город Омск |
|
30 января 2024 г. |
Дело N А46-13448/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Бодунковой С.А., Горобец Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Моториной О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13796/2023) бюджетного учреждения города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" на решение Арбитражного суда Омской области от 01.11.2023 по делу N А46-13448/2023 (судья Шмаков Г.В.), по иску общества с ограниченной ответственностью "Завгор" (ИНН 5505214540, ОГРН 1125543042712) к бюджетному учреждению города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" (ИНН 5504237696, ОГРН 1135543009799) о взыскании 63 695 руб. 69 коп.,
при участии в судебном заседании:
представителя бюджетного учреждения города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" - Гикулиной К.С. по доверенности от 15.02.2023 N 35,
директора общества с ограниченной ответственностью "Завгор" - Гарганенко А.В. по решению единственного участника от 19.04.2022 N 2,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЗавГор" (далее - ООО "ЗавГор", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к бюджетному учреждению города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" (далее - БУ г. Омска "УДХБ", ответчик) о взыскании 63 695 руб. 69 коп. задолженности по оплате дополнительных работ.
Решение Арбитражного суда Омской области от 01.11.2023 по делу N А46-13448/2023 исковые требования удовлетворены, с БУ г. Омска "УДХБ" в пользу ООО "ЗавГор" взыскано 63 695 руб. 69 коп. задолженности, а также 2548 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, БУ г. Омска "УДХБ" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. приводя в обоснование следующие доводы.
Несмотря на указание БУ г. Омска "УДХБ", ООО "Завгор" не воспользовалось правом получить оплату работ за счет статьи непредвиденных затрат. У истца имелась возможность получения оплаты за работы по устройству сухого колодца, выполненные при благоустройстве дворовой территории ул. 3-я Молодежная, д. 54, в период срока действия контракта, однако истец не воспользовался данной возможностью по своему усмотрению, в связи с чем понёс убытки в виде неоплаченных дополнительных объёмов работ, предусмотренных локально-сметными расчётами по контракту.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2023 апелляционная жалоба назначена к рассмотрению в судебном заседании на 22.01.2024.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что фактические обстоятельства по делу установлены судом первой инстанции полно и правильно.
Между ООО "ЗавГор" (подрядчик) и БУ г. Омска "УДХБ" (заказчик) заключен контракт от 08.02.2021 N Ф.2020.002188 на выполнение подрядных работ по благоустройству дворовых территорий в Октябрьском административном округе города Омска.
Место выполнения работ-:
- ул. 3-я Молодежная, 50;
- ул. 3-я Молодежная, 54.
Срок (период) выполнения работ - начало срока выполнения работ - 15.04.2021, окончание срока выполнения работ - 30.06.2021.
Сроки выполнения отдельных видов работ - в соответствии с графиком выполнения работ (Приложение N 2 к настоящему контракту).
В силу пунктов 2.1, 2.7 контракта цена контракта составляет 4 525 079 руб. 29 коп., в том числе НДС 20%.
Оплата выполненных работ производится заказчиком в течение 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) на основании счёта-фактуры (счёта), выставленного подрядчиком, путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика, в соответствии с разделом 9 настоящего контракта.
Счёт-фактура составляется в унифицированной форме.
Как указывает истец, в ходе выполнения работ по благоустройству подрядчиком установлено отсутствие в проектной документации указания на место расположения водоотвода для отвода воды с поверхности асфальтобетонного покрытия, о чём подрядчик сообщил заказчику в письме от 29.04.2021 N 95.
ООО "ЗавГор" предложило заказчику согласовать техническое решение по водоотводу, а именно "использовать существующий канализационный колодец, расположенный внутри Дворовой территории по адресу г. Омск, ул. 3-я Молодежная, 54, для обеспечения водоотвода", либо письменно довести до сведения подрядчика иное техническое решение касательно расположения водоотвода.
В ответ заказчик письмом от 04.05.2021 N Ис-УДХБ/1156 не согласовал предложенное подрядчиком техническое решение с использованием существующего канализационного колодца для осуществления водоотвода с территории ул. 3-я Молодежная, 54, и сообщил о необходимости принятия совместно с администрацией Октябрьского АО г. Омска другого решения, о чём подрядчик будет уведомлен отдельно.
Письмом от 14.05.2021 N 111 подрядчик уведомил заказчика о необходимости скорейшего согласования технического решения по отводу воды с придомовой территории ул. 3-я Молодежная, 54.
В ходе проведения совместных совещаний с заказчиком данный вопрос решен: выполнение работ по устройству сухого колодца.
Факт выполнения работ подрядчиком по устройству сухого колодца на объекте благоустройства подтверждается исполнительной схемой N 4, содержащейся в исполнительной документации по объекту благоустройства, подписанной и принятой заказчиком.
Подрядчик сопроводительным письмом от 15.09.2021 N 286 направил в адрес заказчика дополнительный локально-сметный расчет на устройство сухого колодца на общую сумму 63 695 руб. 69 коп. с просьбой подписать смету и оплатить выполненные работы.
Подрядчик повторно уведомил заказчика письмом от 26.11.2021 N 370 о необходимости подписания документов, принятия и оплаты результата выполненных работ по установлению сухого колодца.
Оставление требований истца без удовлетворения послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции об удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, из действий граждан и юридических лиц которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее
результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно пункту 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса.
Согласно разъяснениям, данным Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 8 Информационного письма от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" (далее - Информационное письмо N 51), основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику.
В подтверждение факта выполнения работ по договору истец представил в материалы дела локальный сметный расчёт на сумму 63 695 руб. 69 коп., исполнительную схему N 4.
Как следует из письма ООО "ЗавГор" от 26.11.2021 N 370, в адрес заказчика направлены акты формы N КС-2 от 26.07.2021 N 1, N КС-3 от 22.11.2021 N 1 на сумму 63 695 руб. 69 коп.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик указал, что выполнение дополнительных работ по устройству сухого колодца для водоотвода с территории, прилегающей к д. 54 по ул. 3-я Молодежная, не предусмотрено локальным сметным расчётом, заказчиком не согласовано.
Согласно части 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
На основании пункта 3 статьи 709 ГК РФ цена работы может быть определена путём составления сметы. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения её заказчиком.
В силу пункта 5 статьи 709 ГК РФ, если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определённой приблизительно цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы.
Согласно пункту 3 статьи 743 ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтённые в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.
В силу пункта 4 указанной статьи подрядчик, не выполнивший обязанности, установленной пунктом 3 настоящей статьи, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства.
В пункте 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указано на необходимость учитывать специфику отношений, складывающихся в сфере строительства, которая уже в силу своего существа создает возможность выявления в ходе исполнения обязательства дополнительных работ.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2020 N 310-ЭС20-5062, формальное отсутствие подписанного между сторонами дополнительного соглашения на выполнение дополнительных работ в условиях необходимости их производства в рамках заключенного договора, не освобождает ответчика от обязанности по оплате спорных работ.
В случае, если заказчик согласовал действия по проведению дополнительных работ, необходимых для завершения технологического цикла и обеспечения годности и прочности их результата, последующий отказ в оплате дополнительных работ создавал бы возможности для извлечения им преимуществ из своего недобросовестного поведения, что противоречит пункту 4 статьи 1 ГК РФ.
Как следует из материалов дела, письмом от 29.04.2021 N 95 ООО "ЗавГор" уведомило ответчика о том, что в проектной документации к контракту не указано место расположения водоотвода для отвода воды с поверхности асфальтобетонного покрытия, просило согласовать следующее техническое решение: использовать существующий канализационный колодец, расположенный внутри дворовой территории по адресу: г. Омск, ул. 3-я Молодежная, 54 для обеспечения водоотвода.
Ответчик в письме от 04.05.2021 исх. N Ис-УДХБ/1156 не согласовал предложенное техническое решение, поскольку бытовая канализация не предназначена для приёма сточных вод. Кроме того, БУ г. Омска "УДХБ" сообщило, что совместно с Администрацией Октябрьского административного округа города Омска будет принято другое решение, о чём истец будет уведомлен дополнительно.
По пункту 7 протокола рабочего (выездного) совещания от 12.05.2021 N 7 принято решение и дано поручение на основании предложений собственников и обслуживающей организации подрядной организации обратиться к заказчику по согласованию предложений по водоотведению на дворовой территории дома 54 по улице 3-й Молодежной. Заказчиком предварительно согласована возможность размещения "сухого колодца".
В письме от 20.05.2021 N Ис-УДХБ/1298 БУ г. Омска "УДХБ" указало, что совместно с Администрацией Октябрьского административного округа города Омска для осуществления водоотвода с благоустраиваемой территории принято решение об установке сухого колодца в проезде по центру дома по ул. 3-я Молодежная, 54 с устройством уклона в сторону данного колодца от первого и последнего подъездов, данные работы выполнить за счёт непредвиденных затрат.
Также в материалы дела представлен протокол рабочего (выездного) совещания по благоустройству дворовых территорий в 2021 году в рамках реализации муниципальной программы города Омска "Формирование комфортной городской среды", утвержденной постановлением Администрации города Омска от 05.10.2017 N 1099-п на территории Октябрьского административного округа города Омска от 26.05.2021 N 9.
Из содержания указанного протокола следует, что по итогам совещания сторонам поручено выполнить работы по обустройству "сухого колодца" на дворовой территории дома 54 по улице 3-й Молодежной за счёт средств непредвиденных расходов (2 % от цены контракта). Разуклонку асфальтобетонного покрытия выполнить в сторону "сухого колодца".
Письмом от 20.09.2021 N Ис-УДХБ/3063 БУ г. Омска "УДХБ также пояснило, что работы по устройству сухого колодца при благоустройстве территории возможно оплатить за счёт непредвиденных расходов.
В представленных в материалы дела локальных сметных расчётах к контракту предусмотрены "непредвиденные расходы" на общую сумму 82 154 руб. 67 коп. (47 710 руб. 60 коп. + 34 444 руб. 07 коп.).
Вышеизложенное свидетельствует об осведомлённости ответчика о необходимости выполнения спорных работ на объекте, согласовании последним выполнения данных работ.
Доводы ответчика о том, что спорные работы должны быть оплачены за счет предусмотренных сметой к контракту непредвиденных затрат, но ООО "ЗавГор" предъявлены иные виды работ, поименованные в дефектной ведомости, акте N КС-2 от 28.09.2021 N 8, апелляционным судом отклоняются.
Как указано выше, Закон N 44-ФЗ, регулируя отношения, связанные с выполнением работ по государственному (муниципальному) контракту, предусмотрел возможность сторон согласовать дополнительные объемы работ и специальное правовое регулирование по данному вопросу, допуская, что необходимость их проведения может быть добросовестно выявлена как заказчиком, так и подрядчиком после подписания контракта и в процессе его исполнения.
В рассматриваемом случае требование о взыскании стоимости дополнительных работ заявлено подрядчиком на основании согласованных действий сторон в рамках исполнения обязательств по контракту; указанные работы являлись необходимыми для обеспечения годности и прочности результата основных работ и не могли быть выполнены иным лицом без увеличения стоимости работ.
Как установлено судом на основании представленных в дело документов и пояснений сторон, за счет непредвиденных затрат подрядчиком выполнены иные работы по контракту, о чем составлен акт выполненных работ от 28.09.2021 N 8.
В настоящем случае стоимость дополнительных работ не превышает 10% от твердой цены контракта.
В связи с чем, исковые требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
При принятии судебного акта суд первой инстанции полно исследовал обстоятельства, относящиеся к предмету доказывания, правильно применил нормы права, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и доводам лиц, участвующих в деле, и принял законный, обоснованный и мотивированный судебный акт.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 01.11.2023 по делу N А46-13448/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.И. Еникеева |
Судьи |
С.А. Бодункова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-13448/2023
Истец: ООО "ЗАВГОР"
Ответчик: БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ОМСКА "УПРАВЛЕНИЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВА"