г. Москва |
|
19 мая 2020 г. |
Дело N А40-271637/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Т.В.Захаровой,
без вызова сторон рассмотрев апелляционную жалобу жалобы Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31 декабря 2019 года, принятое судьей Е.А. Хайло, в порядке упрощенного производства по делу N А40-271637/19,
по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Проектно-строительное предприятие "Кимовскгазстрой" (ОГРН 1027100975967)
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295)
о взыскании пени,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Проектно-строительное предприятие "Кимовскгазстрой" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании 194 403 руб. 00 коп.- пени за просрочку доставки груза.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 15.10.2019 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.12.2019 исковые требования удовлетворены частично, в сумме 136 082 руб. 10 коп., в остальной части в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшийся по делу судебный акт отменить, принять новый судебный акт в соответствии с действующей редакцией ст. 97 УЖД РФ.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно проверив в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого по делу решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда от 31.12.2019 подлежит изменению на основании следующего.
Как усматривается из материалов дела, между ООО ПСП "Кимовскгазстрой" и поставщиками сжиженного углеводородного газа (далее - СУГ) заключены Договоры на поставку СУГ в адрес ООО ПСП "Кимовскгазстрой". Поставка СУГ в адрес ООО ПСП "Кимовскгазстрой" осуществляется железнодорожным транспортом ОАО "РЖД" в вагонах-цистернах грузоотправителями ООО "Газпромтранс" и ООО "Нефтехимическая транспортная компания ".
В период с 03.09.2019 по 17.09.2019 г. ОАО "РЖД" в лице филиала -Центра фирменного транспортного обслуживания (Московского территориального центра фирменного транспортного обслуживания) было допущено несоблюдение сроков доставки грузов до станции назначения.
В силу пункта 2 статьи 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами или кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии сними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяется соглашением сторон, если Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии со статьей 785 ГК РФ, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Согласно статье 792 ГК РФ, перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таковых сроков в разумный срок.
В силу статьи 793 ГК РФ за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно статье 25 Устава железнодорожного транспорта при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза, составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
В соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики.
Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 Устав железнодорожного транспорта случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.
Согласно Расчету Истца размер пени за просрочку доставки вагонов в сентябре 2019 г. г. составил 194 403 рубля, пени определялись истцом в размере 9% от платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов.
Поскольку сроки доставки грузов ответчиком нарушены, истцом 16.09.2019 г. и 20.09.2019 г. были направлены претензии N 118 и N 123 с требованием об оплате пени за нарушение срока доставки грузов в соответствии со статьей 120 Устава железнодорожного транспорта, а поскольку претензии не были удовлетворены, последовало обращение истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению, однако, применив ст. 333 ГК РФ, взыскал с ответчика в пользу истца пени в сумме 136 082 руб. 10 коп.
Вместе с тем, судом первой инстанции применена не действующая редакция ст. 97 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10 января 2003 года N 18-ФЗ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.08.2019 N 266-ФЗ "О внесении изменения в статью 97 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" внесены в часть первую статьи 97 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" изменения.
В силу части 1 ст. 97 Устава, в редакции, вступившей в силу 02.08.2019 г., пени за просрочку доставки уплачиваются в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров).
Согласно ст. 2 ФЗ "О внесении изменения в статью 97 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 02.08.2019 N 266-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Текст данного закона был опубликован на официальный интернет-портал правовой информации http://www.prayo.gov.ru, 02.08.2019.
Из расчета суммы пени истца и контррасчета ответчика усматривается, что груз, прибывший с просрочкой доставки, был принят к перевозке (23.08.2019 г.) после вступления в силу изменений в ст. 97 Устава.
Следовательно, к правоотношениям сторон подлежит применению ст. 97 УЖД РФ в редакции, вступившей в силу 02.08.2019 г.
На основании вышеизложенного, довод заявителя апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции неправомерно взысканы пени за просрочку доставки груза из расчета 9% за день просрочки, является обоснованным.
В соответствии с контррасчетом ответчика, истцом излишне предъявлена сумма пени в размере 64 801 руб. 32 коп.
Таким образом, сумма пени, обоснованно предъявленная истцом, составляет 129 601 руб. 68 коп., а с учетом применения ст. 333 ГК РФ, сумма пени, подлежащая взысканию с ответчика составит 71 280 руб. 78 коп. (136 082 руб. 10 коп. - 64 801 руб. 32 коп.).
Согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
При данных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению, в удовлетворении исковых требований в сумме 64 801 руб. 32 коп. следует отказать.
Государственная пошлина по иску и апелляционной жалобы подлежит распределению в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
С учетом пропорционального распределения расходов по госпошлине, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина в сумме 4 555 руб., с истца в пользу ответчика подлежит взысканию госпошлина по апелляционной жалобе в сумме 3000 руб., с учетом произведенного судом зачет встречных обязательств сторон по госпошлине, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма 1 555 руб. 00 коп. в возмещение расходов по госпошлине.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271, 272.1 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31 декабря 2020 года по делу N А40-271637/19 изменить.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Проектно-строительное предприятие "Кимовскгазстрой" (ОГРН 1027100975967) 71 280 (семьдесят одна тысяча двести восемьдесят) руб. 78 коп. - пени, 1 555 (одна тысяча пятьсот пятьдесят пять) руб. 00 коп. - в возмещение расходов по госпошлине.
В остальной части в иске отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В.Захарова. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-271637/2019
Истец: ООО ПРОЕКТНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "КИМОВСКГАЗСТРОЙ"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги"