Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 8 сентября 2020 г. N Ф05-12859/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
21 мая 2020 г. |
Дело N А41-108458/19 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Коновалов С.А.,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Воскресенск Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 23 марта 2020 года по делу N А41-108458/19, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по исковому заявлению Администрации городского округа Воскресенск Московской области
к ЗАО "Аквасток"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Воскресенск Московской области обратилась к ЗАО "Аквасток" по договору аренды земельного участка N 1395/Х от 27.08.2015 в размере 5 400 руб. за период с 01.07.2019 по 30.09.2019, а также пени в размере 210,60 руб. за период с 16.09.2019 по 03.12.2019.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 марта 2020 года по делу N А41-108458/19 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного, судебное разбирательство проведено судьей апелляционного суда единолично без вызова сторон.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, между Муниципальным учреждением "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" и ЗАО "Аквасток" заключен договор аренды земельного участка N 1395/Х от 27.08.2015 Предмет договора - земельный участок с кадастровым номером 50:29:0040701:385, общей площадью 900, 00 кв. м, для строительства артезианской скважины. Согласно п. 1.1, 1.2 арендодатель сдает, а арендатор принимает во временное пользование земельный участок.
В соответствии с п. 3.2 договора ответчик принял на себя обязательство своевременно и в полном объеме ежеквартально до 15 числа третьего месяца текущего квартала уплачивать арендную плату.
Поскольку задолженность по договорам аренды земельного участка не погашена ЗАО "Аквасток" в добровольном порядке, Муниципальное учреждение "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" арендная плата за использование земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги и другие подобные сооружения (линейные объекты), ранее определялась в соответствии с утратившим силу с 01.03.2015 пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а в настоящее время в соответствии с положениями статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, вступившей в законную силу с 01.03.2015, предусмотрено, что, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 данного Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила, утвержденные постановлением N 582.
Согласно пункту 5 названных Правил арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития), в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Минэкономразвития во исполнение данного пункта Правил, утвержденных постановлением N 582, издало Приказ от 23.04.2013 N 217, которым утвердило ставку арендной платы в размере 0,7% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
В соответствии с п. 1.4. указанного договора земельный участок передается для осуществления ответчиком следующих видов деятельности (цели использования): для строительства артезианской скважины.
В этой связи истец не вправе требовать от ответчика внесения арендной платы, превышающей ставку, установленную Приказом Минэкономразвития от 23.04.2013 N 217.
Начисление арендной платы по договору в соответствии с Законом Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", исходя из формулы: Апл = Аб x Кд x Пкд x Км x S, где: Аб - базовый размер арендной платы; Кд - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка; Пкд - корректирующий коэффициент; Км - коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования; S - площадь арендуемого земельного участка, не соответствует требованиям статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении ВС РФ от 23.11.2017 N 305-ЭС17-12788, пункте 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018).
Поскольку в пункте 4 статьи 39.7 ЗК РФ, вступившей в действие с 01.03.2015, установлены случаи, при наличии которых размер арендной платы за некоторые виды публичных земель не может превышать размер арендной платы, установленной в отношении федеральных земель, данная норма Кодекса подлежит применению с указанной даты при определении арендной платы за все публичные земли независимо от того, какие правила установлены нормативными правовыми актами субъектов или муниципальных образований.
Данный правовой подход сформулирован в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2017 N 306-ЭС16-16522, апелляционных определениях Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21.04.2016 N 84-АПГ16-1, 08.09.2016 N 74-АПГ16-6.
Размер регулируемой арендной платы за пользование земельным участком, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации и использующимся для эксплуатации объектов систем электро-, газоснабжения, объектов систем теплоснабжения, объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения, с 1 марта 2015 г. не может превышать размер арендной платы, установленный для соответствующих земельных участков, находящихся в федеральной собственности. (пункт 18 "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018).
Судом первой инстанции произведен перерасчет суммы арендной платы по договору аренды земельного участка N 1395/Х от 27.08.2015.
Министерством имущественных отношений московской области 27.11.2018 г. утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:29:0040701:385 в размере 181 737 руб., вступившие в силу с 01.01.2019 г.
Кадастровая стоимость земельного участка составляет - 181 737 руб., размер годовой арендной платы 1272 руб. 16 коп. (181737*0,7%), в квартал: 318 руб. 04 коп. (1272,16/4).
Следовательно, за заявленный истцом период с 01.07.2019 по 30.09.2019 размер арендной платы будет составлять 318, 04 руб., пени за период с 16.09.2019 по 03.12.2019 будет составлять 12,56 руб. (318,04*79*0,05%).
Основной долг и пени погашены ответчиком после возбуждения производства по делу, представлены платежные поручения N 1750 от 20.01.2020 на сумму 325,20 руб. и N 1758 от 21.01.2020 на сумму 12,56 руб.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 23 марта 2020 года по делу N А41-108458/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-108458/2019
Истец: "АДМИНИСТРАЦИЯ ВОСКРЕСЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ЗАО "АКВАСТОК"
Хронология рассмотрения дела:
08.09.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12859/20
21.05.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5633/20
23.03.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-108458/19
25.02.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-108458/19