Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 14 августа 2020 г. N Ф05-11780/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
19 мая 2020 г. |
Дело N А40-329788/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Т.Б.Красновой
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу ГУ МРО ФСС РФ филиал N 13 на Решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.03.2020 по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А40-329788/19,
по заявлению ООО "ДЕМОНТАЖЭКСПЕРТ"
к ГУ МРО ФСС РФ филиал N 13
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
ООО "ДемонтажЭксперт" (далее - заявитель, страхователь, Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Государственному учреждению - Московскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 13) (далее - ответчик, Фонд, ГУ МРО ФСС (филиал N 13)) о признании недействительным решения N 72 от 18.10.2019 и об обязании выделить средства на возмещение расходов для выплаты страхового обеспечения в размере 51 747 руб.
Решением суда от 03.03.2020 (резолютивная часть подписана 11.02.2020) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Фонд обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой в которой просил его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон.
Изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению в связи со следующим.
18.10.2019 ГУ МРО ФСС (филиал N 13) было принято решение N 72 об отказе заявителю в выделении средств на возмещение расходов страхователя для выплаты социального обеспечения в сумме 51 747 руб. в связи с выявленной ошибкой в представленном листке нетрудоспособности.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт наступления страхового случая и факт выплаты организацией пособия застрахованному лицу подтвержден материалами дела и не оспаривается, а также из того, что у страхователей отсутствует право на взыскание сумм расходов на страховое обеспечение по ошибочно заполненным больничным с медицинских учреждений.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на необоснованность выводов суда, полагает, что оспариваемое решение не лишает страхователя права на повторное обращение в Фонд с заявлением на выделение средств на выплату страхового обеспечения после внесения исправлений (получения от застрахованного лица) в листок нетрудоспособности.
Заявитель в материалы настоящего дела отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Из материалов дела следует, что 31.07.2019 Общество обратилось в Фонд с заявлением о выделении необходимых средств, на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Т.И. Ивановой в размере 57 619 рублей.
На основании представленных к заявлению документов Фондом проведена камеральная проверка, по результатам которой составлен Акт камеральной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 13.09.2019 N 1647.
Проверкой установлено, что пособие по беременности и родам в сумме 51 747 рублей выплачено Т.И. Ивановой по листку нетрудоспособности N 323 471 088 097, выданному с нарушением пункта 46 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 г. N 624н, а именно листок выдан на 141 день.
В соответствии с пунктом 46 Порядка выдачи листков нетрудоспособности листок нетрудоспособности выдается единовременно на 140 дней.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов.
На основании Акта от 13.09.19 N 1647 камеральной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 18.10.19 Фондом было принято решение N 72 об отказе в выделении средств на возмещение расходов страхователя для выплаты социального обеспечения.
При этом, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ошибка в листке нетрудоспособности N 323 471 088 097 на имя Ивановой Т.И. была выявлена Обществом до обращения в Фонд за возмещением. 17.05.2019 Общество обратилось в ГБУЗ городскую клиническую больницу им. Виноградова ДМЗ с просьбой заменить листок нетрудоспособности N 323 471 088 097 на корректировочный.
28.05.2019 Обществу было отказано, поскольку по листку нетрудоспособности N 323 471 088 097 уже были произведены выплаты.
Заявитель обратился в Фонд с просьбой провести проверку правильности оформления и обоснованности выдачи указанного листка нетрудоспособности.
30.07.2019 от ГУ МРО ФСС РФ (филиал N 25) на электронную почту Общества был направлен ответ о том, что сроки регламента по ответу на запрос нарушены, листок нетрудоспособности выдан с нарушением пункта 46 Порядка выдачи листков нетрудоспособности N 624н.
Обществом был собран пакет документов с приложением отказа в выдаче корректировочного листка нетрудоспособности и ответа ГУ МРО ФСС (филиал N 25) и передан в ГУ МРО ФСС (филиал N 13) на возмещение расходов по страхованию. В ответ на обращение, Обществу было отказано оспариваемым Решением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страхователь обязан выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.
В соответствии со статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государство тем самым принимает на себя обязательства по созданию для соответствующих категорий граждан надлежащих условий жизнеобеспечения, в том числе путем предоставления для этого необходимых денежных средств.
На основании статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ и пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 4.1. Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что страхователь обязан в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
Согласно части 4 статьи 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Частью 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, Фондом социального страхования Российской Федерации, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, трудовые отношения между Работодателем (Обществом) и Работником (Т.И. Ивановой) оформлены трудовым договором.
Фондом социального страхования факт наступления страхового случая и факт выплаты организацией пособия застрахованному лицу не оспаривается.
Нарушение при оформлении листка нетрудоспособности N 323 471 088 097 допущено не Обществом, а медицинским учреждением, является незначительным и носит устранимый характер.
Доказательств того, что недостатки в оформлении листка нетрудоспособности влияют на данные, имеющие существенное значение для принятия к зачету расходов по обязательному социальному страхованию, органом фонда социального страхования в материалы дела не представлено.
В Постановлении от 11.12.2012 N 10605/12 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями законодательства не могут быть возложены на страхователя.
В силу пункта 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ органы Фонда социального страхования Российской Федерации наделены правом предъявлять иски непосредственно к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листов нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен.
На основании вышеизложенного вывод суда первой инстанции о признании решения от 18.10.2019 г. N 72 недействительным и обязании ГУ МРО ФСС (филиал N 13) выделить Обществу средства на возмещение расходов для выплаты страхового обеспечения в размере 51 747 руб. является правильным.
Доводы жалобы о неправомерном отнесении на Фонд расходов по уплате 2 070 рублей государственной пошлины подлежат отклонению, поскольку в рассматриваемом случае между сторонами судебного разбирательства возникли отношения по распределению судебных расходов. При этом на органы государственной власти возлагается обязанность по возмещению расходов по уплате государственной пошлины по общим правилам, предусмотренным статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах").
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм права, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда. Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционным судом не усматривается.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.03.2020 по делу N А40-329788/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-329788/2019
Истец: ООО ДемонтажЭксперт
Ответчик: ГУ МРО ФСС РФ ФИЛИАЛ N13