Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 сентября 2020 г. N Ф07-9112/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
25 мая 2020 г. |
Дело N А66-17004/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 25 мая 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Осиповым Н.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МедСнабСервис" на решение Арбитражного суда Тверской области от 29 января 2020 года по делу N А66-17004/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МедСнабСервис" (адрес: 300001, город Тула, улица Епифанская, дом 191, литер А, офис 35; ОГРН 1187154007567, ИНН 7105053838, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к государственному учреждению - Тверскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (адрес: 170008, город Тверь, улица Ротмистрова, дом 31; ОГРН 1026900510801, ИНН 6903005360, далее - Учреждение) о признании незаконным решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 27.09.2019 N 2.
Решением суда от 29 января 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Общество с решением не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на следующее. При заключении государственного контракта поставщик не имел возможности выразить собственную волю в отношении условий контракта. Законодательством Российской Федерации не предусмотрено обеспечение инвалидов медицинской услугой по настройке слуховых аппаратов за счет бюджетных средств. Существенных условий контракта истец не допустил.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Учреждение ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, 27.08.2019 по итогам электронного аукциона (закупка N 0236100000119000179) Учреждением (заказчик) и Обществом (поставщик) заключен государственный контракт N 02361000001790001/301 на поставку слуховых аппаратов, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления, для инвалидов в 2019 году (том 1, листы 50-76).
Согласно пункту 2.1 государственного контракта поставщик обязуется в течение срока поставки товара, установленного пунктом 3.1.1 контракта, поставить непосредственно получателям товар в соответствии с Техническим заданием и направлением, выданным заказчиком. Технические характеристики и количество товара, поставляемого по данному контракту, определяются в Техническом задании к контракту (пункт 2.3 контракта).
Поставляемый товар должен соответствовать требованиям данного контракта и (или) обязательным требованиям государственных стандартов (пункт 3.1.9 контракта).
В соответствии с пунктом 3.1.1 контракта поставщик обязуется поставить товар получателям в соответствии с Техническим заданием к контракту (приложение 1). Поставщик обязан передать получателю инструкции по использованию и технике безопасности товара, эксплуатационную документацию; обеспечить инструктаж и консультативную помощь получателям по правильному пользованию товаром (пункты 3.1.3, 3.1.4 контракта).
Гарантийный срок составляет 24 месяца со дня выдачи товара получателю. В течение гарантийного срока в случае обнаружения получателем недостатка в товаре поставщиком должны быть обеспечены замена товара на товар той же модели надлежащего качества либо безвозмездное устранение недостатков товара (гарантийный ремонт) (пункт 3.1.7 контракта).
Согласно пункту 3.1.2 контракта поставщик обязуется в случае организации поставки товара через соисполнителя или лица, действующего на основании доверенности, немедленно информировать об этом заказчика, в том числе путем представления соответствующего договора о соисполнительстве или доверенности. При этом всю ответственность за выполнение контракта перед заказчиком несет поставщик.
Место поставки товара: г. Тверь, по адресу, указанному поставщиком (пункт 2.4 контракта).
Согласно Техническому заданию (приложение 1 к контракту) слуховой аппарат - электроакустическое устройство, носимое человеком и предназначенное для компенсации ограничений жизнедеятельности.
Поставка слухового аппарата осуществляется путем передачи инвалиду по месту нахождения пункта приема инвалидов, организованного поставщиком. Пункт приема организован в г. Тверь. Выдача слуховых аппаратов производится пять дней в неделю, 40 часов в неделю. Пункт приема должен быть организован на следующий рабочий день после заключения контракта, адрес и график работы пункта приема должен быть указан поставщиком в письменной форме.
Слуховые аппараты получателям выдаются предварительно индивидуально подобранные и настроенные сурдоакустиком, включая все его принадлежности: стандартные вкладыши, футляр, комплект элементов питания, паспорт на изделие, инструкцию по эксплуатации, гарантийный талон с указанием адресов и режима работы пунктов приема получателей по вопросам гарантийного ремонта слуховых аппаратов.
Учитывая, что в рамках контракта будет необходимо осуществлять поставку (выдачу) в обязательном порядке предварительно настроенных слуховых аппаратов (включая индивидуальное изготовление ушного вкладыша), что невозможно без лицензии на медицинскую деятельность, в аукционной документации (в т.ч. в извещении) заказчиком было предусмотрено, что поставщик либо привлеченный им соисполнитель, должны осуществлять деятельность по подбору и настройке слуховых аппаратов при наличии действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности в области сурдологии-оториноларингологии, выданной в установленном порядке.
Данные условия являлись существенными условиями контракта.
В заявке на участие в электронном аукционе Обществом было указано, что деятельность по подбору и настройке слуховых аппаратов осуществит соисполнитель с наличием действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности в области сурдологии-оториноларингологии, выданной в установленном порядке. На основании данной заявки эта информация была включена заказчиком в проект государственного контракта, который был подписан с Обществом как с победителем электронного аукциона.
Письмом от 28.08.2019 исх. N МДС-2019-269 поставщик уведомил заказчика о том, что на территории Тверской области соисполнителем по контракту является общество с ограниченной ответственностью "Академия СлухаЦентр" в лице специалистов Кучеренко О.В., Смирнова Ю.В., указан адрес их месторасположения: г. Тверь, Волоколамский просп., д. 37/45 и график работы.
Копия лицензии на осуществление данной организацией медицинской деятельности в области сурдологии-оториноларингологии на территории г. Твери не была представлена.
Как следует из пояснений представителя истца, данных им в судебном заседании суда первой инстанции, соответствующая лицензия на осуществление медицинской деятельности в области сурдологии-оториноларингологии на территории г. Твери отсутствует как у Общества, так и у его соисполнителя общества с ограниченной ответственностью "Академия СлухаЦентр".
Учреждение решением от 27.09.2019 N 2 отказалось в одностороннем порядке от исполнения государственного контракта от 27.08.2019 N 02361000001790001/301 на основании статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Общество, не согласившись с названным решением, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Статья 450.1 ГК РФ устанавливает, что право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора); договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Правоотношения сторон по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулируются Законом N 44-ФЗ.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение государственного контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны государственного контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе на основании части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ принять решение об одностороннем отказе от контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 10.2 контракт может быть расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с частью 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, в Техническом задании к контракту указаны типы слуховых аппаратов (сверхмощные, мощные, средней мощности) с различными функциональными, техническими и иными характеристиками: диапазоны частот, максимальное усиление, канальность, максимальный выходной уровень звукового давления (ВУЗД), дополнительные усиления низких частот, и т.д. В зависимости от установленного инвалиду диагноза определяются технические характеристики необходимого ему слухового аппарата: мощность, канальность, цифровая или аналоговая обработка звука; анализируются и учитываются индивидуальные физиологические и патологические особенности использования слухового аппарата у конкретного инвалида и другие характеристики.
При подборе слухового аппарата учитываются анатомические особенности ушных раковин конкретного человека, строение наружного слухового прохода, а также структур среднего уха, граничащие с жизненно важными органами (лицевой нерв, магистральные сосуды головы и шеи), патогенетические особенности течения заболевания. Подбор слухового аппарата, включающий изготовление индивидуального ушного вкладыша, является сложной медицинской услугой, так как проводится в глубине слухового прохода в непосредственной близости от барабанной перепонки и других анатомических образований, поэтому может выполняться исключительно на специализированном медицинском оборудовании с применением микроинструментов и требует наличия специальных знаний и умений. Неквалифицированные действия при подборе и настройке слухового аппарата могут привести к негативным последствиям, спровоцировать неблагоприятные вегетативно-сосудистые и психоэмоциальные реакции. В связи с этим все слуховые аппараты независимо от способа обработки сигнала, конструктивных особенностей, сложности и мощности подлежат обязательному подбору и настройке под индивидуальную потерю слуха, определить которую может только врач сурдолог-оториноларинголог (решение Верховного суда Российской Федерации от 11.07.2019 N АКПИ19-360).
Подбор и настройка слуховых аппаратов должны осуществляться на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности в области сурдологии-оториноларингологии, выданной в установленном порядке (пункт 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), приказ Минздрава России от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг").
Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалида технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченным органом в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240. Федеральный перечень технических средств реабилитации утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р. Данный перечень состоит из трех разделов: реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги. В пункте 17 раздела "Технические средства реабилитации" указаны слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления. В разделе "Реабилитационные мероприятия" пункт 4 состоит из: протезирования и ортезирования, а также предоставления слуховых аппаратов.
Предоставление слуховых аппаратов является реабилитационным мероприятием с использованием технического средства реабилитации, состоящим из комплекса действий, непосредственно связанных с использованием товара.
Перечисленные в государственном контракте действия, предшествующие непосредственной выдаче слухового аппарата инвалиду технологически и функционально взаимосвязаны, каждое из которых является необходимой составной частью услуги по обеспечению инвалидов слуховыми аппаратами.
Материалами дела подтверждено, что информация об условиях исполнения спорного контракта, в том числе о необходимости поставить инвалидам слуховые аппараты предварительно подобранные и настроенные на основании соответствующей лицензии, имеющейся либо у поставщика, либо у привлеченного им сосиполнителя, о целях приобретения слуховых аппаратов (для компенсации ограничений жизнедеятельности (приложение N 1 ко контракту) была размещена заказчиком в соответствии с порядком, предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в свободном доступе в единой информационной системе в сфере закупок.
Заявлений о разъяснении положений аукционной документации на этапе проведения процедуры электронного аукциона со стороны Поставщика не поступало.
Условия контракта в полной мере соответствуют требованиям, отраженным в федеральном законе N 181 -ФЗ от 24.11.1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Поскольку в нарушение условий контракта Поставщиком не были представлены документы, подтверждающие, что у ООО "Академия Слуха Центр" либо иной организации, являющейся соисполнителем по контракту и осуществляющей медицинскую деятельность на территории г. Твери по подбору и настройке слухового аппарата имеется соответствующая лицензия, суд первой инстанции правомерно признал отказ ответчика от исполнения контракта обоснованным, соответствующим требованиям закона и условиям контракта.
При таких обстоятельствах изложенные Обществом в апелляционной жалобе доводы признаются несостоятельными.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины за ее рассмотрение возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 29 января 2020 года по делу N А66-17004/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МедСнабСервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-17004/2019
Истец: ООО "МедСнабСервис"
Ответчик: ГУ ТВЕРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
03.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9112/20
25.05.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2120/20
29.01.2020 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-17004/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-17004/19