Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 7 сентября 2020 г. N Ф06-64947/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
22 мая 2020 г. |
Дело N А57-11982/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Акимовой М.А., Землянниковой В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Половниковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Прокуратуры Саратовской области и Администрации Петровского муниципального района Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 24 января 2020 года по делу N А57-11982/2019 (судья А.И. Михайлова)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шумейковский ДОК", (413161, Саратовская область, район Энгельсский, село Шумейка, ИНН 6449032270, ОГРН 1026401979053)
о признании недействительным постановления Администрации Петровского муниципального района Саратовской области от 18.02.2019 г. N 183-П,
заинтересованные лица:
Администрация Петровского муниципального района Саратовской области, (412540 Саратовская область, город Петровск, улица Панфилова, 55, ИНН 6444003861, ОГРН 1026401826615),
Петровская межрайонная прокуратура Саратовской области (Саратовская область, г. Петровск),
Управление по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области (410056, Саратовская область, город Саратов, улица им. Мичурина И.В., дом 86, ИНН 6454104918, ОГРН 1156451024180),
Министерство культуры Российской Федерации (125009, Москва город, переулок Гнездниковский М., дом 7/6, строение 1,2, ИНН 7705851331, ОГРН 1087746878295)
Министерство культуры Саратовской области (г. Саратов),
Прокуратура Саратовской области (410002, Саратовская область, город Саратов, улица им Е.Ф. Григорьева, 33/39, ИНН 6450014678, ОГРН 1026402204619),
Общество с ограниченной ответственностью "СОЮЗ" ПИК" (413100, Саратовская область, город Энгельс, улица Нестерова, 100, ОГРН 1036404911091, ИНН 6449968214),
при участии в судебном заседании:
представителя Прокуратуры Саратовской области, Петровской межрайонной прокуратуры Саратовской области - Кольцов Н.Н. (представлено служебное удостоверение),
представителя Администрации Петровского муниципального района Саратовской области - Назаркина И.А., действующего на основании доверенности от 08.11.2019, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
представителя общества с ограниченной ответственностью "Шумейковский ДОК" - Гуш В.Ю., действующей на основании доверенности от 24.01.2020, представлен диплом о высшем юридическом образовании, директора Общества - Бурмистрова И.Н. (представлен паспорт),
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Шумейковский ДОК" (далее - ООО "Шумейковский ДОК", общество, заявитель) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным постановления Администрации Петровского муниципального района Саратовской области (далее - Администрация) от 18.02.2019 г. N 183-П об отмене выданного администрацией Петровского муниципального района Саратовской области разрешения на строительство от 19.11.2018 г. N RU64525101-121-2018 для строительства многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенным магазином по адресу: Саратовская область, г.Петровск, ул. Московская, земельный участок 100а; об исключении из реестра объекта культурного наследия Мост Железнодорожный через р. Медведица, 1901 г.
До рассмотрения дела по существу и принятия арбитражным судом решения, от заявителя, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поступил отказ от требования об исключении из реестра объекта культурного наследия Мост Железнодорожный через р. Медведица, 1901 г.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Администрация Петровского муниципального района Саратовской области, Петровская межрайонная прокуратура Саратовской, Управление по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство культуры Саратовской области, Прокуратура Саратовской области, Общество с ограниченной ответственностью "СОЮЗ" ПИК".
Решением от 24 января 2020 года Арбитражный суд Саратовской области (с учетом определения об исправлении опечатки от 21.02.2020) принял отказ общества с ограниченной ответственностью "Шумейковский ДОК" от части заявленных требований об исключении из реестра объекта культурного наследия Мост Железнодорожный через р. Медведица, 1901 г. Производство по делу в указанной части прекратил.
Кроме того, суд признал недействительным постановление Администрации Петровского муниципального района Саратовской области от 18.02.2019 г. N 183-П об отмене выданного администрацией Петровского муниципального района Саратовской области разрешения на строительство от 19.11.2018 г. N RU64525101-121-2018 для строительства многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенным магазином по адресу: Саратовская область, г. Петровск, ул. Московская, земельный участок 100а.
Суд обязал Администрацию Петровского муниципального района Саратовской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
Также суд возвратил обществу с ограниченной ответственностью "Шумейковский ДОК" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 руб.
Прокуратура Саратовской области, Администрация Петровского муниципального района Саратовской области не согласились с принятым решением в части и обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения заявленных требований, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Управление по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области поддерживает требования апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.
Минкультуры России в письменных пояснениях на апелляционные жалобы просит принять судебный акт в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также рассмотреть жалобу без участия представителя Министерства.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 24.04.2020, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку по данному делу обжалуется часть решения суда первой инстанции, и лица, участвующие в деле не заявили возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в части удовлетворения заявленных Обществом требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
21 июня 2016 между Администрацией муниципального образования г.Петровск Петровского муниципального района Саратовской области и ООО "Шумейковский ДОК" заключен договор аренды земельного участка, площадью 1226 кв.м., с кадастровым номером 65:45:030403:103 по адресу: Саратовская область, г. Петровск, ул. Московская, земельный участок N 100а, предназначенного для строительства многоквартирного дома (т. 1 л.д. 14-15).
18 сентября 2018 Администрацией Петровского муниципального района Саратовской области был постановлением N 1039-П утвержден градостроительный план N RU64525101-150 на спорный земельный участок.
19 ноября 2018 Администрацией Петровского муниципального района Саратовской области было выдано "Разрешение на строительство" N RU64525101-121-2018 многоквартирного жилого дома со встроенным магазином по адресу: Саратовская область, г. Петровск, ул. Московская, земельный участок 100а (т. 1., л.д. 16-17).
29 января 2019 Петровской Межрайонной прокуратурой в адрес Администрации вынесено представление N 29.2019 "Об устранении нарушений градостроительного законодательства", согласно которому Петровской межрайонной прокуратурой установлен факт незаконной выдачи Администрацией Петровского муниципального района Саратовской области разрешения на строительство многоквартирного дома со встроено - пристроенным магазином на земельном участке с кадастровым номером 64:45:030403:103, который расположен в защитной зоне объекта культурного наследия - Мост железнодорожный через р.Медведица 1901 года постройки.
18 февраля 2019 Администрацией Петровского муниципального района Саратовской области вынесено Постановление N 183-П "Об отмене разрешения на строительство" как не соответствующего требованиям Федерального закона от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (т. 1, л.д. 12).
Не согласившись с постановлением от 18.02.2019 N 183-П, заявитель обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Обществом требования, пришел к выводу о недоказанности расположения земельного участка с кадастровым номером 65:45:030403:103 в границах защитной зоны объекта культурного наследия Мост Железнодорожный через р. Медведица, 1901 г, а также, что у уполномоченного органа отсутствовали основания для применения к спорным правоотношениям пункта 1 статьи 34.1 Закона N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные Обществом требования, указал, что оспариваемое постановление не мотивировано, в нем не указаны конкретные причины прекращения действия разрешения, а также основания для осуществления данного действия, со ссылкой на конкретный пункт части 21.1. статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как следует из оспариваемого постановления от 18.02.2019 г. N 183-П Администрация Петровского муниципального района Саратовской области отменила выданное заявителю Администрацией разрешение на строительство от 19.11.2018 г. N RU64525101-121-2018 для строительства многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенным магазином по адресу: Саратовская область, г.Петровск, ул. Московская, земельный участок 100а, как не соответствующее требованиям действующего законодательства.
Действительно, данное постановление не мотивировано, каким именно требованиям действующего законодательства не соответствует выданное разрешение на строительство.
Однако судебная коллегия пришла к выводу, что оспариваемое постановление от 18.02.2019 г. N 183-П не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку разрешение на строительство от 19.11.2018 г. N RU64525101-121-2018 выдано Обществу с нарушением норм действующего законодательства.
Так, 21 июля 1993 Постановлением Администрации Саратовской области N 201 Мост железнодорожный через р. Медведицу, 1901 года постройки, поставлен на государственный учет памятников истории и культуры Саратовской области.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 15.05.2017 N 91648-р в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации зарегистрирован объект культурного наследия регионального наследия "Мост железнодорожный через р. Медведицу, 1901 г., расположенный по адресу: Саратовская область, г.Петровск (т.1, л.д. 77).
Петровской Межрайонной прокуратурой установлен факт того, что Администрацией Петровского муниципального района Саратовской области заявителю выдано разрешение на строительство от 19.11.2018 г. N RU64525101-121-2018 объекта - многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенным магазином на земельном участке с кадастровым номером 65:45:030403:103, который расположен в защитной зоне объекта культурного наследия - Моста железнодорожного через р. Медведицу, 1901 года постройки.
29 января 2019 Петровской Межрайонной прокуратурой в адрес Администрации вынесено представление N 29.2019 "Об устранении нарушений градостроительного законодательства", что и послужило основанием для вынесения Администрацией оспариваемого постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
В пункте 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, содержится вывод о том, что орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону. В этом случае суды должны проверить законность и обоснованность разрешения на строительство исходя из действующих на момент его выдачи нормативно-правовых актов.
Суд первой инстанции так же указал, что у уполномоченного органа отсутствовали основания для применения к спорным правоотношениям положений пункта 1 статьи 34.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия) защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.
Частью 4 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2016 N 95-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и статью 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что положение пункта 1 статьи 34.1 Закона N 73-ФЗ, предусматривающее запрет строительства объектов капитального строительства и их реконструкции, связанной с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), не применяется к правоотношениям, связанным со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства, возникшим на основании разрешений на строительство, которые выданы в установленном порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в том числе в случаях продления сроков их действия или изменения застройщика.
Федеральный закон от 05.04.2016 г. N 95-ФЗ вступил в силу 03.10.2016 г.
Разрешение на строительство N RU64525101-121-2018 выдано 19.11.2018 г., т.е. после вступления в силу Федерального закона от 05.04.2016 N 95-ФЗ. Следовательно, запрет на строительство объектов капитального строительства, предусмотренный пункта 1 статьи 34.1 Закона об объектах культурного наследия, применяется к спорным правоотношениям.
Как указано выше, Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 15.05.2017 N 91648-р в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации зарегистрирован объект культурного наследия регионального наследия "Мост железнодорожный через р. Медведицу, 1901 г., расположенный по адресу: Саратовская область, г. Петровск.
Как следует из письма Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области суду первой инстанции от 05.07.2019 N 01-19/113-исп, проект границ территории, зоны охраны и предмет охраны по названному объекту - "Мост железнодорожный через р. Медведицу, 1901 г." не разработаны и не утверждены (т.1, л.д. 87).
В силу части 4 статьи 34.1 Закона об объектах культурного наследия в случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию. В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного вне границ населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 300 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию.
Названный объект расположен в границах населенного пункта.
Таким образом, границы защитной зоны объекта культурного наследия регионального наследия - "Мост железнодорожный через р. Медведицу, 1901 г." устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о том, что в материалы дела не представлено надлежащих доказательств того, что объект строительства по спорному разрешению - многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенным магазином на земельном участке с кадастровым номером 65:45:030403:103, расположен в защитной зоне объекта культурного наследия - Моста железнодорожного через р. Медведицу, 1901 года постройки.
Как следует из акта обследования от 16.01.2019 года, проведенного помощником межрайонного прокурора, в присутствии представителей Администрации, установлено, что расстояние от объекта культурного наследия до строящегося многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенным магазином составило 110 метров от опоры моста до самой удаленной границы земельного участка с кадастровым номером 65:45:030403:103; ближайшая граница находится в 60 метрах.
Суд первой инстанции критически отнесся к данному акту. Однако, как верно указывает Прокуратура, не учел, что согласно материалам дела, а именно скриншотам публичной кадастровой карты спорный земельный участок полностью расположен в 200-метровой защитной зоне объекта культурного наследия.
При этом заявитель данные сведения, как и сведения, содержащиеся в акте обследования от 16.01.2019 года, надлежащими доказательствами не опроверг.
Таким образом, выводы суда об отсутствии у Администрации правовых оснований для отмены разрешения на строительство сделаны без учета приведенных выше положений закона, в том числе пункта 1 статьи 34.1 Закона об объектах культурного наследия.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит отмене в части признания недействительным постановления Администрации Петровского муниципального района Саратовской области от 18.02.2019 г. N 183-П об отмене выданного администрацией Петровского муниципального района Саратовской области разрешения на строительство от 19.11.2018 г. N RU64525101-121-2018 для строительства многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенным магазином по адресу: Саратовская область, г. Петровск, ул. Московская, земельный участок 100а., а так же в части обязания Администрации Петровского муниципального района Саратовской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
В отмененной части по делу следует принять новый судебный акт, которым отказать заявителю в удовлетворении требований о признании недействительным постановления Администрации Петровского муниципального района Саратовской области от 18.02.2019 г. N 183-П.
Поскольку заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным ненормативного правового акта, решение суда в части возврата заявителю из федерального бюджета государственной пошлины в сумме 3000 руб. так же подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 24 января 2020 года по делу N А57-11982/2019 отменить в части признания недействительным постановления Администрации Петровского муниципального района Саратовской области от 18.02.2019 г. N 183-П об отмене выданного администрацией Петровского муниципального района Саратовской области разрешения на строительство от 19.11.2018 г. N RU64525101-121-2018 для строительства многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенным магазином по адресу: Саратовская область, г. Петровск, ул. Московская, земельный участок 100а., а так же в части обязания Администрации Петровского муниципального района Саратовской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя и в части возврата обществу с ограниченной ответственностью "Шумейковский ДОК" из федерального бюджета государственной пошлины в сумме 3000 руб.
Принять в отмененной части новый судебный акт.
В удовлетворении требований о признании недействительным постановления Администрации Петровского муниципального района Саратовской области от 18.02.2019 г. N 183-П обществу с ограниченной ответственностью "Шумейковский ДОК" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-11982/2019
Истец: ООО "Шумейковский ДОК", ООО Шумейковский ДОК в лице директора Бурмистрова И.Н.
Ответчик: Администрация Петровского МР, Администрация Петровского муниципального района
Третье лицо: Министерство культуры РФ, Министерство культуры Саратовской области, ООО "Союз "ПИК", ООО "СОЮЗ" ПИК", Петровская межрайонная прокуратура, Петровскую межрайонная Прокуратура Саратовской области, Прокуратура Саратовской области, Управление по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области, ФГБУ ФКП РОСРЕЕСТРА