г. Владимир |
|
15 мая 2020 г. |
Дело N А43-35616/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Новиковой Л.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вареник Г.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эра-Телеком" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.11.2019 по делу N А43-35616/2019, принятое в порядке упрощенного производства,
по иску Федерального агентства связи (ОГРН 1047796500311, ИНН 7710549038)
к обществу с ограниченной ответственностью "Эра-Телеком" (ОГРН 1125260015847, ИНН 5260343182)
о взыскании 245 857 руб. 63 коп.,
при участии: представители сторон не явились, надлежаще извещены;
установил:
Федеральное агентство связи (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Эра-Телеком" (далее - ООО "Эра-Телеком", ответчик) о взыскании 208 768 руб. 45 коп. задолженности по обязательным отчислениям в резерв универсального обслуживания (РУО) за 3, 4 кварталы 2016 года, 1, 4 кварталы 2017 года, 37 089 руб. 18 коп. законной неустойки, а также неустойки с суммы долга 208 768 руб. 45 коп. по день фактического исполнения денежного обязательства, исходя из 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки платежа, начиная с 04.07.2019.
Решением от 15.11.2019 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указывает, что Федеральный закон от 17.04.2017 N 75-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" не содержит указаний на то, что он распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие. По мнению заявителя, указанный закон в части возможности начисления и взыскания пени может быть применен к правам и обязанностям в отношении платежей только за 4-й квартал 2017 года.
Как полагает заявитель, сумма пени в размере 30 120 руб. 63 коп. (совокупный размер пени, заявленный истцом за 3, 4 квартал 2016 года и 1 квартал 2017 года) была взыскана с ответчика незаконно.
Считает, что судом не дана надлежащая оценка представленной истцом в материалы дела справке о базе расчета обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания и поступивших денежных средств по состоянию на 27.05.2019, подписанной и заверенное самим истцом, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 60 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" размер отчисления рассчитывается оператором связи самостоятельно в установленном порядке, исходя из дохода.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу указал на ее несостоятельность, считает решение суда законным и обоснованным.
Дополнительно пояснил, что справки о предоставленных сведениях о базе расчета обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания и поступивших денежных средств по состоянию на 27.05.2009 и 01.01.2009 представлены истом в суд первой инстанции в виде надлежаще заверенных копий в соответствии с пунктом 8 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны ходатайствовали о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании дело, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Эра-Телеком" является оператором сети связи общего пользования и осуществляет свою деятельность на основании соответствующих лицензий.
Согласно имеющимся в деле формам расчета базы обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 3, 4 кварталы 2016 года, 1, 4 кварталы 2017 года сумма обязательных отчислений в РУО составляет 208 768 руб. 45 коп.
Ответчик обязательные отчисления в РУО в установленный законом срок не произвел, в связи с чем истцом в адрес ответчика направлено письменное уведомление - претензия от 05.06.2019 N П33-1-61-3372 с требованием погасить образовавшуюся задолженность и уплатить пени, которая последним получена, однако оставлена без ответа и удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с данным исковым заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 59 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ) в целях финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи, а также финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров формируется резерв универсального обслуживания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования, пени за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) операторами сети связи общего пользования, а также иные не запрещенные законом источники.
В силу пункта 4 статьи 60 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ размер обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования рассчитывается им самостоятельно как соответствующая указанной в пункте 3 данной статьи ставке процентная доля доходов, определяемых в соответствии с данной статьей.
Согласно пункту 5 статьи 60 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания.
В соответствии с пунктом 6 статьи 60 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ в случае, если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания, коим является Федеральное агентство связи (Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 320), вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) и пеней за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.
Наличие задолженности по обязательным отчислениям в РУО подтверждается представленными истцом документами. В отсутствие доказательств оплаты задолженности требование истца о взыскании суммы долга является правомерным.
В соответствии с пунктом 9 статьи 68 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ, введенным в действие Федеральным законом от 17.04.2017 N 75-ФЗ, вступившим в силу с 18.05.2017, в случае несвоевременной или неполной уплаты оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания такой оператор сети связи общего пользования уплачивает пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания начиная со дня, следующего за установленным днем осуществления отчислений, по день уплаты оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей на день начисления пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Вместе с тем, судом не учтено, что Федеральный закон от 17.04.2017 N 75-ФЗ о внесении изменений в Закон N 126-ФЗ не содержит указаний на то, что он распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие. Указанный Федеральный закон в части возможности начисления и взыскания пени может быть применен к правам и обязанностям в отношении платежей только со 2-го квартала 2017 года, за который пени ко взысканию не заявлены.
За 4 квартал 2017 пени исчислены в сумме 6968 руб. 47 коп., исходя из 53 706 руб. 92 коп. долга.
Проверив представленный истцом расчет, суд апелляционной инстанции полагает правомерным взыскание пеней в отношении платежей за 4 квартал 2017 года, исходя из ставки на день принятии решения в сумме 6039 руб. за период с 31.01.2018 по 03.07.2019 и далее по день фактической оплаты задолженности.
При таких обстоятельствах взыскание 31 050 руб. 18 коп. пеней является необоснованным. Решение в данной части подлежит изменению.
В остальной части суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалованного решения, поскольку приведенное истцом документальное обоснование размера исковых требований ответчиком вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не опровергнуто.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Расходы по государственной пошлине подлежат распределению в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.11.2019 по делу N А43-35616/2019 изменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Эра-Телеком" (ОГРН 1125260015847, ИНН 5260343182) в пользу Федерального агентства связи (ОГРН 1047796500311, ИНН 7710549038) 208 768 руб. 45 коп. обязательных платежей в резерв универсального обслуживания, 6039 руб. неустойки за период с 31.01.2018 по 03.07.2019, а также неустойку с суммы долга 53 706 руб. 92 коп. в размере 1/300 действующей на день начисления пени ставки рефинансирования Банка России (ключевой ставки) за каждый день просрочки платежа, начиная с 04.07.2019 по день фактической оплаты долга.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Эра-Телеком" (ОГРН 1125260015847, ИНН 5260343182) в доход федерального бюджета 6917 руб. государственной пошлины по иску.
Взыскать с Федерального агентства связи (ОГРН 1047796500311, ИНН 7710549038) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Эра-Телеком" (ОГРН 1125260015847, ИНН 5260343182) 379 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Судья |
Л.П. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-35616/2019
Истец: Федеральное агентство связи
Ответчик: ООО "Эра-Телеком"