Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 сентября 2020 г. N Ф03-3525/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
25 мая 2020 г. |
Дело N А51-26243/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 мая 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е.Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮКИП",
апелляционное производство N 05АП-2750/2020
на решение от 18.03.2020
судьи Н.А. Тихомировой
по делу N А51-26243/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЮКИП" (ИНН 2536171587, ОГРН 1062536038586)
к Управлению муниципальной собственности города Владивостока (ИНН 2536097608, ОГРН 1032501280602), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (ИНН 2540108490, ОГРН 1042504382931),
третье лицо: акционерное общество "Корпорация развития Дальнего Востока" (ИНН 7723356562, ОГРН 1057723007407), общество с ограниченной ответственностью "Каскад" (ИНН 2537133369, ОГРН 1172536026563), при участии:
от ООО "ЮКИП": директор Котова И.П. на основании решения учредителя (участника) ООО "ЮКИП" от 12.01.2010;
от Управления муниципальной собственности города Владивостока: Грачева А.Ю. по доверенности от 17.12.2019 сроком действия до 31.12.2020;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, АО "Корпорация развития Дальнего Востока", ООО "Каскад": не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЮКИП" (далее - заявитель, общество, ООО "ЮКИП") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным распоряжения Управления муниципальной собственности города Владивостока (далее - управление, УМС) от 27.09.2019 N 991/28 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Выселковая, в районе домов 56, 58" и об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее - Росреестр, регистрирующий орган) в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу осуществить снятие с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 25:28:040012:2682.
Определениями арбитражного суда от 27.12.2019, 12.02.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, были привлечены акционерное общество "Корпорация развития Дальнего Востока" (далее - третье лицо, КРДВ, корпорация) и общество с ограниченной ответственностью "Каскад" (далее - третье лицо, ООО "Каскад").
Решением арбитражного суда от 18.03.2020 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Поясняет, что его заявления о предварительном согласовании предоставления земельных участков в районе ул. Выселковая, 56, 58 для размещения складов не были рассмотрены управлением по существу, что нашло отражение в судебном акте по делу N А51-23182/2019, и именно в этот период бездействия органом местного самоуправления в нарушение пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс) было принято оспариваемое распоряжение, которым утверждена схема расположения земельного участка, расположенного в пределах земельных участков, испрашиваемых обществом. Между тем данные пояснения общества остались без какой-либо правовой оценки в обжалуемом решении суда. Кроме того, указывает, что арбитражный суд необоснованно посчитал заявителя утратившим право в отношении ранее сформированных земельных участков с момента аннулирования их государственного кадастрового учета, поскольку общество имело намерение оформить право аренды не в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:040012:2351 и 25:28:040012:235, а только в отношении части этих участков, подлежащих образованию согласно приложенным схемам
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель УМС с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает, что судом первой инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта выяснены все обстоятельства дела, и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение является законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
ООО "Каскад" по тексту представленного в материалы дела письменного отзыва поддержал позицию заявителя апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции просил отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Росреестр и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, заявлений, ходатайств не представили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу без их участия по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
04.12.2014 Управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока были изданы распоряжения N 2606 "О выдаче акта о выборе земельного участка для строительства и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Выселковая, 58, ООО "Гранж-ДВ", вид разрешенного использования: объекты складского назначения; цель предоставления: для строительства склада" и N 2607 "О выдаче акта о выборе земельного участка для строительства и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Выселковая, 56, ООО "Гранж-ДВ", вид разрешенного использования: объекты складского назначения; цель предоставления: для строительства склада строительных материалов".
Согласно указанным распоряжениям данному лицу были выданы акты о выборе земельных участков и утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории площадью 15000 кв.м и 14000 кв.м для строительства складов строительных материалов.
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - департамент) от 27.02.2015 N 702-рз места размещения складов на указанных земельных участках были предварительно согласованы ООО "Гранж-ДВ", и на его основании земельные участки были сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров 25:28:040012:2351 и 25:28:040012:2352.
12.12.2017 ООО "Гранж-ДВ" обратилось в департамент с заявлением о заключении договоров аренды земельных участков площадью 15000 кв.м и 14000 кв.м, расположенных по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Выселковая, 58, 56, сроком на 15 лет, в дополнение к которому заявлением от 13.04.2018 представило копии кадастровых паспортов земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:040012:2351 и 25:28:040012:2352.
По результатам рассмотрения данных обращений департамент письмом от 09.07.2018 N 012/2017/34687 отказал ООО "Гранж-ДВ" в предоставлении земельных участков в аренду, что послужило основанием для обращения последнего в арбитражный суд.
Решением арбитражного суда от 21.03.2019 по делу N А51-16012/2018, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций от 20.05.2019 и от 26.07.2019, в удовлетворении заявленных требований было отказано.
При этом в ходе рассмотрения данного спора определением суда от 31.07.2018 по делу N А51-16012/2018 были приняты обеспечительные меры в виде запрета департаменту предоставлять третьим лицам на каком-либо праве земельные участки, расположенные по адресу ул. Выселковая, д. 56-58, кадастровые номера 25:28:040012:2351 и 25:28:040012:2352.
В свою очередь ещё 02.02.2018 между ООО "Каскад" и КРДВ было заключено соглашение N СПВ-456/18 об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток, а дополнительным соглашением N 2 от 21.12.2018 в пунктах 1.4.4, 1.4.6 в качестве земельных участках, на которых планируется осуществление резидентом своей деятельности были заявлены земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:040012:2352 и 25:28:040012:2351.
Заявление о предоставлении указанных земельных участков было подано ООО "Каскад" в департамент 28.04.2018, а уже письмом от 27.08.2018 N 20/04/02-09/29974 в адрес третьего лица были направлены проекты договоров аренды в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:040012:2351 и 25:28:040012:2352, которые не были фактически заключены вследствие действия обеспечительных мер по определению суда от 31.07.2018 по делу N А51-16012/2018.
В дальнейшем с учетом вступления решения суда по делу N А51-16012/2018 в законную силу ООО "Каскад" обратилось в УМС с заявлениями от 11.06.2019 вх.N 9792/20у, N 9796/20у о подготовке проектов договоров аренды указанных земельных участков, которое решением управления от 05.08.2019 N 9792, 9796/20у было оставлено без удовлетворения вследствие частичного расположения данных земельных участков в зоне с особыми условиями использования территории.
Кроме того, в период рассмотрения дела N А51-16012/2018 и обращений ООО "Каскад" между корпорацией и заявителем также было заключено соглашение N СПВ-1383/19 от 17.07.2019 об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток, по условиям пункта 1.1 которого резидент реализует инвестиционный проект в период с 2019 по 2022 годы "Строительство складов на территории города Владивостока".
Согласно пункту 1.4. соглашения резидент осуществляет деятельность, указанную в пункте 1.3 соглашения, на территории Владивостокского городского округа в границах: части земельного участка с кадастровым номером 25:28:040012:2352 площадью 13129 кв.м в районе ул. Выселковая, д. 56 (подпункт 1.4.1 соглашения) и части земельного участка с кадастровым номером 25:28:040012:2351 площадью 14942 кв.м в районе ул. Выселковая, д. 58 (подпункт 1.4.2 соглашения).
22.07.2019 заявитель, ссылаясь на наличие у него статуса резидента свободного порта Владивосток, обратился в УМС с заявлениями вх.N 13818/20у, N 13814/20у о предварительном согласовании земельного участка площадью 13129 кв.м в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:040012:2352 в районе ул. Выселковая, д. 56 и земельного участка площадью 14942 кв.м в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:040012:2351 в районе ул. Выселковая, д. 58 в целях использования: склады.
12.08.2019 в дополнение к указанным заявлениям общество уточнило намерения относительно испрашиваемых земельных участков и просило управление обратиться в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Приморскому краю с заявлениями об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 25:28:040012:2351 и 25:28:040012:2352, а также предварительно согласовать ему предоставление земельных участков площадью 14942 кв.м и 13129 кв.м, утвердив схемы их расположения на кадастровом плане территории.
Рассмотрев данные обращения, управление письмом от 16.08.2019 N 13814, 13818/20 уведомило заявителя о направлении письма в кадастровую палату о снятии спорных земельных участков с государственного кадастрового учета и о необходимости обратиться с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков в районе ул. Выселковая, 56, 58 в целях реализации инвестиционного проекта после завершения процедуры снятия земельных участков с кадастрового учета.
Заявлением от 16.09.2019 вх. N 20749/20у ООО "ЮКИП" выразило несогласие с указанным письмом управления и просило рассмотреть его заявления от 22.07.2019 вх. N 13814/20у, N 13818/20у, на которое письмом от 14.10.2019 N 20749/20у был подготовлен соответствующий ответ о фактическом рассмотрении обращений заявителя.
Далее по данным филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Приморскому краю (письмо от 28.01.2020 N БН/20-00271) земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:040012:2351 и 25:28:040012:2352 были сняты с государственного кадастрового учета 13.09.2019.
В этой связи распоряжением УМС от 27.09.2019 N 991/28 была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 28118 кв.м, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Выселковая, в районе домов 56, 58, из земель населенных пунктов в границах производственной зоны (П 1). Также был установлен вид разрешенного использования земельного участка: производственная деятельность, тяжелая промышленность, автомобилестроительная промышленность, легкая промышленность, фармацевтическая промышленность, пищевая промышленность, нефтехимическая промышленность, строительная промышленность, целлюлозно-бумажная промышленность, энергетика, недропользование, трубопроводный транспорт, обеспечение научной деятельности, деловое управление, склады, обслуживание автотранспорта, объекты придорожного сервиса, водный транспорт, бытовое обслуживание, магазины, общественное питание, коммунальное обслуживание, историко-культурная деятельность.
Согласно пояснительной записке к проекту указанного распоряжения схема расположения земельного участка утверждается в целях дальнейшего проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
Во исполнение указанного распоряжения подготовлен межевой план от 08.10.2019, и 30.10.2019 указанный земельный участок площадью 28125 кв.м в районе домов 56, 58 по ул. Выселковой в г. Владивосток поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением номера 25:28:040012:2682.
Не согласившись с указанным распоряжением, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы резидента в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обществом обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое обжалуемым решением суда было оставлено без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
На основании статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В случае предоставления земельного участка в аренду земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Как установлено пунктом 1 статьи 39.11 Кодекса, решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
На основании подпункта 1 пункта 3 данной статьи образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления и подготовка к проведению аукциона осуществляются в определенном порядке, начиная с подготовки и утверждения уполномоченным органом схемы расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории.
Пунктом 1 статьи 11.2 Кодекса установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ).
В силу пункта 13 статьи 11.10 Кодекса схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Из пункта 1.1 Положения об Управлении муниципальной собственности г. Владивостока, утвержденного постановлением главы администрации г. Владивостока от 04.08.2000 N 1439 (далее - Положение N 1439), следует, что управление является отраслевым (функциональным) органом администрации города Владивостока, осуществляющим права собственника в отношении муниципального имущества Владивостокского городского округа.
Согласно пункту 3.1.44(1) названного Положения к функциям управления относится обеспечение подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Как подтверждается материалами дела, оспариваемое распоряжение вынесено УМС по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, то есть в пределах предоставленных ему полномочий.
По своему содержанию данный ненормативный правовой акт содержит сведения о площади образуемого земельного участка, адресе его местоположения, территориальной зоне, в границах которой образуется земельный участок, виде его разрешенного использования и категории земель, к которой относится образуемый земельный участок, что согласуется с положениями пункта 14 статьи 11.10 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах следует признать, что оспариваемое распоряжение соответствует действующему земельному законодательству.
Довод апелляционной жалобы об обратном, мотивированный отсутствием правовых оснований для формирования земельного участка площадью 28118 кв.м в районе ул. Выселковая, 56, 58, в целях дальнейшего проведения аукциона по продаже данного земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды указанного земельного участка, вследствие реализации обществом как резидентом СПВ права на предоставление земельных участков в пределах спорной территории без проведения торгов, судебной коллегией не принимается.
Действительно, в соответствии с подпунктом 17 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка поступило заявление о предварительном согласовании его предоставления или заявление о предоставлении земельного участка, за исключением случаев, если принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления такого земельного участка или решение об отказе в его предоставлении.
При этом согласно подпункту 33 пункта 2 статьи 39.6 Кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка резиденту свободного порта Владивосток на территории свободного порта Владивосток.
По правилам пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов и включает в себя несколько этапов, в том числе подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; обеспечение государственного кадастрового учета земельного участка; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса; заключение договора аренды земельного участка.
Из материалов дела усматривается, что общество обращалось в управление с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельных участков площадью 14942 кв.м и 13129 кв.м в районе ул. Выселковая, 56, 58, подлежащих формированию из земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:040012:2351 и 25:28:040012:2352, поставленных на государственный кадастровый учет 08.04.2015 и снятых с кадастрового учета 13.09.2019.
При этом наряду с заявлениями ООО "ЮКИП" вопрос о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:040012:2351 и 25:28:040012:2352 ставили ООО "Гранж-ДВ" и ООО "Каскад".
По результатам рассмотрения заявлений общества последнее письмом управления от 16.08.2019 N 13814, 13818/20 было поставлено в известность о принятии органом местного самоуправления действий по снятию земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:040012:2351 и 25:28:040012:2352 с кадастрового учета и о необходимости обращения с заявлениями о предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков в районе ул. Выселковая после аннулирования сведений о таких участках в ЕГРН.
Что касается намерений иных лиц, то заявления ООО "Каскад" о заключении договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:040012:2351 и 25:28:040012:2352 были оставлены без удовлетворения решением УМС от 05.08.2019 N 9792, 9796/20у по мотиву нарушения порядка их образования за счет наложения части участков на охранную зону объекта электросетевого хозяйства.
Данные выводы были сделаны органом местного самоуправления с учетом результатов рассмотрения дела N А51-16012/2018 об оспаривании отказа в предоставлении ООО "Гранж-ДВ" земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:040012:2351 и 25:28:040012:2352 в аренду, которое завершилось 26.07.2019 принятием Арбитражным судом Дальневосточного округа соответствующего постановления, подтвердившего правомерность такого отказа.
Факт взаимного наложения земельных участков, испрашиваемых обществом, иными лицами, и земельного участка, схема расположения которого была утверждена оспариваемым распоряжением УМС, подтверждается имеющимися в материалах дела документами, включая проекты схем расположения земельных участков (том N 1 л.д. 27, 29, 53, 55, том N 2 л.д. 5).
Таким образом, материалами дела подтверждается, что на дату принятия оспариваемого распоряжения от 27.09.2019 N 991/28 управление располагало сведениями, как минимум, о трех заинтересованных лицах, включая общество, в отношении спорного земельного участка. При этом по вопросам предварительного согласования предоставления земельных участков площадью 14942 кв.м и 13129 кв.м в районе ул. Выселковая, 56, 58, подлежащих формированию из земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:040012:2351 и 25:28:040012:2352, равно как по вопросу заключения договоров аренды указанных земельных участков управлением были приняты соответствующие решения.
Соответственно предусмотренные подпунктом 17 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ препятствия для утверждения схемы расположения земельного участка в целях дальнейшего проведения аукциона отсутствовали.
Кроме того, принятие распоряжения УМС от 27.09.2019 N 991/28 не привело к нарушению прав и законных интересов ООО "ЮКИП", поскольку наличие заинтересованности нескольких лиц в заключении договора аренды земельных участков, имеющих одно и тоже местоположение, свидетельствует об отсутствии оснований для предоставления преимущества конкретному лицу, игнорируя заявки (заинтересованность) других претендентов.
Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 части 1 статьи 1 Кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Одновременно суд апелляционной инстанции учитывает, что по смыслу Федерального закона от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" (далее - Закон N 212-ФЗ) статус резидента СПВ дает право на получение в упрощенном порядке земельного участка для реализации инвестиционного проекта, но не право на получение конкретного земельного участка как такового.
Как установлено подпунктом 18 пункта 8 статьи 39.8 Кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается с резидентом свободного порта Владивосток на срок реализации соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О свободном порте Владивосток".
В силу части 1 статьи 10 Закона N 212-ФЗ под резидентом свободного порта Владивосток понимается индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории свободного порта Владивосток согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили в соответствии с настоящим Федеральным законом соглашение об осуществлении деятельности и включены в реестр резидентов свободного порта Владивосток.
Предмет и условия соглашения об осуществлении деятельности урегулированы статьей 12 названного Закона, частью 2 которой определено, что в течение срока действия соглашения об осуществлении деятельности резидент свободного порта Владивосток обязуется осуществлять деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении деятельности, и осуществить инвестиции, в том числе капитальные вложения, в объеме и сроки, которые предусмотрены соглашением об осуществлении деятельности.
Деятельность, не предусмотренная соглашением об осуществлении деятельности, может осуществляться резидентом свободного порта Владивосток в соответствии с законодательством Российской Федерации без применения мер государственной поддержки, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 12 Закона N 212-ФЗ).
Системное толкование названных норм права позволяет сделать вывод о том, что предоставлению земельного участка резиденту особой экономической зоны в упрощенном порядке без торгов должна предшествовать подготовка документации по планировке территории с целью установления границ земельного участка планируемого к освоению резидентом для выполнения своего инвестиционного проекта и дальнейшего выявления возможности предоставления такого земельного участка для планируемых резидентом целей.
Однако в спорной ситуации соблюдение действующего правового регулирования не нашло подтверждение материалами дела.
При таких обстоятельствах заинтересованность заявителя в предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков площадью 14942 кв.м и 13129 кв.м в районе ул. Выселковая, 56, 58, подлежащих формированию из земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:040012:2351 и 25:28:040012:2352, не создает каких-либо преимуществ обществу по сравнению с иными лицами, также заинтересованными в оформлении права аренды на земельные участки в пределах спорной территории.
Иной правовой подход заявителя жалобы не согласуется с целями и задачами Закона N 212-ФЗ, а равно направлен обход процедур, предусмотренных земельным законодательством для представления сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков посредством проведения торгов.
Указание заявителя жалобы на то, что его заявления о предварительном согласовании предоставления спорных земельных участков в аренду фактически не были рассмотрены УМС по существу со ссылками на результаты рассмотрения дела N А51-23182/2019, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку судебный акт по указанному делу не вступил в законную силу на дату обжалования решения суда по настоящему делу.
В свою очередь несогласие общества с письмом управления от 16.08.2019 N 13814, 13818/20, подготовленным по результатам рассмотрения его заявлений, не свидетельствует о том, что заявления не были рассмотрены органом местного самоуправления.
Утверждение заявителя об актуальности его заявлений о предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков площадью 14942 кв.м и 13129 кв.м в районе ул. Выселковая, 56, 58, на дату принятия оспариваемого распоряжения также не может быть принято коллегией во внимание, поскольку не отменяет установленных судом обстоятельств конкурентной заинтересованности нескольких лиц относительно спорной территории.
При этом, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, статьей 12 Закона N 212-ФЗ напрямую предусмотрено предоставление преференций резиденту только при осуществлении им деятельности, обозначенной в соответствующем соглашении. При этом право на получение преференции в виде получения земельного участка без проведения торгов возникает только в отношении земельного участка, обозначенного в соглашении в качестве места осуществления такой деятельности.
Из буквального прочтения пунктов 1.4.1, 1.4.2 соглашения N СПВ-1383/19 от 17.07.2019 следует, что местом осуществления деятельности общества являлись части земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:040012:2351 и 25:28:040012:2352 в районе ул. Выселковая, 56, 58, которые прекратили свое существование в качестве объектов недвижимости с момента снятия их с государственного кадастрового учета (13.09.2019).
Таким образом, на дату принятия оспариваемого распоряжения территория в районе ул. Выселковая, 56, 58 не имела установленных характеристик существующих объектов недвижимости, что не создавало каких-либо препятствий для утверждения управлением схемы расположения единого земельного участка площадью 28118 кв.м в иных координатах.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой судом первой инстанции его права как резидента свободного порта Владивосток на предварительное согласование предоставления в аренду земельных участков площадью 14942 кв.м и 13129 кв.м в районе ул. Выселковая, 56, 58 после снятия с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:040012:2351 и 25:28:040012:2352 не подтверждает принятие арбитражным судом неправильного судебного акта, поскольку, как уже было указано выше, статус резидента СПВ не предоставляет право на получение конкретного земельного участка, а только гарантирует упрощенный порядок его предоставления.
При этом реализация такого упрощенного порядка не должна приводить к ограничению конкуренции на рынке арендных отношений земли и, как следствие, может быть осуществлена соответствующим субъектом при отсутствии иных претендентов на эти же объекты недвижимости, что в спорной ситуации не нашло подтверждение материалами дела.
С учетом изложенного доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Подводя итог изложенному, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое распоряжение от 27.09.2019 N 991/28 вынесено управлением в пределах предоставленных ему полномочий, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем суд первой инстанции правомерно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Соответственно основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные обществом при подаче жалобы, на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя, а в оставшейся части подлежат возврату из бюджета как излишне уплаченные в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 33.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 18.03.2020 по делу N А51-26243/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Котовой Ирине Петровне из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "ЮКИП" по чеку-ордеру Приморского отделения N 8635/126 ПАО "Сбербанк России" от 07.04.2020. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Н. Анисимова |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-26243/2019
Истец: ООО "ЮКИП"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Г.ВЛАДИВОСТОКА, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: АО "КОРПОРАЦИЯ РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА", ООО "КАСКАД"