Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 2 октября 2020 г. N Ф09-8714/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
25 мая 2020 г. |
Дело N А76-23996/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Елена" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.11.2019 по делу N А76-23996/2018.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Елена" - Чинейкина Е.А. (доверенность от 18.01.2019), Николаев А.А. (доверенность от 22.01.2020), Ткачев И.О. (доверенность от 24.01.2020, Спицин И.Н. (доверенность от 24.01.2020),
акционерного общества "Феникс" - Степанова И.А. (доверенность от 01.12.2018), Голышева А.А. (доверенность от 01.12.2018).
Общество с ограниченной ответственностью "Елена" (далее - ООО "Елена", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области (далее - Минимущества, заинтересованное лицо) от 22.05.2018 N 1748-Р "О досрочном прекращении права пользования недр местного значения по лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ от 09.11.2001 года" (с учетом уточнений заявления от 29.04.2019, от 08.07.2019, от 06.11.2019, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (т. 10 л.д. 2-14, 33, 114-115).
Судом первой инстанции произведена замена заинтересованного лица - Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области его правопреемником - Министерством промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области (далее - Минпром, заинтересованное лицо).
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены закрытое акционерное общество "Феникс" (после приведения организационно-правовой формы юридического лица в соответствие с законодательством Российской Федерации - акционерное общество "Феникс" (далее - АО "Феникс") и общество с ограниченной ответственностью "Горнодобывающая компания "Мраморэкс" (далее - ООО ГК "Мраморэкс").
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований ООО "Елена" отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Елена" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на несогласие с выводами суда первой инстанции.
Так, исходя из анализа действовавшего в период выдачи лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ законодательства, не следует, что требовалась обязательная государственная регистрация ассоциаций. Из доказательств, представленных в материалы дела, следует, что лицензия ЧЕЛ 00106 ТЭ первоначально была выдана ассоциации "Елена", в последующем же (15.06.1993) с санкции уполномоченных органов была передана АОЗТ "Елена". В ходе многочисленных проверок заявителя уполномоченными органами не было установлено нарушения порядка ни при выдаче лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ, ни при выдаче лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ. Факт правомерности осуществления деятельности на основании лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ также подтвержден многочисленными судебными актами, где судами установлен факт пользования недрами на основании лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ. Переоформление лицензии с АОЗТ "Елена" на ОАО "Елена" не требовалось, поскольку при преобразовании юридического лица не требуется переоформление лицензии. Следовательно, тот факт, что после АОЗТ "Елена" лицензия была переоформлена на ООО "Елена" отвечает требованиям действующего законодательства.
Также податель апелляционной жалобы не согласен со вторым вмененным ему нарушением, послужившим основанием для прекращения действия лицензии - пересмотр условий пользования недрами при переоформлении лицензии. Так, из решения компетентных органом от 16.05.2001/24.05.2001 следует, что лицензия ЧЕЛ 00106 ТЭ была переоформлена, а ее содержание не изменено, а приведено в соответствие с действующим законодательством. Дальнейшие изменения в лицензию вносились по решению компетентных органов в сфере недропользования.
Податель апелляционной жалобы отмечает, что примененная к нему санкция - прекращение лицензии - не отвечает требованиям справедливости, не является соразмерной, адекватной и необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов субъектов недропользования и иных лиц.
По причине непредставления заинтересованным лицом отзыва на апелляционную жалобу, определением суда апелляционной инстанции от 31.01.2020 предложено заинтересованному лицу обеспечить явку своего представителя, который в судебном заседании 05.03.2020 ссылался на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
В представленном отзыве АО "Феникс" также ссылалось на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, АО "Елена" выдана лицензия от 15.03.1993 N ЧЕЛ 00106 (т. 1 л.д. 24-25).
На основании решения Комитета по природоресурсному комплексу Челябинской области от 16.05.2001 и Комитета природных ресурсов по Челябинской области от 24.05.2001 (т. 1 л.д. 42) о переоформлении лицензии 15.03.1993 N ЧЕЛ 00106 в связи с изменением организационно-правовой формы юридического лица - заявителя, ООО "Елена" выдана лицензия от 09.11.2001 ЧЕЛ 00944 ТЭ (т. 1 л.д. 36).
04.05.2018 в Минимущества с письмом прокуратуры Челябинской области от 25.04.2018 N 7-1188-2014 (вх. от 04.05.2018 N 84-МинИПР) поступило на рассмотрение обращение ЗАО "Феникс" от 19.04.2018 N 86 с приложением постановлений главы Карталинской городской администрации Челябинской области от 19.04.1994 N 407 и от 25.05.1994 N 150.
03.05.2018 с учетом поступивших в Минимущества документов для проверки фактов, указанных в данном обращении, Минимущества направлены запросы в адрес главы Карталинского муниципального района N 1/6363, в МКУ "Городской архив" г. Магнитогорска N 1/6469, а также в адрес ООО "Елена" от 08.05.2018 N 2/6903 о предоставлении документов по созданию, регистрации, реорганизации АО "Елена", АОЗТ "Елена", Ассоциации "Елена", ОАО "Елена" и ООО "Елена".
10.05.2018 письмом N 22 МКУ "Городской архив" г. Магнитогорска направлен ответ Минимущества об отсутствии запрашиваемых документов.
18.05.2018 письмом N 465 администрацией Карталинского муниципального района запрашиваемые документы направлены в адрес Минимущества.
По итогам изучения данных документов Минимущества на основании абзаца 2 части 1, части 2 статьи 17.1, пункта 4 части 1 статьи 20 Закона о недрах с учетом рекомендаций экспертного совета по лицензированию пользования участками недр местного значения, расположенных на территории Челябинской области (протокол от 17.05.2018 N 09), постановления главы Карталинской городской администрации Челябинской области от 19.04.1993 N 407 "О регистрации акционерного общества закрытого типа "Елена", выданного Архивным отделом администрации Карталинского муниципального района от 14.05.2018 N 589, писем администрации Карталинского муниципального района от 18.05.2018 N 465 и МКУ "Городской архив" г. Магнитогорска от 10.05.2018 N 22 принято распоряжение от 22.05.2018 N 1748-Р "О досрочном прекращении права пользования участком недр местного значения по лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ от 09.11.2001" (т. 1 л.д. 12).
Согласно данному ненормативному правовому акту Минимущества распорядилось:
1. Досрочно прекратить право пользования недрами по лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ от 09.11.2001, предоставленное ООО "Елена" для добычи строительного камня (мрамор) для производства строительного щебня на Еленинском месторождении, расположенном на территории Карталинского муниципального района Челябинской области, в связи с переоформлением лицензии с нарушением условий, предусмотренных статьей 17.1 Закона о недрах, а именно:
нарушено требование абзаца 2 части 1 статьи 17.1 Закона о недрах, предусматривающего переход права пользования участками недр к другому субъекту предпринимательской деятельности в случае реорганизации юридического лица - пользователя недр путем его преобразования - изменения его организационно-правовой формы, выразившееся в том, что на момент переоформления лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ от 15.03.1993 на лицензию ЧЕЛ 00944 ТЭ от 09.11.2001 реорганизуемое ОАО "Елена" (ранее - АОЗТ "Елена") не являлось пользователем недр, так как на момент выдачи лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ от 15.03.1993 АОЗТ "Елена" не было зарегистрировано в установленном законодательством порядке;
нарушено требование части 2 статьи 17.1 Закона о недрах, запрещающей пересмотр условий пользования недрами при переоформлении лицензии, выразившееся в пересмотре целевого назначения и видов работ, местоположения участка недр, сроков выполнения отдельных видов работ по лицензии, платежей за пользование недрами и в установлении уровня добычи минерального сырья, площади и координат лицензионного участка.
2. Обязать ООО "Елена" в течение трех месяцев с даты регистрации настоящего распоряжения:
предоставить в Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области отчет по результатам проведенных работ по лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ от 09.11.2001;
возвратить в Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области первый экземпляр лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ от 09.11.2001.
3. Управлению природных ресурсов (Белобородов И.С.) уведомить о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ от 09.11.2001 общество с ограниченной ответственностью "Елена", Департамент по недропользованию по Уральскому федеральному округу, Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Челябинской области.
4. Организационно-контрольному управлению (Семенов А.А.) опубликовать информацию о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ от 09.11.2001 на официальном интернет-сайте Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области в течение пяти рабочих дней с момента регистрации распоряжения.
Не согласившись с данным распоряжением Минимущества, полагая, что последнее нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ООО "Елена" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что переоформление лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ на лицензию ЧЕЛ 00944 ТЭ было осуществлено с нарушением требований, установленных частями 1, 2 статьи 17.1 Закона о недрах, а оспариваемое распоряжение Минимущества от 22.05.2018 N 1748-Р "О досрочном прекращении права пользования участком недр местного значения по лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ от 09.11.2001" принято с соблюдением действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя при осуществлении им предпринимательской деятельности.
Заслушав объяснения представителей ООО "Елена" и АО "Феникс", исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в сфере недропользования регулируются положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Минимущества, принимая распоряжение от 22.05.2018 N 1748-Р "О досрочном прекращении права пользования участком недр местного значения по лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ от 09.11.2001", пришло к выводу о нарушении ООО "Елена" положений статьи 17.1 Закона о недрах (в ред.12.10.2017) при переоформлении лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ от 15.03.1993 на лицензию ЧЕЛ 00944 ТЭ от 09.11.2001.
Поскольку принятие распоряжения о досрочном прекращении лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ от 09.11.2001 основано на выявленных нарушениях законодательства как при выдаче лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ в 1993 г., так и при ее переоформлении в 2001 году, то применению подлежат нормы законодательства о недрах, а также гражданского законодательства, действовавшие в соответствующие периоды времени.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 11 Закона о недрах (ред. от 23.07.1992) недра предоставляются в пользование специальным разрешением в виде лицензий.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
В определении Конституционного Суда РФ от 21.12.2011 N 1862-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Ксеньевский прииск" на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 20, 21 Закона Российской Федерации "О недрах", статей 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" указано, что механизм защиты прав недропользователя, чье право пользования недрами прекращено, не исключает возможности учета совокупности всех фактических обстоятельств при рассмотрении дела. Право обжалования прекращения действия лицензии предполагает право заявителя ссылаться в обоснование своих доводов на фактические обстоятельства, которые объективно препятствовали ему надлежащим образом исполнить обязательства в сфере недропользования. При этом суд вправе оценивать указанные сведения наравне с иными обстоятельствами дела, не ограничиваясь только установлением формальных условий применения законодательства Российской Федерации о недрах.
Из первого основания оспариваемого распоряжения следует, что ООО "Елена" нарушено требование абзаца 2 части 1 статьи 17.1 Закона о недрах, предусматривающего переход права пользования участком недр к другому субъекту предпринимательской деятельности в случае реорганизации юридического лица - пользователя недр путем его преобразования - изменения его организационно-правовой формы, выразившееся в том, что на момент переоформления лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ от 15.03.1993 на лицензию ЧЕЛ 00944 ТЭ от 09.11.2001 реорганизуемое ОАО "Елена" (ранее - АОЗТ "Елена") не являлось пользователем недр, так как на момент выдачи лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ от 15.03.1993 АОЗТ "Елена" не было зарегистрировано в установленном законодательством порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводам о том, что выданная АО "Елена" лицензия ЧЕЛ 00106 ТЭ не соответствовала требованиям статьи 9, 11, 12, 13 Закона о недрах (в ред. от 25.12.1992), а именно: во-первых, была выдана организации, не зарегистрированной в установленном законом порядке как самостоятельное юридическое лицо, которое не могло являться пользователем недр; во-вторых, переоформление лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ от 15.03.1993 с АОЗТ "Елена" на ОАО "Елена" не производилось, соответственно ОАО "Елена" права пользования участком недрами на Еленинском месторождении мрамора на основании лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ от 15.03.1993 не приобрело.
Между тем, заинтересованным лицом и судом первой инстанции не учтено следующее.
АОЗТ "Елена" (455087 г. Магнитогорск, Челябинской области, ул. Грязнова, 42/2) на основании лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ предоставлено право пользования недрами в целях детальной разведки с проходкой опытно-промышленного карьера и последующей добычи на Еленинском месторождении мраморов, расположенном в 3 км к западу от пос. Еленинский. Описание границ участка недр приведено в Приложении N 1 "Ситуационная схема Еленинского месторождения" масштаб 1 : 50 000, участок недр имеет статус горного отвода, срок окончания действия лицензии установлен - 31.12.2015 (т. 1 л.д. 24-25).
В рассматриваемый период времени (1992 - 1993 годы) деятельность юридических лиц регулировалась положениями "Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик" (утв. ВС СССР 31.05.1991 N 2211-1) (далее - Основы гражданского законодательства), Законом РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (далее - Закон о предприятиях).
Главой 2 Основ гражданского законодательства определялись субъекты гражданских прав, виды субъектов, а также их правовое положение, порядок создания, реорганизации и ликвидации.
В соответствии со статьей 11 Основ гражданского законодательства юридическим лицом признавалась организация, которая имеет в собственности, полном хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом и выступает в суде, арбитражном суде и третейском суде от своего имени.
Основы гражданского законодательства под хозяйственным объединением понимали добровольное объединение юридических лиц - хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов, государственных, арендных, коллективных и иных предприятий, созданное ими по отраслевому, территориальному или иному принципу в целях координации деятельности, обеспечения защиты их прав, представления общих интересов в государственных и иных органах, а также в международных организациях. По согласованному решению участников на объединение может быть возложено централизованное выполнение отдельных производственных и других хозяйственных функций (статья 23).
Участники объединения сохраняли свою самостоятельность и права юридического лица.
Предусматривались две формы хозяйственных объединений: хозяйственные ассоциации (союзы) и концерны.
Следовательно, хозяйственное объединение являлось особой формой юридического лица, обладающим правоспособностью в соответствии со статьей 12 Основ гражданского законодательства, а также необходимостью применения положений Основ гражданского законодательства об осуществлении деятельности юридических лиц.
Статьей 13 Основ гражданского законодательства предусмотрено, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законодательными актами. Данные государственной регистрации, в том числе фирменное наименование (статья 149 настоящих Основ), если оно имеется, включается в республиканские реестры и единый общесоюзный реестр юридических лиц, открытые для всеобщего ознакомления.
Юридическое лицо считалось созданным с момента его государственной регистрации.
Как указывалось, в рассматриваемый период времени действовал также Закон о предприятиях.
Под предприятием понимался самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном настоящим Законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Статья 13 Закона о предприятиях предусматривает возможность создания объединений предприятий - союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения. Объединения создаются на договорной основе в целях расширения возможностей предприятий в производственном, научно - техническом и социальном развитии.
Объединение имеет собственное наименование с указанием его организационно - правовой формы и действует на основании устава.
Вместе с тем, также как и Основы гражданского законодательства, статья 34 Закона о предприятиях предусматривала обязанность государственной регистрации предприятия, независимо от его организационно-правовой формы.
Регистрация предприятия обуславливает возникновение у него правовой возможности для реализации прав и несения обязанностей, то есть правосубъектность юридического лица возникает по факту его регистрации.
Минимущества были направлены запросы в адрес и.о. главы Карталинского муниципального района (т.5, л.д.89), МКУ "Городской архив" г. Магнитогорска (т.5, л.д. 91) с просьбой о предоставлении информацию и документы по созданию, регистрации, реорганизации АО "Елена", АОЗТ "Елена", Ассоциации "Елена", ОАО "Елена", ООО "Елена".
Согласно ответу МКУ "Городской архив" г. Магнитогорска запрашиваемая информация отсутствует (т.5, л.д. 92).
Администрацией Карталинского района предоставлены документы по созданию, регистрации и реорганизации заявителя (т.5, л.д. 93):
- постановление Главы Карталинской городской администрации Челябинской области от 19.04.1993 N 407 "О регистрации акционерного общества закрытого типа "Елена" (т.5, л.д. 94);
- Устав акционерного общества "Елена" (т.5, л.д. 95-105);
- постановление Главы Карталинской городской администрации Челябинской области от 03.04.1995 N 205 о внесении изменений и дополнений в учредительные документы акционерного общества закрытого типа "Елена" (т.5, л.д. 106-107);
- постановление Главы города Карталы Челябинской области от 06.08.1997 N 580 "О преобразовании акционерного общества закрытого типа "Елена" в открытое акционерное общество "Елена", внесение изменений и дополнений в учредительные документы" (т.5, л.д. 108-109);
- Устав открытого акционерного общества "Елена" (т.5, л.д. 110-119);
- постановление Главы Администрации города Карталы Челябинской области от 29.12.2000 N 1679 "О реорганизации открытого акционерного общества "Елена" в общество с ограниченной ответственностью "Елена" (т.5, л.д. 122);
- Устав общества с ограниченной ответственностью "Елена" (т.5, л.д. 123-138).
- постановление Главы города Карталы Челябинской области от 23.11.2001 N 1692 "О внесении изменений в учредительные документы ООО "Елена" (т.5, л.д. 120-121);
Иных документов, в том числе, подтверждающих регистрацию Ассоциации "Елена", в материалы дела не представлено.
Статьей 9 Закона о недрах (ред.23.07.1992) определено, что пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.
Порядок выдачи лицензии на недропользование в спорном периоде времени регулировался Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года N 3314-1 (далее - Положение N 3314-1).
В подпункте 11.1 пункта 11 Положения N 3314-1 предусмотрено, что предприятия, желающие получить лицензию на пользование недрами, должны обратиться в Геолком России или его территориальные подразделения, которые предоставляют необходимую информацию о сроках и условиях предоставления лицензии по интересующим объектам. А в подпункте 11.4 пункта 11 названного Положения предусмотрен порядок подачи заявки на получение лицензии.
В материалы дела представлен протокол о намерениях от 30.11.1992 между Ассоциацией "Елена" и Южно-Уральским государственным геологическим предприятием, согласно которому (т. 5 л.д. 14):
1. Ассоциация "Елена" приобретает лицензию на геологоразведочные работы с последующей промышленной разработкой Еленинского месторождения облицовочных мраморов;
2. Южно-Уральское государственное геологическое предприятие при наличии у Ассоциации "Елена" лицензии организует в 1993 году продолжение стадии поисково-оценочных работ и проводит детальную разведку с проходкой опытно-экспериментального карьера и последующим утверждением запасов в установленном порядке;
3. В течение 3-х месяцев после получения лицензии Ассоциацией "Елена" и ЮУГГП заключают договор с оплатой Ассоциацией "Елена" стоимости геологоразведочных работ.
Ассоциацией "Елена" была подана заявка на пользование недрами заместителю главы администрации Челябинской области - председателю комитета экономики Христенко В.Б. и председателю Челябинского территориального комитета по геологии и минеральным ресурсам Ионову А.Е. (т.5, л.д. 15).
15.03.1993 Ассоциации "Елена" выдана лицензия ЧЕЛ 00106 ТЭ, подписанная заместителем главы администрации Челябинской области - председателем комитета экономики Христенко В.Б. (25.02.1993) и председателем Челябинского территориального комитета по геологии и минеральным ресурсам Ионовым А.Е. (29.12.1992).(т.1, л.д.10 -11).
В рассматриваемый период времени Закон о недрах (ред. 23.07.1992) не предусматривал возможность перехода права пользования участками недр и переоформления лицензий (статья 17.1 Закона о недрах была введена в Федеральным законом от 03.03.1995 N 27-ФЗ, вступила в действие 15.03.1995).
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о недрах (ред. 23.07.1992) право на пользование недрами прекращалось: по истечении установленного в лицензии срока ее действия (пункт 1); при отказе владельца лицензии от права на пользование недрами (пункт 2); при возникновении зафиксированного в лицензии решающего условия, исключающего дальнейшее осуществление предоставленного права (пункт 3).
Следовательно, Закон о недрах (ред.23.07.1992) предусматривал процедуры возникновения и прекращения права пользования недрами путем выдачи лицензии и ее прекращения при возникновении обстоятельств, указанных в статье 20 Закона о недрах (ред. 23.07.1992), перечень которых являлся закрытым.
19.04.1993 зарегистрировано в установленном порядке АОЗТ "Елена".
23.04.1993 состоялось совместное заседание участников Ассоциации "Елена" и учредителей АОЗТ "Елена", повесткой дня которого являлись вопросы об утверждении решения о передаче АО "Елена" лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ (вопрос 1); поручение генеральному директору Ассоциации "Елена" обратиться в "Челябинскгеолком" и Комитет экономики Администрации области с заявлением о передаче АО "Елена" лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ (вопрос 2); поручение генеральному директору АО "Елена" обратиться в "Челябинскгеолком" и Комитет экономики Администрации области с заявлением о выдаче АО "Елена" лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ (вопрос 3); о выполнении работ (вопрос 4) (т.10, л.д.140-141).
26.05.1993 Ассоциация "Елена" обратилась в Администрацию Челябинской области, Челябинский территориальный комитет по геологии и минеральным ресурсам с заявлением о передаче лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ (т.10, л.д. 137).
26.05.1993 АОЗТ "Елена" обратилось в Администрацию Челябинской области, Челябинский территориальный комитет по геологии и минеральным ресурсам с заявкой на получение лицензии на пользование недрами ЧЕЛ 00106 ТЭ. Из содержания заявки АОЗТ "Елена" следует, что общество просит предоставить лицензию для осуществления детальной разведки с проходкой опытно-промышленного карьера и последующей добычей на Еленинском месторождении мраморов, расположенном в 3 км к западу от пос. "Еленинский" (т.10, л.д. 139).
15.06.1993 Челябинским территориальным комитетом по геологии и минеральным ресурсам и Комитетом экономики администрации Челябинской области издано распоряжение в связи с рассмотрением предложения Комиссией по подготовке материалов и рассмотрению заявок по выдаче лицензий на право пользования недрами на территории Челябинской области, принято решение (т.10, л.д.136):
1. В соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах", Временным Положением о порядке и условиях использования общераспространенных полезных ископаемых на территории Челябинской области для производства местных строительных материалов, заявлением Ассоциации "Елена" и заявкой АО "Елена" лицензию ЧЕЛ 00106 ТЭ, предоставленную Ассоциации "Елена", передать Акционерному обществу "Елена" с сохранением закрепленных условий.
2. Поручить Комиссии по подготовке материалов и рассмотрению заявок по выдаче лицензий на право пользования недрами на территории Челябинской области обеспечить передачу лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ.
3. С момента передачи лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ ресурсопользователем считать АО "Елена".
Как указывалось ранее, субъектом предпринимательской деятельности, с учетом норм Основ гражданского законодательства и Закона о предприятиях могло являться зарегистрированное в установленном порядке юридическое лицо, однако в материалы настоящего дела не представлены доказательства регистрации в установленном порядке Ассоциация "Елена", что по смыслу статьи 9 Закона о недрах (ред. 23.07.1992) препятствовало лицензирующим органам выдаче лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ Ассоциации "Елена".
В силу норм статьи 37 Закона о предприятиях (ред. 25.12.1990) при реорганизации юридического лица, в зависимости от выбранной формы реорганизации, реорганизованному лицу переходят права и обязанности, что обуславливает правопреемство и несение ответственности за действия правопредшественника, в том числе, если такие действия являлись неправомерными.
Между тем, как правильно установлено судом первой инстанции, АОЗТ "Елена" не является правопреемником Ассоциации "Елена".
Следовательно, ООО "Елена" не может нести правовые последствия за действия Ассоциации "Елена" и лицензирующих органов, которые были совершены при выдаче лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ Ассоциации "Елена".
При этом доказательств недобросовестности действий АОЗТ "Елена" (правопредшественника ООО "Елена") при получении лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ в материалы дела заинтересованным лицом не представлено.
Напротив, 26.05.1993 в поданной заявке на получение лицензии на пользование недрами АОЗТ "Елена" представило учредительные документы (статья 9 Закона о недрах (ред. 23.07.1992), указало на наличие необходимых финансовых и технических ресурсов для эффективного и безопасного проведения работ (пункты 11.1, 11.4 Положения N 3314-1), просило передать в пользование участок недр на условиях, указанных в лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ.
Как указывалось выше, отсутствие у Ассоциации "Елена" регистрации (обратного не доказано) препятствовало уполномоченным органам выдаче лицензии, однако уполномоченными органами лицензия ЧЕЛ 00106 ТЭ была выдана Ассоциации "Елена".
В свою очередь АОЗТ "Елена", зарегистрированное 19.04.1993, как лицо, не являющееся участником указанных правоотношений, не могло своими действиями повлиять на состоявшийся властно-распорядительный акт, а, значит, не является лицом, на которое должны быть возложены негативные последствия неправомерности действий уполномоченных органов по выдаче лицензии Ассоциации "Елена".
Действия по прекращению лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ, выданной Ассоциации "Елена", до ее передачи (выдаче) АОЗТ "Елена" со стороны уполномоченных органов по своей инициативе не предпринимались.
При этом статья 20 Закона о недрах (ред. 23.07.1992) предусматривала основания для прекращения лицензии, среди которых указано на отказ владельца лицензии от права на пользования недрами.
Между тем, отказ владельца лицензии от права на пользование недрами является волеизъявлением субъекта правоотношений по недропользованию, совершить которое может только лицо, являющееся субъектом соответствующего правоотношения, в то время как Ассоциация "Елена" с учетом положений Основ гражданского законодательства, Закона о предприятиях таковым субъектом не являлось, что исключало возможность реализации права на отказ от права на пользование недрами.
Таким образом, в рассматриваемый период времени (1992 - 1993 гг.) возникла ситуация правовой неопределенности в отсутствие правового регулирования: выдача уполномоченными органами лицензии несубъекту предпринимательской деятельности, отсутствие административной процедуры реализации уполномоченными органами властных полномочий по прекращению такой лицензии, невозможность волеизъявления со стороны несубъекта об отказе от лицензии от права на пользование недрами.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оформленная распоряжением Челябинского территориального комитета по геологии и минеральным ресурсам и Комитета экономики администрации Челябинской области от 15.06.1993 передача лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ с учетом установленных выше фактических обстоятельств дела по своему содержанию являлась рассмотрением уполномоченными органами заявки АОЗТ "Елена" на предоставление в пользование участка недр, в результате АОЗТ "Елена" был предоставлен в пользование участок недр в статусе горного отвода в форме лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ для осуществления детальной разведки с проходкой опытно-промышленного карьера и последующей добычей на Еленинском месторождении мраморов, расположенном в 3 км к западу от пос. "Еленинский".
Реализованная процедура Челябинского территориального комитета по геологии и минеральным ресурсам и Комитета экономики администрации Челябинской области по выдаче лицензии АОЗТ "Елена" не противоречила Временному положению о порядке и условиях использования общераспространенных полезных ископаемых на территории Челябинской области для производства местных строительных материалов, утвержденному постановлением Главы администрации Челябинской области от 23.01.1992 N 25.
Наличие в бланке лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ исправлений в наименовании недропользователя (АОЗТ "Елена"), а также указания его места нахождения, банковских реквизитов и оттиска печати АОЗТ "Елена", с учетом того, что содержание лицензии соответствует заявке АОЗТ "Елена" и требованиям статьи 12 Закона о недрах (ред. 23.07.1992), объясняется установленными выше фактическими обстоятельствами выдачи уполномоченными органами лицензии АОЗТ "Елена".
Необходимо также учитывать то обстоятельство, что из материалов дела следует, что АОЗТ "Елена" при предоставлении ему уполномоченными органами права недропользования действовало добросовестно, а заинтересованным лицом не доказано, что заявитель имел намерение причинить вред имуществу Российской Федерации либо имуществу третьих лиц.
Таким образом, 15.06.1993 у АОЗТ "Елена" возникло право пользования участком недр в статусе горного отвода для осуществления детальной разведки с проходкой опытно-промышленного карьера и последующей добычей на Еленинском месторождении мраморов, расположенном в 3 км к западу от пос. "Еленинский", на основании выданной уполномоченными органами лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ.
Вывод суда первой инстанции о том, что в отсутствие переоформления лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ с АОЗТ "Елена" на ОАО "Елена", последнее не приобрело права пользования участком недр на Еленинском месторождении мрамора на основании лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ от 15.03.1993 сделан судом без учета применения к правоотношениям пункта 1 статьи 68 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) (ред. 12.08.1996) и с нарушением частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку указанное обстоятельство не было предметом рассмотрения Минимущества при принятии оспариваемого распоряжения.
Как следует из материалов дела, согласно постановлению главы города Карталы Челябинской области от 06.08.1997 N 580 "О преобразовании Акционерного общества закрытого типа "Елена" в открытое акционерное общество "Елена", Уставу ОАО "Елена", утвержденному Протоколом N 4 общего собрания акционеров ОАО "Елена" от 26.07.1997, 06.08.1997 произошла реорганизация АОЗТ "Елена" путем его преобразования - изменения организационно-правовой формы с акционерного общества закрытого типа на открытое акционерное общество (т. 1 л.д. 27).
Федеральным законом от 03.03.1995 N 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах", вступившим в действие 15.03.1995, внесена новая статья 17.1 "Переход права пользования участками недр и переоформление лицензий на пользование участками недр" принята в новой редакции, где изложены основания перехода права пользования участками недр и порядок переоформления лицензий на пользование участками недр.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17.1 Закона о недрах (ред.15.03.1995) право пользования недрами переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности (юридическому лицу) в случае изменения организационной-правовой формы предприятия - пользователя недрами.
Под организационно-правовой формой предприятия понимается совокупность характеристик, раскрывающих внутреннюю структуру организации, связи между ее отдельными элементами, основания возникновения, изменения и прекращения этих связей есть организационно-правовая форма юридического лица.
АОЗТ "Елена" было создано как акционерное общество закрытого типа в соответствии с положениями статьи 11 Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности (ред. 25.12.1990).
В дальнейшем в связи с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривалась возможность создания акционерных обществ, в том числе открытых, то есть обществ, участники которых могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров (пункт 1 статьи 97 ГК РФ (ред. 12.08.1996)).
В соответствии со статьей 57 ГК РФ (ред.12.08.1996) реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (пункт 5 статьи 58 ГК РФ (ред. от 12.08.1996)).
Хозяйственные товарищества и общества одного вида могли преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в порядке, установленном настоящим Кодексом (пункт 1 статьи 68 ГК РФ (ред. 12.08.1996)).
Разъяснение применения указанных норм приведены в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 4, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 02.04.1997 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах", где в пункте 6 указано, что не исключается возможность преобразований обществ, относящихся к одной организационно - правовой форме юридического лица (акционерных обществ) - закрытых в открытые и открытых в закрытые, в связи с чем изменение типа общества не является реорганизацией юридического лица (его организационно - правовая форма не изменяется).
Таким образом, при системном толковании норм части 1 статьи 17.1 Закона о недрах (ред.15.03.1995), пункта 1 статьи 68 ГК РФ (ред.12.08.1996) с учетом разъяснений Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что преобразование АОЗТ "Елена" в ОАО "Елена" 06.08.1997 не являлось реорганизацией юридического лица, а являлось изменением типа общества, что не требовало переоформление лицензии с АОЗТ "Елена" на ОАО "Елена".
На основании изложенного, вывод суда первой инстанции и заинтересованного лица о том, что на момент выдачи (15.06.1993) уполномоченными органами АОЗТ "Елена" лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ оно не было зарегистрировано в установленном порядке противоречит обстоятельствам, установленным по делу.
Из второго основания оспариваемого распоряжения следует, что ООО "Елена" нарушено требование части 2 статьи 17.1 Закона о недрах, запрещающей пересмотр условий пользования недрами при переоформлении лицензии, выразившееся в пересмотре целевого назначения и видов работ, местоположения участка недр, сроков выполнения отдельных видов работ по лицензии, платежей за пользование недрами и в установлении уровня добычи минерального сырья, площади и координат лицензионного участка.
Суд первой инстанции, соглашаясь с заинтересованным лицом, пришел к выводу о том, что при переоформлении лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ в 2001 году, под формальным основанием - изменение организационно-правовой формы ООО "Елена", фактически произошло установление условий новой лицензии.
Между тем, судом первой инстанции и заинтересованным лицом не учтено следующее.
29.12.2000 постановлением администрации г. Карталы Челябинской области N 1679 зарегистрировано ООО "Елена" в результате реорганизации ОАО "Елена" путем его преобразования в ООО "Елена" (т.1, л.д.41).
15.02.2001 ООО "Елена" подало заявку от 13.02.2001 б/н в Комитет природных ресурсов по Челябинской области, где просило в связи с изменением организационно-правовой формы предприятия и изменением назначения добываемого сырья (была лицензия на блочный камень, необходима для добычи сырья на декоративный щебень) произвести переоформление лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ от 15.03.1993 на пользование недрами (т.9 л.д.69).
В указанный период времени уполномоченными органами с участием недропользователя проходила процедура государственной экспертизы и утверждения запасов Еленинского месторождения облицовочных мраморов в Карталинском районе Челябинской области, которая включала в себя последовательные этапы проверки и анализа геологических данных, полученных в результате предварительной разведки Еленинского месторождения, выполненной Южно-Уральским государственным геологическим предприятияем в 1996-1999 гг., с подсчетом запасов по состоянию на 01.01.2000, а также результатов проходки опытно-промышленного карьера, осуществленного АО "Елена" в порядке лицензионной деятельности по лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ.
Из Отчета о результатах предварительной разведки Еленинского месторождения облицовочных мраморов в Карталинском районе Челябинской области, выполненной Южно-Уральским государственным геологическим предприятием в 1996-1999 гг., с подсчетом запасов по состоянию на 01.01.2000. Ответственные исполнители Осипова А.И., Болмосов И.А., утвержденного Комитетом природных ресурсов Челябинской области 09.02.2001, следует:
работы выполнены на основании технического задания АО "Елена" от 09.08.1996 и уточненного геологического задания, выданного Комитетом природных ресурсов по Челябинской области от 09.07.1999, на проведение разведки Еленинского месторождения мраморов в рамках целевого назначения лицензии на право пользования недрами ЧЕЛ 00106 ТЭ, выданной АО "Елена" на разведку и добычу мраморов (т.7, л.д.1-18);
Еленинское месторождение облицовочных мраморов находится в Карталинском районе Челябинской области, в 5 км к западу от поселка Еленинка и в 12 км к юго-западу от станции Джабык железнодорожной ветки Магнитогорск - Челябинск (т.7, л.д.19);
составлена ситуационная схема Еленинского месторождения в масштабе 1 : 50 000 (т.7, л.д.17);
установлено, что по физико-механическим параметрам мраморы Еленинского месторождения из-за микротрещиноватости могут быть использованы в качестве строительного и декоративного щебня (т.7, л.д.109);
установлена площадь блока подсчета запасов до глубины 50 м - 95 826 кв. м (9,6 га) (т.7, л.д.80);
в основу оконтуривания запасов мраморов положены временные кондиции, результаты аналитических работ, исходные геологические данные, в плане и на разрезах контур запасов определен контуром проектного карьера (т.7, л.д.78);
контур бортов карьера проведен посредине от скважин, оконтуривающих разведанные запасы, такое построение бортов карьера, относительно подсчитанного контура, позволяет сохранить разведанные запасы, так как в нижней части происходит урезка, а в верхней - прирезка соответствующего объема мраморов, подсчитана площадь карьера по поверхности - 138 300 кв.м (13,8 гектар), отчуждаемая площадь земель для карьера - 14 гектар (т.8, л.д.34 - 37, 40, 57, 75).
26.01.2001 протоколом N 93 на заседании территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых при Комитете ресурсов по Челябинской области (государственная экспертиза отчета о результатах разведки Еленинского месторождения облицовочных мраморов_ с утверждением запасов по состоянию на 01.01.2000) рассмотрен Отчет о результатах предварительной разведки Еленинского месторождения облицовочных мраморов в Карталинском районе Челябинской области, выполненной Южно-Уральским государственным геологическим предприятияем в 1996-1999 гг., с подсчетом запасов по состоянию на 01.01.2000. Ответственные исполнители Осипова А.И., Болмосов И.А. Комиссией отмечено, что Еленинское месторождение облицовочных мраморов находится в Карталинском районе Челябинской области, в 5 км к западу от поселка Еленинка и в 12 км к юго-западу от станции Джабык железнодорожной ветки Магнитогорск - Челябинск (т.9, л.д.21-30).
По результатам рассмотрения материалов, комиссией принято постановление:
об утверждении кондиций для подсчета запасов Еленинского месторождения облицовочных мраморов (пункт 3.1.);
об утверждении балансовых запасов мрамора по состоянию на 01.01.2000 в качестве сырья для производства декоративного и строительного щебня по категориям А+В+С1 - 5063,4 тыс.кв.м (пункт 3.2.);
о подготовленности месторождения для дальнейшего промышленного освоения (пункт 3.4.);
о рекомендации для упорядочения условий недропользования и приведения лицензии на право пользования недрами в соответствии с действующим законодательством (пункт 3.6.):
АО "Елена" обратиться в органы, предоставляющие лицензии на право пользования недрами, по поводу переоформления лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ в связи с изменением организационно-правовой формы;
внести изменения в лицензию на право пользования недрами, предоставив недропользователю горный отвод с предварительными границами в контуре утвержденных запасов;
установить платежи за недра в размере 3,5% от стоимости добытого минерального сырья;
о направлении геологических материалов в Росгеолфонд и ФГУ "Челябинский территориальный фонд геологической информации" (пункта 3.7.)
22.03.2001 протоколом N 102т заседания экспертного Совета по лицензированию пользования недрами о рассмотрении вопроса о переоформлении лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ, приведении содержания лицензии в соответствии с действующим законодательством, уточнении условия пользования недрами, оформлено принятое решение (т.10, л.д.60-61):
на основании рекомендаций территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых при Комитете природных ресурсов по Челябинской области (протокол от 26.01.2001 N 93) и заявления ООО "Елена" экспертный Совет по лицензированию пользования недрами предлагаем Комитету по природоресурсному комплексу Челябинской области и Комитету природных ресурсов по Челябинской области МПР России (пункт 2):
2.1. Предоставить ООО "Елена" право пользования участком недр общераспространенных полезных ископаемых для разведки и добычи мраморов на Еленинском месторождении в порядке переоформления лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ, предоставленной акционерному обществу "Елена", сроком действия до 31.12.2015, в связи с изменением организационно-правовой формы предприятия.
2.2. Уточнить условия пользования недрами на Еленинском месторождении:
- установить целевое назначение и виды работ - добыча мраморов для производства декоративного и строительного щебня на Еленинском месторождении;
- установить границы участка недр с географическими координатами
N точки |
сев.широта |
вост.долгота |
1 |
53° 06' 50" |
59° 48' 02" |
2 |
53° 07' 02" |
59° 48' 33" |
3 |
53° 06' 48" |
59° 48' 48" |
4 |
53° 06' 36" |
59° 48' 17" |
Площадь - 35,3 га.
- установить платежи за право пользования недрами при добыче полезных ископаемых в размере 3,5% от стоимости добытого минерального сырья и 7% от объема сверхнормативных потерь;
- установить отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы в размере 5% от стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытого полезного ископаемого;
2.3. В целях закрепления условий недропользования на Еленинском месторождении, расположенном в Карталинском районе Челябинской области, заключить с ООО "Елена" лицензионное соглашение в соответствии с условиями пользования недрами, указанными в пункте 2.2. настоящего протокола;
2.4. Содержание лицензии привести в соответствии с действующим законодательством с учетом условий, указанных в пункте 2.2. настоящего протокола.
16.05.2001 Комитетом природных ресурсов по Челябинской области и 24.05.2001 Комитетом по природоресурсному комплексу Челябинской области в связи с рассмотрением предложения экспертного Совета по лицензированию пользования недрами (протокол 22.03.2001 N 102т) принято решение N 647/ 596 (т.1, л.д.42):
о переоформлении лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ, предоставленной АО "Елена", на ООО "Елена" в связи с изменением организационно-правовой формы (пункт 1);
о приведении содержания лицензии в соответствии с действующим законодательством (пункт 2);
считать лицензию ЧЕЛ 00106 ТЭ недействительной с момента регистрации переоформленной лицензии (пункт 3).
09.11.2001 лицензией ЧЕЛ 00944 ТЭ ООО "Елена" предоставлено право пользования недрами с целью добычи мраморов для производства декоративного и строительного щебня на Еленинском месторождении, расположенном в 5 км западнее п. Еленинка Карталинского района Челябинской области, имеющим статус горного отвода. Описание границ участка недр, координаты угловых точек, копии топопланов, разрезов и др. приводятся в приложении 1, 3 к лицензии (т. 1 л.д. 36-42).
В соответствии с лицензионным соглашением, являющимся приложением 1 к лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ (подпункт 1.2.1), установлено, что для добычи мраморов на Еленинском месторождении предоставлен участок недр со статусом горного отвода с предварительными границами площадью 12,6 га, обозначенный в приложении 2 контуром с угловыми точками 1 - 4, 1 глубиной 50 м от поверхности (горизонт + 380) в соответствии с контуром подсчета запасов.
Приложением 2 к лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ является ситуационная схема Еленинского месторождения в М 1:5 0000. В указанной ситуационной схеме (в приложении 2 к лицензии ЧЕЛ N 00944 ТЭ) имеется каталог географических координат угловых точек лицензионного участка, предоставляемого в пользование и ограниченного угловыми точками 1- 4, 1 с указанием географических координат угловых точек месторождения.
Приложением 3 к лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ является план испрашиваемого горного отвода Еленинского месторождения в М 1:2000, который является неотъемлемой частью лицензии ЧЕЛ N 00944 ТЭ. Площадь указанного лицензионного участка - указана 12,6 га.
В частях 1, 3 статьи 12 Закона о недрах (ред.10.09.2001) закреплено содержание существенных условий лицензии, и установлено правило, что условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В части 2 статьи 17.1 Закона о недрах (ред.10.09.2001) установлено, что при переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что поскольку регистрация ООО "Елена" состоялось 29.12.2000 и государственная экспертиза отчета о результатах разведки Еленинского месторождения проведена 26.01.2001, которая явилась основанием для внесения изменений в лицензионные условия по лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ, происходили одновременно, то вывод суда первой инстанции установлении Территориальной комиссией по запасам полезных ископаемых при Комитете природных ресурсов по Челябинской области двух этапов по переоформлению лицензии: сначала переоформление АО "Елена" лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ, а затем внесение изменений в лицензию является ошибочным в связи с тем, что на момент перехода права пользования недрами и переоформления лицензии на ООО "Елену" (09.11.2001) были утверждены и поставлены на баланс Российской Федерации новые геологические данные о Еленинском месторождении.
Судебная коллегия отмечает, что именно лицензирующие органы - Комитет природных ресурсов по Челябинской области и Комитет по природоресурсному комплексу Челябинской области приняли совместное решении от 16.05.2001 N 647 и от 24.05.2001 N 596 об одновременном изменении лицензионных условий, соответствующих геологическим данным, и переоформлении лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ на правопреемника недропользователя - ООО "Елена".
Так, анализируя путем сопоставления полученных геологических данных в результате разведки Еленинского месторождения, прошедших государственную экспертизу, оформленную протоколом от 26.01.2001 N 93 Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых при Комитете природных ресурсов по Челябинской области, а также сведений, изложенных в решении экспертного Совета по лицензированию пользования недрами (протокол от 22.03.2001 N 102т), с содержанием лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о полном их соответствии и отсутствии каких-либо противоречий:
изменение целевого назначения и видов работ: в лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ - детальная разведка с проходкой опытно-промышленного карьера и последующей добычей, а в лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ - добыча мраморов для производства декоративного и строительного щебня обусловлено выводом Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых при Комитете природных ресурсов по Челябинской области о подготовке месторождения для дальнейшего промышленного освоения (пункт 3.4.);
изменение площади участка недр: в лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ - площадь не определена, а в лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ - площадь предварительного горного отвода составляет 12,6 га также соответствует выводу Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых при Комитете природных ресурсов по Челябинской области о предварительных границах горного отвода, которые равны границам контура утвержденных запасов, то есть 13,8 гектар (пункт 3.6);
изменение местоположения и координат участка недр: в лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ - координаты участка не определены, указано, что участок недр расположен в 3 км к западу от пос. Еленинский, а в лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ указано - в 5 км западнее п. Еленинка Карталинского района Челябинской области и координаты лицензионного участка, что также полностью соответствует выводу Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых при Комитете природных ресурсов по Челябинской области о месте нахождения лицензионного участка и пункту 2.2. решения экспертного Совета по лицензированию пользования недрами, где указаны географические координаты горного отвода, предоставленного ООО "Елена";
указание в лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ условий пользования недрами (о сроках выполнения отдельных видов работ, о платежах за пользование недрами, об установлении уровня добычи минерального сырья), которых не было в предшествующей лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ, полностью соответствует пункту 2.2 решения экспертного Совета по лицензированию пользования недрами.
На основании изложенного, выводы суда первой инстанции об установлении новых ошибочных координат при переоформлении лицензии ЧЕЛ 00106 ТЭ на лицензию ЧЕЛ 00944 ТЭ и ошибочной площади участка недр 12,6 га, которая должна была соответствовать площади контура утвержденных запасов, составляющей 9,5 га, произошло по вине ООО "Елена" противоречат установленным фактическим обстоятельствам по делу.
Таким образом, одновременное переоформление уполномоченными органами лицензии с изменением лицензионных условий обусловлено совпадением во времени двух событий: реорганизации недропользователя (29.12.2000) и прохождение государственной экспертизы геологических данных, полученных в результате разведки Еленинского месторождения облицовочных мраморов и утверждением запасов по состоянию на 01.01.2000, а установление лицензионных условий в лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ таких как - целевое назначение и виды работ, местоположение участка недр, сроки выполнения отдельных видов работ по лицензии, платежи за пользование недрами, уровень добычи минерального сырья, площади и координат лицензионного участка произведено лицензирующими органами, относится к их публичным полномочиям, что исключает возможность недропользователя влиять на их содержание.
Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает неправильным вывод заинтересованного лица, поддержанный судом первой инстанции и изложенный в распоряжении о досрочном прекращении у ООО "Елена" права пользования недрами по лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ от 0911.2001 на основании пункта 4 части 1 статьи 20 Закона о недрах в связи с нарушением АОЗТ "Елена" требований абзаца 2 части 1 и части 2 статьи 17.1 Закона о недрах (в ред. 12.10.2017, действовавшей на момент принятия оспариваемого распоряжения).
Прекращение лицензии по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности.
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 N 7-П, из статьи 54 Конституции Российской Федерации следует, что юридическая ответственность может наступать только за те деяния, которые законом, действующим на момент их совершения, признаются правонарушениями.
Примененная заинтересованным лицом и судом первой инстанции в обоснование досрочного прекращения у ООО "Елена" права пользования недрами статья 17.1 была внесена в Закон о недрах Федеральным законам от 03.03.1995 N 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах", вступившим в действие с 15.03.1995.
Вместе с тем, в отсутствие регламентации в 1993 г. в Законе о недрах (ред. 23.07.1992) порядка перехода права пользования недрами и переоформления действующей лицензии, не позволяет квалифицировать действия АОЗТ "Елена" по подаче заявке от 26.05.1993 на получение лицензии на пользование недрами, как нарушение статьи 17.1 Закона о недрах, вступившей в действие 15.03.1995.
Также в период переоформления и внесения изменений в лицензию (с 26.01.2001 по 09.11.2001) пункт 4 части 1 статьи 20 Закона о недрах (ред.10.09.2001) не предусматривал обязанность прекращения права пользования недрами в случае нарушения условий перехода права пользования участком недр и переоформлении лицензии при реорганизация юридического лица, кроме только случая реорганизации юридического лица - пользователя недр путем присоединения к нему другого юридического лица или слияния его с другим юридическим лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В данном случае, правомерные действия заявителя по подаче заявки от 26.05.1993 на получение лицензии на пользование недрами и впоследствии заявки от 15.02.2001 о переоформлении и изменении условий лицензии, которые были рассмотрены в установленном порядке и завершились выдачей лицензии (15.06.1993) и ее переоформлением с указанием актуальных лицензионных условий (09.11.2001), не могли быть квалифицированы Минимуществом как нарушение требований абзаца 2 части 1 и части 2 статьи 17.1 Закона о недрах, равно как и не могли явиться основанием для досрочного прекращения права пользование недр, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 20 Закона о недрах, ввиду того, что указанные нормы в указанные периоды времени не действовали.
Следовательно, заинтересованным лицом нарушен общеправовой принцип применения юридической ответственности - применение ответственности, действующей на момент совершения правонарушения, то есть противоправного и виновного деяния, который исключает возможность применения вновь установленных санкций к ранее сложившимся правоотношениям и совершенным деяниям, иными словами - если при изменении законодательства ранее совершенное может быть квалифицировано как нарушение, то субъект не несет ответственность.
Допущенное нарушение Минимущества при принятии оспариваемого распоряжения не устранено судом первой инстанции.
Суд первой инстанции полагает, что установленные обстоятельства решением Арбитражного суда Челябинской области от 14.10.2016 по делу N А76-10978/2015 в рамках которого были удовлетворены требования ЗАО "Феникс" к Миниимущества и Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании недействительными ненормативных правовых актов названных административных органов, являются преюдициальными для рассмотрения настоящего дела.
Также суд первой инстанции счел преюдициальными обстоятельствами, установленными решением Арбитражного суда Челябинской области от 08.12.2015 по делу N А76-26758/2014, которым удовлетворено требование ЗАО "Феникс" к Минимущества о признании недействительным заключения государственной экспертизы запасов ОПИ Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 31.12.2013 N 36, утвержденного 09.01.2014 министром промышленности и природных ресурсов Челябинской области Ковальчуком Е.В., как не соответствующее положениям части 4 и части 5 статьи 7, части 3 и части 4 статьи 11 закона РФ "О недрах".
В ходе рассмотрения указанного спора установлено, что ООО "Елена" представило в экспертную комиссию по запасам общераспространенных полезных ископаемых Министерства заявление и Отчет о результатах доразведки флангов Еленинского месторождения мраморов в границах горного отвода в Карталинском муниципальном районе Челябинской области, проведенной в 2013, с подсчетом запасов по состоянию на 01.01.2013. Проведенная в ходе дела судебная экспертиза подтвердила факт непроведения ООО "Елена" геологоразведочных работ на месторождении.
Кроме того, суд первой инстанции пришел о том, что не подлежит доказыванию обстоятельство, установленное Арбитражным судом Челябинской области в рамках рассмотрения дела N А76-13064/2017, что само по себе наложение лицензионного участка по лицензии ЧЕЛ N 07054 ТР на лицензионный участок по лицензии ЧЕЛ N 00944 ТЭ не свидетельствует о нарушении прав ООО "Елена" как пользователя недр по лицензии ЧЕЛ N 00944 ТЭ, так как явилось следствием низкой точности определения географических координат угловых точек лицензионного участка по лицензии ЧЕЛ N 00944 ТЭ со стороны самого ООО "Елена".
Между тем, судебная коллегия отмечает, что географические координаты угловых точек лицензионного участка по лицензии ЧЕЛ N 00944 ТЭ являются аналогичными географическим координатам границ участка недр, установленным протоколом заседания экспертного Совета по лицензированию пользования недрами от 22.03.2001 N 102т.
Вместе с тем, ссылка суда первой инстанции на обстоятельства, установленные по делам Арбитражного суда Челябинской области N N А76-26758/2014, А76-10978/2015, А76-13064/2017, как преюдициальные для рассмотрения настоящего дела, подлежит отклонению, в силу того, что ни одно из указанных обстоятельств не было предметом рассмотрения Минимущества при принятии оспариваемого распоряжения, а суд первой инстанции в нарушение частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменил таким образом основания принятого распоряжения.
Поскольку Минимущества оспариваемое распоряжение принято в отсутствие со стороны заявителя установленных нарушений обязательных требований в сфере недропользования, что исключало применение к заявителю ответственности в виде досрочного прекращении права пользования участком недр, то требование ООО "Елена" подлежит удовлетворению, распоряжение Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 22.05.2018 N 1748-Р "О досрочном прекращении права пользования участком недр местного значения по лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ от 09.11.2001" надлежит признать недействительным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пунктов 3, 4 части 1, части 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба ООО "Елена" - удовлетворению.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы ООО "Елена" по уплате в федеральный бюджет за подачу заявления и апелляционной жалобы государственной пошлины в размере 4 500 рублей платежными поручениями от 23.07.2018 N 597, от 15.01.2020 N 32 подлежат взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.11.2019 по делу N А76-23996/2018 отменить.
Требование общества с ограниченной ответственностью "Елена" удовлетворить.
Признать недействительным распоряжение Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 22.05.2018 N 1748-Р "О досрочном прекращении права пользования участком недр местного значения по лицензии ЧЕЛ 00944 ТЭ от 09.11.2001".
Обязать Министерство промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области устранить допущенные нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Елена".
Взыскать с Министерства промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Елена" судебные расходы по уплате в федеральный бюджет государственной пошлины платежными поручениями от 23.07.2018 N 597, от 15.01.2020 N 32 за подачу заявления и апелляционной жалобы в размере 4 500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.