город Ростов-на-Дону |
|
30 января 2024 г. |
дело N А32-20353/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Емельянова Д.В., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матиняном С.А.
при участии:
от ООО "Строительная корпорация ЕСК": представитель Фендриков А.Б. по доверенности от 14.04.2023;
остальные лица, участвующие в деле, представителей не направили, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительная корпорация ЕСК" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.11.2023 по делу N А32-20353/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительная корпорация ЕСК" (ОГРН: 1072310004590, ИНН: 2310123038) к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (ОГРН: 1022301228399, ИНН: 2308077553) при участии третьих лиц: администрация Краснодарского края, администрация муниципального образования Мостовской район о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Строительная корпорация ЕСК" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконными решение (приказ) департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.03.2023 N 601 об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером 23:20:1005001:1587 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения; обязании в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу, подготовить и передать главе администрации (губернатору) Краснодарского края проект нормативного акта в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:20:1005001:1587 о переводе земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Краснодарского края, администрация муниципального образования Мостовской район.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.11.2023 в удовлетворении заявления отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе общество просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. Общество настаивает на обоснованности заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация Краснодарского края просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество на основании договора аренды земельного участка государственной собственности сельскохозяйственного назначения от 21.03.2022 N 0000008428, договора о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды от 27.04.2022, дополнительного соглашения от 30.05.2022 к договору о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды, является арендатором земельного участка площадью 101 267+/- 2784 кв.м, с кадастровым номером 23:20:1005001:1587, категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Мостовской район, в границах ААП "Переправное", секция N 11.
Спорный земельный участок находится в собственности Краснодарского края.
На основании Приказа от 31.12.2008 N 318 департамента строительства Краснодарского края обществу предоставлено право пользования недрами с целью геологического изучения (поиска, разведка) и добычи песчано-гравийной смеси на Переправненском участке.
Обществу выдана лицензия на право пользования недрами от 08.05.2009 серии КРД N 80143 ТР, с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение (поиски, разведка) и добыча песчано-гравийной смеси на Переправненском участке на участке недр, расположенном в 2,7 - 7,1 км к юго-востоку от пос. Мостовской Мостовского района (зарегистрированная 08.05.2009 за N 143).
08.05.2009 между департаментом строительства Краснодарского края и обществом заключено лицензионное соглашение об условиях пользования недрами с целью геологического изучения (поиски, разведка) и добычи песчано-гравийной смеси на Переправненском участке (приложение N 1 к лицензии на право пользования недрами от 08.05.2009 серии КРД N 80143 ТР).
14 марта 2011 года Северо-Кавказским управлением Федеральной службы экологическому, технологическому и атомному надзору обществу выдан Горноотводный акт от 14.03.2011 к лицензии на право пользования недрами от 08.05.2009 серии КРД N 80143 ТР, сроком действия до 08.05.2029.
16 января 2023 года заявитель обратился в департамент с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером 23:20:1005001:1587 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (подвид - земли промышленности).
Приказом от 22.03.2023 N 601 департамент отказ в переводе земельного участка с кадастровым номером 23:20:1005001:1587 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (подвид - земли промышленности).
Отказ мотивирован отсутствием согласованного с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора добычи песка и гравия с обоснованием гидрологических расчетов отсутствия ухудшения качества воды в створе водозабора.
Указывая на то, что отказ в переводе земельного участка с кадастровым номером 23:20:1005001:1587 из состава земель одной категории в другую является незаконным, нарушающим права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в суд с настоящим заявлением
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса установлено, что удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а его или должностного лица решения, действия (бездействия) - незаконным (далее - оспариваемые акты, органы) возможно при установлении несоответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200). Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы (статья 65, часть 5 статьи 200).
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) полномочиями по переводу находящихся в частной собственности земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, в другую категорию наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 4 пункта 1 статьи 8).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
По результатам рассмотрения ходатайства уполномоченным органом принимается акт о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, который может быть обжалован в суд (части 4, 8 статьи 3 Закона N 172-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:
1) с консервацией земель;
2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;
3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;
4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи;
5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;
6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;
7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;
8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;
9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
Согласно информации, представленной администрацией муниципального образования Мостовский район от 01.02.2023 N 01-483/23, земельный участок с кадастровым номером 23:20:1005001Л587 расположен в границах зон с особыми условиями использования территории: 1) зона санитарной охраны 3 пояса поверхностного источника водозабора; 2) граница 2 пояса зоны санитарной охраны поверхностного источника водозабора граница 2 пояса зоны санитарной охраны поверхностного источника водозабора
Как следует из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 23:20:1005001:1587 расположен в зоне санитарной охраны 3 пояса поверхностного источника водозабора и в границах 2 пояса зоны санитарной охраны поверхностного источника водозабора.
Частью 2 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что в целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно статье 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о ЗСО источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации. Подпунктом 3.3.2.4. пункта 3.3.2. раздела 3.3. "Мероприятия на территории ЗСО поверхностных источников водоснабжения" Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10 (далее - Санитарные правила), установлено, что все работы, в том числе добыча песка, гравия, донноуглубительные, в пределах акватории ЗСО допускаются по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора лишь при обосновании гидрологическими расчетами отсутствия ухудшения качества воды в створе водозабора.
Таким образом, СанПин 2.1.4.1110-02 предусмотрена возможность осуществления любых видов работ в ЗСО при получении пользователем необходимого согласования.
Верховный Суд Российской Федерации в своем решении от 24.01.2022 N АКПИ21-948 указал, что согласно части 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются ЗСО в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В ЗСО источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены унитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о унитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Санитарные правила определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации ЗСО источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (пункт 1.2). Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 1.3). Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (пункт 1.4).
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (пункт 1.13 Санитарных правил).
Пунктом 1.17 Санитарных правил установлено, что отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых Санитарными правилами.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 23:20:1005001:1587 расположен в зоне санитарной охраны 3 пояса поверхностного источника водозабора и в границах 2 пояса зоны санитарной охраны поверхностного источника водозабора, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления общества.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для несогласия с выводами суда первой инстанции.
Апелляционная коллегия считает, что в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, размер государственной пошлины составляет для юридических лиц 3 000 рублей.
В пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" разъяснено, что при обжаловании судебных актов по таким делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанного размера.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.11.2023 по делу N А32-20353/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Строительная корпорация ЕСК" (ОГРН: 1072310004590, ИНН: 2310123038) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб., уплаченную по платежному поручению N 255 от 22.11.2023.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-20353/2023
Истец: ООО "Строительная корпорация ЕСК", ООО СК ЕСК
Ответчик: Департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: администрация Краснодарского края, Администрация МО Мостовской район, Администрация муниципального образования Мостовской район