г. Тула |
|
25 мая 2020 г. |
Дело N А62-4915/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2020 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Стахановой В.Н., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Левиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Абена" и Смоленской таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.12.2019 по делу N А62-4915/2019 (судья Котлова Л.И.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Абена" (г. Москва, ОГРН 1027739079940, ИНН 7705018169) к Смоленской таможне (г. Смоленск, ОГРН 1137746526180, ИНН 7718937650) о признании незаконным отказа от 17.04.2019 N 1213/15289 и уплате процентов,
лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Абена" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Смоленской таможне (далее - таможня), в котором просило признать незаконным отказ таможни в уплате процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей, изложенный в письме от 17.04.2019 N 1213/15289; и обязать таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем уплаты процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей, в размере 2 264 431 руб. 97 коп.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 24.12.2019 отказ таможни в уплате процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей, изложенный в письме от 17.04.2019 N 1213/15289, признан незаконным; суд обязал таможню выплатить обществу проценты, начисленные на сумму излишне взысканных/уплаченных таможенных платежей и пени, в размере 1 742 132 руб. 97 коп. Кроме того, суд первой инстанции взыскал с таможни в пользу общества 3 000 руб. в возмещение судебных расходов, а с общества в доход федерального бюджета 7 916 руб. 49 коп. государственной пошлины.
Не согласившись с постановленным решением, общество и таможня обратились в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить.
Общество в обоснование своей позиции ссылается на то, что подлежащие взысканию проценты следует начислять со дня, следующего за днем взыскания по день фактического возврата; указывает, что требование об обязании таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем уплаты процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей, не является самостоятельным имущественным требованием, в связи с чем с общества не подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 7 916 руб. 49 коп.
Таможня в апелляционной жалобе указывает, что заявления общества о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств возвращены без рассмотрения в связи с непредставлением предусмотренных действующим законодательством документов; полагает, что сумму пени нельзя рассматривать как сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, на которую подлежат начислению проценты за нарушение срока возврата.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалоб и отзывов на них, суд апелляционной инстанции усматривает основания для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, обществом по ДТ N 10113073/250515/0004232 продекларированы товары: товар 1 - ABRI SOFT (размер superdry 60 x 90) одноразовые впитывающие пеленки для защиты постельного белья и матрасов, впитывающие пеленки одноразового применения для ухода за лежачими больными, для проведения процедур, а также для использования в качестве дополнительной защиты постели и кресел во время смены прокладки, подгузника или постельного белья, артикул 25412302; товар 2 - санитарно-гигиенические изделия из волокон целлюлозы - подгузники, обеспечивающие соблюдение санитарно-гигиенических условий для инвалидов с нарушением функций выделения; по ДТ N 10113073/060715/0005621, N 10113073/220615/0005147, N 10113073/130715/0005893, N 10113073/100815/0006969 товар - санитарно-гигиенические изделия из волокон целлюлозы - урологические прокладки анатомической формы для людей с тяжелой степенью недержания, подгузники, обеспечивающие соблюдение санитарно-гигиенических условий для инвалидов с нарушением функций выделения.
При таможенном оформлении товара и помещении его в режим для внутреннего потребления товар в указанных ДТ классифицирован по коду ОКП 93 9800 и коду ТН ВЭД 9619 00 290 0, обществом произведена оплата таможенных платежей (НДС 10 % и таможенная пошлина 5 %).
В отношении товаров, продекларированных по декларациям N 10113073/060715/0005621, N 10113073/220615/0005147, N 10113073/130715/0005893, N 10113073/100815/0006969 таможней установлено, что обществом не представлены регистрационные удостоверения, подтверждающие, что данный товар является товаром для медицинского применения.
В отношении товаров, продекларированных по ДТ N 10113073/250515/0004232, проведена таможенная экспертиза и Ярцевским таможенным постом принято решение по классификации от 17.07.2015 N РКТ-10113073-15/000084 о классификации части товара N 1 (артикул 25412302) в товарной подсубпозиции 9619 00 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС и решение об изменении решения по классификации (в части заполнения графы 5) от 22.07.2015 N РКТ-10113073-15/000084, а также решение по классификации от 17.07.2015 N РКТ-10113073-15/000085 о классификации товара N 2 в товарной подсубпозиции 9619 00 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС и решение об изменении решения по классификации (в части заполнения графы 5) от 22.07.2015 N РКТ-10113073-15/000085.
В связи с корректировкой указанной декларации на товары таможня решениями о зачете денежного залога N 10113000/020915/ЗДзО-2287/ТС/, N 10113000/020915/ЗДзО-2288/-/, N 10113000/020915/ЗДзО-2289 произвела зачет по таможенной расписке N ТР-6576557, а также взыскала с общества по таможенному приходному ордеру N ТС-1285217 таможенные платежи (доплата НДС 8 % и таможенная пошлина 9,6 %).
Полагая, что спорный товар относится к медицинским изделиям, общество 18.11.2015 обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне взысканных таможенных платежей (НДС и таможенная пошлина) в размере 1 257 846 руб. 25 коп.
Таможней заявление общества возвращено последнему без рассмотрения 01.12.2015 в связи с отсутствием документов, представляемых согласно ст. 122, п. 2 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), а именно: документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о возврате, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа; образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление; документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов (КДТ).
Посчитав решение таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 12.02.2018 по делу N А62-9590/2015 заявленные обществом требования в части обязания таможни осуществить возврат излишне уплаченных таможенных платежей в размере 1 257 846 руб. 25 коп. удовлетворены.
Общество ввезло на территорию Российской Федерации санитарно-гигиенические изделия из волокон целлюлозы - подгузники, обеспечивающие соблюдение санитарно-гигиенических условий для инвалидов с нарушением функций выделения, урологические подгузники анатомической формы для людей с тяжелой степенью недержания, подгузники, обеспечивающие соблюдение санитарно-гигиенических условий для инвалидов с нарушением функций выделения, одноразовые впитывающие пеленки для защиты постельного белья и матрасов.
При таможенном оформлении товара в указанных ДТ в графе 33 заявлен классификационный код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС классифицирован по коду ОКП 93 9800 и коду ТН ВЭД ЕАЭС 9619 00 900 9. Обществом произведена оплата таможенных платежей (НДС 18 % и ввозная таможенная пошлина 14,6 % и 11,9 %).
Общество обратилось в таможню с заявлением о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта, в котором просило внести изменения в сведения в спорные ДТ в отношении товара в графу 33, вместо указанного кода ТН ВЭД 9619 00 900 9 внести код ТН ВЭД 9619 00 290 0, и соответствующие изменения в графу 47 (исчисление платежей).
Таможня в ответ на обращение общества письмом от 30.06.2016 N 17-17/16015 отказала во внесении изменений в ДТ, общество обратилось в таможню с заявлением от 30.06.2016 о возврате излишне взысканных таможенных платежей по ранее заявленным ставкам (НДС 10 % и ввозная таможенная пошлина 5 %) в размере 5 300 948 руб. 40 коп.
Таможней заявление общества возвращено последнему без рассмотрения письмом от 07.07.2016 N 15-25/16824 в связи с отсутствием документов, представляемых согласно ст. 122, п. 2 ст. 147 Закона N 311-ФЗ.
Посчитав решение таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 12.07.2018 по делу N А62-5942/2016 заявление общества удовлетворено: отказ таможни в возврате излишне взысканных таможенных платежей признан незаконным; суд обязал таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возврата излишне взысканных таможенных платежей в размере 5 300 948 руб. 40 коп.
Впоследствии обществом задекларированы медицинские товары - "изделия медицинские для больных, страдающих недержанием, непромокаемые, впитывающие: прокладки, подгузники, пеленки..."; товар помещен под процедуру для внутреннего потребления с присвоением кода ТН ВЭД ЕАЭС (ТС) 9619 00 290 0 и кода ОКП 93 9800 "Материалы и средства медицинские прочие" с соответствующей уплатой таможенных платежей по ставке НДС 10 % и таможенной пошлины в размере 5 %.
Общество при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации уплатило подлежащие уплате в соответствии с кодом ТН ВЭД 9619 00 290 0 таможенные платежи по ставкам НДС - 10 % и таможенная пошлина 5 %.
По результатам проверки таможней вынесено решение об изменении классификационного кода ТН ВЭД ЕАЭС (ТС) 9619 00 290 0 на код ТН ВЭД ЕАЭС (ТС) 9619 00 900 9, что привело к увеличению ставки ввозной таможенной пошлины с 5 % до 14,6 % и НДС с 10 % до 18 %.
В результате изменения кода товара с кода ТН ВЭД 9619 00 290 0 на ТН ВЭД 9619 00 900 9 таможня выдала обществу требования об уплате таможенных платежей с учетом увеличения таможенной пошлины, НДС и пени на общую сумму 4 915 942 руб. 17 коп., которые исполнены обществом, что подтверждается представленными в дело платежными поручениями.
Полагая, что спорный товар относится к медицинским изделиям, общество 31.07.2017 обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне взысканных таможенных платежей в размере 4 915 942 руб. 17 коп.
Таможней заявление общества возвращено последнему без рассмотрения письмом от 25.08.2017 N 11-25/25358 в связи с отсутствием документов, представляемых согласно ст. 122, п. 2 ст. 147 Закона N 311-ФЗ.
Посчитав решение таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 09.04.2018 по делу N А62-9882/2017 заявление общества удовлетворено: отказ таможни в возврате излишне взысканных таможенных платежей признан незаконным; суд обязал таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, осуществив возврат излишне уплаченных таможенных платежей в размере 4 915 942 руб. 17 коп.
Во исполнение вступивших в законную силу решений Арбитражного суда Смоленской области по делам N А62-9590/2015 (23.12.2016 в размере 1 257 846 руб. 25 коп.), N А62-5942/2016 (18.01.2019 в размере 5 300 948 руб. 39 коп.), N А62-9882/2017 (24.09.2018 в сумме 4 200 053 руб. 41 коп.), имеющим преюдициальную силу для рассматриваемого спора в силу ст. 69 АПК РФ, таможней произведен возврат излишне уплаченных/взысканных таможенных платежей и пени.
Общество обратилось в таможню с заявлением (вх. N 5129 от 18.03.2019) о выплате процентов, начисляемых в порядке п. 6 ст. 147 Закона N 311-ФЗ, в ответ на которое таможня письмом от 17.04.2019 исх. N 12-13/15289 рекомендовала обществу обратиться с заявлением в Центральное таможенное управление, так как с 13.09.2018 администрирование единых лицевых счетов в соответствии с кодом налогового учета плательщика осуществляет Центральное таможенное управление в отношении юридических лиц, КПП которых в ЕГРЮЛ начинается с 31, 32, 33, 36, 37, 40, 44, 46, 48, 50, 57, 62, 67, 68, 69,76, 77, а у общества КПП 771801001.
Посчитав отказ таможни в выплате процентов, оформленный письмом от 17.04.2019 N 1213/15289, не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и обязании таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем уплаты процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей, в размере 2 264 431 руб. 97 коп.
Частично удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции руководствовался следующим.
Согласно ч. 1 ст. 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В соответствии с п. 6 ст. 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями гл. 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
В силу п. 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - Постановление N 18) выплата предусмотренных ч. 6 ст. 147 Закона N 311-ФЗ процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у частного субъекта.
В данном случае право общества на получение процентов применительно к ч. 6 ст. 147 Закона N 311-ФЗ рассматривается как право на финансовую компенсацию потерь, вызванных неисполнением таможней своей обязанности вынести в установленный срок решение о возврате денежных средств. Иное толкование приведенных норм таможенного законодательства является неверным и не отвечает основам таможенного регулирования.
В случае излишнего взыскания таможенных платежей установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со ст. 117 Закона N 311-ФЗ, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа.
Если квалификация таможенных платежей как поступивших в бюджет излишне обусловлена внесением по инициативе плательщика соответствующих изменений в указанные в декларации сведения о товарах после их выпуска, предусмотренные ч. 6 ст. 147 Закона N 311-ФЗ проценты начисляются не ранее дня, следующего за днем истечения срока рассмотрения заявления о возврате таможенных платежей.
При этом расчет процентов производится по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, деленной на фактическое число дней в соответствующем году (365 или 366 дней), поскольку данная ставка является годовой.
Как справедливо указал суд первой инстанции, в п. 27 Постановления N 18 разъяснено, что при решении споров, связанных с возвратом таможенных платежей, следует исходить из того, что таможенные пошлины, налоги считаются взысканными, если их перечисление в бюджет произведено в связи с принятием соответствующего решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей. Следовательно, добровольное перечисление таможенных платежей во исполнение решения таможенного органа со стороны декларанта не является препятствием для последующего возврата таких платежей как излишне взысканных.
Факт незаконного взыскания с общества таможенных платежей и пени подтвержден материалами дела.
Апелляционная коллегия соглашается с судом области о несостоятельности довода таможни о том, что выплату обществу процентов должно производить Центральное таможенное управление, как орган, осуществляющий в соответствии с Приказом ФТС России от 24.08.2018 N 1329 "Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов, открытых на уровне ФТС России, с применением комплекса программных средств "Лицевые счета - ЕЛС" администрирование данных денежных средств, так как указанный приказ не может изменять порядок возврата денежных средств, установленный Законом N 311-ФЗ.
Следовательно, у таможни отсутствовали основания для вынесения оспариваемого отказа со ссылкой на отсутствие полномочий.
Действующим законодательством предусмотрено взыскание процентов как за сам факт излишнего взыскания таможенных платежей, налогов, пени, так и за нарушение срока рассмотрения соответствующего заявления о возврате.
Суд первой инстанции, проверив расчет истца и контррасчет таможни, пришел к обоснованному выводу, что:
- по делу N А62-9590/2015, по ДТ N 10113073/220615/0005147, N 10113073/130715/0005893, N 10113073/100815/0006969 платежи производились по таможенным распискам в добровольном порядке, поэтому проценты следует начислять по прошествии 30 дней с даты поступления соответствующего заявления о возврате; по ДТ N 10113073/250515/0004232 начисление процентов, в том числе, должно производиться на сумму пени, 02.09.2015 было произведено принудительное довзыскание, поэтому начисление процентов должно производиться с 03.09.2015. Согласно произведенному судом расчету сумма процентов составляет 137 079 руб. 17 коп.;
- по делу N А62-5942/2016 проценты начислены обществом только на сумму излишне уплаченных таможенных платежей, начиная с даты, следующей после зачисления авансовых платежей, по дату фактического возврата 18.01.2019; однако начисление процентов должно производиться не ранее истечения 30-ти дневного срока после поступления в таможню заявления о возврате, поскольку в данном случае оплата производилась авансовыми платежами в добровольном порядке; следовательно, подлежащие взысканию составляют 1 110 691 руб. 34 коп.;
- правильным является расчет процентов, начисленных на сумму излишне уплаченных таможенных платежей, взысканную судом в рамках дела N А62-9882/2017, произведенный обществом: проценты начислены на сумму излишне уплаченных/взысканных платежей и пени со дня, следующего за днем взыскания данных сумм по 24.09.2018 (дату возврата) и составляют 494 362 руб. 46 коп.
С учетом изложенного суд области обоснованно взыскал с таможни в пользу общества проценты, начисленные на сумму излишне взысканных/уплаченных таможенных платежей и пени, в размере 1 742 132 руб. 97 коп.
Однако, по мнению апелляционной коллегии, судом первой инстанции сделан ошибочный вывод о том, что обществом было заявлено два требования неимущественного (обжалование отказа) и имущественного характера (об уплате процентов), которое государственной пошлиной оплачено не было.
В связи с тем, что требование обязать таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем уплаты процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей, является вытекающим из удовлетворения требования о признании незаконным отказа таможни в уплате процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей, носит правовосстановительный, производный характер и в данном случае не является самостоятельным имущественным требованием, решение суда первой инстанции в части взыскания с общества в доход федерального бюджета 7 916 руб. 49 коп. государственной пошлины подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.12.2019 по делу N А62-4915/2019 отменить в части взыскания с общества с ограниченной ответственностью "Абена" в доход федерального бюджета 7 916 руб. 49 коп. государственной пошлины.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-4915/2019
Истец: ООО "Абена"
Ответчик: СМОЛЕНСКАЯ ТАМОЖНЯ