Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 августа 2020 г. N Ф07-8155/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
22 мая 2020 г. |
Дело N А56-73808/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Изотовой,
судей Г.В. Лебедева, М.А. Ракчеевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.Ю. Рудько,
рассмотрев в судебном заседании при участии:
от Предпринимателя представителя Абрамовой Е.А. (доверенность от 19.06.2019),
от КПП представителя Голубовской Е.Л. (доверенность от 31.12.2019),
от Комитета по контролю представителя Казинова Р.В. (доверенность от 09.01.2020),
от КИО представитель не явился,
от Комитета по энергетике представитель не явился,
от ООО "Союз" представитель не явился,
от ООО "Орбита" представитель не явился,
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Цветкова Андрея Борисовича на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.01.2020 по делу N А56-73808/2019 (судья К.В. Галенкина) по иску:
индивидуального предпринимателя Цветкова Андрея Борисовича (Санкт-Петербург)
к Комитету по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга (191144, Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д. 20, лит А, пом. 2-Н; ОГРН 1127847621110, ИНН 7838482852),
Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (191144, Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д. 20, лит А, пом. 2-Н; ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076),
Комитету по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (191014, Санкт-Петербург, ул. Рылеева, д. 7, лит. А, пом. 2-Н, 5-Н, 7-Н,10-Н; ОГРН 1167847166882, ИНН 7801305857),
третьи лица: Комитет по энергетике и инженерному обеспечению (191144, Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д. 20, лит. А, пом. 2-Н, каб. 6074; ОГРН 1037843011931, ИНН 7825363978),
общество с ограниченной ответственностью "Союз" (191036, Санкт-Петербург, Невский проспект, д. 85, лит. А, пом. 25-Н; ОГРН 1047844018188, ИНН 7842012095),
общество с ограниченной ответственностью "Орбита" (191144, Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д. 13, лит. 3, пом. 12-Н; ОГРН 1047844018199, ИНН 7842012088),
об обязании исключить земельные участки из схемы размещения НТО, расторгнуть договоры аренды,
установил:
индивидуальный предприниматель Цветков Андрей Борисович (далее - Предприниматель) обратился в арбитражный суд с иском к Комитету по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга (далее - ответчик 1, Комитет), Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - ответчик 2, КИО) об обязании ответчика 1 исключить из схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО) на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, утвержденной распоряжением от 20.10.2017 N 5371-р с последующими изменениями, земельного участка с кадастровым номером 78:31:0001496:1004, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. 1-я Советская, уч. 10 (у д. 3), земельного участка с кадастровым номером 78:31:0001496:1007, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. 1-я Советская, уч. 5 (севернее д. 120, лит. А по Невскому пр.), земельного участка с кадастровым номером 78:31:0001496:1005, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. 1-я Советская, уч. 12 (севернее дома 120, лит. А по Невскому пр.), обязании КИО расторгнуть договоры аренды от 13.01.2011 N 20/ЗК-07135, 18.06.2009 N 20/ЗК-06126, принять меры по освобождению указанных земельных участков от расположенных на них НТО.
Определением от 11.10.2019 ответчик 1 в порядке процессуального правопреемства заменен на Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга (далее - КПП).
Определением от 26.11.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее - Комитет по контролю).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по энергетике и инженерному обеспечению (далее - Комитет по энергетике), общество с ограниченной ответственностью "Союз" (далее - ООО "Союз"), общество с ограниченной ответственностью "Орбита" (далее - ООО "Орбита").
Решением от 27.01.2020 в иске отказано.
Не согласившись с указанным решением, Предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, исковые требований удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что выводы суда не соответствуют материалам дела, истец оспаривает действия ответчика 1 по включению спорных земельных участков в схему размещения НТО, также как и само распоряжение Комитета от 20.10.2019 N 5371-р, которым утверждена Схема размещения НТО, поскольку арендаторами спорных земельных участков - ООО "Союз" и ООО "Орбита" систематически допускается нарушение прав истца путем размещения НТО (ларьков) вплотную к фасаду дома, в связи с чем заграждается большая половина окна помещения 23-Н, расположенного в доме 120 по Невскому пр., переданного в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Займ-Экспресс"; ответчик 1 незаконно отказал в исключении спорных земельных участков из Схемы размещения НТО, договоры аренды указанных земельных участков ничтожны как заключенные с нарушением Правил установления охранных зон от 24.02.2009 N 160; Комитетом по энергетике направлены предложения по внесению изменений в Схему размещения НТО, однако из схемы исключен только земельный участок 78:31:0001496:1004.
В отзыве на апелляционную жалобу КПП просит оставить решение без изменения, указывает, что решение не исключать спорные земельные участки из схемы размещения НТО на земельных участках, находящихся в собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, до 31.12.2019 принято на совещании с участием вице-губернатора Санкт-Петербурга Серова К.Н., Мокрецова М.П. по результатам рассмотрения представления прокуратуры Санкт-Петербурга, истечение срока действия договора аренды в отсутствие волеизъявления стороны об отказе от договора не влечет прекращение договора.
В отзыве на апелляционную жалобу КИО полагает обжалуемое решение законным и обоснованным, указывает, что до исключения спорных земельных участков из схемы размещения НТО на земельных участках, находящихся в собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, лица, с которыми заключены договоры аренды, не обязаны заключать соглашение о расторжении договора с КИО.
В отзыве на апелляционную жалобу Комитет по контролю просит решение оставить без изменения, указывает, что торговые объекты, расположенные на вышеуказанных земельных участках, размещены в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем у Комитета по контролю отсутствуют основания для принятия мер по освобождению земельных участков, по требованию об исключении земельных участков из Схемы размещения Комитет по контролю является ненадлежащим ответчиком.
До начала судебного заседания от КИО, Комитета по энергетике поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
В судебном заседании представитель Предпринимателя поддержал апелляционную жалобу, представители КПП и Комитета по контролю против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 13.01.2011 между Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (правопредшественник КИО, арендодатель) и ООО "Союз" (арендатор) заключен договор N 20/ЗК-07135, в соответствии с которым арендодатель предоставил арендатору часть земельного участка площадью 2 кв. м земельного участка общей площадью 5 кв. м с кадастровым номером 78:31:1496:1007, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, 1-я Советская ул., участок 5 (севернее дома 120, лит. А по Невскому пр.), под размещение объектов мелкорозничной торговли по реализации плодоовощной продукции, сроком до 28.09.2012.
Впоследствии 25.05.2012 сторонами подписано дополнительное соглашение N 1, которым срок действия договора продлен до 24.05.2015.
Дополнительным соглашением от 19.12.2014 N 2 срок действия договора продлен до 18.12.2019.
18.06.2009 между Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (арендодатель) и ООО "Орбита" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка площадью 2 кв. м с кадастровым номером 78:31:1496:1005, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, 1-я Советская ул., участок 12 (севернее дома 120, лит. А по Невскому пр.), для использования под стационарный объект мелкорозничной торговли по реализации плодоовощной продукции, сроком до 31.12.2011.
Дополнительными соглашениями от 01.06.2011 N 1, 19.12.2014 N 3 срок действия договора продлен до 18.12.2019.
НТО, расположенные на указанных земельных участках, а также НТО, находящийся на земельном участке с кадастровым номером 78:31:0001496:1004, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, 1-я Советская ул., участок 10 (у д. 3), включены в Схему размещения НТО, утвержденную распоряжением Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга от 01.10.2013 N 2010-р, как включенные ранее в адресную программу временных некапитальных объектов потребительского рынка, утвержденную распоряжением Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли от 29.11.2010 N 1623-р.
Впоследствии НТО, расположенные на этих земельных участках, включены в Схему размещения НТО, утвержденную распоряжением Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга от 20.10.2017 N 5371-р.
Полагая, что размещение НТО на спорных земельных участках, не соответствует требованиям действующего законодательства, а также нарушает права и законные интересы истца как собственника помещений 21Н, 22Н, 23Н, расположенных на первом этаже многоквартирного жилого дома N 120 по Невскому проспекту, истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции не усмотрел нарушение права и законных интересов истца.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее.
В силу статьи 12 ГК РФ способом защиты нарушенного права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
Как указано в статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действовавшей на момент заключения спорных договоров аренды, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 3 Закона Санкт-Петербурга от 04.06.1997 N 106-30 "О создании и эксплуатации комплексов (зон) мелкорозничной торговли в Санкт-Петербурге", действовавшего в спорный период, адресные программы размещения комплексов мелкорозничной торговли утверждаются исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 3 Положения о порядке размещения объектов и комплексов (зон) мелкорозничной торговли некапитального характера, утвержденного распоряжением администрации Санкт-Петербурга от 16.01.2003 N 53-ра, основанием для размещения объектов, комплексов является оформленный в установленном порядке договор аренды земельного участка.
Порядок предоставления земельных участков в краткосрочную аренду сроком до трех лет под цели, не связанные с возведением объектов недвижимости, установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.11.2005 N 1735 "О Городской и районных комиссиях по распоряжению объектами недвижимости" (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Санкт-Петербурга от 12.07.2011 N 939).
В соответствии с пунктом 2.3 названного Порядка Комитет по градостроительству и архитектуре выдает заключения о возможности предоставления земельных участков в аренду для целей размещения временных (некапитальных) объектов по запросам Комитета по управлению городским имуществом с учетом требований в отношении земельных участков, предоставляемых в аренду для целей размещения временных (некапитальных) объектов, и требований в отношении временных (некапитальных) объектов, указанных в пункте 2.1 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16.11.2005 N 1735 "О Городской и районных комиссиях по распоряжению объектами недвижимости".
Впоследствии порядок предоставления земельных участков для целей размещения временных сооружений регулировался Законом Санкт-Петербурга от 13.01.2010 N 736-12 "О предоставлении земельных участков для размещения временных (некапитальных) объектов потребительского рынка" (далее - Закон N 736-12), частью 3 статьи 4 которого предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков для размещения объектов потребительского рынка осуществляется из числа земельных участков, включенных в адресную программу размещения объектов потребительского рынка.
В силу части 2 статьи 3 названного Закона формирование, утверждение и опубликование адресной программы размещения объектов потребительского рынка осуществляется в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга.
Порядок формирования, утверждения и опубликования адресной программы размещения объектов потребительского рынка утвержден Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 05.05.2010 N 554 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О предоставлении земельных участков для размещения временных (некапитальных) объектов потребительского рынка".
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ в редакции, действующей с 01.03.2015, размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения НТО в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ определено, что под НТО понимается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Согласно частям 1 - 3, 5 и 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, НТО, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения НТО, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения НТО (далее - Правила N 772).
Пунктом 2 названных Правил предусмотрено, что включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Включение объектов в схему размещения осуществляется в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения НТО, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения (пункт 3 Правил N 772).
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 N 1045 "О размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Санкт-Петербурга" утвержден порядок разработки и утверждения схемы размещения НТО.
Согласно названному порядку в схему размещения подлежат включению торговые объекты: размещаемые на фактически свободных и не обремененных правами третьих лиц земельных участках: размещенные на земельных участках и включенные в ранее утвержденные адресные программы размещения объектов потребительского рынка, размещенные на земельных участках и включенные в ранее утвержденные адресные программы объектов мелкорозничной торговли, используемых для реализации периодической печатной продукции (пункт 1.4); перечень торговых объектов, не подлежащих включению в схему определен в пункте 1.5 Порядка, при этом требования, установленные в абзацах втором, третьем, четвертом, шестом и восьмом пункта 1.5 Порядка, до 31.12.2019 не распространяются на торговые объекты, размещенные на земельных участках, включенных по состоянию на 27.09.2012 в адресную программу размещения временных некапитальных объектов потребительского рынка, утвержденную распоряжением Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли от 29.11.2010 N 1623-р.
Пунктом 16 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 N 1045 установлено, что до утверждения схемы размещения НТО на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, размещение временных (некапитальных) объектов потребительского рынка на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии с адресной программой размещения объектов потребительского рынка, адресной программой объектов мелкорозничной торговли, используемых для реализации периодической печатной продукции, утвержденными до вступления в силу настоящего постановления.
Таким образом, для размещения НТО на землях, находящихся в собственности Санкт-Петербурга и землях, государственная собственность на которые не разграничена, действующим в соответствующие периоды законодательством помимо включения такого НТО в схему размещения (адресную программу) было необходимо также наличие договора аренды или договора на право размещения НТО, в связи с чем само по себе указание в схеме размещения места возможного размещения торгового объекта не влечет нарушения прав истца, равно как и исключение НТО из указанной схемы при наличии действующего договора не повлечет восстановление прав истца.
В силу части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ внесение в схему размещения НТО изменений не может служить основанием для пересмотра мест размещения НТО, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Материалами дела подтверждается, что эксплуатация НТО на земельных участках с кадастровыми номерами 78:31:1496:1005, 78:31:1496:1007 началась 18.06.2009 и 13.01.2011 соответственно.
Действующее законодательство не предусматривает право лица, не являющегося стороной договора, обращаться с требованием о его расторжении.
Как следует из искового заявления и письменных пояснений истца, истец связывает нарушение своих прав с размещением ООО "Орбита" и ООО "Союз" принадлежащих им НТО вплотную к фасаду здания, в результате чего закрыта большая часть окна помещения 23-Н.
Таким образом, нарушение связано не с включением в схему размещения НТО этих НТО, а с установкой НТО с нарушением санитарно-эпидемиологических, противопожарных норм и правил по отношению к зданию по Невскому пр., д. 120, однако требование к ООО "Орбита" и ООО "Союз" о переносе НТО истец в рамках настоящего дела не предъявлял.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права.
Кроме того, как установлено судом первой инстанции, в отношении земельного участка с кадастровым номером 78:31:0001496:1004 арендные отношения прекращены, НТО, расположенный на этом земельном участке распоряжением Комитета от 10.07.2019 N 4087-р исключен из Схемы размещения.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.01.2020 по делу N А56-73808/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Цветкова Андрея Борисовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Изотова |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-73808/2019
Истец: ИП Цветков Андрей Борисович
Ответчик: КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга, ООО "Союзпечать"
Третье лицо: Комитет по энергетике и инженерному обеспечению, ООО "Орбита", ООО "Союз"