Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 5 октября 2020 г. N Ф05-15281/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
21 мая 2020 г. |
Дело N А41-78200/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания Искендеровой Я.Г.,
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственность "АВЕСТА" (ИНН: 7734392900; ОГРН: 5167746236785) - представитель не явился, извещен,
от заинтересованного лица Управления Росреестра по Московской области (ИНН: 7727270299; ОГРН: 1047727043561) - Дудкина О.В. представитель по доверенности от 27.12.2019 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии на решение Арбитражного суда Московской области от 20 января 2020 года по делу N А41- 78200/19, по заявлению Общества с ограниченной ответственность "АВЕСТА" к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственность "АВЕСТА" (далее - ООО "АВЕСТА", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением Управлению Росреестра по Московской области (далее - Управление, заинтересованное лицо) о признании решения Управления Росреестра по Московской области от 16.07.2019 N 50-0- 1-259/3001/2019-10383, 50-50/004-50/004/008/2019-12195 незаконным, об обязании Управление Росреестра по Московской области в 10-дневный срок со дня вступления судебного акта в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Авеста в установленном законом порядке и осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на объект капитального строительства на основании документов, представленных по заявлению N 50-0-1-259/3001/2019-10383, 50-50/004- 50/004/008/2019-12195 (с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 января 2020 года заявленные требования удовлетворены (л.д. 146-147).
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Росреестра по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Представитель Управления Росреестра поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 01.04.2019 года ООО "АВЕСТА" обратилось в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации права на объект нежилое здание, общей площадью 159,9 кв.м, адрес места нахождения: Московская область, Дмитровский муниципальный район, городское поселение Дмитров, деревня Подмошье (заявление о кадастровом учете N 50-0-1-259/3001/2019-10383, о государственной регистрации права N 50-50/004-50/004/008/2019-12195) через МФЦ "Дмитровский", к заявлению приложены документы по перечню: доверенность на представителя Общества, заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества, технический план здания на оптическом компакт-диске, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, разрешение на строительство объекта, платежное поручение на оплату государственной пошлины за регистрацию права.
16.04.2019 заявителем получено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, в котором регистрирующий орган указал на недостатки, препятствующие проведению кадастрового учета объекта.
16.07.2019 Управлением Росреестра по Московской области вынесено решение N 50-0-1-259/3001/2019-10383, 50-50/004-50/004/008/2019-12195 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект капитального строительства.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд.
Оценив доводы заявителя апелляционной жалобы и проверив их обоснованность, апелляционный суд считает их несостоятельными в связи со следующим.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).
Отказывая в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект капитального строительства, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области указало, что при проведении правой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов установлено, что представленный заявителем технический план не соответствует требованиям действующего законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 29 Закона о недвижимости при поступлении документов для проведения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.
В силу ч. 1 ст. 24 закона N 218-ФЗ, технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
В техническом плане указываются сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства, едином недвижимом комплексе, необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости (ч. 2 ст. 24).
В соответствии с п. п. 5, 7 ст. 26 закона N 218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (ст. 27 закона N 218-ФЗ).
Между тем, в уведомлении о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности заинтересованное лицо перечислило многочисленные требования к техническому плану, установленные приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953, однако не было указано, какой из документов технического плана не соответствует конкретному требованию.
В соответствии с ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ (в ред. от 28.02.2018 г.) "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Технический план, подготовленный кадастровым инженером и приложенный к заявлениям, включает в себя в качестве приложения документы на земельный участок с кадастровым номером 50:04:0130502:99, по адресу:, Московская область, Дмитровский район, г/п Дмитров, в районе д. Подмошье, подтверждающие наличие у заявителя ООО "Авеста" соответствующих прав землю.
С заявлениями о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в Управление Росреестра по Московской области представлено Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 17.12.2014 N RU50520000-332, подтверждающее факт окончания строительства здания и ввод его в эксплуатацию.
Как следует из оспариваемого решения к оформлению этих документов (документы на землю и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию) у регистратора нет никаких замечаний. Перечисление заинтересованным лицом нормативных требований к техническому плану, без указания на конкретные нарушения, нельзя считать законным и обоснованным основанием для отказа в совершении оспариваемых действий.
При таких обстоятельствах апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение не соответствует положениям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем, подлежит признанию незаконным в судебном порядке.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 января 2020 года по делу N А41-78200/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-78200/2019
Истец: ООО "АВЕСТА"
Ответчик: Межмуниципальный отдел по городу Лобне и Дмитровскому району Федерального Управления Государственной Регистрации Кадастра и Картографии по Московской области
Третье лицо: Межмуниципальный отдел по городу Лобне и Дмитровскому району Федерального Управления Государственной Регистрации Кадастра и Картографии по Московской области, УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
05.10.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15281/20
21.05.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5535/20
20.01.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-78200/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-78200/19
15.10.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-78200/19