г. Киров |
|
22 мая 2020 г. |
Дело N А31-11252/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Панина Н.В.,
судей Бармина Д.Ю., Малых Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пленкиной К.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон и третьих лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Костромская сбытовая компания"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 17.01.2020 по делу N А31-11252/2019,
по иску публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107)
к публичному акционерному обществу "Костромская сбытовая компания" (ОГРН 1044408642629, ИНН 4401050567)
с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципального унитарного предприятия "Коммунсервис" Костромского района Костромской области (ОГРН 1054477610934, ИНН 4414010201); администрации Никольского сельского поселения Костромского муниципального района (ОГРН 1054477629821, ИНН 4414010681)
о взыскании задолженности,
установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (далее - истец, Общество) обратилось с иском в Арбитражный суд Костромской области к публичному акционерному обществу "Костромская сбытовая компания" (далее - ответчик, Компания, заявитель) о взыскании стоимости услуг по передаче электрической энергии, оказанных за период с января по май 2019 года в рамках договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 05.02.2009 N 07-6/30 (2009)(КС), в сумме 67 144 рубля 42 копейки.
Определениями Арбитражного суда Костромской области от 04.09.2019 и от 03.12.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Никольского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области (далее - третье лицо, Администрация), муниципальное унитарное предприятие "Коммунсервис" Костромского района Костромской области (далее - третье лицо, МУП "Коммунсервис").
Решением Арбитражного суда Костромской области от 17.01.2020 исковые требования Общества удовлетворены.
Компания с принятым решением суда не согласилась, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Ответчик указывает, что в рассматриваемом случае прекращение оплаты услуг по передаче электрической энергии связано с прекращением действия договора энергоснабжения. По мнению заявителя, для признания отношений в качестве фактических договорных необходимо установить принадлежность спорного имущества тому или иному лицу, однако при предъявлении иска такой информации и подтверждающих доказательств не представлено. Заявитель ссылается на то, что в случае утраты лицом статуса покупателя электрической энергии у гарантирующего поставщика прекращается обязанность по оплате услуг по передаче электрической энергии в отношении такого лица, в противном случае подлежат применению последствия выявления сетевой организацией потребления электрической энергии лицом, с которым у гарантирующего поставщика договор энергоснабжения не заключен, предусмотренные Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442).
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения; указывает, что потребление электрической энергии в отсутствие заключенного договора электроснабжения энергоснабжающей организацией и ее потребителем само по себе при условии произведенного технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям в надлежащем порядке не является бездоговорным потреблением. Истец отмечает, что поскольку акт согласования аварийной и технологической брони потребителем и сетевой организацией не оформлялся, у истца отсутствовали законные основания для введения как частичного, так и полного режима ограничения потребления электрической энергии. Общество ссылается на то, что фактическое потребление электроэнергии в спорный период осуществлялось МУП "Коммунсервис".
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 13.02.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 14.02.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании, назначенном на 19.03.2020, объявлен перерыв до 23.03.2020.
Судебное заседание откладывалось судом апелляционной инстанции в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на 23.04.2020 и на 21.05.2020.
Стороны и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили; надлежащих ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, истцом заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Компанией (заказчик) и Обществом (исполнитель) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 05.02.2009 N 07-6/30 (2009)КС (далее - договор, л.д. 38-46).
Со стороны Общества договор подписан с указанием на наличие протокола разногласий. Разногласия по договору переданы на разрешение суда, и приняты в редакции, установленной постановлением Второго арбитражного апелляционного суда по делу N А31-2199/2009.
В соответствии с пунктом 2.1 договора исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих сетевой организации на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а также через сети ТСО, а заказчик обязуется оплачивать услуги сетевой организации, в порядке, установленном договором.
Согласно пунктам 3.2.5, 3.3.1 договора исполнитель обязуется обеспечить передачу принятой в свою сеть электроэнергию от точек приема до точек поставки покупателям электроэнергии в пределах присоединенной мощности в соответствии с согласованными параметрами надежности и с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств, а заказчик обязуется своевременно и в полном размере производить оплату услуг исполнителя в соответствии с условиями договора.
Пунктом 6.4 договора определено, что объем бездоговорного потребления электрической энергии включается в объем потерь электроэнергии в сетях исполнителя.
В пункте 8.2.2 договора указано, что в случае, если исполнитель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил заявку заказчика на введение ограничения режима потребления, то объем электроэнергии, отпущенной покупателю сверх объема (срока), указанного в заявке на введение ограничения режима потребления, не включается в объем переданной по договору (поставленной потребителям заказчика) электроэнергии. Исполнитель не несет ответственность перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение заявки на введение ограничения в случае, когда надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, а также в случаях, когда выполнение заявки не соответствует действующим нормативным правовым актам.
Расчетным периодом для оплаты оказываемых исполнителем услуг по договору является один календарный месяц. Исполнитель в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за расчетным, представляет заказчику: акт об оказании услуг по передаче электроэнергии за расчетный месяц; акт об объеме электроэнергии, израсходованной на технологические нужды исполнителя. Заказчик обязан в течение трех рабочих дней с момента получения от исполнителя документов рассмотреть их и при отсутствии претензий подписать представленные акты (раздел 7 договора). Оплата услуг по передаче электрической энергии производится 15-го числа месяца, следующего за расчетным на основании предъявленного исполнителем счета-фактуры и акта об оказании услуг по передаче электроэнергии (пункт 7.7 договора).
Во исполнение заключенного сторонами договора истец в период с января по май 2019 оказал ответчику услуги по передаче электрической энергии, что подтверждается представленными в материалы дела актами контрольного снятия показаний приборов учета (л.д. 83-88).
Материалами дела также подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Между Компанией (гарантирующий поставщик) и Администрацией (потребитель) заключен договор энергоснабжения от 15.02.2018 N 6604005, дополнительным соглашением к которому от 25.12.2018 стороны исключили из него следующие точки поставки: артскважина, расположенная по адресу: Костромской район, п. Губачево; скважина N 1434, расположенная по адресу: Костромской район, Никольское с/п, д. Щетниково.
Компания письмом от 25.12.2018 N 03-3/9/16702 уведомила Общество о том, что договор энергоснабжения, заключенный с Администрацией, в отношении указанных точек поставки прекращает свое действие с 24 ч 00 мин 28.12.2018, в связи с чем с 29.12.2018 будет иметь место бездоговорное потребление. Также в письме ответчик указал, что оплата за передаваемую электроэнергию прекращается с даты расторжения вышеназванного договора (л.д. 58).
Вместе с тем, в указанный период электрическая энергия продолжала поставляться на объекты, являвшиеся точками поставки по договору энергоснабжения от 15.02.2018 N 6604005 - артскважину, расположенную по адресу: Костромской район, п. Губачево; скважину N 1434, расположенную по адресу: Костромской район, Никольское с/п, д. Щетниково, что подтверждается представленными в материалы дела показаниями приборов учета электрической энергии за указанный период (л.д. 83-88).
Общество направило в адрес Компании претензию от 17.07.2019 N МР1-КМ/3-2/4024 (л.д. 47-49), в которой указало, что услуги по передаче электроэнергии по потребителю Администрация Никольского сельского поселения Костромского муниципального района должны быть включены в объем оказанных услуг по передаче электроэнергии, в связи с чем предложило возместить их стоимость в сумме 67 144 рубля 42 копейки в течение 30 календарных дней с момента получения претензии.
Неисполнение ответчиком требований, изложенных в претензии, послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Костромской области с иском по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
На основании положений статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, а также основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергептике).
В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг.
Заявитель полагает, что в связи с прекращением 28.12.2018 действия договора энергоснабжения, заключенного с Администрацией, у него отсутствует обязанность по оплате услуг по передаче электрической энергии по договору за спорный период, поскольку имело место бездоговорное потребление.
Согласно пункту 2 Основных положений N 442 бездоговорное потребление электрической энергии - это самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.
По смыслу приведенной нормы, бездоговорным потреблением является потребление электрической энергии в отсутствие заключенного договора, которое может осуществляться как в виде самовольного подключения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства, так и в виде потребления электрической энергии лицом, имеющим надлежащее технологическое присоединение (при отсутствии заключенного договора на покупку электрической энергии).
На основании пункта 84 Основных положений стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного бездоговорного потребления электрической энергии рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом X настоящего документа.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (пункт 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 3 Закона об электроэнергетике определено, что потребителем признается лицо, приобретающее электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Распоряжением Администрации от 27.12.2018 N 1647-р (л.д. 59-63) право хозяйственного ведения на артскважину, расположенную по адресу: Костромской район, п. Губачево; скважину N 1434, расположенную по адресу: Костромской район, д. Щетниково закреплено за МУП "Коммунсервис" (л.д. 59-61).
Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 14.12.2017 N 17/450 для МУП "Коммунсервис" утверждены тарифы на питьевую воду на 2018-2022 годы.
Как следует из представленного в материалы дела дополнительного соглашения от 30.07.2019 к договору энергоснабжения от 18.12.2015 N 6604070, заключенного ответчиком с МУП "Коммунсервис", спорные объекты включены в договор с 01.08.2019, при этом документы, подтверждающие необходимость включения данных точек поставки именно с 01.08.2019, а не с 01.01.2019, заявителем в материалы дела не представлено.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что в спорный период объекты, на которые подавалась электрическая энергия, находились во владении МУП "Коммунсервис", осуществлявшего посредством их использования деятельность по холодному водоснабжению на территории Костромского района Костромской области, использовались в его производственной деятельности, для которой объективно необходимо владение и пользование объектами коммунальной инфраструктуры и снабжение этих объектов электроэнергией.
С учетом обстоятельств настоящего дела потребление электрической энергии в отсутствие заключенного договора электроснабжения само по себе (при условии ранее произведенного технологического присоединения спорных объектов к электрическим сетям, при продолжающейся поставки электрической энергии на объекты коммунальной инфраструктуры) не свидетельствует о бездоговорном потреблении электроэнергии применительно к пункту 2 Основных положений N 442.
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров").
Оценив в совокупности представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что представленными документами подтверждается факт наличия между Компанией и МУП "Коммунсервис" фактических договорных отношений, несмотря на отсутствие подписанного договора энергоснабжения в спорный период.
В пункте 6 абзаца 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442, в редакции, действовавшей на 01.01.2018) установлено, что в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, полное ограничение режима потребления вводится в течение одного рабочего дня после дня получения исполнителем (субисполнителем) от указанного потребителя уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления, предусмотренного пунктом 16 (1) настоящих Правил.
Потребитель, в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики которого вводится ограничение режима потребления, обязан осуществить самостоятельно полное ограничение режима потребления указанными энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики на дату, которая указана в уведомлении об ограничении режима потребления, а если это ограничение вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, в день, следующий за датой, в которую этим потребителем в соответствии с пунктом 16(1) настоящих Правил должны быть выполнены мероприятия по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления (пункт 7 Правил N 442).
В силу пункта 10 Правил N 442 введение полного ограничения режима потребления в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, до получения от него исполнителем (субисполнителем) уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления не допускается.
К потребителям электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, социальным последствиям, относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов (пункт 2 приложения к Правилам N 442).
Поскольку спорные точки поставки электроэнергии являются объектами централизованного водоснабжения, посредством которого МУП "Коммунсервис" производит коммунальные ресурсы, введение режима ограничения в отношении данного объекта ниже уровня аварийной и технологической брони может привести к неблагоприятным экономическим, экологическим и социальным последствиям, а также создает угрозу нарушения прав добросовестных абонентов (граждан-потребителей и социально значимых категорий абонентов) на получение коммунальных услуг.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что акты согласования аварийной и технологической брони в отношении данных объектов не оформлялись, у истца отсутствовали законные основания для введения как частичного, так и полного режима ограничения потребления электрической энергии в отношении спорной точки поставки.
Фактически действия гарантирующего поставщика в отношении данного потребителя свидетельствуют о намерении ответчика искусственно создать ситуацию бездоговорного потребления; такое поведение не может быть признано соответствующим принципу добросовестности (пункт 3 статьи 1, статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оказанные истцом услуги по передаче электрической энергии на объекты централизованного водоснабжения на территории Костромского района Костромской области подлежат оплате ответчиком в сумме 67 144 рубля 42 копейки.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 17.01.2020 по делу N А31-11252/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Костромская сбытовая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Н.В. Панин |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-11252/2019
Истец: ПАО "МРСК Центра" в лице филиала "МРСК Центра"- "Костромаэнерго"
Ответчик: ПАО "КОСТРОМСКАЯ СБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ"
Третье лицо: Администрация Никольского сельского поселения Костромского муниципального района, МУП "Коммунсервис" Костромского района Костромской области