г. Тула |
|
25 мая 2020 г. |
Дело N А54-7570/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.05.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.05.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Еремичевой Н.В.,
судей Большакова Д.В. и Стахановой В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой В.С.,
при участии от ответчика - управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям - Шин Н.Г. (доверенность от 17.12.2019 N 143), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Мериклон", третьих лиц - открытого акционерного общества "Геркулес", общества с ограниченной ответственностью "СибирьЭкспо", извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям на решение Арбитражного суда Рязанской области от 14.02.2020 по делу N А54-7570/2019 (судья Шуман И.В.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мериклон" (Рязанская область, Касимовский район, д. Ахматово, ОГРН 1156226000028, ИНН 6204001733) (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям (г. Москва, ОГРН 1107746501829, ИНН 7734638569) (далее - административный орган, управление Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям, управление) от 03.07.2019 N 10-18Ф/2019 о назначении административного наказания.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: открытое акционерное общество "Геркулес" (Московская область, г. Клин, ОГРН 1025002586179, ИНН 5020002781), общество с ограниченной ответственностью "СибирьЭкспо" (Красноярский край, Минусинский район, п. Зеленый Бор, ОГРН 1161901051465, ИНН 1901129393).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 14.02.2020 заявленное требование удовлетворено.
Судебный акт мотивирован недоказанностью в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда отменить, как незаконное, и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, в период с 07.02.2019 по 08.02.2019 по адресу: Московская область, Клинский район, г. Клин, ул. Лавровская дорога, д. 71, строение 6 Истринским межрайонным отделом управления Россельхознадзора по г. Москве, Московской и Тульской областям на основании распоряжения от 09.01.2019 N 06-РС в отношении ОАО "Геркулес" проведена внеплановая проверка с целью исполнения поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Гордеева А.В. от 28.11.2018 АГ-П11-8385 и Приказа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 04.12.2018 N 1398ДСП.
В ходе проверки был произведен отбор образцов зерна с целью подтверждения соответствия качества и безопасности продукции требованиям ГОСТ и TP ТС 015/2011 "О безопасности зерна", а именно:
- зерно непереработанное для пищевых целей, овес, урожай 2018 года, общая партия поступающая на переработку - 49 100 кг, урожай 2018 года, в сопровождении копии декларации ЕАЭС N RU D-RU.HA36.A.02256/19; согласно копий товарно-транспортных накладных от 05.02.2019 N б/н, грузоотправитель ООО "Мериклон".
Отбор проб осуществлялся непосредственно из входящих автотранспортных средств на территории элеватора ОАО "Геркулес" перед разгрузкой.
Отобранные образцы в количестве двух были переданы для исследования в ФГБУ "Центр оценки качества и безопасности зерна и продуктов его переработки" для подтверждения соответствия качества и безопасности продукции требованиям ГОСТ и TP ТС 015/2011 "О безопасности зерна" (акт отбора проб N 5, этикетка к акту N 5, с/п 30454647, с/п 30454678).
По результатам проведенной экспертизы в отношении партии продукции - овес продовольственный - 49 100 кг и протоколов испытаний от 27.02.2019 N 2866, от 27.02.2019 N 2864 ФГБУ "Центр оценки качества и безопасности зерна и продуктов его переработки" установлено несоответствие ГОСТ и TP ТС 015/2011 "О безопасности зерна", в частности, выявлено остаточное содержание пестицидов: 1) 2,4-Дихлорфеноксиуксусной кислоты, ее соли и эфиры - обнаружено менее 0,005 мг/кг, тогда как по нормативу не допускается; 2) пиримифос-метил - обнаружено 0,674 мг/кг и 0,786 мг/кг, тогда по нормативу допускается 0,1 мг/кг, а также выявлено заражение вредителями: I степень зараженности овса продовольственного клещами (живые) - обнаружено суммарная плотность заражения (далее - СПЗ=0,3 (6,0 экз/кг) и СПЗ = 0,4 (8,0 экз/кг), тогда как по нормативу не допускается.
В адрес ООО "Мериклон" 04.04.2019 было направлено информационное письмо за подписью заместителя руководителя управления Васина Д.В. с приложением на 32 листах и выдано предписание N 10-13Ф/2019 об устранении нарушений законодательства в отношении партии продукции - зерно непереработанное для пищевых целей, овес, урожай 2018 года, а именно в срок до 22.04.2019 отозвать декларацию соответствия ЕАЭС N RU D-RU.D-RU.NA36.A.02256/19.
По результатам проверки должностным лицом управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям в отношении общества 17.04.2019 составлен протокол N 10-13Ф/2019 об административном правонарушении, послуживший основанием для вынесения управлением постановление от 20.05.2019 N 10-13Ф/2019 о привлечении ООО "Мериклон" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами административный орган пришел к выводу о наличии в действиях общества также состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку овес продовольственный не соответствует требованиям, заявленным в декларации о соответствии ЕАЭС N RU D-RU.D-RU.NA36.A.02256/19.
По факту нарушения должностным лицом управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям в отсутствие представителя ООО "Мериклон", извещенного надлежащим образом, 18.06.2019 составлен протокол об административном правонарушении N 10-18Ф/2019, предусмотренном частью 1 статьи 14.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении должностным лицом управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям вынесено постановление от 03.07.2019 N 10-18Ф/2019 о привлечении ООО "Мериклон" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с постановлением управления от 03.07.2019 N 10-18Ф/2019, ООО "Мериклон" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 14.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена административная ответственность за недостоверное декларирование соответствия продукции.
Объективной стороной указанного административного правонарушения является совершение декларантом действий, связанных с подтверждением соответствия продукции требованиям технических регламентов, в результате использования либо применения при декларировании недостоверных собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории, технической документации.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения по разработке, принятию, применению и исполнению обязательных требований к продукции.
С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется виной.
В качестве субъекта административной ответственности выступают индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица.
Статьей 12 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевой продукции" (далее - Закон N29-ФЗ) предусмотрено, что предназначенные для реализации пищевые продукты, материалы и изделия подлежат обязательному подтверждению соответствия обязательным требованиям нормативных документов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Пункт 2 статьи 28 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) предусматривает обязанность лица обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов; выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия; указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
В силу статьи 2 Закона N 184 декларирование соответствия есть форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов; декларация о соответствии - это документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Подтверждение соответствия является документальное удостоверение соответствия продукции требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.
Согласно пункту 5 статьи 24 Закона N 184-ФЗ декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать: наименование и местонахождение заявителя; наименование и местонахождение изготовителя; информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект; наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция; указание на схему декларирования соответствия; заявление заявителя о безопасности продукции при ее использовании в соответствии с целевым назначением и принятии заявителем мер по обеспечению соответствия продукции требованиям технических регламентов; сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате системы качества, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов; срок действия декларации о соответствии; иные предусмотренные соответствующими техническими регламентами сведения.
Срок действия декларации о соответствии определяется техническим регламентом. Форма декларации о соответствии утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
Часть 2 статьи 28 Закона N 184-ФЗ предусматривает обязанность лица выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после подтверждения такого соответствия.
При этом подтверждением соответствия, в силу положений Закона N 184-ФЗ, является документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" продукция зерновых культур (позиции с 9710 по 9710) подлежит обязательному подтверждению соответствия в форме принятия декларации о соответствии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона N 184-ФЗ декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем: принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств; принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (далее - третья сторона).
При декларировании соответствия заявителем может быть зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющиеся изготовителем или продавцом, либо выполняющие функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям технических регламентов и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя).
На пищевую продукцию и связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации распространяются нормы ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880.
Согласно части 1 статьи 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии данному Техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Названый технический регламент (ТР ТС 021/2011) устанавливает обязательные для применения и исполнения на единой таможенной территории Таможенного союза требования к зерну и связанные с ними требования к процессам производства хранения, перевозки, реализации и утилизации зерна, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей зерна.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны предоставлять органам государственного надзора полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий и оказании таких услуг (пункт 1 статьи 5 Закона N 29-ФЗ).
На основании положений данного Закона и требований технических регламентов согласно части 1 статьи 34 Закона N 184-ФЗ органы государственного контроля (надзора) вправе: требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом; осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; требовать от изготовителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления доказательственных материалов, использованных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента.
Судом установлено и следует из материалов дела, что грузоотправитель - ООО "Мериклон" на основании копии товарной накладной от 05.02.2019 N 25 в сопровождении копии декларации ЕАЭС N RU D-RU.D-RU.NA36.A.02256/19 осуществило выпуск в оборот (реализацию) партии зерна - овес продовольственный, общим весом 49,1 тонн грузополучателю - ОАО "Геркулес".
Установлено, что из входящих автотранспортных средств на территории элеватора ОАО "Геркулес" перед разгрузкой были отобраны образцы в количестве двух и переданы для исследования в ФГБУ "Центр оценки качества и безопасности зерна и продуктов его переработки" для подтверждения соответствия качества и безопасности продукции требованиям ГОСТ и TP ТС 015/2011 "О безопасности зерна" (акт отбора проб N 5, этикетка к акту N 5, с/п 30454647, с/п 30454678).
По результатам проведенной экспертизы в отношении партии продукции - овес продовольственный - 49 100 кг и протоколов испытаний от 27.02.2019 N 2866, от 27.02.2019 N 2864 ФГБУ "Центр оценки качества и безопасности зерна и продуктов его переработки" установлено несоответствие ГОСТ и TP ТС 015/2011 "О безопасности зерна", а именно: выявлено остаточное содержание пестицидов: 1) 2,4-Дихлорфеноксиуксусной кислоты, ее соли и эфиры - обнаружено менее 0,005 мг/кг, тогда как по нормативу не допускается; 2) пиримифос-метил - обнаружено 0,674 мг/кг и 0,786 мг/кг, тогда по нормативу допускается 0,1 мг/кг, а также выявлено заражение вредителями: I степень зараженности овса продовольственного клещами (живые) - обнаружено суммарная плотность заражения (далее - СПЗ = 0,3 (6,0 экз/кг) и СПЗ = 0,4 (8,0 экз/кг), тогда как по нормативу не допускается.
Данные факты установлены Арбитражным судом Рязанской области по делу N А54-4963/2019, в рамках которого суд признал, что ООО "МЕРИКЛОН" допустило нарушение требований Технического регламента в части положений статьи 3,4,5 ТР ТС 015-2011, в связи с чем в его действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 27.09.2019 по делу N А54-4963/2019, постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2020 оставлено без изменения.
Одновременно привлекая ООО "Мериклон" к административной ответственности по части 1 статьи 14.44 КоАП РФ, управление исходило из установления факта несоответствия продукции (овса) требованиям, заявленным в декларации о соответствии ЕАЭС N RU D-RU.D-RU.NA36.A.02256/19.
Вместе с тем обществом представлена декларация о соответствии ЕАЭС от 30.01.2019 N RU D-RU.D-RU.NA36.A.02256/19, в которой общество заявило о соответствии овса кормового, партии 400 тонн, урожай 2018 требованиям ТР ТС 015/2011 "О безопасности зерна", ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки".
Декларация о соответствии принята на основании протокола испытаний от 30.01.2019 N 001/D-30/01/19, выданного испытательным центром контроля продовольственной продукции "Спутник" ООО "Вега".
Однако, как установлено судом по делу N А54-4963/2019 и подтверждено материалами настоящего дела, общество выпустило в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза продукцию, которая в результате проведенной экспертизы в отношении партии товара (овса продовольственного, 49 100 кг), и протоколов испытаний от 27.02.2019 N 2866, от 27.02.2019 N 2864 ФГБУ "Центр оценки качества и безопасности зерна и продуктов его переработки" признана несоответствующей ГОСТ и TP ТС 015/2011 "О безопасности зерна".
Таким образом, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, именно фактически исследуемые образцы изъятой в ходе проверки продукции не соответствовали названным требованиям ТР ТС 015/2011 "О безопасности зерна", ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", на соответствие которых данная продукция была ранее задекларирована.
В свою очередь, административный орган в связи с выявленным нарушением пришел к выводу о том, что обществом проведено недостоверное декларирование овса, урожая 2018 года.
При этом, как справедливо отмечено судом первой инстанции, управление не указывает, что исследуемые образцы обществом были представлены для подтверждения качества продукции с целью декларирования продукции (подобных доказательств не представлено).
По справедливому суждению суда, вопреки доводам жалобы, делая вывод о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.44 КоАП РФ, административный орган не учел, что декларирование соответствия является одной из форм обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.
Соответствие подтверждается документом, именуемым декларацией о соответствии (статья 2 Закона N 184-ФЗ).
Вместе с тем, как верно констатировано судом, сведения о том, что в ходе проверки административным органом исследовались непосредственно обстоятельства получения обществом указанной выше декларации, а также документы, послужившие основанием для ее принятия, в материалах дела отсутствуют.
Также в материалах дела отсутствуют и доказательства представления обществом недостоверных, искаженных, неполных сведений, положенных в основу выдачи декларации о соответствии, подтверждающей соответствие продукции требованиям технических регламентов, либо доказательств того, что органом по сертификации указанные в декларации протоколы не составлялись и не выдавались.
То обстоятельство, что конкретная партия товара, реализованного обществом в феврале 2019 года, в период действия уже выданной (в январе 2019 года) декларации о соответствии (фактически на составную часть произведенного товара, а не на продукцию в целом), не отвечает требованиям ТР ТС, не свидетельствует, как справедливо посчитал суд первой инстанции о том, что сама декларация о соответствии выдана на основании недостоверных, искаженных сведения (протоколов испытаний).
Доказательств, подтверждающих, что спорная декларация о соответствии выдана на основании недостоверных, искаженных сведения (протоколов испытаний), материалы дела не содержат.
Указанные обстоятельства в ходе проверки не исследовались.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что управлением не доказано наличие в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.44 КоАП РФ, в связи с чем обоснованно признал незаконным и отменил постановление административного органа от 03.07.2019 N 10-18Ф/2019.
Каких-либо убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих правомерность выводов суда первой инстанции и позволяющих отменить или изменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 14.02.2020 по делу N А54-7570/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-7570/2019
Истец: ООО "МЕРИКЛОН"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО ГОРОДУ МОСКВА, МОСКОВСКОЙ И ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТЯМ
Третье лицо: ОАО "Геркулес", ООО "СибирьЭкспо"