22 мая 2020 г. |
Дело N А83-19687/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2020 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Приваловой А.В.,
судей Градовой О.Г., Яковлева А.С.,
при ведении протоколирования судебного заседания секретарем судебного заседания Хлебинской Е.Г.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 30 января 2020 года по делу N А83-19687/2018, рассмотренному по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие "Химпромсоюз" к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Администрации города Симферополя Республики Крым, об оспаривании решений об отказе в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие "Химпромсоюз" (далее - заявитель, общество, ООО "АП "Химпромсоюз") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Госкомрегистр, орган регистрации прав) о признании незаконным решения от 10.08.2018 N 90/016/161/2017-7183 об отказе в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество - административно-производственное здание площадью 1196,7 кв.м с кадастровым номером 90:22:010219:2204, расположенное по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Буденного, д.32, и в качестве способа устранения допущенного нарушения прав просит возложить обязанность на орган регистрации прав зарегистрировать право собственности общества на указанный объект (требование, выделенное судом в отдельное производство).
Дело рассмотрено судом с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым и Администрации города Симферополя Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 30.01.2020 заявленное требование удовлетворено, решение Госкомрегистра от 10.08.2018 N 90/016/161/2017-7183 признано незаконным, на регистрирующий орган возложена обязанность в пятидневный срок со дня вступления решения в законную силу зарегистрировать право собственности общества на спорный объект.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Госкомрегистр обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нормам материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы заявитель приводит доводы о законности принятого органом регистрации прав решения об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, так как заявителем не был представлен с заявлением оригинал правоустанавливающего документа на заявленный к регистрации объект недвижимости.
Отзывы на апелляционную жалобу обществом и иными лицами, участвующими в деле, не направлены. Ходатайством общество известило апелляционный суд о возможности рассмотрения апелляционной жалобы без участия своего представителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, о причинах неявки суд не известили, что в силу частей 3, 5 статьи 156, статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие представителей неявившихся лиц. Ходатайств от лиц, участвующих в деле, об отложении судебного разбирательства в связи с невозможностью обеспечить явку своих представителей по уважительным причинам в суд апелляционной инстанции не поступало.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены принятого по делу решения на основании следующего.
Как следует из материалов дела, 13.11.2017 общество обратилось в Госкомрегистр с заявлением о государственной регистрации права собственности на нежилое здание литера "Ж, Ж1, Ж2, Ж3, Ж4", с кадастровым номером 90:22:010219:2204 общей площадью 1196,7 кв.м, расположенное по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Буденного, д.32, приложив в качестве документов-оснований: декларацию о готовности объекта к эксплуатации от 09.07.2012 N КР14212113909, свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество от 21.12.2007, решение Киевского районного суда г. Симферополя от 05.05.2008, кадастровый паспорт здания от 22.12.2016, разрешение на выполнение строительных работ от 03.02.2009 N 83, решения исполкома Симферопольского городского совета от 02.10.2007 N 2578 и от 12.12.2007 N 3207, договор аренды земельного участка от 22.11.2005 N 1-1740.
Госкомрегистр, проверив представленные обществом документы, приостановил до 22.02.2018 в соответствии с пунктами 5, 7, 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N218-ФЗ) государственную регистрацию, о чем известил общество уведомлением от 23.11.2017 N 90/016/161/2017-7183. Основанием для приостановления регистрации послужило не представление заявителем документов, необходимых для регистрации, а именно: в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) отсутствуют сведения о регистрации прав общества в отношении земельного участка, на котором расположено спорное здание; не представлен правоустанавливающий документ в отношении заявленного на государственную регистрацию объекта; представленная декларация о готовности объекта к эксплуатации составлена на украинском языке; направлен межведомственный запрос в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым.
22.02.2018 Госкомрегистр приостановил действия по регистрации права собственности общества до снятия ареста (уведомление от 22.02.2018 N 90/016/161/2017-7181) и уведомил общество о том, что с заявлением о государственной регистрации не представлен оригинал правоустанавливающего документа (надлежащим образом заверенная копия), в ЕГРН содержится информация о запрете на совершение регистрационных действий по отчуждению объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Буденного, д.32.
08.06.2018 обществом представлены регистрирующему органу дополнительные документы - нотариально заверенный перевод на русский язык декларации о готовности объекта к эксплуатации от 28.05.2012.
Сообщением от 10.08.2018 N 90/016/161/2017-7183, вынесенным в отношении всех заявленных обществом к регистрации объектов недвижимости, Госкомрегистр на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ, со ссылкой на неустранение причин, препятствующих осуществлению регистрации права собственности общества, отказал в осуществлении указанных действий, указав применительно к данному объекту, что декларация о готовности объекта к эксплуатации представлена только в нотариально удостоверенной копии, решение Киевского районного суда г. Симферополя от 05.05.2008 N 2-3728/2008р представлено в копии, не заверенной судом, принявшим судебный акт.
Не согласившись с отказом Госкомрегистра, общество оспорило его в судебном порядке.
Признавая незаконным отказ Госкомрегистра, суд первой инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 198, 200 АПК РФ, Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Законом N 218-ФЗ, учитывая положения Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N38-ЗРК), пришел к выводу, что у регистрирующего органа не было оснований для отказа в осуществлении государственной регистрации права собственности общества на заявленный к регистрации объект недвижимого имущества, так как все необходимые документы для регистрации были представлены заявителем, а дополнительные сведения могли быть получены Госкомрегистром в порядке межведомственного взаимодействия.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта и отклоняет доводы апелляционной жалобы исходя из следующего.
Право заинтересованного лица обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав закреплено в части 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ.
В силу частей 3, 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества; государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с частями 1, 4 пункта 2, 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что для государственной регистрации права в орган регистрации прав в установленном порядке подается заявление, к которому прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав; не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с настоящим законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим законом или иными федеральными законами.
Частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, 22.11.2005 между Симферопольским городским Советом (арендодатель) и ЗАО "Автотранспортное предприятие "Химпросоюз" заключен договор аренды земельного участка сроком до 15.09.2030 для реконструкции существующих строений производственной базы и строительства объектов производственно-складского и административного назначения, находящихся по адресу: г. Симферополь, ул. Будённого, 32. Договор аренды зарегистрирован в Крымском региональном филиале ГП "Центр ГЗК при Госкомземе Украины" 22.12.2005 за N 040500100089.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет в Российской Федерации с кадастровым номером 90:22:010219:66.
На основании решения исполнительного комитета Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым от 12.12.2007 N 3207 "Об оформлении права частной собственности на имущественный комплекс по ул. Буденного, 32 на имя ЗАО "Автотранспортное предприятие "Химпромсоюз" право частной собственности общества (доля в праве 92/100) на комплекс по ул. Буденного, 32, г. Симферополь зарегистрировано Крымским республиканским предприятием "Симферопольское межгородское бюро регистрации и технической инвентаризации" (далее - КРП СМ БРТИ) 20.12.2007.
Вступившим в законную силу решением Киевского районного суда города Симферополя от 05.05.2008 по делу N 2-3728/2008 прекращено право общей долевой собственности совладельцев, произведен выдел в натуре из общего имущества, расположенного по адресу: г. Симферополь, ул. Буденного, д.32, и признано право частной собственности общества на отдельные здания, сооружения, помещения, в том числе, на здание литера Ж площадью 701,2 кв.м, Ж2 площадью 51,1 кв.м и Ж3 площадью 424,4 кв.м.
Право частной собственности общества на нежилые здания на основании данного судебного акта зарегистрировано КРП СМ БРТИ 26.05.2008 за ЗАО "АП "Химпромсоюз", о чем свидетельствует выписка из реестра прав N 18958369.
17.08.2011 в связи со сменой организационно-правовой формы общества в государственном реестре прав проведена перерегистрация права собственности на данное имущество за ООО "АП "Химпромсоюз", что подтверждено выпиской из государственного реестра прав от 17.08.2011 N 30999771.
В порядке, установленном статьей 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ООО "АП "Химпромсоюз" привело свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, о чем 05.03.2015 внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно представленной в регистрирующий орган декларации о готовности объекта к эксплуатации от 28.05.2012, зарегистрированной Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в Автономной Республике Крым 09.07.2012 N КР 14212150916, обществом в период с 17.05.2006 по 23.04.2012 произведена реконструкция существующих зданий производственной базы и строительство объектов производственно-складского и административно-торгового назначения в г. Симферополе по ул. Буденного, 32 на земельном участке, предоставленном на основании договора аренды от 22.11.2005 N1-1740, и на основании разрешений на выполнение строительных работ от 16.05.2006 N 314, от 03.02.2009 N 83.
В результате реконструкции общая площадь административно-бытового здания лит. "Ж, Ж1, Ж2, Ж3, Ж4" составила 1196,7 кв.м.
По сообщению Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крым БТИ" в городе Симферополь от 04.10.2017 N 17/489 в соответствии с данными инвентарного дела N 4144 право собственности на объекты недвижимого имущества по состоянию на 01.01.2013, расположенные по адресу: ул. Буденного, д.32 в г. Симферополе, зарегистрировано за ООО "АП "Химпромсоюз", в том числе, на нежилые здания лит. Ж, Ж2, Ж3, в материалах инвентаризационного дела отсутствует информация о наличии арестов, запрещений и иных обременений на указанные объекты недвижимого имущества.
Согласно ответу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым на запрос о предоставлении информации от 02.06.2017 административно-производственное здание лит. "Ж, Ж1, Ж2, Ж3, Ж4" с кадастровым номером 90:22:010219:2204, общей площадью 1196,7 кв.м, расположенное по адресу: ул. Буденного, 32, г. Симферополь, по состоянию на 15.05.2017 в реестре имущества Республики Крым не числится.
В силу положений статьи 12 Закона N 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 названного федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Законом Республики Крым N 38-ЗРК, регламентирующим вопросы в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым, установлено, что перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым (часть 4 статьи 8).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 года N 264 утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, исходя из подпунктов 9, 22 пункта 1 которого такими документами являются договор аренды земли (земельного участка) и решение о вводе в эксплуатацию построенного объекта недвижимости.
Согласно части 6 статьи 8 Закона N 38-ЗРК, в случае если документы, являющиеся основаниями государственной регистрации, оформлены не на русском языке и заявителем по собственной инициативе не представлены документы, содержащие осуществленный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перевод таких документов на русский язык, исполнительный орган власти, осуществляющий регистрацию прав, обеспечивает перевод на русский язык таких документов.
Таким образом, из установленных обстоятельств дела следует, что заявитель подал для государственной регистрации ранее возникшего права собственности на нежилое здание с кадастровым номером 90:22:010219:2204 площадью 1196,7 кв.м. все необходимые документы.
Исходя из изложенного указание регистрирующего органа на отсутствие регистрации права общества на земельный участок и непредставление перевода декларации о готовности объекта к эксплуатации на русский язык, а также подлинника указанного документа, не соответствует требованиям статьей 14, 18, 21, 26 Закона N 218-ФЗ и не является основанием для приостановления государственной регистрации права общества на спорный объект недвижимого имущества, следовательно, отказ в осуществлении государственной регистрации права собственности ООО "Автотранспортное предприятие "Химпромсоюз" на здание с кадастровым номером 90:22:010219:2204, расположенное по адресу Республика Крым, г. Симферополь, ул. Буденного, д.32, по причине неустранения в течение срока приостановления государственной регистрации препятствий, указанных регистрирующим органом, является незаконным.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил заявленное требование общества и возложил на регистрирующий орган обязанность устранить допущенное нарушение прав общества путем осуществления действий по государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимого имущества.
Доводы Госкомрегистра, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда, фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, не опровергают изложенных в решении выводов и не могут служить основанием для отмены принятого судебного акта.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 30 января 2020 года по делу N А83-19687/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Привалова |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-19687/2018
Истец: ООО "АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ХИМПРОМСОЮЗ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ