город Ростов-на-Дону |
|
23 мая 2020 г. |
дело N А32-50908/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Смородиной,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью производственное объединение "Камавторесурс"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 26.02.2020 по делу N А32-50908/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью производственное объединение "Камавторесурс" (ИНН 2336011970, ОГРН 1022304033322)
к Департаменту потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края (ИНН 2308041155, ОГРН 1022301217839)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью производственное объединение "Камавторесурс" (далее - заявитель, ООО ПО "Камавторесурс", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента регулирования сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края (далее - административный орган, департамент) от 21.10.2019 N 12-20/71 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ в виде предупреждения.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.02.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также тем, что административный орган правомерно применил правила, предусмотренные ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ и заменил административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью производственное объединение "Камавторесурс" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новое судебное решение, ссылаясь на то, что определение N 12-20/71 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в срок до 19 сентября 2019 года, то есть фактически после 1 календарного месяца, с момента выявления факта совершения административного правонарушения. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в материалах административного дела отсутствует определение о продлении срока административного расследования, то есть срок административного расследования истек 19 сентября 2019 года. Определение о продлении срока административного расследования административным органом не выносилось, доказательств его вынесения суду не представлено, что не отрицается Административным органом.
В обоснование апелляционной жалобы общество указывает на то, что протокол N 12-20/71 об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО ПО "Камавторесурс" составлен только 07.10.2019, то есть через 18 календарных дней после завершения административного расследования.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, административным органом при рассмотрении информации, поступившей из Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (письмо от 22.07.2019 N УЗ-14771/11-10), а также по результатам анализа информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС), установлено, что ООО ПО "Камавторссурс" (ИНН 2336011970, ОГРН 1022304033322) по адресу места нахождения обособленного подразделения: Краснодарский край, Красноармейский район, ст. Полтавская, ул. Ковтюха, д. 129/1 - магазин, осуществляющее деятельность по розничной продаже алкогольной продукции на основании лицензии серии ДК N 001280, регистрационный N РАО0000739 от 26.05.2016, в период с 02.07.2019 по 15.07.2019 осуществило розничную продажу алкогольной продукции по цене ниже установленной законодательством Российской Федерации, а именно: водку "EXTAZAR Black" (Экстазар блэк) 02.07.2019 по чеку N 5665, крепостью 40 градусов по цене 205,00 руб. за бутылку, водку особую "Зеленая марка" 03.07.2019 по чеку N 12682, крепостью 40 градусов по цене 00,00 руб. за бутылку, водку "EXTAZAR Black" ( Экстазар блэк) 08.07.2019 по чеку N 6909, крепостью 40 градусов по цене 205,00 руб. за бутылку, водку "EXTAZAR Black" ( Экстазар блэк) 15.07.2019 по чеку N 17775, крепостью 40 градусов по цене 205,00 руб. за бутылку.
07.10.2019 административным органом, в присутствии уведомленного надлежащим образом законного представителя юридического лица (доказательства имеются в материалах дела) Мальцева В.В., в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 12-20/71 по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного).
21.10.2019 Межрегиональным управлением федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу, в присутствии уведомленного законного представителя юридического лица Мальцева В.В., в отношении общества вынесено постановление N 12-20/71 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ и назначении наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса, является лицо, осуществляющее регулируемый государством вид деятельности и виновное в нарушении государственной дисциплины цен.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования.
Объективная сторона правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, в частности, иных нарушений установленного порядка ценообразования.
Пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственной регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее по тексту - Закон N 171 -ФЗ) устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.
Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
На основании пункта 5 статьи 2 Федерального закона N 171 -ФЗ, оборотом алкогольной продукции является ее закупка (в том числе экспорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа.
Согласно части 5 статьи 11 Закона N 171 -ФЗ розничная продажа алкогольной продукции осуществляется по ценам не ниже цен, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрещается розничная продажа алкогольной продукции по цене ниже цены, установленной в соответствии с частью 5 статьи 11 Федерального закона N 171 -ФЗ.
В соответствии с приказом Минфина России от 11.05.2016 N 58н "Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2016 N 42365) минимальная цена, на дату проверки общества, установленная для реализация вышеуказанной алкогольной продукции, составляет - 215 рублей за 0,5 литра готовой продукции.
Факт совершения обществом вышеуказанного правонарушения подтверждается материалами дела, а именно: письмом МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО от 22.07.2019 N УЗ-14771/11-10, отчетом по реализации продукции ниже минимальной цены за период с 17.06.2019 по 16.07.2019, копией лицензии серии ДК N 001280, регистрационный N РАО0000739 от 26.05.2016, выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 07.10, 21.10.2019, протоколом об административном правонарушении в отношении ООО ПО "Камавторесурс" от 07.10.2019 N 12-20/71.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Не принимаются доводы апелляционной жалобы о том, что фактическое составление протокола с нарушением установленного порядка исключает его из числа допустимых доказательств по делу об административном правонарушении. Нарушение порядка, по мнению подателя апелляционной жалобы, является нарушение срока административного расследования, нарушение срока оставления протокола об административном правонарушении, административным органом не выносилось определение о продлении срока административного расследования.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (часть 2 статьи 28.5 КоАП РФ).
В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что существенный характер процессуальных нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. Установив при рассмотрении дела несоответствие между датой составления протокола и моментом выявления правонарушения, суд оценивает это обстоятельство с учетом необходимости обеспечения административным органом лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, гарантий, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ.
В пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъясняется, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении, поскольку эти сроки не являются пресекательными.
Однако само по себе нарушение срока составления протокола об административных правонарушениях, предусмотренного статьей 28.5 Кодекса, не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса.
Общество не пояснило, каким образом несоблюдение названного срока нарушает его права с учетом того, что фактически ему предоставлен более продолжительный срок для подготовки мотивированного опровержения выводов, сделанных по итогам проверки.
В рамках настоящего дела судом не установлено каких-либо нарушений прав общества фактом несвоевременного составления протокола об административном правонарушении.
Доказательства, свидетельствующие о наличии безусловных оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности, заявителем в материалы дела не представлены.
Таким образом, существенных нарушений процедуры КоАП РФ при производстве дела об административном правонарушении не установлено. В связи, с чем доводы заявителя в части нарушения сроков составления протокола об административном правонарушении обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Кроме того, в силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Совершение обществом правонарушения в виде занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, подтверждено протоколом об административном правонарушении, который составлен уполномоченным лицом и является надлежащим доказательством по делу.
Доказательств невозможности соблюдения заявителем приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела департаментом установлено, что ООО ПО "Камавторесурс" включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и является средним предприятием.
Впервые совершенное ООО ПО "Камавторесурс" административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, не относится к перечню правонарушений, указанных в ч. 2 ст. 3.4 и ч.2 ст. 4.1.1 КоАП РФ.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что административный орган правомерно применил правила, предусмотренные ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ и заменил административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение, учитывая также, что общество привлекается к административной ответственности впервые.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что назначенное административным органом наказание в виде административного предупреждения, соответствует цели предупреждения совершения обществом новых правонарушений.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.02.2020 по делу N А32-50908/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-50908/2019
Истец: ООО ПО "Камавторесурс", ООО производственное объединение "Камавторесурс"
Ответчик: Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя КК, Департамент регулирования сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края