г. Саратов |
|
21 мая 2020 г. |
Дело N А12-41920/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луевой Л.Ю.,
судей Волковой Т.В., Жаткиной С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Болаткалиевой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГК Агрост" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 февраля 2020 года по делу N 12-41920/2019,
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295 ИНН 7708503727)
к обществу с ограниченной ответственностью "ГК Агрост" (ОГРН: 1093453000233, ИНН: 3407110676)
об урегулировании разногласий при заключении договора перевозки,
- от общества с ограниченной ответственностью "ГК Агрост" представитель Языков Вадим Евгеньевич, действующий на основании доверенности от 20.03.2020, выданной сроком на один год.
- от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" представитель Павленко Ирина Ивановна, действующая на основании доверенности от 05.09.2019, выданной сроком на три года,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) к обществу с ограниченной ответственностью "ГК Агрост" (далее - ООО "ГК Агророст", ответчик) с исковым заявлением об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора между ОАО "РЖД" и ООО "ГК Агророст" N 2/41 от 14.05.2019 на подачу и уборку вагонов ООО "ГК Агрост" по станции Медведица Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", а именно просит изложить спорные пункты договора в следующей редакции:
Подпункт "в" пункта 17:
"договорную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, протяженностью 315 метров, принадлежащим ОАО "РЖД", ежесуточно в размере 1 053 руб. 05 коп.
Ставка пересматривается автоматически с 01 января, с последующим уведомлением "Пользователя"".
Пункт 18:
"Расчеты, начисления производятся "Перевозчиком" на ЕЛС "Пользователя" по пункту 17 по подпунктам "а", "б", "г", "д", "е" - ежесуточно, по подпункту "в" -1-го числа отчетного месяца в целом за месяц.
Взыскание денежных средств, начисленных в соответствии с пунктом 17, производится установленным порядком в момент оформления ведомостей подачи и уборки вагонов формы ГУ - 46ВЦ, актов общей формы ГУ - 23ВЦ, накопительных ведомостей формы ФДУ-92. При этом дополнительного согласования "Пользователем" не требуется".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25.02.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
С ООО "ГК Агрост" в пользу ОАО "РЖД" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Волгоградской области отменить, урегулировать разногласия по договору, изложив его спорные пункты в предложенной ответчиком редакции. Полагает, что плата за использование железнодорожного пути необщего пользования являются составляющей сбора за подачу и уборку вагонов и не может взиматься за период, когда данные действия не осуществлялись.
ОАО "РЖД" представил письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ.
От ООО "ГК Агрост" поступили возражения на отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель истца в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела между истцом ОАО "РЖД" (перевозчик) и ответчиком ООО "ГК Агророст" (пользователь) возникли разногласия при заключении договора N 2/41 на подачу и уборку вагонов ООО "ГК Агрост" по станции Медведица Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" от 14.05.2019 относительно содержания подпункта "в" пункта 17 и пункта 18 договора.
Истцом был подготовлен и направлен в адрес ответчика проект данного договора, который подписан истцом с протоколом разногласий.
Как установлено, ООО "ГК Агрост" является единственным пользователем спорного железнодорожного пути.
Для подачи и уборки вагонов ответчику используется путь, принадлежащий ОАО "РЖД" (примыкающий к пути N 10 в четной горловине станции Медведица через стрелочный перевод N 20). Протяженность участка пути, используемого для подачи и уборки вагонов пользователю и принадлежащего перевозчику, составляет 315 метров.
Разрешая настоящий спор и соглашаясь с позицией истца, суд первой инстанции исходил из того, что взимаемая ОАО "РЖД" плата вносится в счет возмещения расходов перевозчика на содержание принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования. При этом ежесуточное взимание такой платы, не привязанное к количеству выходов локомотива, обусловлено необходимостью для перевозчика содержать принадлежащий ему железнодорожный путь и поддерживать его в надлежащем состоянии на постоянной основе с целью обеспечения исполнения с его использованием своих обязательств по договору в части подачи и уборки вагонов в любой момент времени.
В апелляционной жалобе ООО "ГК Агрост", возражая против установления ежесуточной платы за пользование названным железнодорожным путем указывает, что включение в договор такого условия независимо от выхода локомотива, является для ответчика явно обременительным и существенным образом нарушает баланс интересов сторон, ссылается на отсутствие доказательств реального содержания ОАО "РЖД" участка железнодорожного пути необщего пользования, находящегося на территории ответчика и фактически обслуживаемого им самим. Также апеллянт указывает, что в предшествующий пятилетний период между сторонами был установлен устойчивый порядок оплаты за пользование отрезком железнодорожного пути необщего пользования, и при рассмотрении спорных правоотношений следует учитывать сложившиеся между сторонами правила по договору.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика, руководствуется следующим.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
При наличии разногласий сторон при заключении договора о содержании договорного условия применяются общие положения ГК РФ, а также разъяснения, изложенные в пунктах 38-42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора".
Статьей 64 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) предусмотрено, что взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей не общего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
В случае изменения владельца железнодорожного пути необщего пользования или грузоотправителя, грузополучателя, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожном пути не общего пользования, принадлежащем владельцу инфраструктуры, заключается новый договор на эксплуатацию железнодорожного пути не общего пользования или договор на подачу и уборку вагонов.
Разногласия в отношении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов рассматриваются и разрешаются сторонами таких договоров.
При не достижении согласия споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 58 Устава перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
В соответствии с частью 6 статьи 58 Устава размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Исходя из буквального толкования названных норм, предложенные условия договора сами по себе не противоречат действующему законодательству.
Данная позиция подтверждена Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в п. 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного 20.12.2017.
Плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, может быть согласована перевозчиком и обществом в договорном порядке. Правомерность определения размера сбора за подачу и уборку вагонов, в том числе учитывающего необходимость компенсации в его рамках затрат ОАО "РЖД" за использование железнодорожного пути необщего пользования, по соглашению сторон в рамках договорных отношений подтверждена разъяснениями Федеральной службы по тарифам России от 28.05.2015 года N ТС-6279/10.
В соответствии с разъяснением Минтранса России от 01.04.2016 N АЦ-26/3881 до законодательного закрепления размера указанной платы, ее взимание должно осуществляться исходя из количества потребителей, в отношении которых перевозчик предоставляет услуги по подаче и уборке вагонов, на принадлежащих перевозчику железнодорожных путях необщего пользования, при этом плата за пользование железнодорожными путями необщего пользования взимается ежесуточно, вне зависимости от выхода локомотива или занятия железнодорожных путей необщего пользования вагонами.
Согласно правовой позиции Верховного суда РФ, изложенной в определении от 10.07.2019 N 305-ЭС19-1465 по делу N А40-249218/2016, размер названной платы суд определяет с учетом мнения сторон и представленных ими доказательств, в том числе подтверждающих экономическую обоснованность размера платы и ее составляющих, ее соответствие встречному характеру обязательств, возникающих из договора, принципу недопустимости произвольного обогащения одной стороны за счет другой, и доказательств ее чрезмерности и неразумности.
Распоряжением ОАО "РЖД" от 30 мая 2012 N 1056р утвержден "Временный порядок определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов" (далее - Порядок).
Согласно пункту 1 Порядка ежесуточная плата за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов определяется за развернутую длину этого пути по ставке, установленной за 1 км в сутки.
В целях единообразия в регулировании договорных сборов для всех клиентов ОАО "РЖД", действуют одинаковые договорные ставки за отдельные работы и услуги, предусмотренные Единым перечнем работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД". Ставки договорных сборов утверждаются протоколом заседания Правления ОАО "РЖД".
Протоколом правления ОАО "РЖД" от 05.12.2018 N 62 утверждена ставка платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов с 1 января 2019 года в размере 3 343 рублей за 1 км без учета НДС.
На основании данной ставки была рассчитана ежесуточная договорная плата ООО "ГК АГРОСТ" (3 343 руб. х 0,315 км = 1 053,05 руб.).
Единая среднесетевая ставка платы за предоставление железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", рассчитана на основании Методических рекомендаций по определению договорных тарифов на работы и услуги, выполняемые железными дорогами по просьбам грузоотправителей, грузополучателей, цены на которые не указаны в тарифном руководстве (формула 3.4.), утвержденных Министерством путей и сообщений России от 21.12.2001 года N И-1947у, с учетом методологических принципов построения ставок Тарифного руководства N 3.
При определении размера ставки учтены расходы по текущему содержанию пути и постоянных устройств, одиночной смене материалов верхнего строения пути, пополнению и замене балласта, работам по снего-, водо-, пескоборьбе, в части, соответствующей доле протяженности путей необщего пользования в общей протяженности путей ОАО "РЖД", расходах на капитальные виды ремонта и амортизацию путей необщего пользования, а также расходы на оплату труда причастных работников, отчисления на социальные нужды, материальные затраты на топливо, материалы, электроэнергию, эксплуатацию машин и механизмов в соответствии с Порядком ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ ОАО "РЖД", утвержденным приказом Минтранса России от 31.12.2010 года N 311.
Таким образом, ежесуточное взимание платы, не привязанное к количеству выхода локомотива, обусловлено необходимостью для перевозчика содержать принадлежащий ему железнодорожный путь и поддерживать его в надлежащем состоянии на постоянной основе с целью обеспечения исполнения своих обязательств по публичным договорам в любой момент времени.
Установленная протоколом заседания правления ОАО "РЖД" ставка является одинаковой для всех организаций, с которыми истец заключает аналогичные договоры. Льготы в виде пониженной ставки установлены только для организаций, подведомственных ОАО "РЖД".
Таким образом, сбор за предоставление железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД", подлежит начислению ежесуточно независимо от выхода локомотива (по аналогии с пунктом 2.7.13. Тарифного руководства N 3).
Владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Взимаемая истцом плата уплачивается в возмещение расходов перевозчика на содержание принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования. При этом ежесуточное взимание (за каждый день) такой платы, не привязанное к количеству выходов локомотива, обусловлено необходимостью для перевозчика содержать принадлежащий ему железнодорожный путь и поддерживать его в надлежащем состоянии на постоянной основе с целью обеспечения исполнения с его использованием своих обязательств по договору в части подачи и уборки вагонов в любой момент времени. То есть истец в круглосуточном режиме осуществляет предоставление грузоотправителям (грузополучателям) пути в состоянии надлежащего качества, а также осуществляет работы, связанные с поддержанием пути. Следовательно, услуга по предоставлению пути оказывается также каждый день (каждые сутки).
В соответствии с положениями статьи 423 ГК РФ договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное, в связи с чем, установление платы за оказываемую перевозчиком услугу за пользование железнодорожным путем необщего пользования ежесуточно, вне зависимости от осуществления операций по подаче и уборке вагонов не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Отсутствие прямого нормативного тарифного регулирования не исключает необходимость компенсации расходов перевозчика на содержание инфраструктурной составляющей.
На основании изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что с учетом того, что путь ООО "ГК АГРОСТ" примыкает к пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", взимание ежесуточной платы за использование пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД" является обоснованным и правомерным, а включение в договор пункта, предусматривающего взимание ежесуточной платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, условие подпункта "в" пункта 17 договора в редакции истца не противоречит действующему законодательству.
В связи с вышеизложенным позиция апеллянта в поданной им жалобе о том, что внесение оплаты посуточно не соответствует встречному характеру обязательства и допускает произвольное обогащение одной стороны за счет другой, подлежит отклонению.
При рассмотрении дела ООО "ГК Агрост" доказательств чрезмерности и неразумности установленной истцом платы не представлено.
Оснований квалифицировать спор как навязывание истцом как монополистом контрагенту платы не имеется, поскольку статьей 58 Устава железнодорожного транспорта предполагается ее установление в договоре. Иной обоснованный размер платы истцом предложен не был.
При указанных обстоятельствах спорные пункты договора правомерно изложены судом первой инстанцией в редакции истца.
Сложившиеся между сторонами правоотношения в предшествующий период, на которые ссылается апеллянт, не свидетельствуют о неправомерности выводов суда первой инстанции.
Фактически доводы апеллянта, изложенные в жалобе, аналогичны его позиции в суде первой инстанции и не опровергают выводов, сделанных в обжалуемом решении, основаны на ошибочном толковании норм права.
Представленные в материалы дела доказательства судом первой инстанции исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 февраля 2020 года по делу N А12-41920/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л. Ю. Луева |
Судьи |
Т. В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-41920/2019
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГК АГРОСТ"