
Ответчик: ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по УР, ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сарапуле Удмуртской Республики межрайонное, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N5 по Удмуртской Республике, Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике
Третье лицо: ГУ УПФ РФ в г. Ижевске