Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 сентября 2020 г. N Ф08-6923/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
22 мая 2020 г. |
дело N А32-20676/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кочержовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Колесниковича Павла Михайловича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.01.2020 по делу N А32-20676/2019 по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Колесниковича Павла Михайловича к заинтересованному лицу Департаменту имущественных отношений Краснодарского края,
при участии третьих лиц публичного акционерного общества "Кубань энерго"; Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю; Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, о признании незаконным отказа
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Колесникович Павел Михайлович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, департамент) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ департамента имущественных отношений Краснодарского края в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:08:0402000:90 площадью 5178531 га, изложенный в письме от 01.02.2019 N 52- 3593/19-32-12;
- обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края в течение тридцати дней с момента вступления в законную силу решения суда принять решение о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:08:0402000:90 площадью 5178531 га и направить договор купли-продажи указанного земельного участка.
Определением от 17.06.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено ПАО "Кубаньэнерго".
Определением от 27.09.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Управление Росреестра по Краснодарскому краю.
Определением от 06.11.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.01.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд без достаточных на то оснований отклонил довод о наличии реестровой ошибки, повлекшей ошибочное включение в состав спорного земельного участка опор высоковольтной воздушной линии электропередач при межевании земельного участка. Суд необоснованно признал, что на момент рассмотрения департаментом заявления из спорного земельного участка не были выделены земельные участки под опорами высоковольтной линии электропередач, принадлежащих ПАО "Кубаньэнерго".
В судебное заседание представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Департаментом имущественных отношений Краснодарского края и предпринимателем заключен договор аренды от 20.09.2006 N 0000001638, согласно которому, арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользование, а арендатор принять земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 23:08:0402000:90, площадью 5178531 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, Ейский район, с/о Красноармейское, Фонд перераспределения Краснодарского края N (21-22)/1.
Индивидуальный предприниматель Колесникович Павел Михайлович обратился к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
Письмом от 01.02.2019 N 52-3593/19-3212 департамент отказал в предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка.
Вышеуказанный отказ мотивирован прохождением через земельный участок линии электропередач напряжением 110 кВ.
Вышеуказанный отказ оспорен предпринимателем в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Требования мотивированы несогласием с отказом в предоставлении арендуемого земельного участка, мотивированным прохождением через земельный участок линии электропередач напряжением 110 кВ.
Земельный участок с кадастровым номером 23:08:0402000:90 находится в аренде заявителя с 20.09.2006, то есть более 12 лет.
Основание для отказа в предоставлении земельного участка в собственность не соответствует статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Воздушная линия электропередачи проходит через земельный участок, однако столбы и опоры не обладают неразрывной связью с землей, а являются лишь элементом линии электропередачи как линейного объекта.
Прохождение через участок воздушной линии электропередачи не является основанием для отказа в его предоставлении в собственность арендатору в порядке реализации права на выкуп земельного участка по истечении установленного законом срока аренды земельного участка.
В отзыве департамент сообщил, что спорный земельный участок является единым землепользованием и состоит из земельных участков с кадастровыми номерами 23:08:0402000:83, 23:08:0402000:84, 23:08:0402000:85, 23:08:0402000:86, 23:08:0402000:87, 23:08:0402000:88, 23:08:0402000:89, и через земельный участок с кадастровым номером 23:08:0402000:88 проходит воздушная линия электропередачи напряжением 110 кВ.
Линии электропередачи напряжением 110 кВ не относятся к тем линейным объекта, которые могут размещаться без предоставления земельного участка или установления сервитута, размещение такой линии электропередачи возможно только с предоставлением части земельного участка под опорами линий электропередач. Земельные участки под опорами линии электропередачи не отмежеваны.
В настоящее время на испрашиваемом земельном участке расположены опоры линии электропередач напряжением 110 кВ, находящиеся в собственности ПАО "Кубаньэнерго". Предоставление земельного участка в собственность за плату возможно только после формирования земельных участков под опорами ЛЭП.
Довод заявителя о наличии реестровой ошибки, повлекшей ошибочное включение в состав спорного земельного участка, арендуемого заявителем, опор высоковольтной воздушной линии электропередачи при межевании земельного участка, отклонен, поскольку факт реестровой ошибки не подтвержден ни решением суда о признании реестровой ошибки, ни решением Управления Росреестра по Краснодарскому краю или ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" об установлении реестровой ошибки.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края при рассмотрении поступившего 26.12.2018 заявление о выкупе земельного участка с кадастровым номером 23:08:0402000:90 должен был руководствоваться и мог руководствоваться исключительно официальными данными Единого государственного реестра недвижимости, из которых на момент рассмотрения заявления о выкупе земельного участка не следовало ни наличие в сведениях ЕГРН реестровой ошибки, ни принятие мер по формированию и выделу частей земельного участка под опорами высоковольтной линии электропередачи.
Мероприятия по исключению частей земельного участка под опорами линии электропередачи состоялись по инициативе заявителя после получения обжалуемого отказа департамента в предоставлении земельного участка в собственность (заключение кадастрового инженера ООО "Партнер" от 11.09.2019, межевой план от 21.06.2019, подготовленный кадастровым инженером ООО "Партнер", заявление в департамент от 04.02.2019 о согласовании уточняемых границ земельного участка с кадастровым номером 23:08:0402000:90 с направлением письменного согласия собственника опор линий электропередачи) и как таковые не свидетельствуют о наличии реестровой ошибки.
Последовавшее после принятия оспариваемого решения об отказе в предоставлении земельного участка исключение частей участка под опорами линии электропередачи не свидетельствует о незаконности данного решения.
Утверждение заявителя о том, что наличие на участке опор высоковольтной линии электропередачи не является основанием для отказа в выкупе земельного участка, основано на ошибочном толковании норм материального права.
Как следует из постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, без предоставления земельных участков и установления сервитутов могут располагаться линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Строительство энергообъекта классом напряжения 110 кВ требует разрешения на строительство.
Технические параметры ВЛ 110 кВ требуют получения разрешения на строительство, и соответственно, требуют предоставления земельных участков для размещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 486 утвержден порядок определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи всех классов напряжения, в соответствии с которым минимальный размер земельного участка для установки опоры воздушной линии электропередачи напряжением свыше 10 кВ определяется как площадь контура, отстоящего на 1,5 метр от контура проекции опоры на поверхность земли.
На спорном земельном участке на момент рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в собственность были размещены 17 опор линии электропередачи классом напряжения 110 кВ, размещение которых, таким образом, возможно только с предоставлением части земельного участка под опорами линий электропередач.
Статьей 39.20 Земельного кодекса закреплено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду собственников зданий, сооружений, расположенных на земельных участках.
В соответствии со статьей 39.16 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, когда указанный земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
Также в соответствии со статьей 39.16 Земельного кодекса основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам.
Пунктом 3 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 01.09.2018 и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 01.01.2022.
Кроме того, предоставление земельных участков в целях размещения линейных объектов федерального, регионального и местного значения осуществляется независимо от принадлежности таких земельных участков к той или иной категории земель.
Одновременно с регистрацией права лица, которому предоставлен земельный участок, в ЕГРН вносятся сведения о принадлежности такого земельного участка к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, за исключением случаев, если такой земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов.
В таком случае принятие решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую категорию не требуется (статья 11 Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов").
В соответствии с отзывом министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, по состоянию на 26.11.2019 в адрес министерства ходатайства об установлении публичного сервитута с целью размещения объектов электросетевого хозяйства на спорном земельном участке не поступали, публичный сервитут в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:08:0402000:90 (единое землепользование, обособленный 23:08:0402000:88) не установлен.
Принимая во внимание приведенные нормы законодательства и тот факт, что земельные участки под семнадцатью опорами высоковольтной воздушной линии электропередачи не были выделены из спорного земельного участка на момент рассмотрения департаментом заявления, а наличие реестровой ошибки в части местоположения опор на спорном участке не подтверждено ни решением суда, ни решением кадастрового органа, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предоставление спорного земельного участка в собственность лишило бы собственника линейного объекта права на предоставление в аренду земельных участков под опорами линии электропередачи.
При этом последовавшие после получения обжалуемого решения департамента действия заявителя по уточнению границ испрашиваемого земельного участка и исключению из его состава частей под опорами линии электропередачи не свидетельствуют о незаконности решения департамента на момент его принятия.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.01.2020 по делу N А32-20676/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-20676/2019
Истец: ИП глава Крестьянскогофермерского хозяйства Колесникович Павел Михайлович, ИП Глава КФХ Колесникович П.М.
Ответчик: Департамент Имущественных Отношений Краснодарского Края, ООО "Агрокомплекс рис"
Третье лицо: Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно- коммунального хозяйства Краснодарского края, Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, ПАО "Кубань энерго", ПАО "Кубаньэнерго"., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Хронология рассмотрения дела:
08.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6923/20
22.05.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3509/20
08.01.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-20676/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-20676/19