Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 10 сентября 2020 г. N Ф06-64763/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
21 мая 2020 г. |
Дело N А06-7031/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "15" мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "21" мая 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С. А. Жаткиной,
судей О. И. Антоновой, Т. В. Волковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е. Т. Коновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "База Единой логистики и реализации обработанного сертифицированного леса 1" и открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 31 января 2020 года по делу N А06-7031/2019
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к обществу с ограниченной ответственностью "База единой логистики и реализации обработанного сертифицированного леса 1" (ИНН 3019009877, ОГРН 1133019003864)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Вудсмит"
о взыскании неустойки в связи с несоответствием сведений о массе груза сведениям, указанным в ж.д. накладной, в размере 287 725 руб.,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Астраханской области обратилось открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "База единой логистики и реализации обработанного сертифицированного леса 1" (далее - ООО "Белрослес 1", ответчик) о взыскании неустойки в связи с несоответствием сведений о массе груза сведениям, указанным в ж.д. накладной, в размере 287725 руб.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 31 января 2020 года по делу N А06-7031/2019 исковые требования удовлетворены частично.
С ООО "Белрослес 1" в пользу ОАО "РЖД" взыскана неустойка в размере 115 090 руб., судебные расходы в сумме 8 755 руб.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "Белрослес 1" и ОАО "РЖД" обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Истец полагает, что судом необоснованно снижен размер неустойки.
Ответчик в апелляционной жалобе указывает на то, что к погрузке вагона он отношения не имел, вес груза рассчитал перевозчик.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного рассмотрения извещены надлежащим образом в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
От ОАО "РЖД" поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства по апелляционной жалобе, мотивированное невозможностью участия в процессе.
В соответствии со статьёй 158 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если лицо, участвующее в деле и извещённое надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными (часть 4 указанной статьи).
Суд апелляционной инстанции считает, что отложение рассмотрения дела является не обязанностью, а правом суда, предоставленным законодательством для обеспечения возможности полного и всестороннего рассмотрения дела. Заявителем не указано на представление дополнительных доказательств по делу. При этом положенные в обоснование заявленного стороной ходатайства об отложении рассмотрения дела доводы оцениваются судом с точки зрения необходимости и уважительности.
Рассмотрев заявленное ходатайство, с учетом представленных в материалы дела доказательств, судебная коллегия не находит оснований для его удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 19.03.2019 на станции Жлобин БЕЛ ж.д. был принят к перевозке от отправителя ООО "Вудсмит" груз "лесоматериалы распиленные или расколотые вдоль" в вагоне N 62665237 по отправке N22262238 назначением на станцию Катум ПРВ ж.д. в адрес грузополучателя ООО "Белрослес 1".
Согласно графе 23 транспортной железнодорожной накладной N 22262238 в качестве плательщика указано ООО "Белрослес 1".
На основании статьи 23 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее - СМГС) в пути следования 25 марта 2019 года на станции Кочетовка 1 ЮВС была проведена контрольная перевеска вагона N 62665237, следовавшего по накладной 22262238.
При контрольной перевеске вагона на электронных тензометрических вагонных весах "ВТВ-Д" в движении станции Кочетовка 1 (учетный N 0470320, дата последней поверки 28.04.2018, свидетельство о поверке NММ-00016 от 18.06.2018, предельная погрешность +/- 1%.) выявлено: вес брутто -77550 кг, тара (с бруса) - 24 000 кг, вес нетто- 53550 кг. По документу значится вес брутто - 64000 кг, тара -24 000 кг, вес нетто- 40000 кг. Грузоподъемность вагона 69,5 т.
Излишек массы сверх указанной в накладной с учетом рекомендаций МИ 3115-2008 "Государственная система обеспечения единства измерений. Масса грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Измерения и учет массы груза при взаиморасчетах между грузоотправителем и грузополучателем" (утв. ФГУП "ВНИИМС" 30.05.2008) составил 12 230 кг.
В соответствии с п.1 параграфом 1 ст.29 СМГС перевозчик составляет коммерческий акт, если при проверке груза во время его перевозки или выдачи констатирует несоответствие массы груза сведениям, указанным в накладной.
На станции Кочетовка 1 ЮВС ж.д. был оформлен коммерческий акт от 25.03.2019 N ЮВС1809290/4 по факту несоответствия сведений о массе груза сведениям, указанным в ж.д. накладной, а также составлены акты общей формы N60000-2-П7717 от 24.03.2019 и N 17/58 от 25.03.2019.
Согласно прилагаемым расчетам провозная плата за перевозку груза массой 40000 кг (масса по документу) составляет 66 481,20 руб., за перевозку груза массой 52230 кг (фактическая масса с учетом погрешности) - 69054 руб.
Поскольку фактическая масса груза в вагоне превысила заявленную в перевозочных документах, ОАО "РЖД" направило претензию с требованием об уплате неустойки.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком в добровольном порядке указанной претензии, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 784, 785, п. 1 ст. 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также ст. 23 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта), в силу которой погрузка грузов, грузобагажа в вагоны, контейнеры осуществляется исходя из технических норм их погрузки, установленных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, но не должна превышать грузоподъемность вагонов, контейнеров согласно указанным на них трафаретам.
Перевозчик имеет право проверять достоверность массы груза, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных, заявленных на перевозку грузобагажа (ст. 27 Устава железнодорожного транспорта).
В ст. 102 Устава железнодорожного транспорта предусмотрено, что за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера грузоотправитель (отправитель) уплачивает перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза (грузобагажа).
Поскольку спорные правоотношения сторон возникли в связи с осуществлением железнодорожной грузовой перевозки от станции отправления на территории Республики Беларусь до станции назначения на территории Российской Федерации, то в данном случае подлежат применению нормы Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении, в редакции, действовавшей в спорный период, участниками которого являются Российская Федерация и Республики Беларусь.
Согласно параграфу 1 статьи 2 СМГС перевозка грузов между странами-участницами производится на условиях Соглашения, которое применяется ко всем перевозкам грузов в прямом международном железнодорожном грузовом сообщении между станциями, указанными в параграфе 2 статьи 3, по накладным СМГС и только по сети железных дорог - участниц соглашения. При этом СМГС имеет обязательную силу для железных дорог отправителей и получателей грузов.
В соответствии с параграфом 1 статьи 16 СМГС отправитель обеспечивает правильность сведений и заявлений, указанных им в накладной, и несет ответственность за все последствия от неправильного, неточного или неполного указания этих сведений и заявлений, а также от их внесения в несоответствующую графу накладной.
Параграфом 3 статьи 16 СМГС установлено, что отправитель уплачивает перевозчику неустойку, если после заключения договора перевозки перевозчик обнаруживает неправильность, неточность или неполноту указанных отправителем в накладной сведений и заявлений и при этом устанавливает, в частности, что при погрузке груза отправителем был допущен перегруз вагона сверх его грузоподъемности; занижен размер провозных платежей; возникли обстоятельства, угрожающие безопасности движения.
Неустойка по п. п. 1, 2, 4, 5 настоящего параграфа взыскивается в соответствии с предписаниями ст. 31 "Уплата провозных платежей и неустоек" в пятикратном размере провозной платы, причитающейся перевозчику, обнаружившему такое нарушение, а неустойка по п. 3 - в пятикратном размере провозной платы за перевозку излишка массы груза, причитающейся перевозчику, обнаружившему этот излишек.
Указанные неустойки перевозчик вправе взыскивать независимо от возмещения возможного ущерба и других неустоек, уплачиваемых отправителем или получателем в соответствии с условиями СМГС.
В силу ст. 5 СМГС при отсутствии соответствующих положений в настоящем Соглашении применяется национальное законодательство той Стороны, в которой правомочное лицо реализует свои права.
В соответствии со ст. 98 Устава железнодорожного транспорта за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.
Статьей 102 Устава железнодорожного транспорта установлено, что за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера грузоотправитель (отправитель) уплачивает перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза (грузобагажа). Порядок оформления и взыскания штрафов устанавливается Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом и правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
Пунктом 6 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 43 (далее - Правила N 43), предусмотрено, что в соответствии со ст. 98 Устава железнодорожного транспорта за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов, грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.
При обнаружении перечисленных обстоятельств перевозчиком составляется акт общей формы и коммерческий акт в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. На основании этих актов начисляется сумма штрафа и направляется уведомление в адрес грузоотправителя об уплате штрафа.
Пунктом 10 Правил N 43 предусмотрено, что в соответствии со ст. 102 Устава железнодорожного транспорта за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера грузоотправитель (отправитель) уплачивает перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза (грузобагажа).
При обнаружении превышения грузоподъемности перевозчиком составляется акт общей формы на проверку массы груза, при необходимости коммерческий акт о несоответствии массы груза в вагоне, контейнере данным, указанным в перевозочном документе, с учетом погрешности весоизмерительных приборов.
В силу ст. 119 Устава железнодорожного транспорта обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности грузоотправителя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Коммерческий акт составляется для удостоверения, в том числе несоответствия наименования, массы, количества мест груза, багажа, грузобагажа данным, указанным в перевозочном документе.
Факт превышения грузоподъемности вагона документально подтвержден в соответствии с требованиями пункта 10 Правил N 43 составлением акта общей формы и коммерческого акта с учетом погрешности весоизмерительных приборов.
Оценив все представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу, что ООО "Белрослес 1" допущено несоответствие сведений о массе груза сведениям, указанным в железнодорожной накладной.
Установив наличие достаточных доказательств допущенного ответчиком перегруза вагона и занижения размера провозных платежей, суд обоснованно удовлетворили исковые требования истца о взыскании неустойки, расчет которой судами проверен и признан верным.
Довод ответчика о том, что загрузку осуществлял перевозчик, отклоняется судебной коллегией, поскольку обязанность взвешивать товар при погрузке на перевозчика не возлагалась; имеющимися в деле доказательствами не подтверждается наличие у перевозчика фактической возможности проверить соответствие веса товара сведениям, содержащимся в документах.
Кроме того, факт уплаты провозных платежей, на что ссылается ответчик в своей апелляционной жалобе, правового значения для начисления неустойки не имеет.
Согласно статьей 31 СМГС если соглашением между участниками перевозки не предусмотрено иное, уплата провозных платежей является обязанностью:
1) отправителя - участвующим в перевозке груза перевозчикам, за исключением перевозчика, выдающего груз, за осуществляемую им перевозку;
2) получателя - перевозчику, выдающему груз, за осуществляемую перевозку. В отношении неустоек действует такой же порядок.
Таким образом, ответчик является ответственным лицом в рассматриваемых правоотношениях.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции ответчиком было заявлено о снижении неустойки по правилам статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 333 ГК РФ, суд по заявлению ответчика вправе уменьшить неустойку, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
Согласно пункту 2 названной статьи уменьшение неустойки, определенной договором и подлежащей уплате лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, допускается в исключительных случаях.
Неустойку, подлежащую взысканию, следует рассматривать как разновидность ответственности за нарушение гражданско-правового обязательства.
В соответствии с пунктом 71 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
Согласно пункту 73 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика.
Судом первой инстанции рассмотрено и удовлетворено ходатайство ответчика о снижении размера неустойки в силу статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд счел возможным снизить ее до суммы 115 090 руб.
С учетом заявленного ответчиком ходатайства о снижении размера неустойки и обоснованного его удовлетворения судом первой инстанции итоговая сумма неустойки, взысканная Арбитражным судом Астраханской области, по мнению суда апелляционной инстанции, является соразмерной допущенному нарушению и изменению не подлежит.
В этой связи, апелляционная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы ОАО "РЖД".
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 31 января 2020 года по делу N А06-7031/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С. А. Жаткина |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-7031/2019
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО "Белрослес 1"
Третье лицо: ООО "Вудсмит", Экономический суд Могилевской области, Экономический суд г.Минска