Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 23 октября 2020 г. N Ф06-64985/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
22 мая 2020 г. |
Дело N А72-20016/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 мая 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Романенко С.Ш.,
судей Николаевой С.Ю., Коршиковой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шлычковой Ю.Н.,
при участии:
от истца - Заместитель прокурора Ульяновской области в интересах Ульяновской области в лице Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области - Корсакова Т.Н., удостоверение ТО N 292649 от 23.04.2020;
от ответчика - Общество с ограниченной ответственностью "Вешкаймское лесное хозяйство" - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика - Общество с ограниченной ответственностью "СК" - не явились, извещены надлежащим образом;
от третьего лица - Правительство Ульяновской области - не явились, извещены надлежащим образом;
от третьего лица - Агентство государственного имущества Ульяновской области - не явились, извещены надлежащим образом;
от третьего лица - Общество с ограниченной ответственностью "ЛЕС СЕРВИС" - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 мая 2020 года в зале N 6 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вешкаймское лесное хозяйство" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.12.2019, принятое по делу N А72-20016/2018 (судья Рыбалко И.В.)
по иску Заместителя прокурора Ульяновской области в интересах Ульяновской области в
лице Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области (ОГРН 1047301019776, ИНН 7325050230), г.Ульяновск
к Обществу с ограниченной ответственностью "Вешкаймское лесное хозяйство" (ОГРН 1147309000300, ИНН 7309004902), Ульяновская обл., Вешкаймский р-н, р.п.Вешкайма,
к Обществу с ограниченной ответственностью "СК" (ОГРН 1177746389688, ИНН 7736298036, г.Москва
третьи лица: Правительство Ульяновской области; Агентство государственного имущества Ульяновской области; Общество с ограниченной ответственностью "ЛЕС СЕРВИС" (ОГРН 5167746462692, ИНН 7736285982), г.Ульяновск
об истребовании имущества из чужого незаконного владения,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Ульяновской области в интересах Ульяновской области в лице Правительства Ульяновской области обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, к Обществу с ограниченной ответственностью "Вешкаймское лесное хозяйство", к Обществу с ограниченной ответственностью "ЛЕС СЕРВИС" (ОГРН 5167746462692, ИНН 7736285982), в котором просил: истребовать у ООО "Вешкаймское лесное хозяйство" в пользу Ульяновской области имущество, полученное на основании утвержденного определением Майнского районного суда Ульяновской области от 18.10.2016 мирового соглашения на общую сумму 4 849 902 руб. 00 коп.: 2 автомобиля "Урал", автомобиль "Ниссан", автомобиль "УАЗ", трактор "Беларус-82.1", станок двухпильный кромкообразный "ЦОД-450", 6 прицепов, 2 погрузчика копновоза, ковш ПКУ, пилорама ленточная "Авангард", обязать ООО "Вешкаймское лесное хозяйство" передать в собственность Ульяновской области 2 автомобиля "Урал", автомобиль "Ниссан", автомобиль "УАЗ", трактор "Беларус-82.1", станок двухпильный кромкообразный "ЦОД-450", 6 прицепов, 2 погрузчика копновоза, ковш ПКУ, пилорама ленточная "Авангард".
Определением от 12.03.2019 Арбитражный суд Ульяновской области удовлетворил заявление Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области об изменении его наименования, определил соответчиком по делу считать Агентство государственного имущества Ульяновской области (ОГРН 1027301177749, ИНН 7303003740).
Протокольным определением от 13.05.2019 Арбитражный суд Ульяновской области принял отказ Прокуратуры Ульяновской области от иска в части истребования имущества из чужого незаконного владения к Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и к Обществу с ограниченной ответственностью "ЛЕС СЕРВИС". Производство по делу в данной части прекращено.
Протокольным определением от 13.05.2019 Арбитражным судом Ульяновской области удовлетворено ходатайство Прокуратуры Ульяновской области об уточнении исковых требований, в котором Заместитель прокурора Ульяновской области просил
-истребовать у Общества с ограниченной ответственностью "Вешкаймское лесное хозяйство" в пользу Ульяновской области в лице Агентства государственного имущества Ульяновской области имущество, полученное на основании утвержденного определением Майнского районного суда Ульяновской области от 18.10.2016 мирового соглашения: 1) Автомобиль УРАЛ модель 4320-30 А2-32, 1994 г/в, N кузова-0000050, г/н В916КК73, гидроманипулятор Fiskars 65 N 61267, 1982 г/в; 2) Автомобиль УРАЛ модель 4320-30, грузовой-бортовой, N двигателя 490135, 1989 г/в, г/н В915КК73; 3) Гидроманипулятор ЛВ 185-14 HCD 6/6 GR; 4) Автомобиль "NISSAN", модель "Х-TRAIL", легковой, 2010 г/в, VIN: Z8NTBNT31FS008069, г/н Х426ВВ73; 5) Автомобиль УАЗ, модель 220695-04, пассажирский, 2010 г/в, VIN: ХТТ220695А0489993, г/н Н727ВС73; 6) Трактор колесный "Беларус - 82.1", Минский тракторный завод, 2009 г/в, заводской N машины (рамы) - 80891651, двигатель N Д243450807; 7) Станок двухпильный кромкообрезный ЦОД-450; 8) Прицеп 2 ПТС-6, г/н 6422 УМ73; 9) Прицеп ОЗТП-880200-0000010, г/н 6468 УМ73; 10) Прицеп ОЗТП-880200-0000010, г/н 6469 УМ73; 11) Прицеп ОЗТП-880200-0000010, г/н 6476 УМ73; 12) Погрузчик-копновоз универсальный (б/ковшей); 13) Погрузчик-копновоз универсальный ПКУ-08-0; 14) Прицеп 2 ПТС-4, г/н 8912 УМ73; 15) Прицеп MAZ-8926, г/н AM 3199; 16) Ковш ПКУ-0,8-5; 17) Пилорама ленточная "Авангард-ЛП-80";
-обязать Общество с ограниченной ответственностью "Вешкаймское лесное хозяйство" передать указанное имущество Агентству государственного имущества Ульяновской области по акту приема-передачи.
Определением от 15.05.2019 Арбитражный суд Ульяновской области привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Ульяновской области, Общество с ограниченной ответственностью "ЛЕС СЕРВИС" (ОГРН 5167746462692, ИНН 7736285982).
Определением от 26.06.2019 Арбитражный суд Ульяновской области по ходатайству Прокуратуры Ульяновской области привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области.
Определением от 26.08.2019 Арбитражный суд Ульяновской области удовлетворил ходатайство Прокуратуры Ульяновской области об уточнении исковых требований, в котором Прокуратура Ульяновской области просит:
1. Истребовать у Общества с ограниченной ответственностью "Вешкаймское лесное хозяйство" в пользу Ульяновской области в лице Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области имущество, полученное на основании утвержденного определением Майнского районного суда Ульяновской области от 18.10.2016 мирового соглашения: 1) Гидроманипулятор Fiskars 65 N 61267, 1982 г/в; 2) Гидроманипулятор ЛВ 185-14 HCD 6/6 GR; 3) Трактор колесный "Беларус - 82.1", Минский тракторный завод, 2009 г/в, заводской N машины (рамы) - 80891651, двигатель N Д243450807; 4) Станок двухпильный кромкообрезный ЦОД-450; 5) Прицеп 2 ПТС-6, г/н 6422 УМ73; 6) Прицеп ОЗТП-880200-0000010, г/н 6468 УМ73; 7) Прицеп ОЗТП-880200-0000010, г/н 6469 УМ73; 8) Прицеп ОЗТП-880200-0000010, г/н 6476 УМ73; 9) Погрузчик-копновоз универсальный (б/ковшей) 10) Погрузчик-копновоз универсальный ПКУ-08-0; 11) Прицеп 2 ПТС-4, г/н 8912 УМ73; 12) Прицеп MAZ-8926, г/н AM 3199; 13) Ковш ПКУ-0,8-5; 14) Пилорама ленточная "Авангард-ЛП-80".
2. Обязать Общество с ограниченной ответственностью "Вешкаймское лесное хозяйство" передать указанное имущество Министерству цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области по акту приема-передачи.
3. Истребовать у Общества с ограниченной ответственностью "ЛЕС СЕРВИС" (ОГРН 5167746462692, ИНН 7736285982) в пользу Ульяновской области в лице Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области следующее имущество: 1) Автомобиль УРАЛ модель 4320-30 А2-32, 1994 г/в, N кузова-0000050, г/н В916КК73; 2) Автомобиль УАЗ, модель 220695-04, пассажирский, 2010 г/в, VIN: ХТТ220695А0489993, г/н Н727ВС73. 3) Автомобиль "NISSAN", модель "Х-TRAIL", легковой, 2010 г/в, VIN: Z8NTBNT31FS008069, г/н Х426ВВ73; 4) Автомобиль УРАЛ модель 4320-30, грузовой-бортовой, N двигателя 490135, 1989 г/в, г/н В915КК73;
4. Обязать Общество с ограниченной ответственностью "ЛЕС СЕРВИС" (ОГРН 5167746462692, ИНН 7736285982) передать указанное имущество Министерству цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области по акту приема-передачи.
Определением от 26.08.2019 Арбитражный суд Ульяновской области привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Агентство государственного имущества Ульяновской области.
Определением от 26.08.2019 Арбитражный суд Ульяновской области по ходатайству Прокуратуры Ульяновской области привлек к участию в деле в качестве соответчика по делу и исключил из состава третьих лиц: Общество с ограниченной ответственностью "ЛЕС СЕРВИС" (ОГРН 5167746462692, ИНН 7736285982).
Определением от 13.11.2019 Арбитражный суд Ульяновской области по ходатайству Прокуратуры Ульяновской области привлек к участию в деле в качестве соответчика по исковому заявлению: Общество с ограниченной ответственностью "СК" (ОГРН 1177746389688, ИНН 7736298036, г.Москва) с предметом требования к нему: истребовать у Общества с ограниченной ответственностью "СК" в пользу Ульяновской области в лице Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области следующее имущество: 1) Автомобиль УРАЛ модель 4320-30 А2-32, 1994 г/в, N кузова-0000050, г/н В916КК73; 2) Автомобиль УАЗ, модель 220695-04, пассажирский, 2010 г/в, VIN: ХТТ220695А0489993, г/н Н727ВС73; 3) Автомобиль УРАЛ модель 4320-30, грузовой-бортовой, N двигателя 490135, 1989 г/в, г/н В915КК73; 4) Автомобиль "NISSAN", модель "Х-TRAIL", легковой, 2010 г/в, VIN: Z8NTBNT31FS008069, г/н Х426ВВ73;
Обязать Общество с ограниченной ответственностью "СК" передать указанное имущество Министерству цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области по акту приема-передачи.
Определением от 13.11.2019 Арбитражный суд Ульяновской области по ходатайству Прокуратуры Ульяновской области привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, и исключил из состава соответчиков Общество с ограниченной ответственностью "ЛЕС СЕРВИС" (ОГРН 5167746462692, ИНН 7736285982, г.Ульяновск).
Протокольным определением от 12.12.2019 Арбитражным судом Ульяновской области оставлено без удовлетворения ходатайство Прокуратуры Ульяновской области о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Вешкаймский лесхоз" (ОГРН 1097309000117, ИНН 7309905270, Ульяновская область, р.п.Вешкайма) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ввиду отсутствия процессуальных оснований.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.12.2019, по делу N А72-20016/2018 исковые требования Заместителя прокурора Ульяновской области удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Вешкаймское лесное хозяйство" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить в иске отказать.
При этом в жалобе заявитель указал, что решение принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, неполно исследованы доказательства, и, как следствие, выводы, сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Заявитель жалобы считает, что истец не является лицом, которому в силу ст. 301 ГК РФ принадлежит право истребования имущества из чужого незаконного владения у ответчиков. При этом, заявитель указал, что приговором суда не установлено, что за государством признано право собственности на истребуемое истцом имущество.
Сведения о месте и времени судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: WWW.11ааs.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда.
В судебном заседании представитель Заместитель прокурора Ульяновской области в интересах Ульяновской области в лице Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители иных лиц, участвующих в деле не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав представителя истца, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 30.12.2013 N 1616-р было определены условия приватизации Областного государственного унитарного предприятия "Вешкаймский лесхоз" путем преобразования в Общество с ограниченной ответственностью "Вешкаймское лесное хозяйство" (т.4 л.д.1-42).
Согласно Уставу, утвержденному распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 30.12.2013 N 1616-р, Общество с ограниченной ответственностью "Вешкаймское лесное хозяйство" создано в соответствии с Федеральными законами от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", путем преобразования Областного государственного унитарного предприятия "Вешкаймский лесхоз", на основании Закона Ульяновской области от 30.11.2012 N 183-ЗО "О прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Ульяновской области на 2013 год и основных направлениях политики Ульяновской области на 2013-2015 годы", распоряжения Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 30.12.2013 N 1616-р и является его правопреемником.
Общество является правопреемником Областного государственного унитарного предприятия "Вешкаймский лесхоз" в отношении всех его прав, обязанностей и обязательств.
Учредителем Общества является Ульяновская область в лице Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.
Единственным участником Общества является Ульяновская область в лице Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (пункты 1.1-1.3, 1.9 Устава, т.4 л.д.98-119).
Созданное путем реорганизации в форме преобразования ООО "Вешкаймское лесное хозяйство" было зарегистрировано 06.05.2014 (т.4 л.д.84).
По итогам заседания балансовой комиссии при Межведомственном совете при Губернаторе Ульяновской области по повышению эффективности бюджетных расходов Ульяновской области 05.05.2016 признано целесообразным приватизировать 100 % доли в уставном капитале ООО "Вешкаймское лесное хозяйство".
Законом Ульяновской области N 154-ЗО от 28.10.2016 внесены соответствующие изменения в Закон Ульяновской области от 11.12.2015 N 199-ЗО "О прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Ульяновской области на 2016 год и основных направлениях политики Ульяновской области в сфере приватизации на 2016 - 2018 годы", в прогнозный план приватизации включено ООО "Вешкаймское лесное хозяйство"; доли, подлежащие приватизации - 100%.
27.07.2016 между Департаментом государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (Заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью "ЦенСо" (Исполнитель) заключен договор N 14 на выполнение услуги по оценке рыночной стоимости имущества, находящегося в государственной собственности Ульяновской области, для последующей приватизации. Согласно заданию на оценку, Исполнителю было поручено произвести оценку рыночной стоимости 100% доли в уставном капитале ООО "Вешкаймское лесное хозяйство" (т.1 л.д.19-23).
Согласно отчету об оценке ООО "ЦенСо" от 31.08.2016 N О-160727-4 итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки по состоянию на 27.07.2016 составила 7 826 000 руб. 00 коп. (т.1 л.д.26).
Распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 02.12.2016 N 2006-р определены условия приватизации доли в уставном капитале Общества с ограниченной ответственностью "Вешкаймское лесное хозяйство": приватизировать находящуюся в государственной собственности Ульяновской области долю в уставном капитале Общества с ограниченной ответственностью "Вешкаймское лесное хозяйство" в размере 100% от уставного капитала Общества путем продажи на аукционе, открытом по составу участников и форме подачи предложений о цене; начальная цена доли устанавливается в размере рыночной стоимости, определенной на основании отчета об оценке от 31.08.2016 N О-160727-4, составленного ООО "ЦенСо", и составляет 7 826 000 руб. 00 коп. (т.1 л.д.25).
27.12.2016 Департаментом государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области на сайте www.torgi.gov.ru размещено информационное сообщение о проведении торгов в форме открытого аукциона (т.1 л.д.27-29).
По результатам проведенного 27.01.2017 аукциона победителем аукциона признано Общество с ограниченной ответственностью "ЛЕС СЕРВИС" (ОГРН 5167746462692, ИНН 7736285982), предложившее наиболее высокую цену за имущество - 8 216 000 руб. 00 коп. (т.1 л.д.30-37, т.3 л.д.221-222).
20.02.2017 между Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (правопреемник Департамента) (Продавец) и Обществом с ограниченной ответственностью "ЛЕС СЕРВИС" (ОГРН 5167746462692, ИНН 7736285982) (Покупатель) был заключен договор купли-продажи N 02.04-06/6 недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Ульяновской области, по условиям которого Продавец обязуется передать в собственность за плату, а Покупатель принять и оплатить по цене и на условиях настоящего договора долю в уставном капитале Общества с ограниченной ответственностью "Вешкаймское лесное хозяйство", составляющую 100% от уставного капитала. Цена указанной доли определена на основании протокола заседания комиссии по продаже имущества, находящегося в государственной собственности Ульяновской области, на аукционе от 27.01.2017 N 02.04-13/2017 и составляет 8 216 000 руб. 00 коп.
По акту приема-передачи от 22.02.2017 доля в уставном капитале передана Покупателю (т.1 л.д.54-56).
В то же время, 20.04.2016 Майнским районным судом Ульяновской области вынесен Приговор в отношении Захарова Е.М., Бикмурзина С.А. и Алиакбярова Ш.А.. Указанные лица признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.160 Уголовного кодекса РФ "Присвоение или растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, совершенные группой лиц по предварительному сговору, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, организованной группой либо в особо крупном размере".
Как установлено Майнским районным судом, Захаров Е.М., будучи назначенным с 28.12.2007 на должность директора Областного государственного унитарного предприятия "Вешкаймский лесхоз", используя свое служебное положение, из корыстных побуждений, действуя вопреки законным интересам ОГУП "Вешкаймский лесхоз", группой лиц по предварительному сговору с находящимся в его непосредственном подчинении Алиакбяровым Ш.А. и при пособничестве Бикмурзина С.А. в период с 01.01.2011 по 31.12.2013 растратили в пользу подконтрольного им ООО "Вешкаймский лесхоз" вверенную им лесную продукцию, принадлежащую ОГУП "Вешкаймский лесхоз", собственником имущества которого является Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, на общую сумму 13 103 057 рублей, причинив своими действиями ОГУП "Вешкаймский лесхоз", собственником имущества которого является Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, материальный ущерб на общую сумму 6 558 232 рубля. Для достижения желаемого преступного результата Захаров Е.М., Бикмурзин С.А. и Алиакбяров Ш.А., являясь учредителями ООО "Вешкаймский лесхоз" (ОГРН 1097309000117, ИНН 7309905270, Ульяновская область, р.п.Вешкайма), решили использовать подконтрольное им общество в своей преступной схеме, направленной на хищение путем растраты вверенной им лесной продукции, принадлежащей ОГУП "Вешкаймский лесхоз", в особо крупном размере в пользу созданного и подконтрольного им Общества с ограниченной ответственностью "Вешкаймский лесхоз". Поступившие на расчетный счет ООО "Вешкаймский лесхоз" денежные средства от реализации продукции ОГУП "Вешкаймский лесхоз" подсудимые расходовали по своему усмотрению, а именно, приобретали имущество для ООО "Вешкаймский лесхоз", учредителями которого они в тот период являлись, что свидетельствует о наличии у всех подсудимых корыстной цели (Приговор см. в т.3 л.д.6-113).
Также суд признал за Департаментом государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области право на удовлетворение гражданского иска, вопрос о его размере передал для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.
Рассматривая в порядке гражданского судопроизводства исковые требования Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области к Захарову Е.М., Бикмурзину С.А. и Алиакбярову Ш.А. о взыскании материального ущерба, причиненного преступлением, а также исковые требования ООО "Вешкаймское лесное хозяйство" (ОГРН 1147309000300, ИНН 7309004902) к Захарову Е.М., Бикмурзину С.А., Алиакбярову Ш.А. и ООО "Вешкаймский лесхоз" (ОГРН 1097309000117, ИНН 7309905270) о взыскании материального ущерба, причиненного преступлением, и возвращении неосновательного обогащения в натуре, Майнский районный суд Ульяновской области в рамках объединенного дела определением от 18.10.2016 утвердил мировое соглашение, согласно которому в срок не позднее 01.02.2017 ООО "Вешкаймский лесхоз" (ОГРН 1097309000117, ИНН 7309905270) обязалось в счет возмещения причиненного ОГУП "Вешкаймский лесхоз" ущерба передать правопреемнику предприятия ООО "Вешкаймское лесное хозяйство" (ОГРН 1147309000300, ИНН 7309004902) следующее имущество: - Автомобиль УРАЛ модель 4320-30 А2-32, 1994 г/в, N кузова-0000050, г/н В916КК73, с установленным на него гидроманипулятором Fiskars 65 N 61267, 1982 г/в; - Автомобиль УРАЛ модель 4320-30, грузовой-бортовой, N двигателя 490135, 1989 г/в, г/н В915КК73 с установленным на него гидроманипулятором ЛВ 185-14 HCD 6/6 GR; - Автомобиль "NISSAN", модель "Х-TRAIL", легковой, 2010 г/в, VIN: Z8NTBNT31FS008069, г/н Х426ВВ73; - Автомобиль УАЗ, модель 220695-04, пассажирский, 2010 г/в, VIN: ХТТ220695А0489993, г/н Н727ВС73; - Трактор колесный "Беларус - 82.1", Минский тракторный завод, 2009 г/в, заводской N машины (рамы) - 80891651, двигатель N Д243450807; - Станок двухпильный кромкообрезный ЦОД-450; - Прицеп 2 ПТС-6, г/н 6422 УМ73; - Прицеп ОЗТП-880200-0000010, г/н 6468 УМ73; - Прицеп ОЗТП-880200-0000010, г/н 6469 УМ73; - Прицеп ОЗТП-880200-0000010, г/н 6476 УМ73; - Погрузчик-копновоз универсальный (б/ковшей); - Погрузчик-копновоз универсальный ПКУ-08-0; - Прицеп 2 ПТС-4, г/н 8912 УМ73; - Прицеп MAZ-8926, г/н AM 3199; - Ковш ПКУ-0,8-5; - Пилорама ленточная "Авангард-ЛП-80";
Всего на общую сумму 4 849 902 руб., а также все правоустанавливающие, регистрационные документы и техническую документацию на вышеуказанное имущество (т.1 л.д.91-98).
Во исполнение условий мирового соглашения по акту приема-передачи 30.01.2017 ООО "Вешкаймский лесхоз" передало, а ООО "Вешкаймское лесное хозяйство" приняло поименованное в мировом соглашении имущество на общую сумму 4 849 902 руб. (т.3 л.д.262).
Прокуратурой Вешкаймского района была проведена проверка организации и проведения Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области торгов в форме открытого аукциона по продаже доли в уставном капитале ООО "Вешкаймское лесное хозяйство" в размере 100% от уставного капитала указанного общества, находящейся в государственной собственности Ульяновской области, в результате которой выявлены нарушения закона, выраженные в занижении рыночной стоимости доли в уставном капитале названного общества (материалы проверки см. т.3 л.д.114-279).
Проверкой было установлено, что при организации торгов Агентством были нарушены требования ст.ст.12, 14 Закона N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" при определении цены подлежащего приватизации имущества. При организации проведения оценки рыночной стоимости уставного капитала ООО "Вешкаймское лесное хозяйство" не учтено причитающееся обществу в качестве возмещения причиненного ущерба имущество на общую сумму 4 849 902 руб. На момент проведения ООО "ЦенСо" оценки стоимости доли (100%) в уставном капитале ООО "Вешкаймское лесное хозяйство" (отчет об оценке от 31.08.2016) обозначенное движимое имущество на сумму 4 849 902 руб. на балансе ООО "Вешкаймское лесное хозяйство" отсутствовало, в размещенную 27.12.2016 на сайте www.torgi.gov.ru аукционную документацию сведения внесены на основании названного отчета. При этом должностными лицами Агентства, осведомленными об утвержденном Майнским районным судом 18.10.2016 мировом соглашении, в соответствии с которым ООО "Вешкаймский лесхоз" в срок до 01.02.2017 обязалось передать ООО "Вешкаймское лесное хозяйство" имущество на сумму 4 849 902 руб. в качестве возмещения причиненного государству ущерба, в период с 27.12.2016 по 27.01.2017 проведен аукцион (торги) по продаже доли в размере 100 % уставного капитала ООО "Вешкаймское лесное хозяйство". При этом стоимость доли (100%) в уставном капитале ООО "Вешкаймское лесное хозяйство" выставлена на аукцион на основании уже неактуального отчета об оценке ООО "ЦенСо" от 31.08.2016; повторная оценка рыночной стоимости уставного капитала организации и ее имущества проведена не была; имущество в собственность государства ООО "Вешкаймское лесное хозяйство" не возвращено. Признание проведенных 27.01.2017 результатов торгов недействительными Агентством не инициировалось. В связи с вышеуказанными неправомерными действиями Агентства, выразившимися в заключении 20.02.2017 договора купли-продажи доли (100%) в уставном капитале организации с ООО "ЛЕС СЕРВИС", причитающееся государству имущество на сумму 4 849 902 руб. перешло в собственность данной коммерческой организации. При этом данное имущество оценке не подвергалось.
Руководствуясь указанным, Прокуратура Ульяновской области обратилась в Арбитражный суд с настоящими требованиями в интересах Ульяновской области в лице Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области и просит истребовать из незаконного владения ответчиков в пользу Ульяновской области в лице Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области вышеперечисленное имущество.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции со ссылкой на нормы статей 301, 214, 125, 294, 296, 113, 295, 217 Гражданского кодекса Российской Федерации обосновано удовлетворил заявленные исковые требования исходя из следующего.
Согласно представленным в материалы дела сведениям, спорное имущество в реестре объектов государственной собственности Ульяновской области не числится.
Как следует из приговора Майнского районного суда, данное имущество было приобретено ООО "Вешкаймский лесхоз" (ОГРН 1097309000117, ИНН 7309905270) на денежные средства, полученные от реализации продукции ОГУП "Вешкаймский лесхоз", вверенной руководителям предприятия, и использованные указанными лицами с преступным умыслом по своему усмотрению. Приобретенное таким образом имущество вместо того, чтобы быть включенным в состав имущества государственного предприятия на праве хозяйственного ведения, было незаконно поставлено на баланс ООО "Вешкаймский лесхоз" (ОГРН 1097309000117, ИНН 7309905270), чем Ульяновской области был причинен существенный ущерб.
Как предусмотрено п.4 ст.69 Арбитражного процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу обязательны для арбитражного суда по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они определенным лицом.
Из приговора Майнского районного суда Ульяновской области от 20.04.2016 со всей определенностью следует, что ущерб в результате совершенного преступления причинен государственному унитарному предприятию (до его реорганизации в 2014 году в общество с ограниченной ответственностью), собственником имущества которого является Ульяновская область, и что данный ущерб должен быть возмещен именно Ульяновской области в лице уполномоченного органа.
Таким образом, с учетом установленных приговором Майнского районного суда Ульяновской области обстоятельств и в силу приведенных норм действующего законодательства суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что спорное имущество, приобретенное на средства, вырученные от хозяйственной деятельности Областного государственного унитарного предприятия "Вешкаймский лесхоз", принадлежит на праве собственности Ульяновской области и на праве хозяйственного ведения ОГУП "Вешкаймский лесхоз" (до его реорганизации).
Никакого иного правового режима данное имущество иметь не может.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Как предусмотрено п.1 ст.11 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте.
Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них. В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, в том числе обязательства унитарного предприятия по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми унитарное предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права.
Как верно установлено судом первой инстанции, истребуемое имущество не состояло на балансе ОГУП "Вешкаймский лесхоз" на момент приватизации предприятия путем преобразования его в Общество с ограниченной ответственностью "Вешкаймское лесное хозяйство" на основании распоряжения Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 30.12.2013 N 1616-р. Не поименовано данное имущество и в передаточном акте, утвержденном распоряжением ДГИЗО от 30.12.2013 N 1616-р (см. т.4 л.д.28-42).
Следовательно, правомерен вывод суда первой инстанции о том, что спорное имущество не выбывало из государственной собственности Ульяновской области.
Прокуратура просит истребовать имущество в пользу Ульяновской области в лице Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области.
С января 2016 года в соответствии с Положением о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области N 500-П от 09.12.2008, Департамент госимущества являлся исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным от имени Ульяновской области осуществлять полномочия собственника имущества Ульяновской области.
С января 2017 года до 01.01.2019 таким уполномоченным органом являлось Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в соответствии с Положением об Агентстве, действующим в редакции постановления Правительства Ульяновской области от 19.01.2017 N 1/20-П.
Согласно п.1 Указа Губернатора Ульяновской области от 12.04.2019 N 26 "О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Губернатора Ульяновской области" с 1 июля 2019 года упразднено Агентство государственного имущества Ульяновской области с передачей его функций: по управлению и распоряжению имуществом, составляющим казну Ульяновской области, за исключением земельных участков, ведению реестра объектов государственной собственности Ульяновской области, обеспечению разработки и принятия нормативных правовых актов Ульяновской области в сфере управления и распоряжения имуществом Ульяновской области, за исключением земельных участков, - Министерству цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области;
по осуществлению полномочий собственника имущества областных государственных унитарных предприятий и областных государственных учреждений, а также акций (долей в уставных капиталах) хозяйственных обществ - исполнительным органам государственной власти Ульяновской области, осуществляющим государственное управление в соответствующей сфере деятельности.
Распоряжением Правительства Ульяновской области от 13.05.2019 N 236-пр создана ликвидационная комиссия Агентства государственного имущества Ульяновской области.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 12.08.2019 N 17/390-П "О признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ульяновской области" пункт 1.1 раздела 1 Положения о Министерстве цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 14.04.2014 N 8/125-П, дополнен абзацами вторым и третьим следующего содержания: "Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным от имени Ульяновской области осуществлять управление и распоряжение имуществом, находящимся в государственной собственности Ульяновской области (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Ульяновской области осуществляют иные исполнительные органы государственной власти Ульяновской области).
Если иное не установлено настоящим Положением, в компетенцию Министерства не входят полномочия по управлению и распоряжению жилыми помещениями государственного жилищного фонда Ульяновской области и земельными участками, в том числе лесными участками, региональными и межмуниципальными автомобильными дорогами, участками недр и водными объектами, а также защитными сооружениями гражданской обороны.".
Также Положение о Министерстве цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области дополнено пунктом 2.12.1., согласно которому Министерство наделяется полномочиями в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Ульяновской области, в том числе: осуществляет учет имущества, находящегося в государственной собственности Ульяновской области, ведение реестра такого имущества и выдачу выписок из указанного реестра.
Одновременно Постановлением Правительства Ульяновской области от 12.08.2019 N 17/390-П "О признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ульяновской области" постановление Правительства Ульяновской области от 19.01.2017 N 1/20-П "Об утверждении Положения об Агентстве государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области" признано утратившим силу.
Как следует из ч.1 ст.125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что правомерно истребование имущества в пользу Ульяновской области с передачей его именно Министерству цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области.
Несмотря на то, что истец в пояснениях от 13.05.2019 не поддержал требования Прокуратуры Ульяновской области, а в последних заседаниях затруднился высказать позицию по настоящему спору, суд первой инстанции обоснованно указал, что такое поведение истца не может повлиять на исход дела, учитывая, что Прокуратура Ульяновской области самостоятельна в предъявлении требований и на своих требованиях настаивает в полном объеме.
В соответствии со ст.53 Арбитражного процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения. Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.
Возражая против предъявленных требований, ООО "Вешкаймское лесное хозяйство" утверждало, что истребуемое имущество было передано во владение общества на законных основаниях, а именно: на основании мирового соглашения, утвержденного определением Майнского районного суда Ульяновской области от 18.10.2016.
Однако, в силу положений Гражданского процессуального кодекса РФ, при утверждении мирового соглашения, представленного сторонами спора, суд не рассматривает спор по существу, не дает оценку представленным сторонами доказательствам; какие-либо фактические обстоятельства, составляющие преюдицию для последующих судебных дел, судом не устанавливаются. Определение об утверждении мирового соглашения на указанных сторонами условиях не может расцениваться как судебный акт, имеющий преюдициальное значение при рассмотрении спора по существу в рамках иного дела.
Данное мировое соглашение не является документом, служащим основанием для возникновения права собственности ООО "Вешкаймское лесное хозяйство" на полученное по мировому соглашению имущество.
Общество могло приобрести имущество лишь на установленных законом основаниях, в данном случае - в порядке приватизации.
Однако, как неопровержимо следует из имеющихся в материалах дела доказательств, данное имущество не вошло в состав имущества, подлежащего приватизации ОГУП "Вешкаймский лесхоз" на основании распоряжения Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 30.12.2013 N 1616-р.
Не было учтено данное имущество и в отчете об оценке ООО "ЦенСо" от 31.08.2016 N О-160727-4 по определению итоговой величины рыночной стоимости доли в уставном капитале Общества с ограниченной ответственностью "Вешкаймское лесное хозяйство".
Соответственно, Общество с ограниченной ответственностью "Вешкаймское лесное хозяйство" не приобрело данное имущество и в процессе приватизации находящейся в государственной собственности Ульяновской области доли в уставном капитале ООО "Вешкаймское лесное хозяйство" в размере 100% от уставного капитала, осуществленной на основании распоряжения Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 02.12.2016 N 2006-р.
Иных оснований для возникновения права собственности на спорное имущество ООО "Вешкаймское лесное хозяйство" не указало, соответствующих доказательств в нарушение ст.65 АПК РФ не представило.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что законные основания для владения истребуемым имуществом у ООО "Вешкаймское лесное хозяйство" отсутствуют.
В доказательство владения ООО "Вешкаймское лесное хозяйство" истребуемым имуществом Прокуратура Ульяновской области ссылается на акт приема - передачи имущества от 30.01.2017 во исполнение условий мирового соглашения (т.3 л.д.262, он же - т.4 л.д.142).
При этом суд первой инстанции верно отметил, что доказательств, опровергающих владение спорным имуществом, кроме объяснений директора ООО "Вешкаймское лесное хозяйство" Воробьева Д.К., к которым, по мнению суда, следует отнестись критически, ответчик не представил. Факт возгорания трактора Беларус опровергается сообщением ГУ МЧС по Ульяновской области от 26.06.2019 (т.5 л.д.1).
Согласно сведениям Управления ГИБДД УМВД России по Ульяновской области от 04.07.2019 транспортные средства, за исключением проданных ООО "ЛЕС СЕРВИС", зарегистрированы за ООО "Вешкаймское лесное хозяйство" (т.5 л.д.24-27).
На основании договоров купли-продажи транспортных средств от 22.03.2019 и от 10.06.2019 (т.5 л.д.28-31) ООО "Вешкаймское лесное хозяйство" продало, а ООО "ЛЕС СЕРВИС" (ОГРН 1177746389688, ИНН 7736298036) купило следующие автомобили:
1) Автомобиль УРАЛ модель 4320-30 А2-32, 1994 г/в, N кузова-0000050, г/н В916КК73;
2) Автомобиль УАЗ, модель 220695-04, пассажирский, 2010 г/в, VIN: ХТТ220695А0489993, г/н Н727ВС73;
3) Автомобиль УРАЛ модель 4320-30, грузовой-бортовой, N двигателя 490135, 1989 г/в, г/н В915КК73;
4) Автомобиль "NISSAN", модель "Х-TRAIL", легковой, 2010 г/в, VIN: Z8NTBNT31FS008069, г/н Х426ВВ73.
Стоимость продаваемого имущества установлена сторонами от 200 000 руб. до 20 000 руб. Доказательств оплаты ответчики в материалы дела не представили.
Исходя из условий договора, подтвержденных пояснениями представителя ООО "Вешкаймское лесное хозяйство", автомобили переданы покупателю.
По сведениям Управления ГИБДД УМВД России по Ульяновской области данные транспортные средства зарегистрированы за ООО "ЛЕС СЕРВИС" (ОГРН 1177746389688, ИНН 7736298036).
Как следует из выписки и ЕГРЮЛ, Общество и ограниченной ответственностью "ЛЕС СЕРВИС" 23.09.2019 было переименовано в Общество с ограниченной ответственностью "СК" (ОГРН 1177746389688, ИНН 7736298036) (т.5 л.д.1153-165).
Оценивая указанные сделки, суд первой инстанции обоснованно отметил, что, поскольку законные основания для владения указанным имуществом у ООО "Вешкаймское лесное хозяйство" отсутствовали, оно не вправе было реализовывать его иным лицам.
Согласно данным ЕГРЮЛ директором ООО "Вешкаймское лесное хозяйство" является Воробьев Денис Константинович. Он же является директором и учредителем ООО "ЛЕС СЕРВИС" (ОГРН 1177746389688, ИНН 7736298036), после переименования - ООО "СК", которое, в свою очередь, является учредителем ООО "Вешкаймское лесное хозяйство" (т.5 л.д.111-142). Таким образом, заключая договоры купли-продажи транспортных средств от 22.03.2019 и от 10.06.2019 и подписывая указанные договоры и со стороны продавца и со стороны покупателя, Воробьев Д.К. как руководитель обеих обществ не мог не знать о том, что в суде рассматривается спор в отношении данного имущества. При таких обстоятельствах действия сторон по осуществлению сделок купли- продажи нельзя признать добросовестными.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что договоры купли-продажи транспортных средств от 22.03.2019 и от 10.06.2019 в силу действия статей 167, 168 Гражданского кодекса РФ являются ничтожными, а законные основания для владения спорным имуществом у Общества с ограниченной ответственностью "СК" также отсутствуют.
При данных обстоятельствах, исковые требования Заместителя прокурора Ульяновской области в интересах Ульяновской области в лице Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области об истребовании из незаконного владения Общества с ограниченной ответственностью "Вешкаймское лесное хозяйство" и Общества с ограниченной ответственностью "СК" имущества, принадлежащего на праве собственности Ульяновской области, правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
У суда апелляционной инстанции нет оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, признавшего наличие оснований для удовлетворения иска.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Ульяновской области от 23.12.2019, по делу N А72-20016/2018, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 266-271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.12.2019, по делу N А72-20016/2018 - оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вешкаймское лесное хозяйство" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
С.Ш. Романенко |
Судьи |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-20016/2018
Истец: Заместитель прокурора Ульяновской области в интересах Ульяновской области в лице Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области
Ответчик: ООО "Вешкаймское лесное хозяйство", ООО "СК"
Третье лицо: АГЕНТСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "ЛЕС СЕРВИС", Правительство Ульяновской области, Правительство Ульяновской области, 7325001144, Заместитель прокурора в интересах Ульяновской области в лице Правительства Ульяновской области, Заместитель прокурора Ульяновской области в интересах Ульяновской области в лице Агентства госимущества Ульяновской области, Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области
Хронология рассмотрения дела:
23.10.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-64985/20
22.05.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1544/20
23.12.2019 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-20016/18
15.11.2019 Определение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-20016/18
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-20016/18